Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК « Школа XXI века » ) ГБОУ СОШ 281 г. Москвы Учитель Начальных классов Пономарева Оксана Валерьевна
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци
Н а сегодняшний день учитель – это фасилитатор, проводник и наблюдатель, который должен создать возможность для учеников применять универсальные учебные действия в получении знаний Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis «лёгкий, удобный») это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию.
Условия развития УУД Необходимо исключить Нужно стремиться Цель обучения Передачу готовых знаний Развитие умений по применению знаний содержание Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания Учитель – режиссер. Ученик сам открывает знания через содержание УМК. методика Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей. Продуктивные задания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.
Современными требованиями, предъявляемыми новыми стандартами, обладает учебно-методический комплект « Школа XXI века ». Интегрированный курс предмета имеет связь с литературным чтением, технологией и другими науками, обеспечивает формирование у детей целостной картины мира, осознания места человека в этом мире
Для решения поставленных образовательных задач по данному предмету необходимо формировать универсальные учебные действия младших школьников. В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.
Взаимодействие «Учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе. Сотрудничество подразумевает командную работу умение работать вдвоём или в группе над выполнением задания. ! Работая в группе ученики помогают друг другу учиться решать проблемы, размышлять, меняться ролями, делиться, принимать помощь других учеников, заниматься творчеством и скоро почувствуют, какое удовольствие приносит совместная работа. Рабочие группы и пары я создавала несколькими способами: - Выбор делали сами ученики основываясь на общих интересах или дружбе; -Случайный выбор; - Решение принимает сам учитель.
Конечно я должна была постараться сформировать пары так, чтобы они сохранились на протяжении всего урока (уроков) и учились работать вместе. Попытки разделить учеников, чьи отношения не складываются, часто бывают непродуктивны. Познакомьтесь с самыми обычными, часто встречающимися конфликтами: 1. Ученик отказывается работать с партнером или с группой. 2. Никто не хочет работать вместе с каким-то учеником. 3. Ученик очень застенчив и не хочет участвовать в обсуждении. 4. Ученик не хочет уступать своему партнеру или другим членам группы. 5. Ученик не слушает и не воспринимает идеи и предложения, которые высказывает партнер или другие члены группы.
Правила сотрудничества Мы стремимся к тому, чтобы все члены группы участвовали в работе и чувствовали себя уверенно. Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать. Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело. Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше. Мы помогаем друг другу в работе. Мы не смеёмся над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку.
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) навыках.
Урок окружающего мира по теме «Жизнь животных» проводился в форме пресс – конференции. - У нас в гостях медведь. (ученик класса). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам). Вопросы журналистов: - Как тебя зовут? - Где ты живешь? - Чем ты питаешься? и т.д. При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.
- Что я делаю? (нагреваю воду) - А что в природе нагревает воду? (солнце) - Солнце - самый сильный источник тепла в природе. (познавательные ууд) - Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим. -Как вы думаете, что будет, если пар - соприкоснется с холодным предметом? - Проверим, так ли это? (показываю) - Почему образовались капельки? - А что произойдёт дальше? Почему же идёт дождь? Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах: -личностные (формирование интереса) - регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта) - познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником) - коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других )
1. Наблюдение объектов и явлений окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектами и явлениями. Рассмотри рисунки. Объясни, чем опыт отличается от наблюдения. Миша заметил, что днём сосульки тают. Миша изменил условия, и лёд быстро превратился в воду. Вспомни, какие опыты и наблюдения ты проводил ?
Важно отметить такое универсальное учебное действие как самооценка и рефлексия.. Самооценка. Продолжи предложения: 1. Мне было интересно…. 2. Было трудно…… 3. Теперь я могу…. 4. Мне хочется….. -Возьмите свою капельку и поселите её на -чёрную тучку, если вам было скучно на уроке. - А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку. ИЛИ -Как вы оцените свою работу на уроке ? Покажите на "светофоре". -С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеурочных занятий.
ИСТОЧНИКИ: 1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». Учебное пособие для учителя, М. «Просвещение», Р.Г. Чуракова «Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения» М. Академкнига/учебник, Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» рабочая тетрадь, 3 класс 4. Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» учебник, 3 класс