Концепция либерализации валютного режима в РК Смоляков О. Управление платежного баланса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 6. Валютная политика государства 1. Рыночный механизм и государственное регулирование в сфере валютных отношений. в сфере валютных отношений. 2.
Advertisements

Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
Международное движение капитала. Международная миграция капитала это движение капитала между странами, включающее экспорт, импорт капитала и его функционирование.
Государственное регулирование биржевой деятельности в Республике Беларусь.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2016 ГОД И ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ Проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной.
Международное движение капитала.
Финансовый рынок – один из самых важных элементов экономики, особенностью которого является возможность мобилизовать временно свободные средства, а также.
Инвестиции
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Регулирование и надзор банковской деятельности Подготовил: Жолжанов Н.М.
Денежно-кредитная политика Выполнили: Игнатьева И. Ю ГМУ Иванова К. А ГМУ.
Александр Хандруев Перспективы дальнейшего ужесточения процентной политики Банка России Февраль, 2011.
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
1 Тема 4. Международное движение капитала. 2 1-е занятие Вопросы: 1.Международная миграция капитала: понятие, причины, последствия, особенности и тенденции.
Решение проблем, связанных с притоками средств: опыт Казахстана, годы Аасим М. Хусейн Апрель 2007 года.
Валютная политика совокупность государственных мероприятий в сфере международных расчетов основа система целей валютной политики основные элементы конечная.
Правовое регулирование валютной деятельности. Три режима валютного регулирования Валютная монополия государства, при которой национальная денежная единица.
Расширение инвестиционной деятельности финансовых организаций: банков второго уровня, страховых организаций, кредитных товариществ. Агентство Республики.
Транксрипт:

Концепция либерализации валютного режима в РК Смоляков О. Управление платежного баланса.

Структура презентации 1. Взаимосвязь между ДКП и режимом валютного регулирования 2. Формы и причины сохранения ограничений (опыт стран) 3. Система регулирования потоков капитала 4. Цели и предпосылки либерализации 5. Системные риски 6. Принципы, критерии либерализации и категории операций 7. Этапы либерализации 8. Вопросы для обсуждения

I. Одобрена: 1. Решением Совета по экономической политике 20-50/ от 15 мая 2002 года 2. Постановлением Правления Национального Банка 369 от 11 сентября 2002 года II. : II. Реализация Концепции: 1. Программа действий по реализации Концепции либерализации валютного режима в Республике Казахстан на гг. - д/б утверждена Постановлением Правительства РК (до конца 2002 года). 2. Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам банковской деятельности, валютного регулирования и валютного контроля» - по плану законопроектных работ Правительства (декабрь 2002 года). 3. Изменения в НПА, регулирующие порядок и процедуры валютного регулирования и контроля (начало 2003 года). Концепция либерализации валютного режима в РК

Цель валютного регулирования Обеспечение укрепления платежного баланса, развития внутреннего валютного рынка, стабильности финансовой сферы Цель валютного контроля 1. Соблюдение требований валютного регулирования 2. Проверка обоснованности валютных операций и пресечение умышленного увода валютных средств из страны Цель валютного регулирования и контроля

Номинальный доход в тенге (%) Реальный доход в тенге (%) Инфляция Реальный доход в ин.валюте (%) Обменный курс Реальный доход в ин.валюте (%), скорректированный на риск: 1. Страновой (рейтинг) 2. Риск изм. политики обменного курса 2.1. Свободно плавающий 2.2. Периодически корректируемый 2.3. Фиксированный Премия за риск Реальный доход ин.активов (%) Номинальный доход ин.активов (%) Схема принятия решения инвесторами Издержки, связанные с переводом средств

Треугольник несовместимости Мобильность капитала Стабильность Автономность обменного курса денежно-кредитной политики 3 12 Основные взаимосвязи 3 альтернативных варианта 3 альтернативных варианта: 1) высокая мобильность капитала при выборе обменного курса в качестве основного целевого показателя ДКП (различные режимы фиксированного обменного курса). 2) отсутствие ограничений на движение капитала при сохранении автономной ДКП, ориентированной на снижение инфляции, либо стимулирование экономического роста (режим свободно - плавающего обменного курса). 3) ДКП ориентирована одновременно на поддержание относительной стабильности обменного курса и низких темпов инфляции при сохранении ограничений на движение капитала (промежуточные режимы). r = i - π r = r* + ρ(Exr) + μ(risk) + λ(cost) Var(Exr) Страновой риск

Формы и причины существования контроля за валютными операциями 1. Автономность денежно-кредитной политики при поддержании стабильного обменного курса (страны Восточной Европы). Причина: нарушить паритет процентных ставок и зависимость потоков капитала от их изменения 1.1. Ограничение оттока капитала в любой его форме (Казахстан). Причина: наличие структурного макроэкономического дисбаланса 2. Ограничение общего притока капитала (Ю-В.Азия, Бразилия, 90-е г.). Причина: риск значительного удорожания национальной валюты; значительный рост внешней задолженности. 3. Изменение характера притока капитала: кратко/долгосрочный (Чили). Причина: риски, связанные с внезапным оттоком краткосрочного капитала.

Международный опыт либерализации 1. Страны Восточной Европы Чехия - полная конвертируемость с 1 января 2001 года Венгрия - полная конвертируемость с 16 июня 2001 года Польша - сохраняются ограничения на краткосрочные операции, полная конвертируемость ожидается в гг. 2. Российская Федерация (с конца 2001 года) 1. Открытие физическими лицами счетов в странах ОЭСР и ФАТФ 2. Приобретение ценных бумаг физ. лицами в пределах $75 тыс. в год 3. Расчеты по экспорту отдельных товаров на срок до 3 лет 4. Строительные и подрядные работы за рубежом 3. Юго-Восточная Азия Малайзия - либеральный режим => кризис => введение адм. ограничений Последовательность либерализации 1. Долгосрочный капитал 1. Внутренняя конвертируемость 2. Краткосрочный капитал 2. Внешняя конвертируемость по текущим операциям 3. Внешняя конвертируемость по капитальным операциям

Построение системы регулирования потоков капитала Операции, связанные с движением капитала Доходность Риск Режим валютного регулирования Система пруденциальных нормативов и финансового надзора Ограничивает количество проводимых операций Регулирует непосредственно риски, связанные с проведением валютных операций

Цели либерализации валютного режима Краткосрочные цели: 1. Создание условий для диверсификации инвестиционного портфеля с целью достижения оптимальной доходности и диверсификации рисков 2. Расширение производственного потенциала за счет ИПИ 3. Развитие внутренних финансовых рынков 4. Повышение эффективности валютного регулирования и контроля 5. Построение эффективной системы управления рисками, связанными с движением капитала Среднесрочная цель: Повышение эффективности привлечения и использования валютных средств Долгосрочная цель: Достижение полной (внутренней и внешней) конвертируемости тенге

Предпосылки дальнейшей либерализации в РК 1. Достижение относительной стабильности на валютном рынке 2. Относительная устойчивость ПБ в среднесрочной перспективе 3. Ожидаемый дальнейший рост притока ИПИ 4. Разработка новых нефтяных месторождений и увеличение экспорта нефти в среднесрочной перспективе 5. «Ошибки и пропуски» ПБ «Бегство капитала» Возможные последствия сохранения действующего режима валютного регулирования 1. Удорожание тенге => снижение конкурентоспособности 2. Увеличение сырьевой направленности => повышение уязвимости внешним ценовым шокам 3. Необходимость стерилизации притока НБК => рост инфляции => снижение конкурентоспособности

Системные риски В ходе либерализации валютного режима в РК необходимо учитывать следующие системные риски: 1. Зависимость экономики от конъюнктуры мировых товарных рынков и ситуации в странах - основных торговых партнерах - «внешние шоки». 2. Дисбаланс внутренних и внешних процентных ставок. 3. Риск спекулятивной атаки портфельных инвесторов. 4. Риск неплатежеспособности предприятий реального сектора. 5. Риск «регулятивного арбитража», или риск неэффективности режима валютного регулирования.

Принципы либерализации Принцип последовательности. Либерализация режима валютного регулирования будет выражаться в упрощении процедуры и смягчении требований к проведению отдельных операций, связанных с движением капитала, с последующей их отменой. Отмена ограничений на проведение тех или иных операций не должна иметь временный характер. Принцип экономической целесообразности. Круг операций, пользующихся особым режимом, и временные рамки этапов либерализации будут обусловлены состоянием платежного баланса, уровнем развития внутреннего финансового рынка и рынка капитала, стабильностью обменного курса национальной валюты.

Принцип приоритетности. Для экономической безопасности страны важно устанавливать ограничения, которые препятствуют внезапному оттоку краткосрочного капитала, таким образом, снижая возможность чрезмерного давления на обменный курс и возникновения финансового кризиса. Исходя из этого, должны быть смягчены сначала требования в отношении капитальных операций долгосрочного, а затем краткосрочного характера (краткосрочные кредиты, инструменты денежного рынка, производные финансовые инструменты). Принципы либерализации (продолжение) Принцип симметрии. Учитывая возможное превышение притока валюты над оттоком, необходимо постепенно переходить от асимметричного регулирования (более жесткие требования в отношении оттока) к постепенному выравниванию валютного режима в отношении экономически важных внешнеэкономических операций.

Принципы либерализации (продолжение) Принцип согласованности. Либерализация операций, осуществляемых финансовыми институтами должна происходить одновременно с усилением процедур пруденциального регулирования и надзора, особенно в отношении требований к внутренней системе управления рисками (не только риск заемщика, но и валютный риск, риск изменения процентных ставок, и т.д.). Принцип статистического мониторинга. Либерализация валютного режима будет связана с увеличением числа участников внешнеэкономической деятельности, расширением перечня и усложнением схем проведения операций. В этой связи последовательная либерализация должна сопровождаться расширением возможностей учета и мониторинга, в особенности тех операций, что пользуются особым режимом.

Принцип равных условий. Валютный режим по отношению к нерезидентам на внутреннем валютном рынке не должен быть более благоприятным, чем в отношении резидентов. Принцип прозрачности. Система валютного регулирования должна быть недвусмысленной и понятной, как для агентов валютного контроля, так и для участников операций. Принцип исключительности. Национальный Банк оставляет за собой право вводить отдельные заранее предусмотренные ограничения, но только в случае наличия достаточно серьезной угрозы внешней платежеспособности страны и стабильности внутреннего валютного рынка. Принципы либерализации (окончание)

Критерии определения операций, пользующихся более либеральным режимом 1. Характер сделки: долгосрочная / краткосрочная. В условиях уязвимости экономики внешним шокам стабильность национальной валюты напрямую зависит от возможностей ограничивать движение краткосрочного капитала, чувствительного на изменения процентных ставок и странового риска, как со стороны оттока, так и со стороны притока. Операции, имеющие долгосрочный характер, способствуют большей эффективности использования валютных средств и не создают серьезной угрозы устойчивости платежного баланса.

Критерии определения операций, пользующихся более либеральным режимом (продолжение) 2. Объект сделки. Наиболее предпочтительными являются капитальные операции, которые, во-первых, наиболее привлекательны с точки зрения баланса доходности и риска, и, во-вторых, расширяют экономический потенциал республики.

3. Субъект сделки. (а). Деятельность таких финансовых институтов как уполномоченные банки, КУПА, пенсионные фонды и страховые компании считается более транспарентной и контролируемой государственными органами, поэтому данные участники, в случае наличия эффективной системы пруденциального регулирования и систем управления рисками, могут иметь, больше экономической свободы при проведении валютных операций. (б). Учитывая высокую степень риска неплатежеспособности предприятий нефинансового сектора, целесообразность проведения операции должна определяться, исходя из критериев финансовой устойчивости субъекта сделки. (в). Операции с нерезидентами стран, в которых существует эффективная система контроля и борьбы с отмыванием денег, могут пользоваться более либеральным режимом валютного регулирования. Критерии определения операций, пользующихся более либеральным режимом (окончание)

