Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 94» Формирование текстовой компетенции учащихся Подготовка к ГИА. Фрейзе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Advertisements

Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Часть 1. Сжатое изложение Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 924 Иванова Ольга Николаевна.
Как важно главное найти… Написание сжатого изложения Подготовка к ГИА. 9 класс.
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Проверка на двух полях : ИК --- ГФ.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
По русскому языку в 9 классе МОУ Шуваевской ООШ Учитель МОУ Шуваевской ООШ Тропынёва Е.М.
Определить тему Сформулировать основную мысль Определить стиль Выделить микротемы Определить способы сокращения текста Передать содержание как каждой.
Приемы компрессии текста Урок подготовки к ГИА 9 класс Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Урок подготовки к ГИА 9 класс Петрикеева Елена Александровна.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 94» Формирование текстовой компетенции учащихся Подготовка к ГИА. Фрейзе Марина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы Кемерово 2010 Формирование текстовой компетенции учащихся Подготовка к ГИА. Фрейзе Марина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы Кемерово 2010

Под филологией в конечном счете следует подразумевать искусство понимать и толковать трудные тексты Л.В.Щерба Под филологией в конечном счете следует подразумевать искусство понимать и толковать трудные тексты Л.В.Щерба

Текстовая компетенция Понятие текстовой компетенции многопланово, включает в себя лингвистический опыт принимающего информацию): знание всех уровней языка (от лексико-семантического до синтаксического и текстового), владение языковыми уровнями, понимание богатства языковых средств, представление о языковой норме. Понятие текстовой компетенции многопланово, включает в себя лингвистический опыт принимающего информацию): знание всех уровней языка (от лексико-семантического до синтаксического и текстового), владение языковыми уровнями, понимание богатства языковых средств, представление о языковой норме.

Показатели текстовой компетенции Показателем уровня текстовой компетенции учащегося является степень полноты, глубины и правильности понимания текста. При написание сжатого изложения проверяются основные умения: слушать, то есть адекватно воспринимать информацию; обрабатывать информацию, выделяя в ней главное; письменно передавать обработанную информацию. Показателем уровня текстовой компетенции учащегося является степень полноты, глубины и правильности понимания текста. При написание сжатого изложения проверяются основные умения: слушать, то есть адекватно воспринимать информацию; обрабатывать информацию, выделяя в ней главное; письменно передавать обработанную информацию.

Навыки анализа текста Восприятие текста на слух требует определенных аналитических навыков и умений: выделения главной информации, ключевых слов, установления логико-смысловых связей, опознавания речевых средств связности между микротемами, распознавания логико-композиционной структуры текста определенного стиля и типа речи Восприятие текста на слух требует определенных аналитических навыков и умений: выделения главной информации, ключевых слов, установления логико-смысловых связей, опознавания речевых средств связности между микротемами, распознавания логико-композиционной структуры текста определенного стиля и типа речи

К ак написать сжатое изложение?

Сжатое изложение В задании С1 ГИА требуется написать сжатое изложение по тексту обобщенно – отвлеченного характера публицистического или научного стиля, научно-популярного подстиля. Тип речи – рассуждение. Сжатое изложение – это такая форма обработки информации, при которой адекватно воспроизводится основное содержание и сохраняются композиционно-логическая структура, стиль и тип речи исходного текста. В задании С1 ГИА требуется написать сжатое изложение по тексту обобщенно – отвлеченного характера публицистического или научного стиля, научно-популярного подстиля. Тип речи – рассуждение. Сжатое изложение – это такая форма обработки информации, при которой адекватно воспроизводится основное содержание и сохраняются композиционно-логическая структура, стиль и тип речи исходного текста.

Изучаем теорию текста Текст ( от лат….связь, соединение)- несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство частей; грамматическая связь между частями; смысловая цельность; относительная законченность. Текст ( от лат….связь, соединение)- несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство частей; грамматическая связь между частями; смысловая цельность; относительная законченность.

