Апробация инструментария для оценки достижения планируемых результатов по русскому языку М. И. Кузнецова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
Advertisements

Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
Итоговая оценка предметных результатов по русскому языку в системе оценки качества начального образования: итоги двух лет проекта и возможности внедрения.
Анализ результатов регионального мониторинга по русскому языку ( 4 класс, 2015 учебный год) Шило Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Анализ результатов мониторинга оценки достижения планируемых результатов по русскому языку обучающимися 4-х классов пилотных школ в учебном.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В рамках реализации.
Региональный мониторинг качества образования Мониторинг по оценке достижения предметных результатов учащимися 5 классов по русскому языку.
М. И. Кузнецова Особенности контрольно-измерительных материалов по русскому языку для оценки обучающихся в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО М.
О развитии речевых интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников; об успешном овладении ими рядом общеучебных умений ( в частности.
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Ст. научный сотрудник лаборатории обеспечения реализации ФГОС НОО АОУ ДПО ВО « ВИРО » Игнатьева А. С.
Оценка достижений планируемых результатов Группа террабиты.
Разработка инструментария для мониторинга образовательных достижений обучающихся 5-х и 6-х классов образовательных организаций, участвующих в переходе.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
УТИЦКИХ Л.А. – ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Разработка педагогических измерителей для оценки образовательных достижений.
Диагностика овладения межпредметными понятиями: социально-гуманитарный цикл.
Критерии оценивания раздела «Письмо» Для оценивания коммуникативных заданий раздела «Письмо» применяется сочетание двух рейтинговых шкал. Система предусматривает.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Транксрипт:

Апробация инструментария для оценки достижения планируемых результатов по русскому языку М. И. Кузнецова

Основания для создания измерительных материалов для оценки образовательных достижений учащихся начальной школы по русскому языку 1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования Раздел II. «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» Пункт 12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования Филология. Русский язык. Родной язык. 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Основания для создания измерительных материалов для оценки образовательных достижений учащихся начальной школы по русскому языку 2. Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Русский язык» 1. Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Раздел «Фонетика и графика» Раздел «Состав слова (морфемика)» Раздел «Состав слова (морфемика)» Раздел «Лексика» Раздел «Лексика» Раздел «Морфология» Раздел «Морфология» Раздел «Синтаксис» Раздел «Синтаксис» 2. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» 3. Содержательная линия «Развитие речи» 3. Примерная программа начального общего образования по предмету «Русский язык»

Особенность работы по русскому языку 1 1. В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится». 2. Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. 3. Результаты выполнения учащимся работы дают возможность зафиксировать достижение четвероклассником планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне, что позволяет охарактеризовать состояние базовой подготовки учащегося и осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки.

Особенность работы по русскому языку 1 1. Большое количество заданий с развернутым открытым ответом. 2. Большое количество заданий, предполагающих работу с таблицей. 3. Наличие заданий, предполагающих работу с текстом. 4. Наличие заданий, оценивающих коммуникативную компетентность. 5. Наличие разнообразных по форме заданий.

Особенность работы по русскому языку 2 1. В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся как к блоку «Выпускник научится», так и к блоку «Выпускник получит возможность научиться». 2. Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, лексика, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. 3. Результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать достижение четвероклассником планируемых результатов не только на базовом и повышенном, но и на высоком уровне.

Особенность работы по русскому языку 2 1. Большое количество заданий творческого характера. 2. Наличие заданий, предполагающих работу с текстом. 3. Наличие заданий, оценивающих коммуникативную компетентность. 4. Более тесная связь предметных заданий с проявлениями метапредметных результатов.

Работы по русскому языку выполнили учащихся из 828 образовательных учреждений 20 регионов Российской Федерации. Результаты работы по русскому языку 1, направленной на оценку индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык». Уровни Процент учащихся, достигших данного уровня Недостаточный 3% 15% ниже базового уровня Пониженный 12% Базовый 27% Повышенный 41% 58% выше базового уровня Высокий 17%

Максимально высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленным на оценивание планируемых результатов содержательной линии «Система языка» по разделам «Морфология» и «Синтаксис». Очень хорошо справились выпускники начальной школы с заданиями, направленными на оценивание следующих умений: умение находить в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги; умение заполнять таблицу, записывая по два примера (процент выполнения равен 85,4%); умение находить глаголы (процент выполнения равен 88,4%), умение находить в предложении подлежащее и сказуемое (процент выполнения равен 92,8%).

В содержательной линии «Орфография и пунктуация» высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленным на оценку такого планируемого результата, как: умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова» (процент выполнения равен 85,1%). В содержательной линии «Развитие речи» высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленным на оценку такого планируемого результата, как: умение осуществлять выбор адекватных языковых средств в ситуации общения с людьми разного возраста (процент выполнения равен 87%).

В содержательной линии «Система языка» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленным на оценку следующих планируемых результатов: умение различать звуки и буквы (процент выполнения равен 63,2%); умение характеризовать звуки русского языка: согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие (процент выполнения равен 66,8%); умение различать формы слова и родственные слова (процент выполнения от 60,9%, до 64,1%); умение давать характеристику (указывать грамматические признаки) заданного имени прилагательного (процент выполнения равен 71,7%); умение находить в предложении однородные члены предложения (процент выполнения равен 63,8%); умение различать предложение, словосочетание, слово (процент выполнения равен 62,6%); умение выявлять слова, значение которых требует уточнения (процент выполнения равен 54,6%).

