ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СЖАТИЯ ТЕКСТА. Цель : Обучение приемам содержательной компрессии теста как этап подготовки к сжатому изложению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « Содержательные и языковые способы сокращения текста» Учитель: Газдарова Людмила Мухарбековна 2011год.
Advertisements

Содержательные и языковые способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме Занятие 2 элективного курса в 9 классе.
Содержательные и языковые способы сокращения текста Подготовка к экзамену в форме ГИА. Автор – Бродягина Ольга Семёновна, учитель МОУ Улётовская сош.
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
Способы сжатия текста Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Русская пословица Краткость – сестра таланта. А.П.Чехов.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Приёмы содержательной компрессии текста.
Подготовка к ЕГЭ. Требования к сжатому изложению Сжатое изложение «требует умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное; отсекать второстепенное.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Определить тему Сформулировать основную мысль Определить стиль Выделить микротемы Определить способы сокращения текста Передать содержание как каждой.
Мастер-класс: Содержательные и языковые способы сокращения текста МОУ «Дульдургинская СОШ»
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Тема: Подготовка к сжатому изложению Разработан Архиповой Л.А., учителем высшей категории МОУ «Заклинская средняя школа» Урок русского языка в 9 классе.
Задача сжатого текста - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые.
ГИА по русскому языку в 9 классе. Распределение заданий по частям работы Части работы Число заданий Максимальный первичный балл Тип заданий 1 Часть 1.
Способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме.
Итоговая аттестация в 9 классе в новой форме Подготовка к сжатому изложению.
«Обучение сжатому изложению». Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх.
1 Компрессия текста (подготовка к сжатому изложению)
Сжатое изложение в итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Автор Башкурова Л.П. МВ (с) ОУ «Белоярская открытая (сменная) школа»
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Транксрипт:

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Цель : Обучение приемам содержательной компрессии теста как этап подготовки к сжатому изложению

Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю по знаниям их и возрасту соразмерную могли сами написать сочинение правильное, ясное, и по летам их изящное, но простое и невысокопарное. ( Постановление о Царскосельском Лицее 1810 год )

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Компрессия -(от лат) машина для сжатия воздуха или другого газа под давлением (тех.) Трансформация -перемена вида, форма чего – нибудь, преобразование, превращение (Д.Н.Ушаков,Большой толковый словарь русского языка) Заглянем же, как Пушкин встарь, В толковый наш словарь

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Компрессия ( в языке)- наибольшее сжатие исходного материала(текста) за счет различных приемов. Трансформация -сжатие или развертывание текста путем применения различных приемов. Заглянем же, как Пушкин встарь, В толковый наш словарь

Чтобы знания были впрок, Следует повторить предыдущий урок!

Основные « содержательные » приемы компрессии текста Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной информации за счет обобщения

ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЕМЫ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА ЗАМЕНА ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛИЯНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ОДНО

ЗАМЕНЫ Замена предложения или его части указательным местоимением Замена определительным или отрицательным местоимением Замена сложноподчиненного предложения простым Замена фрагмента предложения синонимичным выражением Замена однородных членов обобщающим наименованием

ИСКЛЮЧЕНИЯ Исключение повторов Исключение фрагмента предложения Исключение одного или нескольких синонимов

РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения ( силы ), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, которые изучают естественные науки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно!

Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Принято считать,что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.

Практическая работа Задание 1. Прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив 1)Только значение крылатого выражения 2)Только информацию об истории происхождения этого выражения

Предложение 1. Выражение « довести до белого каления » ( разозлить до предела, до бешенства ) основано на свойстве металла при нагревании светиться по разному в зависимости от температуры : сначала красным цветом, потом желтым и, наконец - ослепительно белым.

Предложение 2. Поиск алхимиками, предшественниками химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим сказать о поиске чего - то невозможного или попытке найти универсальный ключ к решению многих задач.

Предложение 3. Выражение « цепная реакция », обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций.

А сейчас всего лишь полминутки Отведем для физминутки!

Практическая работа Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов. (1)Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. (2) Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. (3) например,, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. (4) в любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов )

ЧТОБЫ УПРОЧИТЬ ВАШИ ЗНАНИЯ, ДАЮ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ! Дополнить текст своими примерами нарушения природного равновесия Сформулируйте вывод к дополненному вами тексту

1. Н А УРОКЕ МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО ( НЕ ИНТЕРЕСНО ), ПОТОМУ ЧТО … 2. М НЕ БЫЛО ЛЕГКО ( ТРУДНО ) НА УРОКЕ, ТАК КАК ….. 3. С ЕГОДНЯЙШНИЙ УРОК ПОМОГ МНЕ ….. Рефлексия

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием - самая лучшая опора, самое верное подспорье, и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. В. В. Виноградов