Мастер-класс «Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение – рассуждение»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Advertisements

План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения с использованием клише (Задание С1 ЕГЭ по русскому языку)
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
1. Напишите вступление. 2. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. 3. Прокомментируйте ее. 4. Изложите авторскую позицию по рассматриваемой.
Исходный текст 1. О чем данный текст? 2. Какие вопросы рассматривает автор? 4. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? 3. Какой вопрос автора волнует.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту (Задание С1 ЕГЭ по русскому языку)
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Первый этап – внимательно прочитайте текст. Второй этап – формулировка проблемы (вопрос, который решает автор)
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
ЕГЭ. Сочинение- рассуждение Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская сош»
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
Транксрипт:

Мастер-класс «Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочиннеие – рассужднеие»

Цель: - подготовить учащихся к написанию сочиннеия- рассужднеия по заданному тексту; Задачи: -совершнествовать навыки анализа текста; -воспитывать уважительное отношнеие к чужому мннеию; - формировать умнеие корректно обосновывать свою точку зрнеия.

Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из- под пера». Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит. Л.Н.Толстой

Так выглядит задание в ЕГЭ С1. Напишите сочиннеие по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокоммнетируйте одну из проблем, поставлннеых автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрнеия автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргумнетируйте, опираясь на знания, жизнннеей или читательский опыт (учитываются первые два аргумнета). Объем сочиннеия – не мнеее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) не оцнеивается. Если сочиннеие представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было коммнетариев, то такая работа оцнеивается нулем баллов. Сочиннеие пишите аккуратно, разборчивым почерком.

План сочиннеия- рассужднеия I.Вступлнеие II.Основная часть. 1) Формулировка основной проблемы 2) Коммнетарий данной проблемы 3) Определнеие авторской позиции 4) Изложнеие собствннеой позиции: а) первый аргумнет в защиту собствннеой позиции; б) второй аргумнет; в) вывод. III. Заключнеие.

внимательно прочитайте текст определите тему текста ( о чем?) выделите проблему (вопрос, волнующий автора) определите идею (зачем написан текст, над чем заставляет задуматься ?) определите тип и стиль речи Чтобы понять текст:

Начало сочиннеия – это визитная карточка автора сочиннеия. По первым фразам можно сделать определённые выводы о богатстве словарного запаса пишущего. Вступлнеие 1. Не должно быть очнеь большим 2. Должно быть органично связано с основным текстом сочиннеия не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою. 3. Основная цель вступлнеия – подвести к формулировке проблемы.

Вступлнеие может быть написано в форме 1. Лирического размышлнеия. 2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме. 3. Диалога с воображаемым собеседником о теме текста. 4. Ряда назывных предложнеий. 5. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки. 6. Может начинаться с ключевого слова текста.

«Музыка – душа моя!» М.Глинка Музыка – это разум, воплощннеый в прекрасных звуках. И.С.Тургнеев Песня – правда, сказка – ложь. Певцы и плясуны-первые люди на миру.

Формулировка проблемы текста Проблема – основной вопрос, который поднимается в тексте. Способы формулировки проблемы 1. В виде слова или словосочетания: Проблема нравствннеого выбора человека; смысла жизни; взаимоотношнеий людей; истинной доброты; отцов и детей, воины и мира и т.д. 2. В виде вопроса: Какова роль литературы в жизни общества? Что значит быть совремннеым?

философские политические нравствннеые экологические социальные

Опорные фразы для формулировки проблемы текста: сформулирована проблема; затронута проблема; поднята проблема; освещнеа проблема; обсуждается проблема; проблема, рассматриваемая автором и др. Проблема может быть философской, нравствннеой, злободневной, актуальной, острой, важной, серьезной, наболевшей, неразрешимой и др.

Работать надо с текстом в целом, проблемный вопрос ставить ко всему тексту. Целесообразно обратить внимание на художествннеые детали (особннеости портрета, интерьера, пейзажные зарисовки). Если текст художествннеого стиля

Такой текст подчиняется определннеым законам композиции (тезис,доказательства, вывод), поэтому особое внимание обратите на первый и последний абзацы текста. В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. В тексте может быть не одна проблема, нужно сформулировать только одну проблему и работать только по ней. Если текст публицистического стиля

Речевые клише В тексте автор затрагивает (ставит, освещает) следующие проблемы… Автор текста останавливается на следующих проблемах… Автор касается следующих проблем (вопросов, фактов)… Сущность проблемы заключается (состоит) в … В тексте излагается.., говорится о.., даётся оцнека..., представлнеа точка зрнеия… В цнетре внимания автора находятся следующие вопросы… Автор ставит и решает в тексте проблему.., касается следующих проблем (вопросов)…

Коммнетарий - это рассужднеия, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Два способа изложнеия

Обратите внимание!!!

В тексте публицистического стиля позиция автора, как правило, выражнеа четко, повествование ведется от первого лица. Поскольку особннеостью публицистического стиля является передача информации с воздействием на читателя. В тексте художествннеого стиля при узнавании авторской позиции обратите внимание на лексику и фразеологию, художествннеые приемы, которые выражают авторское отношнеие, дают отрицательную или положительную оцнеку описываемым фактам. Выявлнеие позиции автора

Определнеие авторской позиции Проблема – вопрос, позиция автора – ответ на этот вопрос Подумайте: Каково мннеие автора по поставлннеой проблеме? Что он хотел сказать читателям автор, создавая этот текст? Как автор оцнеивает и описывает ситуацию, поступки героев?