Необходимые знания Тема - это то, что описывается в тексте, о чем развертывается суждение Микротема - наименьшая составная часть общей темы Микротекст -часть текста, в которой раскрывается микротема Абзац-1) красная строка,отступ в начале строки; 2) текст между двумя такими отступами. Абзацный зачин- основная часть абзаца, последующие предложения – комментирующая часть Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание Тема - это то, что описывается в тексте, о чем развертывается суждение Микротема - наименьшая составная часть общей темы Микротекст -часть текста, в которой раскрывается микротема Абзац-1) красная строка,отступ в начале строки; 2) текст между двумя такими отступами. Абзацный зачин- основная часть абзаца, последующие предложения – комментирующая часть Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание

Связь предложений в тексте Цепная связь Параллельная связь

Цепная связь предложений Роза распустилась в хорошее майское утро на рассвете. Когда она разворачивала лепестки, улетевшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее было так хорошо, так чисто и ярко в это чудесное утро.(В. Гаршин) Средства связи предложений: повтор ключевого слова, замена его местоимением, однокоренным словом, синонимом Роза распустилась в хорошее майское утро на рассвете. Когда она разворачивала лепестки, улетевшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее было так хорошо, так чисто и ярко в это чудесное утро.(В. Гаршин) Средства связи предложений: повтор ключевого слова, замена его местоимением, однокоренным словом, синонимом

Параллельная связь предложений Н аступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо –невидимо рассыпались яркие зимние звезды. Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.(И. Соколов- Микитов) Н аступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо –невидимо рассыпались яркие зимние звезды. Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.(И. Соколов- Микитов)

Параллельная связь предложений Все предложения связаны по смыслу и грамматически с первым предложением, они раскрывают, конкретизируют смысл первого предложения. Средства связи предложений: порядок слов, соположенность предложений, синтаксический параллелизм, одинаковые грамматические формы, повторение первого слова предложения (анафора) Все предложения связаны по смыслу и грамматически с первым предложением, они раскрывают, конкретизируют смысл первого предложения. Средства связи предложений: порядок слов, соположенность предложений, синтаксический параллелизм, одинаковые грамматические формы, повторение первого слова предложения (анафора)

Типы речи Повествование ОписаниеРассуждение рассказ о каком - то событии в его временной последовательности изображение явления действительности путем перечисления его основных признаков изложение, разъяснение, подтверждение мысли Характерныеэлементыкомпозиции начало события (завязка) развитие события (кульминация) конец события (развязка) общее представление о предмете отдельные признаки предмета авторская оценка, вывод, заключение тезис, какая-то мысль доказательство или опровержение этой мысли, то есть аргументы: а)…, б)…, в)…, сопровождаемые примерами. вывод или заключение

Стили речи Книжные: публицистический научный художественный официально-деловой Разговорный Книжные: публицистический научный художественный официально-деловой Разговорный

Как писать сжатое изложение (памятка) 1. Прочитайте текст 2. Определите тему (о чем текст?) 3. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?) 4. Определите стиль текста, тип речи, композиционные части 5. Выделите микротемы каждой части, абзаца, озаглавьте их 6. Составьте подробный план, отметьте существенное и второстепенное 7. Выберите способ сжатия текста, приемы сокращения текста 8. Объедините части 9. Составьте план сжатого изложения, учитывая смысловые связи 10. Напишите сжатое изложение каждой части 11. Свяжите части, чтобы получился текст 12. Помните о главном: передать содержание как микротем, так и всего текста в целом 1. Прочитайте текст 2. Определите тему (о чем текст?) 3. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?) 4. Определите стиль текста, тип речи, композиционные части 5. Выделите микротемы каждой части, абзаца, озаглавьте их 6. Составьте подробный план, отметьте существенное и второстепенное 7. Выберите способ сжатия текста, приемы сокращения текста 8. Объедините части 9. Составьте план сжатого изложения, учитывая смысловые связи 10. Напишите сжатое изложение каждой части 11. Свяжите части, чтобы получился текст 12. Помните о главном: передать содержание как микротем, так и всего текста в целом

Три способа сжатия текста Исключение ОбобщениеИсключение и обобщение При исключении необходимо: выделить главное с точки зрения основной мысли текста, найти детали (подробности), удалить детали, объединить существенное, составить новый текст. При обобщении нужно: выделить единичные факты, подобрать языковые средства обобщенной передачи информации, составить новый текст. Сочетание исключения и обобщения

Примените способ исключения (исключите подробности в предложении): Чем бы современный школьник ни занимался в будущем –медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. Сжатый текст: Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером. Чем бы современный школьник ни занимался в будущем –медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. Сжатый текст: Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером.

