Тест «Рисунок семьи» (его диагностика и интерпретация как возможность сделать жизнь ребенка лучше)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА»
Advertisements

Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Особенности анализа рисунка. 2. Сюжет рисунка. 3. Последовательность расположения членов семьи. 4. Размеры фигур членов семьи. 5. Величина пространства.
САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА. 1.ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКИ И ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ. 2.РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ САМООЦЕНКИ. 3.КТО И ЧТО ВЛИЯЕТ НА САМООЦЕНКУ.
Игры с марионетками Кукла – обобщенный образ человека. Играя с ней дети выполняют действия, свойственные образу жизни человека. Дети хорошо отожествляют.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... Как если бы от этого зависела ваша жизнь. Л.Кьюби Адаптация пятиклассников.
Лицо подросткового кризиса Родительское собрание Сентябрь 2009.
Диагностические методики классного руководителя. Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей.
Возрастные и психологические особенности детей раннего подросткового возраста «Подростковый возраст предъявляет совокупность условий … для обострения и.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Роль ОУ в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, находящегося в замещающей семье заботазабота теплотепло ласкаласка любовьлюбовь Эмоциональнаяподдержка.
Портрет современного подростка Слишком говорлив. Чрезмерно подвижен. Не понимает чувств и переживаний других людей. Ощущает себя отверженным. Создает конфликтные.
ПРОГРАММА индивидуального развития ребёнка «Мы вместе» Автор: Григорьева Наталия Олеговна, учитель начальных классов учитель начальных классов МОУ «Гимназия.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Январь 2009 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.
Психологические приёмы, способствующие налаживанию продуктивной школьной мотивации.
ГБОУ СПО «Черепановское педагогическое училище» Косарева Анна Александровна Диагностика личностных качеств детей младшего школьного возраста 2010 год.
ДЕТСКИЕ СТРАХИ. Страх эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной.
Эмоциональные проблемы детей. Виды эмоциональных проблем Тревожность Агрессивность, постоянные конфликты со сверстниками Гиперактивность Необщительность,
Транксрипт:

Тест «Рисунок семьи» (его диагностика и интерпретация как возможность сделать жизнь ребенка лучше)

В данной работе я попыталась исследовать отклонения в поведении детей с помощью рисунка, т.к. считаю, что рисование может быть использовано в качестве дополнительной диагностической методики. К нам приходят дети со значительными отклонениями в поведении, агрессивных, неадекватно реагирующих на те или иные ситуации в коллективе. Тестирование детских рисунков продиктовано необходимостью работы с незнакомыми детьми, которые посещают детский клуб «Антошка». Нежелание, с которым дети выражают свои мысли, часто противоречат непринужденности, с которой ребенок работает с карандашом и бумагой, невольно выражая то, что он не может высказать словами. Рисунки детей были сделаны во время индивидуальных занятий в одинаковых условиях. Исследование (тестирование) проводилось на основе психологических тестов Джона Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация.» Дети рисовали семью, т. к. ребенка нельзя рассматривать отдельно от семьи, это реальность, которая мощно влияет на представления ребенка о себе и взаимодействие с окружающими людьми и предметами. Это то самое место, где нужно искать причины расстройств поведения. По мере взросления интересы и чувства ребенка начинают охватывать детей вне семейного круга. Внешние факторы приобретают все большее влияние в формировании взглядов и поведения, но семья или ее отсутствие продолжают оставаться основным, самым важным фактором, так как там ребенок научился или должен был научиться, как быть со своими чувствами и чувствами других людей. Среди младших детей тест «Нарисуй человека» и в особенности «Нарисуй свою семью» является достаточно эффективной методикой, т.к. не зависят от детских желаний или возможности словесно выразить свой эмоциональный конфликт. На рисунке семьи можно увидеть, как ребенок чувствует себя по отношению к тем, кто ему наиболее дорог. Рисунок семьи отражает реакцию ребенка на эмоциональный конфликт – тревожность, депрессию, враждебность, самоотрицание, удаление- с учетом его возраста, интеллекта. А теперь я хотела бы приступить к анализу рисунков семьи детей, посещающих наш подростковый клуб.

