Анализ работы Спицкой Ирины Владимировны Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся использую ряд приемов и методов: Чтобы активизировать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель русского языка и литературы Воронков Алексей Михайлович Сохновская средняя школа.
Advertisements

Применение ИКТ в преподавании истории и обществознания и во внеурочной деятельности Учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Внедрение информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс Межшкольный методический центр Г.Гаврилов-Ям Павлова Е.В., методист ММЦ.
Семинар Использование новых информацион ных технологий при обучении химии.
Блочно- модульная технология в преподавании математики 1. Проблемный модуль 2. Информационный модуль 3. Расширенный модуль 4. Модуль систематизации 5.
Технология построения урока на основе ИКТ (теоретический семинар)
«Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся» Учитель биологии шл 27 г.Астана Матковская Т.Б.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Курсы АПК и ППРО Неясова Неясова Галина Анатольевна Галина Анатольевна Учитель биологии Учитель биологии МКОУ « Шабурновская СОШ » МКОУ « Шабурновская.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Здоровьесберегающий аспект использования телекоммуникационно- проектного метода при обучении в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов.
«Использование ИКТ в процессе преподавания биологии для активизации познавательной деятельности и развития логического мышления учащихся» Цель : создание.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Волгина Е.А. Учитель географии МОУ «СОШ с.Дмитриевка»
ИКТ как средство реализации ФГОС Мавлютова Н.М., преподаватель информатики, председатель предметно-цикловой комиссии технического профиля ГАОУ СПО Салаватский.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Пермяковская средняя общеобразовательная школа»открытьоткрыть Лесникова Наталья Анатольевна, учитель.
Целью данного проекта является - рассмотреть возможность различных программ для создания ЦОР. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие.
Информационные технологии в образовании.. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные.
Транксрипт:

Анализ работы Спицкой Ирины Владимировны Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся использую ряд приемов и методов: Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся использую ряд приемов и методов: 1. Работа в парах и в малых группах, статистических и динамических группах (при решении задач; взаимопроверка домашнего задания; решение некоторых проблем…) 2. Различные формы работы с книгой (составление плана, тезисов…) 3. Использую на уроках элементы историзма (историческая вставка – биография ученого, интересная история открытия закона…) Использую на уроках элементы занимательности (урок – путешествие, урок – сказка).

4. Применяю решение нестандартных задач во всех классах, т. е. задачи с элементами географии, биологии, экологии и истории: Гриб веселка, растет со скоростью 5 мм в минуту и растет до высоты 30 см. За какое время гриб достигает указанной высоты? (За 1 час) Гриб веселка, растет со скоростью 5 мм в минуту и растет до высоты 30 см. За какое время гриб достигает указанной высоты? (За 1 час) Веселые задачи: В магазин «Оптика» заходит покупатель. Продавец. Вам нужны очки минус девять. Продавец. Вам нужны очки минус девять. Покупатель. Как вы догадались? Покупатель. Как вы догадались? Продавец. Очень просто. Вместо дверей вы вошли в окно… Продавец. Очень просто. Вместо дверей вы вошли в окно… Вопрос: Определите оптическую силу линз, фокусное расстояние линз. Какой болезнью страдает покупатель? Какой болезнью страдает покупатель? Ответ: D=9 Дптр, F =11,1 см. Близорукость.

5. Для формирования физических понятий применяю ряд приемов. Карточки с формулами, таблицы – соответствия, например, A=Fs A=Fs P=mg P=mg p=F/s p=F/s υ=s/t υ=s/t F А =gρ ж V т F А =gρ ж V т

Vмассам mвескг Pскоростьм 3 hобъемН uвысотам/с Vмассамmвескг Pскоростьм 3 hобъемН uвысотам/с