Категории операций Для целей валютного регулирования и контроля капитальные операции будут разделены на следующие категории: а) операция требует получения разрешения - лицензии Национального Банка; б) операция требует регистрации - участник сделки должен проинформировать (в течение определенного времени с момента подписания контракта или перехода сделки в соответствующую категорию капитальных операций, которая подлежит регистрации) Национальный Банк о совершаемой операции, на основании чего выдается подтверждение - свидетельство регистрации; в) операция требует последующего уведомления – профессиональные участники рынка ценных бумаг, уполномоченные банки, таможенные органы, либо непосредственно участник сделки, уведомляют НБК (в течение определенного периода с момента проведения) о характере совершенной сделки после ее проведения. г) операция не требует получения лицензии, свидетельства регистрации, уведомления НБК.

Действующий режим валютного регулирования Ограничения в виде требования получения лицензии Национального Банка распространяются на операции, связанные с движением капитала, к числу которых относятся: ¤прямые и портфельные инвестиции за границу; ¤предоставление резидентами кредитов нерезидентам на срок свыше 120 дней; ¤переводы нерезидентам в оплату прав на недвижимость; ¤отсрочка выполнения обязательств нерезидентами перед резидентами на срок свыше 120 дней и на сумму, превышающую эквивалент $5 тыс. по экспортно-импортным операциям; ¤осуществление вкладов в иностранных банках за рубежом. Возможные недостатки: 1. Приток капитала в республику без ограничений по формам 2. Административный характер превалирует над экономической целесообразностью. Преимущества: Минимальная возможность для «регулятивного арбитража»

Последовательность и приоритетные направления либерализации валютного режима 1 этап: 1 этап: Внешнеторговые операции Инвестиции в ценные бумаги нерезидентов инвестиционного качества: имеющих кредитный рейтинг не ниже «А» (S&P, Fitch) или «А2» (Moodys). Операции прямого инвестирования резидентов. Отмена ряда ограничений в отношении открытия резидентами счетов в иностранных банках за рубежом. Совершенствование статистического учета операций Усиление пруденциального надзора на консолидированной основе. Внедрение системы управления рисками в финансовых институтах. Разработка механизма контроля и сдерживания спекуляций со стороны нефинансовых организаций

Последовательность либерализации валютного режима (окончание) 2 этап : 2 этап : Выравнивание валютного режима в отношении капитальных операций долгосрочного характера: инвестиции, кредиты. Совершенствование валютного регулирования сделок с производными финансовыми инструментами, используемыми для целей хеджирования рыночных рисков. 3 этап: 3 этап: Достижение полной конвертируемости (внутренней и внешней): Либерализация капитальных операций краткосрочного характера и режима открытия и использования средств на счетах за рубежом.

Заключение 1. Операции, которые (1) способствуют большей эффективности использования валютных средств, (2) проводятся устойчивыми в финансовом плане предприятиями и финансовыми институтами, (3) транспарентны и (4) не способны существенно дестабилизировать ситуацию на внутреннем валютном рынке будут попадать в категорию операций, в отношении которых будут смягчены требования валютного регулирования уже на первом этапе либерализации. 2. При определении временных рамок этапов и перечня приоритетных операций основными условиями дальнейшей либерализации валютного режима будет достижение ранее поставленных целей, состояние платежного баланса и ситуации на мировых товарных и финансовых рынках, что должно создать необходимые предпосылки для перехода на следующий этап.

Вопросы для обсуждения I. Перспективные направления 1. Регулирование операций с производными финансовыми инструментами (форварды, фьючерсы, опционы...) 1.1. Выпуск, размещение и обращение КДР 2. Сотрудничество в рамках Евр АзЭС 3. Упрощение системы лицензирования 4. Отдельный перечень товаров по экспорту 5. Схема контроля открытия физическим лицами счетов в ин. банках II. Опасения, связанные с либерализацией валютного режима 1. Оседание валютной выручки экспортеров за пределами Казахстана в иностранных банках; 2. Инвестирование внутренних сбережений в иностранные активы, а не во внутреннюю экономику; 3. Отток сбережений населения на счета за рубежом; 4. Дестабилизирующий эффект краткосрочного портфельного капитала, имеющего спекулятивный характер, для экономики и внутреннего валютного рынка.