Примените способ обобщения (обобщите факты в предложении) : Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар Второй, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. Сжатый текст: Оскар, шведский король, прислал за балериной Анной Павловой роскошную карету. Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар Второй, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. Сжатый текст: Оскар, шведский король, прислал за балериной Анной Павловой роскошную карету.

Примените способ сочетания исключения и обобщения В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. Сжатый текст Иностранные газеты назвали выступления русских откровением нового искусства В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. Сжатый текст Иностранные газеты назвали выступления русских откровением нового искусства

Задание: используйте содержательный прием сжатия текста - исключение Выделите в предложении главную информацию, исключите второстепенную : С самого начала своей научной деятельности М.В.Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы),который составлял неотъемлемую часть его научных воззрений. Помните: самая главная информация обычно содержится в главной части сложного предложения. Выделите в предложении главную информацию, исключите второстепенную : С самого начала своей научной деятельности М.В.Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы),который составлял неотъемлемую часть его научных воззрений. Помните: самая главная информация обычно содержится в главной части сложного предложения.

Проверка задания Главная информация (подчеркнута) С самого начала своей научной деятельности М.В.Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы),который составлял неотъемлемую часть его научных воззрений. Сжатый текст: М.В.Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы). ( Прием исключения второстепенной информации ) Главная информация (подчеркнута) С самого начала своей научной деятельности М.В.Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы),который составлял неотъемлемую часть его научных воззрений. Сжатый текст: М.В.Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы). ( Прием исключения второстепенной информации )

Приемы сжатия текста Содержательные Языковые 1 разделение информациина главную и второстепенную слияние нескольких предложений в одно предложение 2 исключение, сокращение подробностей, деталей второстепенной информации исключение, сокращение: синонимов членов предложения однородных членов предложения частных фактов элементов описания, рассуждения 3 свертывание информации за счет обобщения (перевода частного в общее) замена синонимичным выражением обобщающим понятием местоимением (указательным, определительным, отрицательным) простым предложением перевод прямой речи в косвенную

Языковые п риемы сжатия текста (прием замены) замены фрагмента предложения (синонимичным выражением); замены однородных членов (обобщающим словом); замены предложения или его части (указательным местоимением, определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением); разбивки сложного предложения( на сокращенные простые); замены сложноподчиненного предложения( простым); перевод прямой речи в косвенную. замены фрагмента предложения (синонимичным выражением); замены однородных членов (обобщающим словом); замены предложения или его части (указательным местоимением, определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением); разбивки сложного предложения( на сокращенные простые); замены сложноподчиненного предложения( простым); перевод прямой речи в косвенную.

Языковые приемы сжатия текста (исключение) - исключения одного или нескольких слов (пропуск синонимов); исключения фрагмента предложения(отдельных членов предложения, однородных членов предложения); сокращение менее существенной части (в сложном предложении) исключения предложений (с описаниями и рассуждениями, содержащих второстепенную информацию) исключения одного или нескольких слов (пропуск синонимов); исключения фрагмента предложения(отдельных членов предложения, однородных членов предложения); сокращение менее существенной части (в сложном предложении) исключения предложений (с описаниями и рассуждениями, содержащих второстепенную информацию)

Задание: используйте содержательный прием сжатия текста - свертывание Выделите в предложении главное, сверните информацию: Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Выделите в предложении главное, сверните информацию: Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Проверка задания Главная информация подчеркнута Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Сжатый текст: Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве. (Прием свертывания информации) Главная информация подчеркнута Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Сжатый текст: Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве. (Прием свертывания информации)

