Прямикова Е.В., доктор социологических наук, доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Advertisements

Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС 1.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Методические рекомендации по преподаванию предмета в учебном году.
Стандарты второго поколения МОУ ООШ 6 г.Фурманова 2010 г.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Транксрипт:

Прямикова Е.В., доктор социологических наук, доцент

Источники Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования г.; Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования г.? Примерные программы основного общего образования. Обществознание. – М.: Просвещение (подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»).

Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

В основе системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Предпосылки применения нового подхода Изменение информационной реальности (многоканальность, визуальный аспект) Глобализация общества, в т.ч. проблема сочетания различных культур Индивидуализация общества (хроническое состояние неопределенности) Болонский процесс: создание общеевропейского образовательного пространства Повышение требований к подготовке специалистов

О компетентностном подходе Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос" сентября. компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А.Болотов); компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла (В.В.Башев);

Социальная компетентность социальная компетентность поле опосредованных взаимодействий поле непосредственных взаимодействий

Компетентность как спровоцированный опыт компетентность критическое мышление действия истолкование

Варианты реализации КП Формальный: традиционные квалификации, знания, умения, навыки переименовываются в компетенции (более негативный – «экстенсивный», увеличение показателей при констатации результата); Практико-ориентированный: ориентация образовательного процесса на практические результаты, например, создание «прикладного» бакалавриата (готовим к работе); Интегративный: развитие способности обучаемого объединять получаемые знания и умения для реализации задач, профессиональных, политических или любых других, связанных с различными аспектами повседневной жизни.

Школьное образование системно-деятельностный подход Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности. (Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения

Материалы ЕС (компетенции) Инструментальные – когнитивные, методологические, технологические и лингвистические способности; Межличностные – индивидуальные способности, социальные навыки (социальные интеракции и кооперация) Системные – комбинирование понимания, восприятия и знания, приоритет в приобретении требуемых инструментальных и межличностных компетенций.

Системные компетенции видеть части целого, осмысливать систему в целом; уметь планировать изменения, которые позволяют совершенствовать существующую и конструировать новые системы; Шаронова С.А. Компетентностный подход и стандарты в образовании (сравнительный анализ стран ЕС и России)//СОЦИС – С

Структура компетенций составляющие (по определению, принятому в ФГОС ВПО): знать, уметь, владеть составляющие (с учетом проекта «TUNING»): знаниевая, деятельностная, ценностная составляющие результата образования (по таксономии Б. Блума): когнитивная (познавательная), психомоторная, аффективная (ценностно-эмоциональная)

Характеристики современного образования Проблематизация реальности как способ разрушения привычных стереотипов, возникновение сомнений, что является первым шагом на пути познания. Практичность, постоянное соотнесение с жизненным опытом Открытость: образование изначально не замыкается на ограниченном наборе знаний, умений и навыков, а остается открытым к постоянному самостоятельному обновлению.

Статус примерной учебной программы Определяет инвариантную часть (70-75%); Наряду с требованиями стандарта, относящимися к результатам образования, является ориентиром для составления рабочих программ; Не задает последовательности изучения материала и распределения его по классам (авторы рабочих программ могут предложить собственный подход).

Изменение требований Обществознание – учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Требования к результатам обучения: Личностные; Метапредметные; Предметные.

Метапредметные результаты Организация своей познавательной деятельности; Комплексное объяснение явлений и процессов социальной действительности; Выбор адекватных способов деятельности и моделей поведения (в рамках основных социальных ролей); Выполнение различных познавательных и практических заданий (проектная деятельность).

Процесс образования качество образования информальное образование (умение получать и анализировать информацию из различных источников) формальное образование (аттестат, результаты ЕГЭ) неформальное образование (общение с представителями референтной группы и т.д.)

Не все так просто… неформальная, информальная деятельность формальная деятельность

Знаниевый подход исходный материал (эксперты) схема освоения (эксперты) действия по освоению оценка эффективности коррекция действий

Компетентностный (системно- деятельностный) подход постановка проблемы интеграция материала исследование развитие опыта контроль (совместный)

Различия Знаниевый – 1 этап - освоение общей и одинаковой для всех информации (полное соответствие); 2 этап – возможные трансформации полученной информации (допустимы индивидуальные вариации). Компетентностный (системно-деятельностный) – 1 этап – индивидуальное освоение изучаемой темы (разброд и шатание); 2 этап – выделение общего и особенного (схематизация, структурирование).

Планирование содержания курса структура проблемы ситуации понимание ключевые блоки (теория, на основе которой происходит анализ проблем, явлений) теория Возвращение к ключевым блокам при анализе проблем Схематизация и структурирование ключевых блоков на основе изучения проблем и явлений

Фрагмент рабочей программы (знаниевый подход) Класс Тема, количество часов Компонент Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки Знания Умения Использование

Что предлагается? (примерные программы) Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Подразделы программы Тема Основное содержание Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Рабочая программа (новый подход) Тема (количество часов) Проблемное поле темы (основные вопросы) Опыт обучающихся при исследовании проблемного поля Информация, необходимая для решения проблемы Знания «в остатке», личностно освоенные Умения «в остатке», используемые в дальнейшем

Проблемное поле темы «Информация и образование» Массовое общество предполагает массовое образование, при этом частью образования являются и СМИ. Общество меняется – становится постиндустриальным, индивидуализированным, информационным, значит должно меняться и образование. Учитель сегодня часто несет ценности и опыт массового образования, транслирует готовые знания и требует выполнения стандартных умений. Современный же подросток находится в постоянно расширяющемся информационном поле, ему необходима информационная культура, образовательная и социальная компетентность, чтобы ориентироваться в окружающей реальности. При этом он может и не понимать подобной необходимости.

Проблемное поле темы «Семья» В современном обществе происходит изменение семейных отношений. Разрываются связи между поколениями, даже родителями и их собственными детьми. Дети и старики иногда оказываются без поддержки. Супружеские отношения крайне нестабильны. Складывается такое впечатление, что человеку больше не нужна семья. Так ли это на самом деле? В то же время опросы школьников показывают, что ценность семьи у них занимает одно из первых мест. Возможно, мы стали предъявлять к семейной жизни очень высокие требования, и в случае разочарования просто разрываем эти отношения.

Программы отдельных курсов содержат 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

Программы отдельных курсов содержат 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Содержательный минимум: что изменилось? Количество часов: Личность - 18 Межличностные отношения – 9 Современное общество – 27 Социальные нормы (+право)- 27 Экономика и социальные отношения - 27 Политика. Культура – 27 Человек в меняющемся обществе - 3

Последовательность 5 класс – межличностные отношения; 6 класс – формирование первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности; 7 класс – моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни; 8-9 классы – более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни: экономики, политики, социальных отношений, культуры.

Сферы общества Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика и производство. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, ее роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

Новые темы Возраст, гендер; Современные средства связи и коммуникации, СМИ; Массовая культура; Информационное общество. НО: выделяется минимум времени, так «культурно-информационная среда общественной жизни» – одна из последних тем (не менее 8 часов)

Умения (стандарт первого поколения) Описывать социальные объекты, выделяя их существенные признаки; Сравнивать (социальные объекты); Объяснять (взаимосвязи); Приводить примеры; Оценивать (поведение); Решать (задачи); Осуществлять поиск информации; Самостоятельно составлять документы.

Формы учебной деятельности Характеризовать, определять сущностные характеристики – 32; Иллюстрировать, приводить примеры – 25; Объяснять – 22; Находить и извлекать информацию из источников – 21; Описывать – 15; Оценивать – 14; Называть (воспроизводить) – 13; Конкретизировать – 11; Раскрывать сущность, причины и последствия – 12; Различать, сопоставлять – 11;

Формы учебной деятельности (менее 10) Выражать, высказывать свое мнение, отношение – 8; Анализировать – 8; Исследовать несложные практические ситуации – 7; Моделировать практические ситуации – 4;

Формы учебной деятельности («аутсайдеры») Обосновывать – 2; Классифицировать формы культуры, отношений - 2; Переводить визуальную и текстовую информацию в другую форму – 2. Осуществлять рефлексию своих ценностей – 1; Выбирать критерии – 1; Находить, извлекать и систематизировать информацию – 1.

Плюсы: Разнообразие форм деятельности; Подчеркивается необходимость работы с информацией из различных источников; Ориентация на текущую исследовательскую деятельность (не только проекты); Есть возможность менять структуру изучения курса.

Проблема Содержание курса определяется по принципу концентрического обучения, 1 уровень – средняя школа, 2 уровень – старшая. В результате, например на тему «Информационное общество» выделяется 2 часа, «Духовная культура» – 2 часа (ознакомительная деятельность).