6. В моей работе я уделяю внимание наглядности, доступности, оригинальности решений различными способами; самостоятельности в получении знаний, выбору метода решения задачи, связи науки с практикой; тестированию. 7. Использую проблемные занятия (практикум, конференции, дискуссии с элементами моделирования, занятия с использованием ЦОР) 8. Различные виды презентаций Учащиеся индивидуально или малыми группами создают презентации, которые затем на уроках – просматриваем, слушаем выступление автора, помогаем выявить все плюсы и минусы работы, анализируем и оцениваем. Например, «Радиоактивность», «Эйнштейн». Некоторые работы сделаны совместно со мной – презентации «Х-лучи», «Планета – есть колыбель разума…», «Напиток бодрости»…

Большое значение имеет организационный момент, я его провожу с повторения домашнего задания, т.е. в начале урока даю 2-3 минуты для восстановления в памяти материалов домашнего задания. Задача преподавателя при этом – увидеть в учебном процессе противоречие, путь и средства их разрешения. Поэтому в свою деятельность я включаю дидактический инструментарий: Большое значение имеет организационный момент, я его провожу с повторения домашнего задания, т.е. в начале урока даю 2-3 минуты для восстановления в памяти материалов домашнего задания. Задача преподавателя при этом – увидеть в учебном процессе противоречие, путь и средства их разрешения. Поэтому в свою деятельность я включаю дидактический инструментарий: карточки самоконтроля, карточки самоконтроля, карточки – соответствие, карточки – соответствие, карточки – вопросы, карточки – вопросы, разноуровневые задания, разноуровневые задания, тесты, тесты, кроссворды. кроссворды.

Большое значение имеет организационный момент, я его провожу с повторения домашнего задания, т.е. в начале урока даю 2-3 минуты для восстановления в памяти материалов домашнего задания. Задача преподавателя при этом – увидеть в учебном процессе противоречие, путь и средства их разрешения. Поэтому в свою деятельность я включаю дидактический инструментарий: Большое значение имеет организационный момент, я его провожу с повторения домашнего задания, т.е. в начале урока даю 2-3 минуты для восстановления в памяти материалов домашнего задания. Задача преподавателя при этом – увидеть в учебном процессе противоречие, путь и средства их разрешения. Поэтому в свою деятельность я включаю дидактический инструментарий: карточки самоконтроля, карточки самоконтроля, карточки – соответствие, карточки – соответствие, карточки – вопросы, карточки – вопросы, разноуровневые задания, разноуровневые задания, тесты, тесты, кроссворды. кроссворды.

Цель: Модернизация физического образования Цель: Модернизация физического образования Задачи: Формирование общеучебных навыков через ИКТ, умение применять знания в новой ситуации. Привитие интереса к физике, исследовательская деятельность учащегося.

Структура урока ИКТ Концептуальные - мотивация положения: - здоровьесбережение - целесообразность - целесообразность - оптимальность - оптимальность - медиаобразование - медиаобразование - адаптивность - адаптивность

Дидактическая модель Формула урока Формула урока Сценарий урока (вариант использования ИКТ) Сценарий урока (вариант использования ИКТ) Актуализация Актуализация Новая информация Новая информация Обобщение Обобщение Коррекция Коррекция Контроль Контроль Закрепление Закрепление Домашнее задание Домашнее задание

Цели и задачи Развитие личности Развитие личности Информационная культура Информационная культура Компетентности Компетентности Здоровье Здоровье Самоуправляющие механизмы Самоуправляющие механизмы Способы умственных действий Способы умственных действий Сфера эстетических и нравственных качеств Сфера эстетических и нравственных качеств

Формирование следующих компетентностей: Получение и обработка информации Получение и обработка информации Обращение к различным источникам Обращение к различным источникам Информация и ее использование Информация и ее использование Организация процесса изучения и выбор собственной траектории образования Организация процесса изучения и выбор собственной траектории образования Решение учебных проблем Решение учебных проблем Принятие на себя ответственности за получаемое образование Принятие на себя ответственности за получаемое образование

Контроль и оценивание Глобальность Глобальность Объективность Объективность Детальность Детальность Быстрота Быстрота Индивидуальный подход Индивидуальный подход Мониторинговый режим Мониторинговый режим

Средства ИТК CD CD DVD DVD Принтер Принтер Цифровая съёмка Цифровая съёмка Локальная сеть Локальная сеть Интернет Интернет Обучающие программы Обучающие программы Электронный учебник Электронный учебник Базы данных Базы данных Базы знаний Базы знаний

