Н.В.Гоголь. Повесть «Портрет»(1835) Искусство это нектар души, собранный в трудах и муках. Т.Драйзера Без горького, постоянного труда не бывает художников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н.В.Гоголь. «Портрет» Тема ответственности человека за свою судьбу. Выбор человека в жизни. Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы.
Advertisements

«П ОРТРЕТ » Николай Васильевич Гоголь. «Портрет» повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Петербургские повести». Повесть была создана в
Н.В.Гоголь «Портрет». вне человека или внутри его? Добро и зло.
Урок - лабораторная работа Как определить художественную роль портрета героя в литературном произведении Белянкина Светлана Васильевна гимназия 1528 г.
Проблемный вопрос Какова роль портрета в рассказе О. Генри «Дары волхвов»?
Портрет. Место повести «Портрет» в сборнике «Петербургские повести» Презентацию подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.
К 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя Подготовила учитель МОУ лицея 17 г. Владимира Какшина Ирина Евгеньевна 2008 год.
Анализ повести Гоголя «Портрет» Делала ученица 10 класса Панфёрова Софья.
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ НАУЧНАЯи «НЕНАУЧНАЯ» ФАНТАСТИКА.
« После бала ». Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что.
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
Учитель : Светлана Тимофеевна ЛАПШИНА. Люди искусства, музыканты и художники, становятся героями романтических произведений. Это люди особого склада -
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
«Чтобы жить честно…». Жизненные искания героев романа «Война и мир» - Андрея Болконского и Пьера Безухова. Урок эстетического освоения текста (10 класс)
Илья Ильич Обломов. Изучение особенностей авторского стиля и композиции.
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» Учитель русского языка и литературы – Воронков А. М. Сохновка,
Цель работы: изучение изображения Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя. Цель работы: изучение изображения Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя. Задачи:
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Анто́н Па́влович Че́хов (1860, Таганрог, 1904, Баденвайлер) русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей.
{ Урок развития речи - описание картины Зинаиды Серебряковой.
Транксрипт:

Н.В.Гоголь. Повесть «Портрет»(1835) Искусство это нектар души, собранный в трудах и муках. Т.Драйзера Без горького, постоянного труда не бывает художников И.Тургенев...Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его...

Гоголь назвал свою повесть "Портрет". портрет ростовщика сыграл роковую роль в жизни его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести; автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры; это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству.

Портрет - изображение в литературном произведении внешности персонажа - Описание лица - Особенности фигуры - одежды - Манеры поведения - Мимика - Жесты

Портрет Портрет-описание Описание опирается на физиологию, а не психологию личности; перечень портретных деталей Портрет-сравнение С другими персонажами: С литературным стереотипом; С явлениями или предметами впечатление Воплощает внутренний мир во внешнем облике

Портрет Краткий,с минимумом деталей Лаконичность, возрастание роли художественной детали Подробный, детализированный Обилие подробностей Статический Единовременно дает подробное, исчерпывающее представление о внешнем облике персонажа Динамический Детали внешнего облика персонажа «накапливаются» на протяжении всего произведения Описание неизменных, статичных деталей Цвет волос, глаз, черты лица, фигура Описание внешности в динамике Улыбка,смех,жесты,мимика,походка, плач,выражение лица

Композиция повести «Портрет» I часть Истории художника Чарткова II часть Обстоятельства создания портрета и судьба его автора Судьба художника

Повесть Гоголя "Портрет" рассказывает о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: они обладали странною живостью.

Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Есть у Чарткова мечта – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги.

А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и заказчиков - минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом.

«Прошелся по тротуару гоголем...» Художники Кукрыниксы

Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают

"Чартков пишет портрет Лизы" С тонкой наблюдательностью и пластической убедительностью раскрыт сам процесс творчества: быстрые движения увлеченного работой молодого Чарткова, пишущего портрет Лизы.

"Чартков пишет портрет чиновника" Скоро мы видим Чарткова с лениво- величественной позой, с откинувшегося в кресле преуспевающего художника.

