Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910) 28 августа, имение Ясная Поляна (под Тулой) – 7 ноября, станция Астапово Рязанско-Уральской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию на тему: Жизнь и творчество Л. Н. Толстого Выполнила : Саркисян Валентина Проверила: Борисова Любовь Петровна.
Advertisements

Лев Николаевич Толстой Л.В. Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1829 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии.
Лев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне Когда Лёвушке было 2 года, умерла мать. Самым близким человеком стала дальняя родственница бабушки.
Презентация на тему Лев Николаевич Толстой- Выдающаяся личность Выдающаяся личность презентацию подготовил ученик 8 класса Б Тимченко Евгений Учитель обществознания.
Лев Николаевич Толстой – это русский писатель, граф.
«смысл моей жизни в перенесении себя в жизнь, в интересы других». «чем больше служишь другим.., тем радостнее». Чем больше служишь себе.., тем тяжелее.
Биография Л.Н. Толстого. Местом рождения великого русского писателя и философа Толстого является Ясная Поляна – село, где Лев Николаевич был четвертым.
Лев Николаевич Толстой. 9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне ( Тульская губерния, Россия ) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым.
ДЕТСТВО Л.Н.ТОЛСТОГО (ВОСПОМИНАНИЯ). МБОУ СОШ 99 г.о.Самара Предмет: Литературное чтение Учебник: Л.Ф. Климанова, 2011 г. Класс:3 Учитель: Сыртова Н.А.
Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь Выполнено: учитель МБОУ «Шаховская ОСОШ» Петрова Е.В.
Свет великой жизни Л.Н. Толстой Урок литературы в 10 классе подготовила подготовила Рухлина Е.В. Рухлина Е.В.
Граф, русский писатель Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии.
Л. Н. Толстой
Лев Николаевич Толстой родился в аристократической дворянской семье 28 августа 1828 года.
МСШ1 2010/2011 уч.год. Лев Николаевич Толстой Л.Н. Толстой родился 9 сентября (28 августа) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской.
Лев Николаевич Толстой. Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении.
( ) ( ). Граф Лев Николаевич Толстой - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Просветитель и публицист.
Прадед, Андрей Иванович, служил президентом Главного Московского магистрата. Его два сына служили Отечеству: Пётр Андреевич – сподвижник Петра I, Илья.
Лев Николаевич Толстой ( ) Воскобойникова Алина 5 «А» класс Гимназия 21 Г. Батайска.
Транксрипт:

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910) 28 августа, имение Ясная Поляна (под Тулой) – 7 ноября, станция Астапово Рязанско-Уральской ж/д.

Биография. Семья. «Высшая помещичья знать России» Отец – граф Николай Ильич Толстой - прототип Николая Ростова. Мать – Мария Николаевна Волконская /из древнейшего княжеского рода Волконских/ - прототип княжны Марьи. Волконские, Трубецкие, Голицыны, Одоевские – все в родстве не только между собой, но и с Пушкиным. Общее звено здесь боярин Голицын, тоже сподвижник Петра: одна его дочь – прабабка Пушкина, другая – прапрабабка (по матери) Толстого.

«Радостный период детства» Детей в их семье было четверо: три брата и сестра. Старших мать воспитывала сама, очень тщательно, внимательно и по- христиански. Как и Марья в романе, она давала им по вечерам «билетики», в которых писала, какими они были в это день, чем ее порадовали или огорчили. Дети очень дорожили этой ее оценкой, могли рыдать, если вдруг до них доходило, чем они огорчили мать. Л.Н. ее не помнил. Ему было два года (1830), когда она умерла последними родами, оставив к тому же крохотную дочку (Марью Николаевну, будущую шамординскую монахиню).

«Радостный период детства » Отец Толстого, участник Отечественной войны, светский, умный и остроумный человек, запомнился писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению и к охоте, он тоже умер рано (1837). Осиротевших детей отдали сначала одной тетушке-опекунше /Москва/, потом (тетушка тоже умерла) – другой /Казань/… Больше же всего он привязался к третьей тетушке Ергольской (прототип Сони), но ее в опекунши не определили: бедна. Позже она жила в Ясной Поляне с Л.Н. и его женой.

Казанский университет В 1844 году Л.Н. поступил в Казанский университет. Специальностью выбрал восточные языки, чтобы потом стать дипломатом (как Грибоедов?). Называлось это «восточный факультет: арабо-турецкая словесность». Перечень вступительных экзаменов: математика, русская словесность, логика, география, история, статистика, английский язык, французский язык, немецкий язык, латынь, арабский язык, турецкий язык, татарский язык /позже он выучил еще 9 языков/. Но ЛН не закончил университет. Система там была все еще архаично-зубрильная. Самостоятельные работы у него получались, а зубрильные – нет, и в 1847 году он подал ректору прошение об отчислении. Ректором был тогда Лобачевский. Он пытался как-то повлиять, поговорить, но не уговорил. Толстой из университета вышел без диплома и уехал в деревню, чтобы стать помещиком.