Методы Индивидуальные, групповые Индивидуальные, групповые Словесные (текст, гипертекст, аудио) Словесные (текст, гипертекст, аудио) Наглядные (фото, видео, мультимедиа, гипермедиа) Наглядные (фото, видео, мультимедиа, гипермедиа) Практические (тренинги, проекты) Практические (тренинги, проекты) Интерактивные Интерактивные Программированного обучения Программированного обучения Проблемно- развивающего Проблемно- развивающего Творческие (телекоммуникационные проекты, игры) Творческие (телекоммуникационные проекты, игры)

Компьютерный эксперимент в курсе физике Реальный эксперимент(РЭ) (-) Компьютерный эксперимент (КЭ) (+) 1 Недостаток учебного времени Недостаток учебного времени КЭ может вычленить главное в явлении, отсечь второстепенное, выявить закономерности 2 Отсутствие современного материально- технического оснащения Многократно провести испытание с измеряемыми параметрами, сохранить результаты и вернуться к своим исследованиям

3 Большее время на подготовку, проведение и анализ РЭ Большее время на подготовку, проведение и анализ РЭ За то же время можно провести значительно большее количество КЭ экспериментов За то же время можно провести значительно большее количество КЭ экспериментов 4 Не всегда служит источником знаний о физических закономерностях и законах ( значительные погрешности измерений, временные ограничения урока) КЭ дает возможность визуализации не реального явления, а его упрощённой теоретической модели КЭ дает возможность визуализации не реального явления, а его упрощённой теоретической модели 5 Выявляемые закономерности носят приближённый характер, рассчитанная погрешность превышает сами измерения Позволяет быстро и эффективно находить главные физические закономерности физического явления Позволяет быстро и эффективно находить главные физические закономерности физического явления Компьютерный эксперимент в курсе физике

6 Есть ситуации, недоступные в РЭ Возможность моделирования ситуаций, недоступных в РЭ (цикл Карно, модуляция и демодуляция, опыт Майкельсона по измерению скорости света, опыт Резерфорда и т.д.) 7 Недоступные процессы Модели КЭ позволяют ученику увидеть процессы в упрощённом виде представить схемы установок(управлять работой ядерного реактора) 8 РЭ проводится при определённых доступных условиях В большинстве интерактивных моделей предусмотрены варианты изменений в широких пределах начальных параметров и условий опытов, варьирования их временного масштаба

Компьютерный эксперимент в курсе физике 9 При выполнении РЭ у учащихся часто возникают значительные трудности при построении и чтении графиков При выполнении РЭ у учащихся часто возникают значительные трудности при построении и чтении графиков Возможность одновременного графического отображения результатов моделирования Возможность одновременного графического отображения результатов моделирования 10 Требования техники безопасности исключают возможность проведения некоторых работ Требования техники безопасности исключают возможность проведения некоторых работ Нет ограничений по технике безопасности на проведение КЭ Нет ограничений по технике безопасности на проведение КЭ

Компьютерный эксперимент в курсе физике Реальный эксперимент(РЭ) (+) Компьютерный эксперимент (КЭ) (-) 11 Отслеживается определённая закономерность Перегруженность возможностями изменения параметров- в одних моделях Перегруженность возможностями изменения параметров- в одних моделях 12 Объективность и убедительность результатов Объективность и убедительность результатов В других программах интерактивная модель- иллюстрация основного материала В других программах интерактивная модель- иллюстрация основного материала 13 Возможность проведения фронтального эксперимента Возможность проведения фронтального эксперимента Некоторые программы не могут быть использованы в сети Некоторые программы не могут быть использованы в сети

Варианты использования компьютерных моделей Варианты использования Этап урока 1 Как основа для проведения уроков, содержащих КЭ При изучении, повторении или закреплении 2 Как дополнительный демонстрационный материал в урочной системе На любом уроке