«Забывание» включить члена семьи – выражение негативного отношения к этому человеку, отвержение или символическое исключение. Как пример можно привести рисунок Никиты Б. (6 лет), который не захотел нарисовать своего отца. Мальчик очень беспокойный, нервный, с тревогой и напряжением ждущий реакции на свои поступки. Очевидно, что в семье с отцом сложные отношения и общение со старшей сестрой, а вернее, дружба с ней (см. рисунок) служит ему поддержкой в сложных семейных ситуациях. Леша П. (7 лет) категорически отказался рисовать свою семью. Маме он абсолютно не нужен, полностью предоставлен сам себе, частично воспитанием занимается прабабушка, которая абсолютно не является для него авторитетом. Характер ребенка формировала улица, стойкое неприятие семьи явилось следствием его отношений (очень непростых в начале его появления в «Антошке») в коллективе детей. Сейчас ребенок сильно изменился, стал эмоционально более открытым, стал легко вступать в контакт со сверстниками.

Отсутствие себя наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности. Это рисунок Вовы С. (9 лет), где он не стал изображать себя, а папу спрятал сначала за аквариумом, а потом все – таки нарисовал. Его на этом рисунке нет. Это объясняется постоянным родительским недовольством, чрезмерной критикой, предпочтением младшей сестренки. Все это поощряет низкую самооценку ребенка, подавляет его инициативу и желание достижения. В рисунке ребенок ясно показывает, что он не принадлежит семье.

Даже в черно – белых рисунках детей можно определить неврологические расстройства ребенка. Здесь представлен рисунок Кати М. Девочка – инвалид, сильно отстает в умственном развитии, причем очень чувствительна к своей неполноценности (отсутствие себя на рисунке). Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии, если это его портрет. Если же с большими руками изображены члены семьи, то это может означать ожидаемую или реальную агрессию с их стороны. Изостудию посещала очень застенчивая девочка Света С., рисовала неплохие рисунки для своего возраста, но когда я попросила нарисовать себя, то увидела очень милую девочку, но …без рук. Воспитывалась она без отца и была очень не уверена в себе.

Неуверенные в себе, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые застенчиво занимают только часть листа. Напротив, уверенные, хорошо приспособленные дети рисуют свободно, создавая фигуру, выражающую своим размером и размахом свободу от сдерживающих идей тревожности. Рисунок выполнен Андреем Ш. (12 лет).Мальчик неуверен в себе. Низкая успеваемость в школе. застенчив, с низкой самооценкой. Застенчивость прячется за показной развязностью. В семье непростые отношения. Себя нарисовал в последнюю очередь, неправильные пропорции, маленькая фигурка внизу листа. Если ребенок рисует одного из родителей больше по размеру, чем остальных членов семьи, игнорируя реальные физические данные, то, вероятно, он представляет его как деспотичного, подавляющего, пугающего человека. Также мы можем видеть рисунки, на которых один из родителей возвышается над другими, в реальности превосходящих его по росту и весу. На рисунке Антона Л. ( 10 лат) мама является наиболее значимой фигурой.

Производящий впечатление родитель может быть изображен с большими руками, если воспринимается как угрожающая фигура. Менее значимый родитель может быть изображен с маленькими руками или вовсе без них, как, например, на рисунке Лены Х. (6 лет) папа менее прорисован, была попытка нарисовать руки. Но ребенок их стер. Его фигура – замыкающая в ряду членов семьи. Следующий рисунок принадлежит Саше К.. Ребенок учится в 1 классе, отстает в развитии от сверстников, проблемная семья, без отца, двадцатилетний, нигде не работающий брат, тяжелое материальное положение семьи. Отсюда тревожное состояние ребенка. В рисунке оно проявляется в акценте на заштриховывании отдельных частей или фигуры целиком

В рисунках детей, которые могут изображать движение, позитивное взаимодействие между членами семьи показывает хорошее отношение или желание более близких отношений, когда ребенок изображает себя во взаимодействии с членами семьи. Отсутствие этого взаимодействия часто выражается тем, что каждый находится в отдельной комнате, как это изображено на рисунке Лены М. (9 лет). Фигуры людей на рисунке Лены К. (7 лет) изображены наклонно, руки совершенно не прорисованы. Такая графическая проекция говорит о чувстве неполноценности и необходимости в поддержке. К сожалению, ребенок попадает к нам уже в более старшем возрасте и не всегда его тестирование можно проводить, учитывая его изменения характера, психологии, поведения длительный период с самого раннего детства.

Проведение рисуночных тестов желательно начать со спонтанного рисования. Размер, порядковая позиция, включение или пропуск – это значимые диагностические индикаторы. Тесты очень помогают в работе с детьми и родителями, помогают ближе узнать ребенка, проанализировать причины тех или иных поступков, более целенаправленно подходить к его воспитанию.