Ясная Поляна Вообще Толстому свойственно было все время начинать новую жизнь, составлять ее точный план, ставить какую-то цель. В этом отъезде в Ясную Поляну (она досталась именно ему) заметны два влияния: Руссо и Гоголя. Руссо вообще своего рода ключ к Толстому: ЛН носил вместо образка ладонку с его миниатюрным портретом на шее. И до конца жизни главные идеи Руссо оставались для ЛН непререкаемыми истинами: человек должен вернуться к естественной жизни, к природе, и тотчас станет счастливым. А неестественная жизнь цивилизации – корень всех бед. Так же всерьез ЛН принял у Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Гоголь там поучает, каким образом каждый должен выполнять свои обязанности, чтобы быть идеальным губернатором или помещиком. Вот ЛН и принялся воплощать гоголевскую программу в жизнь. Школы, больницы, новые дома взамен ветхих избушек…Но опять разочарование…

Светская жизнь 1848 – 50 годы он проводит в Москве и в Петербурге. Цель у него теперь – стать светским молодым человеком, comme il faut. Чтобы соответствовать идеалу «комильфо», надо было сосредоточиться на четырех вещах: 1) идеально говорить по-французски, 2) отлично танцевать, 3) отрастить длинные полированные ногти, 4) иметь скучающий и равнодушный вид (в стиле Онегина – устойчивая мода). Об этом сам ЛН потом рассказывал с насмешкой. Поступил на юридическое отделение Петербургского университета. Но теперь он уже был человеком опытным и независимым, сидеть на лекциях три года в его планы не входило. Он выяснил, сколько экзаменов надо сдать, чтобы получить диплом. Получилось, что это можно провернуть в один «сезон», если сдавать по экзамену в неделю. Договорился. Сдал. Получил диплом. Никогда им не пользовался. Вообще учился он как-то играючи. Освоил чуть ли не 16 языков. Уже лет в 50 решил: неплохо было бы Гомера в подлиннике почитать. Нашел себе учителя, освоил древнегреческий и почитал.

Еще раз начать все сначала… В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" ( ). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" ( , опубликована в 1912).

Еще раз начать все сначала… ЛН воевал отлично, но был у начальства (высокого) на плохом счету, потому что, как обычно, видел вокруг идиотизм в преступных масштабах и не молчал – предлагал разные меры, как все улучшить. За бои его представили к Георгиевскому кресту (награда, которую дают только за личную храбрость и мужество, самая почетная – солдатский железный крестик). А за прожекты из наградных списков вычеркнули. В итоге наградили именным оружием, орденом, медалью, но вкуса к наградам у ЛН уже не осталось. Начальство более всего «досадило» Толстому знаменитым сражением на Черной речке. ЛН никогда этого им не простил. Вся злость «ВиМ» против штабных и диспозиций вдохновлена этим жутким разгромом. Он ничего не мог в нем изменить, но отомстил, причем на века: всем рассказал, как сволочи и идиоты губили наши армии.

Еще раз начать все сначала… ЛН постепенно начал понимать, что настоящее его призвание – писательство. Писал он уже давно. С 1847 года и до конца жизни вел свой «Дневник» – можно сказать, черновик всех его художественных книг. Это постоянный скрупулезный разбор всех мыслей и поступков – 52 г. – «Детство»; опубликовано в 1852 г. в «Современнике», подписал буквой N г. – «Отрочество» г. – «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре», «… в мае», «…в августе») г. – «Юность». В том же 1856 году он выходит наконец в отставку в чине поручика (война окончилась). Приезжает в Петербург…

Поездка за границу Поездка эта заняла большую часть 1857 года. Он видел Францию, Швейцарию и Германию. Впечатления остались самые тягостные. Ужасной показалась алчная и азартная торговля на бирже. Еще хуже – публичная смертная казнь (гильотина) в Париже. Особенно потрясло ЛН, что народ толпами валил взглянуть, как будут рубить голову… Видев только что сотни смертей на войне, счел диким любоваться на еще одну. И парижан (да и всех европейцев заодно) – дикарями и варварами… Однако в 1860 году он съездил за границу еще раз: задумал открыть народную школу и решил изучить, как поставлено образование в просвещенной Европе. Ему, как графу (и небедному), позволяли приходить на уроки и созерцать процесс. Впечатление осталось удручающим: дети запуганы, везде одна зубрежка… Свою школу он решил сделать совсем другой.