Варианты использования компьютерных моделей 3 Как основа элективного курса «Компьютерный эксперимент по физике» Элективный курс 4 Как учебное пособие в учреждениях дополнительного образования Кружковая работа 5 Как набор экспериментов для детей, интересующихся изучение природы Дополнительное образование 6 Как дополнительное пособие Для детей на домашнем обучении, для детей,пропустивших занятия в классе; для детей, обучающихся в режиме экстерната, дистанционно

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся Этап урока форма Цель- результат 1 Объяснение нового материала Интерактивная иллюстрация, демонстрируемая с помощью мультимедийного проектора Новые понятия, законы 2 Самостоятель ное изучение учебного материала Выполнение КЭ по заданным преподавателем условиям ( в виде рабочих листов или компьютерного тестирования) Новые понятия, законы в виде вывода КЭ

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся 3 Лабораторная работа с компьютерны ми моделями Исследовательская деятельность (самостоятельное планирование экспериментов, их осуществление и анализ результатов Сравнение результатов РЭ и КЭ Обнаружение причинно- следственных связей, построение функций физических величин, понимание границ применимости физических законов 4 Повторение Закрепление Контроль знаний Выполнение работ ( на уровнях узнавания, понимания и применения) при наличии рабочих листов (РЛ) учащегося РЛ обеспечивает заданную траекторию учебной деятельности ученика на уроке (по усвоению ЗУНов 5 Домашняя работа Домашние эксперименты по РЛ (при наличии ПК и ЦОП дома у учащегося) ЗУНы

Нетрадиционные виды деятельности учащихся Вид деятельности Деятельность учителя Деятельность ученика 1 Самостоятельное решение задания, правильность которого проверяют с помощью КЭ Учитель предлагает учащимся задание для с/р или д/з Решение задач с последующей компьютерной проверкой

Нетрадиционные виды деятельности учащихся 2 Исследование- наблюдение Учитель предлагает учащимся задание для с/р Учащиеся проводят небольшое исследование, используя компьютерную модель, получают результаты 3 Изучение нового материала с использованием КЭ в качестве главного средства обучения Учитель правильно формулирует задачу Учащиеся в ходе проведения КЭ приходят к необходимым вывода самостоятельно (формируется умение самостоятельной работы над темой)

Типы заданий, используемые при работе с интерактивными моделями Тип задания структура Назначение 1 Ознакомительное задание Содержит инструкцию по управлению и контрольные вопросы Предназначено для того,чтобы помочь учащемуся понять назначение модели 2 Компьютерные эксперименты 1-2 простых эксперимента Глубже вникнуть в смысл происходящего на экране

Типы заданий, используемые при работе с интерактивными моделями 3 Экспериментальные задачи Глубже вникнуть в смысл происходящего на экране 1-2 простых эксперимента 4 Расчетные задачи с последующей проверкой на ПК 2-3 расчётные задачи, результаты которых проверяют с помощью КЭ (с учётом диапазона изменения числовых параметров) Расширение знаний по изучаемому явлению

Типы заданий, используемые при работе с интерактивными моделями 5 Задачи с недостающим и данными Задачи с недостающим параметром Учащийся должен вначале разобраться какого параметра не хватает, задать его и работать по алгоритму (см. выше) 6 Творческое задание Учащийся должен вначале разобраться какого параметра не хватает, задать его и работать по алгоритму (см. выше) 7 Исследователь ское задание В ходе выполнения учащиеся должны спланировать и провести ряд КЭ, чтобы подтвердить или опровергнуть определённые закономерности

Типы заданий, используемые при работе с интерактивными моделями 8 Проблемное задание Демонстрируется проблемная ситуация Учащиеся должны разобраться в причинах противоречий с помощью КЭ 9 Качественные задачи Использование моделей в демонстрационном варианте 10 Задания на анализ возможностей компьютерной модели Задания на анализ возможностей компьютерной модели с последующим самостоятельным созданием рабочих листов Изучение возможностей модели, проведение ряда опытов и самостоятельная разработка ряда вопросов и исследовательских задач к ней

