Научиться отличать различные типы и стили речи Уметь определять отличительные признаки разговорного, художественного и научно-делового стилей речи Создавать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
Advertisements

Урок русского языка в 5 классе. РЕЧЬ Разговорная Книжная 1..Научно-деловая 2. Художественная.
«Жизнь людей не проста, и если мы хотим изучать жизнь,- а язык есть кусочек жизни людей,- то это не может быть просто и схематично… Важно не то, чтобы.
Стилистика Подготовка к ЕГЭ. Текст – целостное законченное высказывание Признаки текста: Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
Цели: прививать умение описывать животное; развивать речь, память, воображение; воспитывать любовь к животным.
Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна.
Цели: научиться описывать животное; развивать речь, память, воображение.
В пространстве текста. ( Комплексный анализ текста ) Всем хорошим я обязан книге. М.Горький Марютина Наталья Витальевна
ТИПЫ РЕЧИ Повествование Кто ? Что ? Где ? Когда ?
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
1.Систематизировать и обобщить знания по теме. 2.Научить различать тексты каждого типа речи и аргументировать свой ответ.
Книжная и разговорная речь. Вся речь делится на разговорную и книжную. Разговорная речь используется в непринужденных беседах знакомых людей обычно в.
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
Повествование. Описание. Рассуждение. 5 класс. Повествование – это рассказ о чём- либо, сообщение о каком-либо событии в определённой хронологической.
сердце, 1. Что хочешь с ним делай. Гуляй где угодно, Ходи с ним повсюду, Рисуй, что захочешь, Сердиться не Дарю тебе сердце 2. На листике белом Дарю тебе.
Текст как законченное целостное высказывание. Признаки текста Наличие темы и основной мысли Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1 7 класс. Тема: стили литературного языка Цели: -закрепить понятие о стилях речи; -развивать навыки анализа текста.
Как научить ребенка писать сочинения. Наумова Светлана Петровна, учитель начальных классов, МБОУ Якшур-Бодьинская гимназия
Сочинение – порождение текста, письменное выражение собственных мыслей, чувств, суждений. Сочинение – порождение текста, письменное выражение собственных.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Транксрипт:

Научиться отличать различные типы и стили речи Уметь определять отличительные признаки разговорного, художественного и научно-делового стилей речи Создавать тексты разных типов речи Уметь исправлять стилистические ошибки в чужом тексте

Разговорная Книжная Художественная Научно- деловая Речь

Речевая ситуация С кем говорим? С кем говорим? с одним со многими человеком(1-1) людьми(1- много) много) Где? Где? в официальной в неофициальной в официальной в неофициальной обстановке(о/о) обстановке(н/о) обстановке(о/о) обстановке(н/о) С какой целью? С какой целью? сообщение общение воздействие

Разговорная речь Используется в непринужденной беседе со знакомы- ми людьми обычно в домашней, неофициальной обстановке. Возможно использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах, междометий и звукоподражательных слов, образных сравнений, неполных предложений, обращений, восклицательных и вопросительных предложений. - Кто вы? -Мы лисички тоже. -Мы лисички, -Как, с одной-то лапкой? Дружные сестрички. - Нет, еще со шляпкой. Ну а вы-то кто же?

Художественный стиль речи Художественную речь используют в том случае, если нужно нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства(задача речи – воздействие). В художественном стиле речи используются конкретные слова, слова в переносном значении, создающие образ, эмоционально-оценочные слова, которые раскрывают отношение автора к тому, что он описывает. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя…

Научный стиль Научно-деловую речь используют, если нужно сообщить информацию,объяснить что-либо(задача речи – сообщение). В научно-деловой речи используются термины, профессиональные слова,сложные предложения, слова употребляются только в своем прямом значении, часты повторы слов. Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

Рассуждение Повествование Описание Описание, повествование и рассуждение – это три разных способа отражения окружающего нас мира. способа отражения окружающего нас мира. В одном тексте могут встретиться разные типы речи, мирно соседствующие друг с другом.

Как различить типы речи Описание и повествование отражают мир таким, как мы его видим. (можно сфотографировать то, о чем говорится в повествовании и описании) В рассуждении говорится о том, что мы думаем о мире, что мы знаем о нем, как мы понимаем причины свойств предметов, зависимость одного события от другого (сфотографировать мысли, т.е. рассуждения, нельзя)

Описание В тексте типа описание говорится о признаках предмета, которые можно увидеть все сразу, все вместе – это одновременные признаки. В тексте описании обычно много прилагательных, эпитетов, сравнений и метафор. Все, о чем говорится в описании, можно запечатлеть на одном кадре. на одном кадре. Перышки у свиристелей были коричневато-розовые, крылья и хвост черные с белыми, желтыми и малиновыми полосками. крылья и хвост черные с белыми, желтыми и малиновыми полосками. Но особенно хорош хохол на голове, как будто лихо зачесанный к затылку.

Повествование Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай подбирался к висевшему яблоку, срывал его своим мощным клювом, затем брал в лапу и выгрызал клювом с одной стороны из яблока мякоть. Потом доставал зернышки, клювом с одной стороны из яблока мякоть. Потом доставал зернышки, с аппетитом их ел, а надкусанное яблоко бросал вниз на траву. Расправив- шись с одним, он тут же направлялся к другому. Действия предмета, о которых говорится в тексте – повествовании, сразу, все вместе, увидеть нельзя – это сменяющие друг друга последовательные действия. В повествовании очень много глаголов и слов со значением последовательности.

Рассуждение Причины свойств и явлений, о которых говорится в рассуждении, увидеть вообще нельзя, их можно только понять. Поэтому то, о чем идет речь в рассуждении, нельзя сфотографировать. В тексте-рассуждении встречаются термины, слова, обозначающие порядок мыслей(во-первых, итак, следовательно, наконец, поэтому). В тексте- рассуждении много сложных предложений. Совы – полезные птицы, так как они уничтожают мелких и вредных грызунов. Одна сова ловит за сутки в среднем четырех мышей.

Композиция текстов различных типов Рассуждени е Тезис Аргументы Повествование Начало события Его развитие Конец события Описание Общее впечатление от предмета Признаки, подтверждающие общую характеристику Оценка

Дуб – род листопадных или вечнозеленых деревьев, редко кустарников семейства буковых. Листья очередные, простые, перисто-разделенные, лопастные, зубчатые, иногда цельно край- ные. Цветки мелкие, невзрачные, однополые, однодомные. Плод – односемянный желудь, частично заключенный в чаше образную деревянную плюску. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанной корой, за- росшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично расположенными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улы- бающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

Ученики принесли ветеранам цветы. Сегодня в театре полный аншлаг. Художник нарисовал свой автопортрет. Гостям на встрече вручили памятные сувениры. Это был первый дебют молодого пианиста.

1. 1. На улице делал к противнику два-три неторопливых шага, будто представлял ему возможность еще раз по- думать. 2. Был он храбр, как истинный гвардеец. 3. При этом он зонтиком растопыривал на шее медно- красные перья, низко пригибал голову. 4. Если тот не убирался, петух стремительно обрушивался на него. 5. Его длинный хвост волочился по земле как плащ.

Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Как я однажды…» «Почему нужно добросовестно учиться» «Моя кошка»