Виды работы с текстом В обучении сжатому изложению помогают такие виды работы, как трансформация дополнение моделирование текста В обучении сжатому изложению помогают такие виды работы, как трансформация дополнение моделирование текста

Некоторые виды работы с текстом Составьте рассказ по предложению Всегда выдержанный и спокойный, начальник на этот раз обнаружил подлинный свой темперамент. Составьте рассказ по предложению Всегда выдержанный и спокойный, начальник на этот раз обнаружил подлинный свой темперамент.

Некоторые виды работы с текстом Работаем в бюро прогнозов По первым словам предложениий спрогнозировать его синтаксическую структуру, общий смысл: Женщина, которая… Всегда выдержанный и спокойный,…. Те, которые… Если стоит жаркое…. Произошло то,… Когда папа… Работаем в бюро прогнозов По первым словам предложениий спрогнозировать его синтаксическую структуру, общий смысл: Женщина, которая… Всегда выдержанный и спокойный,…. Те, которые… Если стоит жаркое…. Произошло то,… Когда папа…

Некоторые виды работы с текстом Поработайте предсказателями Занавес поднялся, и…. Бабочка садилась на сухую траву перед окном и,немного посидев,… Испугалась не на шутку, но,не желая… Когда,утомленные, мы… Поработайте предсказателями Занавес поднялся, и…. Бабочка садилась на сухую траву перед окном и,немного посидев,… Испугалась не на шутку, но,не желая… Когда,утомленные, мы…

Композиционная схема рассуждения Задание: Вставьте в схему вводные слова: итак, например, во-первых, во- вторых,по словам… Тезис Аргумент. Пример Вывод Задание: Вставьте в схему вводные слова: итак, например, во-первых, во- вторых,по словам… Тезис Аргумент. Пример Вывод

Вставьте недостающие элементы композиции 1. Завязка 1. Общее представление о предмете 2…………… 2……………………… 3. Развязка 3. Авторская оценка 1. Тезис 2……………. 3. Вывод (аргументы, кульминация, отдельные признаки) 1. Завязка 1. Общее представление о предмете 2…………… 2……………………… 3. Развязка 3. Авторская оценка 1. Тезис 2……………. 3. Вывод (аргументы, кульминация, отдельные признаки)

Текстовые ошибки при сжатии текста это ошибки, ведущие к нарушению основных текстовых признаков: цельность, связность, последовательность, членимость на смысловые части. это ошибки, ведущие к нарушению основных текстовых признаков: цельность, связность, последовательность, членимость на смысловые части.

Классификация текстовых ошибок логические ошибки ошибки в абзацном членении текста ошибки, нарушающие речевую связность нарушение последовательности развития мыслей; их взаимосвязи и взаимообусловленности; нарушение причинно- следственных, временных связей между предложениями нарушение логической связи между предложениями; пропуск предложений, необходимых для логического развития мысли; включение предложений, не связанных по содержанию с темой, неоправданный повтор одной и той же мысли, противоречие полное отсутствие абзацев в тексте, отсутствие абзацного членения в основной части, необоснованное абзацное членение отсутствие или нарушение временных, причинно- следственных связей; неоправданный повтор одного и того же слова, повтор однокоренных слов; необоснованное использование союзов, местоимений, вводных слов в качестве средств связи

Причины текстовых ошибок : неумение анализировать текст, определять тему, проблематику, выделять главную мысль, позицию автора, видеть аргументы, понимать роль языковых единиц. Вывод: элементы анализа текста на каждом уроке! неумение анализировать текст, определять тему, проблематику, выделять главную мысль, позицию автора, видеть аргументы, понимать роль языковых единиц. Вывод: элементы анализа текста на каждом уроке!

Желаем успехов в прохождении итоговой аттестации! Спасибо Спасибо за внимание! Спасибо Желаем успехов в прохождении итоговой аттестации! Спасибо Спасибо за внимание! Спасибо