В содержательной линии «Орфография и пунктуация» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленным на оценку следующих планируемых результатов: умение определять наличие в словах изученных орфограмм, умение заполнять таблицу, записывая предложенные слова в нужную колонку таблицы (процент выполнения равен 67,5%); умение находить и исправлять орфографические ошибки (процент выполнения равен 72,3%).

В содержательной линии «Развитие речи» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленным на оценку следующих планируемых результатов: умение составлять небольшой связный текст - приглашение на день рождения (процент выполнения равен 64,3%), объявление о концерте (процент выполнения равен 53,7%); умение дополнять план текста, восстанавливая пропущенные пункты плана (процент выполнения равен 54,6%), умение составлять план текста (процент выполнения равен 71,9%).

БОЛЬШОЕ СПАСИБО за присланные экспертные замечания нашим коллегам из Вологодской области Вологодской области Калининградской области Калининградской области Ленинградской области Ленинградской области Московской области Московской области Нижегородской области Нижегородской области Новосибирской области Новосибирской области Омской области Омской области Республики Марий Эл Республики Марий Эл Тверской области Тверской области Хабаровского края Хабаровского края

Вопросы для обсуждения Работа 1 Сократить количество заданий или увеличить время, отведенное на выполнение работы, до 60 минут. Распределить выполнение заданий на два дня: первый - проверка теоретических знаний, второй – проверка практических умений. Исключить требование «…это обязательно должен быть связный текст». Сократить количество предложений, которое предлагается записать, с 3-4 до 2-4 предложений. Исключить ряд заданий («не изучаем, что у слов пальто, кенгуру и т.п. нет окончания»). Смягчить систему оценивания в связи с тем, что сейчас очень жёсткие требования в критериях оценивания, например, дети предлагали свои варианты плана, но так как они не соответствовали ключам, то за это задание получали 0 баллов. Вписаны два пропущенных пункта плана. 1. Два воробья на ветке. 2. Пить хочется! 3. Урок смелого брата. / Делай как я! / Смотри, это не страшно. 4. Первая попытка. / Неудачная попытка / Не получилось / С первого раза не удалось. 5. Удачная попытка. 1 балл – записаны оба пункта плана; 0 баллов – записан один пункт или записанные пункты не соответствуют тексту.

Вопросы для обсуждения Работа 2 Разрешить в качестве дополнительных материалов использовать толковые словари. Включать в задания географические названия своего края. Работа перегружена заданиями на знание теории, которые не дают возможности оценить грамотность ребенка. Добавить задания на проверку грамотности. Выровнять задания по вариантам по уровню сложности.

Рекомендации по работе с учащимися, демонстрирующими высокие учебные результаты Дальнейшая работа над метапредетными и личностными результатами. Продвижение в развитии учащихся средствами русского языка. Активное использование заданий, направленных на развитие творческого потенциала и логического мышления учащихся.

воспроизведение знаний применение знаний в знакомой ситуации Три уровня усвоения содержания применение знаний в незнакомой ситуации

Рекомендации по работе с учащимися, которые не достигли базового уровня Работа над уровнем чтения. Качественная диагностика конкретных проблем в усвоении содержания предмета. Система в работе над предметным материалом.

Принципиальные позиции педагогической диагностики и коррекционно-развивающей работы сравнение ребенка только самого с собой на разных этапах его развития; сравнение ребенка только самого с собой на разных этапах его развития; сравнение результата с образцом с обязательным выделением, подчеркиванием успехов; сравнение результата с образцом с обязательным выделением, подчеркиванием успехов; рассмотрение ошибки с точки зрения ее познавательного значения и преходящего характера. рассмотрение ошибки с точки зрения ее познавательного значения и преходящего характера. ученику важнее видеть, ученику важнее видеть, что и почему у него получается, чем убеждаться в том, что не получилось; что и почему у него получается, чем убеждаться в том, что не получилось; развернутая содержательная оценка с подчеркиванием достижений помогает развернутая содержательная оценка с подчеркиванием достижений помогает сориентироваться в результатах своего труда, сориентироваться в результатах своего труда, почувствовать уверенность в своих возможностях, почувствовать уверенность в своих возможностях, понять, что именно нужно еще освоить, а значит - приобрести учебно-познавательную мотивацию. понять, что именно нужно еще освоить, а значит - приобрести учебно-познавательную мотивацию.

Для детей группы риска сложность представляет, как правило, не столько овладение каждой конкретной операцией, сколько удержание последовательности осуществления этих операций. Для этих учащихся опыт работы с алгоритмами должен быть более длительным, им необходимо дольше задержаться на этапе развернутого алгоритма. С детьми группы риска необходима более тщательная работа как на уровне овладения каждой отдельной операцией, так и на этапе отработки последовательности операций в составе учебного действия. Большое количество упражнений должно быть нацелено на формирование у ребят орфографической зоркости. Общий принцип работы со всеми ребятами одинаковый, разница заключается в необходимом количестве упражнений: для ребят с трудностями их должно быть значительно больше. Необходимость привлечения всех видов анализаторов - зрительного, слухового, двигательного.

Эффективными являются задания типа «Докажи, что в слове вода безударный гласный звук нужно обозначить буквой о». Такие задания хороши тем, что ребята подбирают проверочные слова, ищут доказательства, тем самым повышается элемент осознанности, а также тем, что у детей накапливаются зрительные образы слов, развивается зрительная память, они видят слова с орфограммами в полной записи и запоминают их правильное написание.