Проектирование компьютерного урока этапы Содержание 1 Начальный : проектирован ие Что учитывать Составление календарно-тематического плана изучения темы ( использование средств ИКТ оптимально распределяется по всем урокам) - содержание изучаемого материала, - основная пед. технология; - наличие в школе компьютерных, программных и аудио-видео-средств; - психологические и социометрические характеристики группы и каждого ребенка; - необходимость чередовать различные компьютерные средства - необходимость чередовать различные компьютерные средства

Проектирование компьютерного урока 2 Составление плана конкретного урока 1)Составление временнόй структуры урока,постановка задач и определение этапов для их достижения; 1)Составление временнόй структуры урока,постановка задач и определение этапов для их достижения; 2) из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства (рассмотреть целесообразность их применения по сравнению с традиционными); 2) из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства (рассмотреть целесообразность их применения по сравнению с традиционными); 3) отобранные материалы нужно оценить по времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохрометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени; 3) отобранные материалы нужно оценить по времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохрометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени;

Проектирование компьютерного урока Составление плана конкретного урока Алгоритм составления презентацион ной программы 4) составление временнόй развёртки урока (поминутного плана) 4) составление временнόй развёртки урока (поминутного плана) 5) при необходимости используется Интернет или составляется авторская программа 5) при необходимости используется Интернет или составляется авторская программа 6) из найденных материалов (файлов) собирается презентационная программа; 6) из найденных материалов (файлов) собирается презентационная программа; -составить сценарий -составить сценарий -соединить вместе карты и схемы, диаграммы и фотографии, фильмы и аудиозаписи, -соединить вместе карты и схемы, диаграммы и фотографии, фильмы и аудиозаписи, - при необходимости снабдить всё это подписями и комментариями - выделить шрифтом, цветом и светом наиболее важную информацию -компьютерная мышь используется как указка

Проектирование компьютерного урока Составление плана конкретного урока 7) планировать достижение определённых целей, предусмотреть поэтапную и результирующую диагностику; для усиления и углубления контроля можно использовать игровые программы или разработать авторские, которые включаются в презентационную программу 7) планировать достижение определённых целей, предусмотреть поэтапную и результирующую диагностику; для усиления и углубления контроля можно использовать игровые программы или разработать авторские, которые включаются в презентационную программу 3 Проблема здоровья: характеристики частота и длительность использования - характеристики зрительного и слухового восприятия ( острота, пороги, чувствительность),внимание, утомляемость - определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использовать в повседневной жизни - для физико-математических предметов определённая экспериментально оптимальная частота использования ПК и ТСО равна 1:8 (для учащихся лет)

Проектирование компьютерного урока 4ТСО эффективность применения Аудиовизуаль ных средств (ТСО) -зависит от этапа урока: -зависит от этапа урока: - в начале урока (5 минут- это сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минуты) - в начале урока (5 минут- это сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минуты) -в интервалах между 15-й и 20-й и 30-й и 35-й минутами -в интервалах между 15-й и 20-й и 30-й и 35-й минутами -усталость и потеря внимания наступают -усталость и потеря внимания наступают - продолжительности (не более 20 минут) - продолжительности (не более 20 минут) -запредельное торможение –при монотонном использовании одного средства в течении 30 минут -запредельное торможение –при монотонном использовании одного средства в течении 30 минут 5 Санитарные нормы в течение урока: в день: начальная школа – мин.; 50 мин.средняя ступень мин.; 120 мин.старшая ступень - 30 мин.; 200 мин.

Проектирование компьютерного урока 6 Типы мультимедийных продуктов 1 Электронный учебник 1 Электронный учебник 2 Репетитор 2 Репетитор 3 Справочник 3 Справочник 4 Контролирующие материалы 4 Контролирующие материалы 5 Хрестоматии 5 Хрестоматии 6 Энциклопедии 6 Энциклопедии Не всегда согласованы со школьным учебником; требуют адаптации Не всегда согласованы со школьным учебником; требуют адаптации 7 Обучающие программы Контролирующие программы - правильное в методическом отношении изложение нового материала; -есть строгая последовательность -максимальное разнообразие материалов и форм обучения +обновление