Нравственный выбор героев Художник Жертвовать собой ради искусства Довольствоваться сытой жизнью, поставив своё искусство в услужение толпе обывателей

I часть повести Н.В.Гоголя «Портрет»

II часть повести Н.В.Гоголя «Портрет»

Нравственный выбор героя Чартков Жертвует собой ради искусства Довольствовуется сытой жизнью, поставив своё искусство в услужение толпе обывателей Автор портрета

Внешние препятствия для развития творчества Внутренний голос и побуждения Чарткова последний двугривенный нестерпимо холодная гостиная мастерская с мерзнущими окнами оборванный диван не на что купить кисти и краски нечем платить за квартиру Брань хозяина квартиры Оценка профессора: нетерпеливость; увлеченность чем-нибудь одним; нет хороших ремесленных навыков художника; погоня за модой; предпочтение светской жизни, а не ремеслу. Собственное желание Чарткова: хотелось кутнуть, щегольнуть, показать свою молодость; досада от чужого денежного успеха; желание бросить все и закутить с горя на зло всему; деньги, даже воображаемые, способны заворожить, а вид живых денег способен довести почти до безумия Внезапно появившиеся деньги Голос рассудка Голос чувств появилась возможность работать; есть деньги на содержание и обеспечение во власти все, на что смотрит завистливыми глазами; желание одеться, разговеться, нанять новую квартиру; отправился в театр, кондитерскую и прочее; купил нечаянно лорнет, бездну всяких галстуков; более ежели нужно завил локоны; катался в карете без причины; объелся без меры конфектами; в новой квартире все, что получше поставил на видное место, что похуже в угол; желание непреоборимое схватить славу за хвост; заказал статью о себе; читал с тайным удовольствием.

Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.

На аукционе продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но среди прочих один человек говорит, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным– давно жил в Петербурге некий ростовщик, который мог ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину был художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисовал, тем больше отвращения испытывал к старику. Когда портрет оказался нарисованным, ростовщик сказал, что теперь будет жить в портрете. А вечером следующего дня умер. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: "Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою". Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет. Кто-то успел украсть его. Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя «Портрет».

Повесть называют "эстетической программой" Гоголя. Расскажите и покажите с помощью текста, каковы взгляды писателя на искусство и художника (писателя, музыканта и т.д.). Кто из героев повести и почему является истинным художником? Что думает Гоголь о свободе творчества, о предназначении искусства, о взаимоотношениях его с религией? Семинар В чем трагедия художника Чарткова? Когда он ее осознает? В чем ее причины? Существуют ли подобные проблемы сегодня? О чем говорится в 1 части повести, о чем – во 2- ой? Что их связывает? Почему нарушена хронология (2 ч. должна предшествовать 1- ой)?

Критик В.Г.Белинский дал повести такую оценку: «Мысль повести была бы прекрасна, если б поэт понял ее в современном духе. В Чарткове он хотел изобразить даровитого художника, погубившего талант свой жадностию к деньгам… Не нужно было бы приплетать страшного портрета… не нужно было бы ни ростовщика, ни аукциона, ни многого, что поэт почёл столь нужным именно оттого, что отдалился от современного взгляда на жизнь и искусство". Чего не принял критик в повести? Только ли в жадности к деньгам трагедия Чарткова? Согласны ли вы с такой оценкой творчества Гоголя? Семинар В 1-ой редакции повести финал был таким: после рассказа об истории страшного портрета изображение ростовщика у всех на глазах исчезает с полотна. Во 2-ой редакции портрет во время рассказа крадут. В чём смысл такого финала?

Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив свое искусство в услужение толпе обывателей? Какой осуществить выбор? Легко ли его сделать? На чаше весов с одной стороны – труд, служение искусству, бедность, с другой – деньги, богатство, слава. Какая же чаша перевесит? Каков же истинный художник? Проблемные вопросы 1. Какова роль искусства в обществе? 2. Каково истинное предназначение художника? 3. Насколько актуальны эти проблемы сегодня?

Чартков смотрит картину "Портрет"

В сцене прозрения, когда он понимает, что предал и погубил свой талант, в полной драматизма иллюстрации "Отчаяние" художники выразительно передали иное душевное состояние Чарткова.

Явление Христа народу

Настоящее искусство облагораживает человека, возвышает его, приближает к совершенству и через отдельную личность совершенствуется общество. Истинное предназначение художника – это быть ответственным за свой труд, умело направлять дар, данный Богом, на благо каждого отдельного человека, творить, распространять добро, любовь, поучать и самоотверженно служить музе, отдавать всего себя служению искусству. Вывод: