© 2010 IBM Corporation «Электронное Правительство» для России - вызовы, приоритеты и архитектура Олег Бяхов – директор по развитию бизнеса IBM East Europe/Asia.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
Advertisements

Государственная программа «Информационное общество ( годы)» 1.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Человеческий потенциал – ключевой фактор успеха реформ А.Б.Никитин – Фонд «Новая Экономика», исполнительный директор.
Игорь Баранов Заместитель директора Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургский университет 2014 Мобилизация доходов муниципальных образований: международный.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года ( проект ) ( Доклад на ШППМ ) Подготовлено Малон Л. В.
Экспертная группа 17 « Реформа бюджетного сектора в экономике » « РИА Новости », г. Основные направления и механизмы повышения эффективности.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
ЦЭНЭФ Российская система учета повышения энергоэффективности и экономии энергии И. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Благодаря технологиям соединяющим общество, в новом мире люди, знания, устройства и информация будут связаны в единую сеть, способствуя процветанию общества,
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Seite 1 Программа GTZ «Содействие Региональному Экономическому Сотрудничеству в Центральной Азии» Приоритеты по улучшению Национальной Инфраструктуры.
Тарасевич Михаил Александрович генеральный директор ЗАО «Завод «Людиновокабель» 25 февраля 2011 г.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
А.Г. Ишков заместитель начальника Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа – начальник Управления энергосбережения и экологии,
Транксрипт:

© 2010 IBM Corporation «Электронное Правительство» для России - вызовы, приоритеты и архитектура Олег Бяхов – директор по развитию бизнеса IBM East Europe/Asia Январь 2010

© 2010 IBM Corporation2 Краткое содержание Правительство для разумной планеты – новые вызовы и модель развития Трансформация правительства – стратегический выбор и архитектура Факторы успеха и формирование практического подхода

© 2010 IBM Corporation3 Правительства во всем мире действуют в условиях новых вызовов Правительствам необходимо создать условия для экономической конкурентоспособности Общество обязано быстро реагировать на изменения глобальных рынков Демографические изменения Финансовый дефицит Требования безопасности Экономическое развитие Рост затрат и сопротивление увеличению налогов ведет к долгосрочному дефициту финансовых средств для выполнения государственных обязательств Резкий рост затрат на здравоохранение и пенсии Разрыв в знаниях как результат массового выхода на пенсию Новая рабочая сила не сможет финансировать растущие социальные программы Растущие угрозы безопасности ведут к новым затратам Объективная потребность во внутриправительственном и межправительственном сотрудничестве наталкивается на строгие ограничения в обмене данными Управление конфликтами становится все сложнее Низкое качество социальных систем Необходимо повысить экономическую эффективность систем социального страхования и сократить потери от ошибок и подлогов Реальности более компактного, сложного, взаимосвязанного и интегрированного мира требуют более разумного правительства... и побыстрее

© 2010 IBM Corporation4 ТЕХНИЧЕСКИ ОСНАЩЕННОЙ Мы обладаем способностью измерять, и отслеживать состояние всего, что нас окружает. 4 ВЗАИМОСВЯЗАННОЙ Люди, системы и объекты могут связываться и взаимодействовать друг с другом совершенно новыми способами. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ Мы можем оперативно и адекватно реагировать на изменения, и получать лучшие результаты благодаря прогнозированию будущих событий и выбору оптимальных решений. Готовность к изменению – путь к построению разумной планеты Сегодня на каждого жителя Земли приходится 1 миллиард транзисторов. Число пользователей Интернет превысило 1 миллиард. К 2011 году им будет пользоваться почти треть населения Земли. Каждый день создается 15 Пб новых данных, это восьмикратный объем всех библиотек США. В 2013 году IP-трафик превысит 0.5 зеттабайт ( Гб)

© 2010 IBM Corporation5 Возможность для правительств думать и действовать по-новому Стратегия ориентации на граждан через улучшение услуг для граждан и бизнеса Повышение подотчетности правительства за счет экономного и эффективного управления ресурсами Улучшение информированности и быстроты реагирования в интересах национальной и общественной безопасности Создание «зеленого» правительства для зеленой планеты за счет обеспечения устойчивой экологической среды ++= 5 Готовность к изменению – путь к построению разумной планеты

© 2010 IBM Corporation6 Будущее каждого общества определяется уникальным воздействием ключевых факторов влияния США Высокая иммиграция и культурное разнообразие Торговый дефицит, спад промышленности, перемены в занятости Основной потребитель углерода Главная цель глобального терроризма Создатель и потребитель технологий Китай Гендерный дисбаланс (в возрасте до 15 лет М/Ж соотношение 1.14) Быстрая индустриализация, давление на экологию, урбанизация Минимальные ожидания населения по отношению к правительству (бюджет составляет 18% ВВП) Индия Низкий средний возраст (24,8 года) Растущая сервисная экономика Минимальные ожидания населения по отношению к правительству (бюджет составляет 16% ВВП) Растущее давление потребления ресурсов на экологию Значительное культурное разнообразие Бразилия Иммиграция и разнообразие Умеренная стоимость рабочей силы Быстрый рост потребления ресурсов Минимальная угроза терроризма ДЕМОГРАФИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ УГРОЗЫ СТАБИЛЬНОСТИ Япония Высокий и быстро растущий средний возраст (45,8 года) Растущая иммиграция, отсутствие опыта культурного разнообразия Высокая стоимость труда Италия Низкий уровень рождаемости в сочетании с эмиграцией Отсутствие прироста населения и быстрое старение Высокие ожидания населения по отношению к правительству (бюджет составляет 50% ВВП)

© 2010 IBM Corporation7 7/5/20127 ДинамичнаяИнтегрированнаяТочечная Культура государственного управления Интегрированный (оптимизированный между предприятиями) (Оптимизированный внутри предприятий) Распределенный (Оптимизированный внутри предприятий) Независимый (Оптимизация процессов) On-line правительство Интерактивное правительство Интерактивное правительство Технологическая инфраструктура Бизнес-процессы Интегрированное правительство Интегрированное правительство Три этапа развития культуры государственного управления на базе e-Government

© 2010 IBM Corporation8 Международный ранг России по электронному правительству наравне со странами одного уровня развития, но существенно отстает от лидеров Источник: Waseda University Institute of eGovernment , IBM GBS analysis Начиная с 2005 года рейтинг ежегодно публикуется университетом Waseda (Япония) 28 показателей, сгруппированных в 6 секторов: Сетевая готовность Работа необходимых приложений Оптимизация управления Национальный портал CIO в Правительстве Продвижение электронного правительства Россия продолжает оставаться в конце списка вместе с другими странами BRIC, но динамика ее показателя отстает от Китая и Южной Африки (хотя опережает Бразилию) Разрыв со странами-лидерами продолжает нарастать, что означает, что эффективность российского правительства и его способность исполнять решения, которые срочно необходимы в период глобального экономического кризиса, останутся ниже, чем у лидеров

© 2010 IBM Corporation9 Краткое содержание Правительство для разумной планеты – новые вызовы и модель развития Трансформация правительства – стратегический выбор и архитектура Факторы успеха и формирование практического подхода

© 2010 IBM Corporation10 Для гарантии экономического благосостояния, благополучия и безопасности своих граждан, правительства будущего работают в направлении… 10 ПРАВИТЕЛЬСТВО СТРАТЕГИИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ГРАЖДАН Участие людей в социальных программах на основе их индивидуальных потребностей – достижение стабильных результатов при сокращении операционных расходов и достижении максимальной ценности налогоплательщика. ПОДОТЧЕТНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА Использование средств бизнес- анализа и планирования для углубленного понимания и улучшения эффективности посредством визуализации и контроля. «ЗЕЛЕНОГО» ПРАВИТЕЛЬСТВА ДЛЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ПЛАНЕТЫ Внедрение экологически рациональных процессов, от энергетической эффективности и энергосбережения до управления транспортировкой и поиска возобновляемых ресурсов. УЛУЧШЕНИЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ И БЫСТРОТЫ РЕАГИРОВАНИЯ Поддержка оборонных ведомств и правоохранительных органов в достижении ситуативной осведомленности, высокой оперативности команд и боевого превосходства.

© 2010 IBM Corporation11 Большинство государственных лидеров считают, что межведомственное сотрудничество больше всего влияет на их организацию Сотрудничество стало основной проблемой и необходимой компетенцией Межведомственное сотрудничество или «объединенное правительство» стало главным структурным приоритетом, поскольку возросла потребность в совместном финансировании Чтобы добиться этого лидеры государственных организаций улучшают процессы взаимодействия и вводят показатели общих результатов, чтобы поощрять ведомства к сотрудничеству Источник IBM Global Business Services, The Global CEO Study 2007

© 2010 IBM Corporation12 12 Последовательность внедрения электронного правительства – подход IBM Компонентная модель (CBM) Сервисная архитектура (SOA) Подход IBM Избежание дублирования функций и избыточных операций Определение требований к управлению ИТ инфраструктурой Избежание излишнего уровня автоматизации (при внедрении ИТ, решение принимается в соответствие с установленными стандартами и требованиями для поддержания функций и процессов) Обеспечение согласованности деятельности органов исполнительной власти и ИТ-систем, поддерживающих эту деятельность Разработка принципов автоматизации административно- управленческих процессов Определение архитектурных принципов и критериев на основании которых принимаются решения о вложениях в разработку ИКТ. Согласованная система нормативов, структур и руководство для построения всех последующих систем. Архитектура «электронного правительства» (E-Government Enterprise Architecture) Архитектура систем «электронного правительства» (E-Government Enterprise Architecture Framework) Решения и проекты Анализ функций и административно- управленческих процедур (функциональные обследования) Модернизация и оптимизация административно- управленческих процессов (business processes re- engineering) Социальные счета Одно окно Управление по результатам...

© 2010 IBM Corporation13 Компонентная бизнес-модель предоставляет различные «линзы» для согласования стратегии и программ, определения индикаторов эффективности и доходит до уровня детализации, необходимого для определения приоритетов Референсная модель Компонентные карты «горячих областей» Цель A: Оптимизация ресурсов Для каких услуг потребляется больше всего невозобновляемых ресурсов? = Максимальное потребление/ наивысшее влияние Цель B: Повышение финансовой эффективности Как наши затраты на услуги относятся к сравнимым примерам? = Затраты выше, чем у сравнимых образцов Цель C: Оптимизация возможностей оказания услуг Какие услуги поддержаны возможностями за пределами наших организационных и технологических стандартов? = Нестандартные возможности Альтернативы приоритизации Совмещение «линз» ведет к Детальному пониманию Согласованию стратегии Ясному выравниванию организационных и технологических подходов Приоритизации сфер услуг и соответствующих решений по распределению ресурсов и инвестиций Требованиям к сфокусированному дизайну и оказанию услуг

© 2010 IBM Corporation14 Компонентную модель можно рассматривать как «зонтичную» архитектуру для более детальных моделей в отдельных сферах государственных услуг («вертикалях») – например в социальной сфере, налогообложении, здравоохранении, образовании и т.д. IBMs GovBAS – референсная модель, основанная на методологии компонентного бизнес-моделирования, разработанной IBM

© 2010 IBM Corporation15 Сотрудничество стало основной проблемой и необходимой компетенцией многих лидеров государственных организаций. Обоснование: – Рост операционной эффективности – Улучшение оказания услуг – Вовлечение в оказание услуг новых организаций – Более эффективные результаты Компонентная модель дает понимание и руководство к действию на межведомственном уровне и определяет: – Как отдельные органы власти могут сотрудничать, чтобы ограничить дублирование и повысить эффективность? – Какие функции органы власти должны осуществлять самостоятельно (в основном – их ключевые компетенции) – а какие непрофильные функции лучше осуществлять через расширенное сотрудничество? – Как расширить вклад бизнеса и граждан в качестве партнеров при оказании услуг? Оплата льгот Сбор вкладов Обмен данными в целях экономии затрат и повышения качества услуг Общие услуги, например выявление подлогов Компонентная бизнес-модель проясняет и согласует позиции и роли участников, которые должны взаимодействовать при оказании услуг

© 2010 IBM Corporation16 Вызов: Правительство Дании стремится создать мощную систему услуг для граждан. Для этого необходимо усилить сотрудничество между региональными и центральными органами власти и создать консолидированное общее представление об общественном секторе. Результаты для разумного правительства: FORM позволит государству избежать дублирования усилий FORM поддерживает сервис-ориентированный подход и создает условия для координации программ и использования лучшего опыта в правительстве в целом Подход FORM универсален и может использоваться правительствами других стран Архитектура, ориентированная на гражданина Решение: Использован широкий опыт IBM в компонентном бизнес-моделировании Объединенная проектная команда создала консолидированный взгляд на государственные услуги для тысяч органов власти и государственных учреждений Дании В результате создана FORM – общая карта, описывающая общую архитектуру и ориентированный на гражданина взгляд на социальный сектор во всех уровнях правительства, сферах деятельности и организациях

© 2010 IBM Corporation17 Совет графства Чешир, Англия: достигнуто 20% снижение затрат на домашние визиты к пенсионерам, что повысило возможности по управлению медицинскими и социальными льготами для них Разумное правительство: примеры 17 Повышение качества услуг для граждан и бизнесов Эффективное управление ресурсами Городское управление Альбукерка, США: система управления эффективностью снизила ручной сбор данных из множества ресурсов, сделав возможным актуальный, своевременный доступ к информации для граждан, оперативных служб и других пользователей Усиление национальной и общественной безопасности Хранилище данных полицейского департамента Нью-Йорка, США: предоставило мобильный доступ полицейским к 120 миллионам заявлений о правонарушениях и чрезвычайных происшествиях, а также к 5 миллионам записей о правонарушителях Гарантии стабильного развития Стокгольм, Швеция: Интеллектуальная система взимания платы за проезд привела к снижению трафика на 20%, выбросов выхлопных газов на 40% и привлекла ежедневно дополнительных пассажиров городского транспорта

© 2010 IBM Corporation18 Концептуальная архитектура «Электронного Правительства» Виды доступа Электронные сервисы Для органов власти Для гос. учрежде- ний Для коммерч. компаний Для внешних. прави- тельств

© 2010 IBM Corporation19 Краткое содержание Правительство для разумной планеты – новые вызовы и модель развития Трансформация правительства – стратегический выбор и архитектура Факторы успеха и формирование практического подхода

© 2010 IBM Corporation20 Проактивность и реальный контроль на высшем уровне Архитектура, нацеленная на потребителя, с точным измерением результатов Обеспечение хорошей управляемости проектом Привязка бюджетов к достигаемым результатам Культура поощрения инноваций и сотрудничества Динамическая и интегрированная технологическая инфраструктура Непоколебимость Непрерывное образование Электронное образование Управление структурированными данным Сотрудничество в инновациях Частно-государственные партнерства ФАКТОРЫ УСПЕХА

© 2010 IBM Corporation21 Проект в фокусе – интероперабельность Позволяет обеспечить взаимозаменяемость, а следовательно и конкурентность решений и продуктов; Открывает возможность для развития свободного программного обеспечения (СПО); Приводит к формированию сбалансированного подхода к применению как СПО так и проприетарного ПО, сохраняя наилучшие условия для инноваций; Основа интероперабельности – открытые стандарты. В России в текущем году вводится Национальный стандарт электронного документа ГОСТ Р ИСО/МЭК аналог ODF Это открывает возможности для создания высококонкурентной среды приложений различного назначения, соответствующих данному стандарту * Источник: Национальный совет по координации электронной торговли США. Белая книга по управлению идентичностью Интероперабельность – обеспечение взаимодействия информационных технологий от разных поставщиков:

© 2010 IBM Corporation22 Проект в фокусе – управление идентичностью Поддерживают потребности в общей идентичности для государственных и частных транзакций; Снижают затраты государства и/или повышают качество государственных услуг; Охраняют общественное здоровье и безопасность; Защищают или повышают защиту тайны личности, свободы, относящиеся к имени и идентичности, а также безопасность персональной информации. * Источник: Национальный совет по координации электронной торговли США. Белая книга по управлению идентичностью Управление идентичностью – система законов и политик, процедур и технологий, которые в совокупности:

© 2010 IBM Corporation23 Вопросы, традиционно вызывающие озабоченность – главный барьер на пути лучшего управления идентичностью 0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100% Навыки и компетенции Доступность данных и регулирование доступа Показатели эффективности Стандарты Руководство и управление проектом Технологии Координация между ведомствами Система финансирования Защита персональных данных Политические/юридические Выс. Средн. Низк. Управление идентичностью и его конечное влияние на личные свободы – чрезвычайно чувствительный предмет, в особенности в развитых демократиях

© 2010 IBM Corporation24 В различных странах регистр населения может быть централизованным, распределенным или совмещенным

© 2010 IBM Corporation25 Для достижения 126% продуктивности в соответствии с «Концепцией 2020» необходимо внедрение новых технологий В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности. (Д. Медведев) Структура валового накопления основного капитала (2008) Цели, обозначенные в «Концепции 2020» Динамика роста производительности труда в ключевых индустриях ( ) Источник: Госкомстат, % 2.6% 9.5% 40% Производительно сть 126% Доля промышленных предприятий, внедряющих технологические инновации 321% Источник: Госкомстат, %21%18% Добыча и энергетика Транспорт и телеком Финансы, недвижимость, услуги Другие отрасли 23% -7% -2% -3% Добыча полезных ископаемых Обраба- тывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Проект в фокусе – стимулирование конкурентоспособности

© 2010 IBM Corporation26 В России использование технологий в бизнес-процессах вдвое ниже, чем в развитых экономиках мира 26 Россия на 42-м месте в рейтинге 70 стран по использованию технологий в бизнес-процессах (исследование IBM и The Economist, 2009). Рейтинг использования технологий в бизнес- процессах Уровень использования последних технологий Источник: WEF Global Information Technology Report – не распространены и широко не используются, 7 – распространены и широко используются

© 2010 IBM Corporation27 Промышленность: инвестиции в новые технологий и исследования необходимо увеличить в 5 раз для достижения среднеевропейского показателя Собственные R&D Внешние R&D Машины, оборудование, ПО Новые технологии Другое ПромышленностьУслуги Источник: Анализ Госкомстата, 2008 Россия Чехия Германия Бельгия Франция 0%20%40%60%80%100% Россия Чехия Германия Бельгия Франция 0%20%40%60%80%100% Структура инвестиций в технологии Развитие технологий Преодоление отставания и замена инфраструктуры

© 2010 IBM Corporation28 Инвестиции в цифровую инфраструктуру будут более позитивно влиять на рабочие места, продуктивность труда и инновации, чем расходы на традиционную физическую инфраструктуру Источник: Отчет "The Digital Road to Recovery: A Stimulus Plan to Create Jobs, Boost Productivity and Revitalize America" ( « Цифровая дорога к спасению: План стимулирования по созданию рабочих мест, повышению продуктивности труда и оживлению экономики Америки » ); авторы Роберт Д. Аткинсон (Robert D. Atkinson), Дэниел Кастро (Daniel Castro) и Стивен Дж. Эзелл (Stephen J. Ezell), The Information Technology & Innovation Foundation (Фонд информационных технологий и инноваций), январь 2009 г. Исследование СШАИнвестицииОбщее кол-во рабочих мест Кол-во рабочих мест в малом бизнесе Широкополосная связь 10 млрд. долларов Поддержка ИТ10 млрд. долларов Интеллектуальные сети 10 млрд. долларов Итого30 млрд. долларов

© 2010 IBM Corporation29