«…самое женское дело – петь и плакать о Детях Земли». Лирика Маргариты Чебышевой на уроках внеклассного чтения в старших классах. Артемова С.З., учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Advertisements

Автор : Коновалов Владислав, обучающийся 5 Б класса.
Нравственный идеал в повестях В. Распутина Урок литературы в 11 классе Автор презентации: Егорова Л. Н., «СОШ 10» г.Канаш ЧР.
Образ России в лирике С.Есенина Образ России в лирике С.Есенина Авторы: Шутова Дарья, Иванова Анна, ученицы 11 «Б» класса. МОУ – гимназия г.Переславля-Залесского.
Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир' Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам.
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт.
«Русский характер, русская душа» Преподаватель курса Крайнова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение.
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника. Подготовила учитель МОУ СОШ с. Троекурово Хожаинова Л.В.
Какая дивная случайность, что я родился на Земле, а не в космическом пространстве витаю камешком во мгле!...
Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Авторы: Светлова Дарина, Михайлова Анна, ученицы 9 «Б» класса.
9 мая 9 мая - это всенародный праздник. Солдаты воевали, а женщины растили детей - будущее страны. Общими усилиями была достигнута победа над врагом!
Образ России в творчестве С. Есенина Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной.
Подготовил ученик 11 А класса Тарасов Алексей Родина в лирике С.Есенина.
Навсегда страх из жизни ушёл, Ты позвал – я пошёл, Руки свои возношу в молитве я.
ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Городское методическое объединение учителей русского языка и литературы Общеобразовательная І-ІІІ ступеней школа 5 г.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Духовно – нравственное воспитание обучающихся в современной школе.
Мотив – это устойчивый, формально- содержательный компонент литературного текста. Мотив – это сущностный для понимания авторской концепции смысловой(содержательный)
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Тема года Вечные темы искусства Мир человеческих чувств Сказочно-мифологическая тема Тема природы Тема Родины (Земли, матери) Тема мира и войны (добра.
Транксрипт:

«…самое женское дело – петь и плакать о Детях Земли». Лирика Маргариты Чебышевой на уроках внеклассного чтения в старших классах. Артемова С.З., учитель русского языка и литературы, МОАУ средняя школа 27 г.Кирова

Образованный не значит духовный «Уважаемый учитель! Я один из тех, кто уцелел, пройдя концентрационный лагерь. Мои глаза видели вещи, которые никто не должен был видеть: газовые камеры, построенные учеными-инженерами; людей, отравленных высокообразованными врачами; младенцев, убитых квалифицированными медсестрами; женщин, сожженных выпускниками университетов… Поэтому я не доверяю образованности профессионалов. Моя просьба: помогите ученикам стать более человечными. Результатом ваших усилий не могут быть подонки, квалифицированные психопаты, образованные Эйхманы. Чтение, письмо, арифметика важны только при условии, что они делают наших детей более человечными».

Из списка книг по внеклассному чтению 5 класс «Дымка» В. Крупин «Мой генерал» А. Лиханов 6 класс «Последние холода» А. Лиханов 7 класс «Утя» В. Крупин 8 класс «Слётки» А. Лиханов 9 класс «Прошли времена, остались сроки» В. Крупин (рассказы из книги) «Никто» А. Лиханов класс поэзия А.Гребнева, М.Чебышевой. Постигая новое, лелеять старое.

Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходят из своего народа. Это – огни, из него же излетевшие, передовые вестники его. Н.В.Гоголь Выбор авторов обусловлен необходимостью укрепить связь поколений на своей малой родине; особенностями творчества: искреннее повествование от первого лица - твоего ровесника, разговор о близком и понятном в твоём возрасте, постановка своеобразных «вешек», выработка нравственных ориентиров, духовные наставления о том, как жить.

Ладонь в ладонь – так учатся ходить по проволоке или по канату, чтобы пройти над бездною. 1 уровень восприятия – со-переживание 2 уровень восприятия – раз-мышление 3 уровень восприятия – со-зидание себя как личности (ценностный выбор, формирование мировоззрения).

Кто-то - гитара, кто-то - орган, кто-то - литые колокола. Голос по силам каждому дан, лишь бы душа зазвучать смогла. Тематика стихов М.Чебышевой. Прикосновение к истории: откуда мы родом? Образы современников. Характер нашего народа. Боль о разрушенной деревне, заброшенных полях. Красота северной природы, и разрушительное наступление цивилизации на неё Катаклизмы современного общества

«Заветы, стоящему на пороге…» Прикосновение к истории: «Вятичи». Земля становится родной, когда в неё вложен свой труд: Мы избы рубили, пахали поля, Здесь сказки родились, и песни, и дети. Здесь шли мы по тяжким ступеням столетий, И нашим трудом расцветала земля.

«Заветы, стоящему на пороге…» Портреты современников: «Деревенские старухи». Какие черты присущи нашим бабушкам? …плакали, пели, смеялись, Сеяли, жали, косили, Тяжких трудов не боялись, Боли, обиды, усталость Перемогали терпеньем… Смотрят на мир без упрёка Тихие наши старухи.

«Заветы, стоящему на пороге…» Что отличает русский народ от других? Цикл «Иваны». Крестьянин: «И жить ему по вековым заветам: Корми Россию, связь времён не рви, Ты – от земли». Солдат: «Ему же – не для подвигов и славы: От ворога Россию защищать». Дурак: «Он часто неказист и не при силе, И не мастак в прожектах и речах, Но, как и прежде, вынесет Россию Из лихолетья на своих плечах.

«…петь и плакать о Детях Земли». Я – русская баба Луг перестоялся, нескошен. Август. Холодные росы… Цикл «Прощание с летом» Быль Зачем тебе был нужен человек… Живём непрочно Зачем ты, Каин, Авеля убил? Цикл «На семи ветрах»

Ладонь в ладонь – так учатся ходить… чтобы пройти над бездною. Над бездной размыкаются ладони: пройти или упасть ты должен сам. Патриотизм, гражданственность Трудолюбие, скромность, терпеливость, жертвенность Ответственность за себя и за всё происходящее Любовь к миру, понимание гармонии между человеком и природой, человеком и обществом как основы бытия

Во всех стихах, во всём творчестве Маргариты Чебышевой звучит уверенность в силах народа, в завтрашнем дне, в способности к само возрождению. Россия – как свеча на вековых ветрах – вот-вот погаснет трепетное пламя, но всё стремится ввысь, одолевая страх, и кронами берёз, и куполами. И оживить мечту, и воскресить любовь во исполненье данного зарока, подняться над собой, подняться над судьбой наперекор знамениям и срокам. Россия – как свеча. Хранящая ладонь народа, пережившего так много, спасёт и сбережёт её живой огонь, не убоявшись боли от ожога.