Понятие метапредметности. Метадеятельность, как универсальная деятельность, ее отличие от предметной Дербина Ирина Сергеевна, учитель истории и обществознания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие метапредметности в современной педагогике, его структура и содержание Будапешт,2011.
Advertisements

Метапредметность в образовании. В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через»,
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Волкова Л.В. (в презентации использованы фрагменты презентации Н.В. Громыко), Пермь, 2010 г.
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Волкова Л.В. (в презентации использованы фрагменты презентации Н.В. Громыко), Пермь, 2010 г.
Метапредметность.. Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование.
Метапредметный подход как условие реализации новых стандартов Метапредметный подход как условие реализации новых стандартов Л.Н.Калинкина, педагог-психолог.
Метапредметность в образовании. В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через»,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Метапредметный подход в обучении Селиванова О.Г., доцент кафедры педагогики ВятГГУ, кандидат педагогических наук.
Ф ОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Круглый стол РМО учителей истории и обществознания г МБОУ СОШ 5.
Личностные результаты; Метапредметные результаты; Предметные результаты. Требования к результатам:
Метапредметный подход в организации современного урока Рябова Ж.А., методист отдела образования администрации МО «Чойский район»
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ( В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ )
Метапредметность в образовании. В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через»,
«Использование метапредметных технологии для повышения мотивации на уроках физики» Учитель физики МБОУ СОШ 4 Никонова Евгения Владимировна.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. С ОВРЕМЕННЫЕ УЧЁНЫЕ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИЕ ИДЕИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА А.Г. Асмолов, д.пс.н. А.В. Хуторской, д.п.н. Ю.В.
Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего(полного)
Новые подходы к организации учебной деятельности: проектирование урока на основе метапредметного подхода СЕМИНАР,
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Волкова Л.В. (в презентации использованы фрагменты презентации Н.В. Громыко), Пермь, 2010 г.
Транксрипт:

Понятие метапредметности. Метадеятельность, как универсальная деятельность, ее отличие от предметной Дербина Ирина Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ кадетской школы 1

Актуальность метапредметного подхода

Аристотель гг. до н.э. «Первый метапредмет»

Раздробленность научного знания в XVII-XVIII вв. Исаак Ньютон ( ) – физика Жан Батист Ламарк ( ) – биология Карл Риттер ( ) – география

В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через», «между». «Мета-» как часть сложных слов имеет несколько значений: Вслед за метафизикой, приставка «мета-» стала означать более высокий уровень обобщения, универсальности, интегральности В психологии приставка «мета-» означает «о себе» (метаданные, метапамять, метатеория) Промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (метагалактика, метацентр)

Российские учёные, разрабатывающие идеи метапредметного подхода А.Г. Асмолов, д.пс.н. А.В. Хуторской, д.п.н. Ю.В. Громыко, д.ф.н.,

Асмолов Александр Григорьевич Московский государственный университет. «Культурно-историческая психология и конструирование миров» 1996 г. Метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов

Под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета. Громыко Юрий Вячеславович Институт инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования Москвы. «Мыследеятельностная педагогика» 2000 г.

Метапредмет – это основа создающая часть предмета. Такая основа связана с понятием «фундаментальный образовательный объект». Принцип метапредметных основ содержания образования – один из принципов дидактической эвристики, человекосообразного обучения. Метапредметный подход определяется тремя ключевыми направлениями: 1) выделение в содержании образования фундаментальных образовательных объектов (ФОО), метапредметных первой смыслов. 2) выделения учебных мета предметов, которые могут входить в обычные учебные курсы в виде метапредметной темы или раздела. 3) обеспечение метапрдметной деятельности. Во-первых, как деятельности, связанной с познанием ФОО, направленной на решение фундаментальных проблем. Во-вторых, как деятельности, стоящей «за» конкретными учебными предметами – целеполагания, планирования, проблематизации, рефлексии и т.д.). Хуторской Андрей Викторович Центр дистанционного образования (ЦДО) РАО «Эйдос», Москва Педагогическая инноватика: методология, теория, практика 2005 г.

Суть метапредметного подхода Существующая практика дробления знаний на предметы Целостное образное восприятие мира, мета деятельность Метапредметность Интеграция содержания образования Универсальные способы деятельности у у ч а щ и х с я ф о р м и р у е т с я п о д х о д к и з у ч а е м о м у п р е д м е т у к а к к с и с т е м е знаний о м и р е, в ы р а ж е н н о м в ч и с л а х и ф и г у р а х ( м а т е м а т и к а ), в в е щ е с т в а х ( х и м и я ), т е л а х и п о л я х ( ф и з и к а ), х у д о ж е с т в е н н ы х о б р а з а х ( л и т е р а т у р а, м у з ы к а, И З О ) и т. д.

Уровни метапредметной интеграции содержания учебного материала Высший уровень отражает взаимосвязи «Человек»- «Общество»- «Природа» Общий уровень включает законы, методы функционирования систем обще предметного уровня Внутрипредметный уровень интеграции

Метадеятельность – универсальный способ жизнедеятельности каждого человека, который имеет надпредметный характер. Предметный – любая деятельность с предметом: строю, учу, кормлю и т.д. Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и мета способами, т.е. уровнем развития личности. Знание о знании, как оно устроено и сконструировано, о возможностях работы с ним С их помощью человек открывает новые способы решения задач

НАБЛЮДЕНИЕ – наблюдение естественнонаучное, – наблюдение историческое, – наблюдение математическое, – самонаблюдение рефлексивное и т.д. Пример метапредметной деятельности

Метапредмет (Ю. В. Громыко) учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. ПРОБЛЕМА ЗАДАЧА ЗНАК ЗНАНИЕ СИТУАЦИЯ СМЫСЛ

«Пространство и время», «Мир как система систем», «Знание - незнание», «Модель - способ - рисунок», «Порядок и хаос» Использование в рамках предметных курсов метапредметных тем