Урок-исследование «Самоубийство Катерины – сила или слабость»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Advertisements

Цель : Рассмотреть интерпретацию произведения в критической литературе и театральных постановках. Иванова Л. В. МОУ СОШ с. Смоленка.
Работу выполнила ученица МОУ СОШ 16 г. Норильска Соколова Татьяна.
Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Урок литературы в 10 классе.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС 1 урок А.Н.ОСТРОВСКИЙ. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА 2урок ДРАМА «ГРОЗА». ИДЕЙНО- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. 3 урок Город Калинов.
Александр Николаевич Островский (1823 – 1883). Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»
НАУЧНЫЙ СОВЕТ Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.
Урок-семинар по драме А.Н.Островского «Гроза» Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины.
Трагедия Катерины. «Гроза» в русской критике.. ЦЕЛЬ УРОКА: -проанализировать образ героини; -понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это.
Путешествие по Волге В годах А.Н.Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Поездка.
Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований.
« А душу можно ль рассказать…»? (С. Есенин) Речевая характеристика персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза»
Художественное своеобразие драмы А.Н.Островского «Гроза»
Размышления над комедией Размышления над комедией Александра Сергеевича Грибоедова « Горе от ума »
Словарь - справочник Жанр – исторически складывающийся вид литературного произведения. Различаются эпические(роман, повесть, рассказ),лирические(ода, элегия)
1 Пьеса-сказка А.Н.Островского «Снегурочка» Своеобразие сюжета, связь мифологическими и сказочными сюжетами.
Как вы понимаете название пьесы А.Н.Островского «Гроза»?
Выполнила : Селиванова О. В. Учитель литературы. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается.
Идейно-художественное своеобразие драмы А.Н. Островского «Гроза»
Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад». Жанровое и композиционно- художественное своеобразие. Урок литературы в 11 классе подготовлен учителем русского языка.
Транксрипт:

Урок-исследование «Самоубийство Катерины – сила или слабость»

Цель: исследование жанровой структуры пьесы А.Островского «Гроза»; раскрыть жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерину.

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского… Н.А.Добролюбов

План. 1.Тема, идея, конфликт пьесы. 2. Композиция драмы «Гроза» 3. Жанровое своеобразие. Проблема жанра.

Островский записал русскую комедию в купеческую гильдию, начал с первой, довёл её до третьей – и теперь она, обанкротившись, со слезами выписывается в мещанки. Вот результат «Грозы», которую я видел на прошлой неделе… С.П.Шевырёв.

Любовь Катерины принадлежит к таким явлениям нравственной природы, к каким принадлежат мировые катаклизмы в природе физической. Найдутся критики, которые скажут вам, что это неестественно… Для нашей ежедневности трагическое всегда будет неестественным. В.П.Боткин

Трагедия – «форма героического представления», протекает в необычной обстановке (в древности или отдалённой стране), в ней принимают участие исключительные по положению лица – цари, военачальники, мифологические герои. Трагедия отличается обострённой борьбой конфликтов между героями или внутренней психологической борьбой героя. Обычный исход трагедии – гибель героя. Но гибель не как поражение, а – следствие необыкновенно цельного характера.

Можно ли, основываясь на данном определении трагедии, без колебаний причислить Катерину к трагическим характерам? Островский рискует: Катерина – не царица, ни мифологическая героиня, она современница, к тому же, лицо низкого звания – обыкновенная купчиха.

Обратимся к тексту «Грозы». Соответствует ли Катерина мерке трагической героини? Рассмотрим, как она выглядит, говорит, воздействует на окружающих…

Почему так противоречива Катерина? Она жертва «внутренней грозы», «грозы совести».

Какова роль повторов в речи Катерины? Повторы усиливают воздействие слова, заставляют усилить трагедийный эффект.

На трагедийный характер слова указывает его магическое воздействие. Можем ли мы говорить о магии слова героини? Перед самой катастрофой чудесным образом сбывается фольклорно-песенный призыв Катерины: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!». Отчаянный призыв – и Борис является перед Катериной. Такова сила трагедийного слова.

Условие трагедии – соответствие слов и поступков. Докажите на примере поступков Катерины, её слов, что её характер преимущественно трагедийный.

Что же может соединить, казалось бы, несоединимые образы-символы: гроб (келью), высокий берег (символ полёта) и волю (Волга)? Смерть (5 действие).

Вывод. Знаком чего становится смерть героини? Знаком трагедийной судьбы. Каково её воздействие на среду? Оно подобно грозовому разряду, в соответствии с названием драмы. А значит, самоубийство Катерины, есть проявление её силы, мужества, ярко выраженной позиции, заявленной ещё в завязке пьесы.