Яснополянская школа г. – 62 г. – открыл на свои деньги, набрал нескольких молодых учителей. Сам преподавал два предмета: русскую словесность и гимнастику. В 1862 издавал журнал «Ясная Поляна» – о школе. Помимо школьных дел, он еще исполняет обязанности предводителя дворянства как раз в то время, когда проходила крестьянская реформа. Все спорные дела без исключения Толстой решал в пользу крестьян. На него жаловались и писали доносы. В 1862 году школу закрыли, провели обыск и в самой школе, и в имении Толстого.

Еще раз начать все сначала… В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Это было лучшее время его жизни. Он начал работу над романом «Война и мир». Роман писался около 7 лет, и в доме еще был семейный мир. Н. Страхов первый решился сказать, что именно эта книга впервые стала нашим вкладом в мировую литературу. В 1873 – 77 гг. пишет «Анну Каренину» (публикация – 1875 – 77). Современная семейная драма после исторического романа. Критики отмечали, что ЛН совершил невозможное – ни в чем не повторился. В начале 80-х, семья переехала в Москву: детей пора было учить всерьез, в гимназиях. Участвует в переписи населения Российской империи. Толстому достался район московских ночлежек. То, что он там увидел, довело его до точки взрыва. Стал писать статьи – и политические, и богословские

«Толстовство». В 1886 году он пишет драму «Власть тьмы» («против предрассудков») и знаменитый рассказ «Смерть Ивана Ильича» – о страхе смерти. Мораль: каждый человек перед смертью одинок, весь мир становится ему чужим. И если он жил пустой и ложной жизнью, смерть будет его пугать /1859 г. – рассказ «Три смерти»/ В 90-е годы в России был голод. Говорить об этом открыто запрещалось – глухо упоминали «недород», а целые губернии от голода мёрли. Правительство с ситуацией не справлялось – помогала общественность. Толстой в Рязанской и Тульской губерниях открыл 200 столовых, где кормили голодающих бесплатно. И вновь писал о своем возмущении. Взгляды его сложились к тому времени в законченное учение, которое называется «ТОЛСТОВСТВО».

«Толстовство». Главные постулаты таковы: 1. «Непротивление злу насилием». Отказ от государства, армии, войны и любых карательных воздействий. Заменить их «любовным единением людей». 2. Цивилизация (города, заводы, науки) есть зло; человечество должно вернуться к естественной жизни крестьян. 3. Церковь есть ложь; верить надо в душе, без таинств, без литургии, иерархии и каких бы то ни было внешних форм (потому что они, на взгляд ЛН, фальшивы и вообще стали частью государственного насилия). 4. Искусство тоже фальшь и ложь, поэтому не надо его создавать. И сам Толстой старался жить крестьянской жизнью. Тачал себе сам сапоги. Пахал. Считал, что всю землю в своем имении по совести он должен поделить с крестьянами поровну. Литературные свои доходы ЛН тоже считал не очень праведными (игрушки образованных эксплуататоров).

Отлучение от церкви Последний большой художественный текст, созданный Толстым, – роман «Воскресенье» (1889 – 99). Написан он жестко и сильно. Опять все любимые толстовские темы: ложь государства, желание преодолеть разрыв между простым народом и привилегированной верхушкой, жажда духовного возрождения. И одна новая – симпатия к революционерам и к идее революции. Он изобразил в этом романе литургию и причащение примерно так, как оперу в «ВиМ» – «остраненно». Вышло кощунство. В ответ Победоносцев (обер-прокурор Синода) добился у царя разрешения отлучить Толстого от Церкви, о чем было объявлено в «Определении святейшего Синода» от 20 – 22 февраля 1901 года /но никакой «анафемы» по храмам не объявляли/. А ЛН опубликовал «Ответ на определение Синода», где объявил о полном разрыве с Церковью – как с пособницей правящих классов. В последние годы жизни писал он больше публицистику, но есть и серьезная проза – рассказ «Хаджи-Мурат» (1896 – 1904)

Уход Толстого Несколько раз уходил из дому, но жалел жену и детей – возвращался. 28 октября (10 ноября) 1910 года он все-таки тайно покинул Ясную Поляну, якобы решив поехать на юг и жить там по- крестьянски, в избе. На несколько дней его буквально потеряли, потом нашли на маленькой станции Астапово: в дороге ЛН заболел воспалением легких и вынужден был сойти с поезда. Когда стало известно о его болезни, Оптина послала к нему отца Варсонофия со Св. Дарами (невзирая ни на какие определения синода), однако верные и рьяные толстовцы старца к умирающему не пустили. 10 (22) ноября его похоронили в Ясной Поляне в лесу, на том месте, где в детские годы он вместе с братом искал «зеленую палочку» – символ всеобщего братства и счастья людей». Иначе говоря – в неосвященной земле.

А дальше – всемирная известность…