Речевые клише Автор говорит, анализирует, характеризует, раскрывает (сущность, суть), описывает, выдвигает, останавливается. Авторскую позицию лучше всего, на мой взгляд, характеризуют слова: «…» Автор сравнивает, сопоставляет, противопоставляет… Автор соглашается, возражает, опровергает, полемизирует, критикует, выдвигает возражнеия По мннеию автора, «…»

Собствннеая позиция Строится по типу речи – рассужднеие Цель – не только высказать собствннеое мннеие по проблеме, согласившись или не согласившись с мннеием автора, но и доказать собствннеую правоту, опираясь на жизнннеый или читательский опыт.

Варианты формулировки собствннеого мннеия 1. Я согласна с мннеием автора в том, что… 2. Автор прав в том, что… 3. Я согласна с позицией автора и считаю, что…

Структура собствннеого рассужднеия Тезис Тезис - мысль,которую нужно доказать (отношнеие к позиции автора и мннеие о проблеме текста ) Довод Пример Довод Пример Вывод

Типы аргумнетации. I. Логические аргумнеты. 1. Факты. 2. Выводы науки. 3. Статистика. 4. Законы природы. 5. Свидетельства очевидцев. 6. Данные эксперимнетов и экспертиз. II. Иллюстративные аргумнеты 1. Конкретные примеры: а) пример – сообщнеие о событии (берется из жизни ) б) литературный пример. 2. Предположительный пример (рассказывается о том, что могло быть при определннеых условиях).

III. Ссылки на авторитет: 1. Мннеие известного, уважаемого человека – учнеого, философа и т.д. 2. Мннеие специалиста, эксперта. 3. Обществннеое мннеие. Типы аргумнетации.

Речевые клише Приведём пример… Убедительность своей позиции хочу доказать примером из… В качестве иллюстрации этой мысли хочу привести пример из произведнеия… Подтверждая сказанное, хочу обратиться к реальной жизнннеой ситуации, когда… Размышляя над проблемой данного текста, я вспомнил(а) случай (или историческое событие, или литературного героя, или эпизод из художествннеого произведнеия), являющийся, на мой взгляд, ярким подтвержднеием авторских мыслей…

Исследования психологов показывают, что классическая музыка благоприятно воздействует на организм человека.

Как свидетельствуют очевидцы, во время ВОв в блокадном Лнеинграде 7-ая симфония Д.Шостаковича помогала выживать людям, давала им силы для борьбы с врагом.

Ещё в древности люди считали музыку – огромной силой, способной преодолеть даже смерть. Древнегреческий миф о любви Орфея и Эвридики.

В произведнеии К.Паустовского «Старый повар»слепому старику перед смертью музыка Моцарта помогла воссоздать зримую картину и увидеть счастливые события своей жизни

1. Должно быть коротким и ёмким 2. Должно быть логически связано с основной частью 3. Как и вступлнеие, должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности. 4. Можно закончить своё сочиннеие цитатой, взятой из текста и других источников. 5. Можно закончить текст риторическим вопросом. В заключительной части нужно подвести итог всему сказанному. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Речевые клише Таким образом, на основании вышеизложннеого можно сделать вывод… Подводя итог, хочется сказать… Сущность вышеизложннеого сводится к следующему… На основании прочитанного текста можно сделать вывод… Обобщая сказанное, можно сказать, что…Из этого следует, что… Я искрннее благодарна (не) автору текста, потому что он заставил мнея задуматься о том, что… Этот текст ещё раз убедил мнея в том, что… В заключнеие должна(не) сказать, что старания автора не прошли даром – они пробудили в моей душе желание лучше осмыслить проблему… Этот текст заставил мнея ещё глубже задуматься над проблемой..., переоцнеить её важность в нашей жизни…

Музыка способна творить чудеса…

Критерии оцнеивания ответа на задание С1 БаллыI Содержание сочиннеия К 1 Формулировка проблем исходного текста Экзамнеуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1 Экзамнеуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0

К 2К 2 Коммнетарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзамнеуемым проблема прокоммнетирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в коммнетариях нет. 2 Сформулированная экзамнеуемым проблема прокоммнетирована, но допущнео не более 1 фактической ошибки в коммнетариях, связанной с пониманием исходного текста. 1 Сформулированная экзамнеуемым проблема не прокоммнетирована, или допущнео более 1 фактической ошибки в коммнетариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокоммнетирована другая, не сформулированная экзамнеуемым проблема, или в качестве коммнетариев дан простой пересказ текста или его фрагмнета, или в качестве коммнетариев цитируется большой фрагмнет исходного текста. 0

КЗКЗ Отражнеие позиции автора исходного текста Экзамнеуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокоммнетированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 1 Позиция автора исходного текста экзамнеуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. 0

К4К4К4К4 Аргумнетация экзамнеуемым собствннеого мннеия по проблеме Баллы Экзамнеуемый выразил свое мннеие по сформулированной им проблеме, поставлннеой автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргумнетировал его (привёл не мнеее 2 аргумнетов, один из которых взят из художествннеой, публицистической или научной литературы).3 Экзамнеуемый выразил свое мннеие по сформулированной им проблеме, поставлннеой автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргумнетировал его (привёл не мнеее 2 аргумнетов, опираясь на знания или жизнннеый опыт), или привёл только 1 аргумнет из художествннеой, публицистической или научной литературы.2 Экзамнеуемый выразил свое мннеие по сформулированной им проблеме, поставлннеой автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргумнетировал его (привёл 1 аргумнет), опираясь на знания, жизнннеый или читательский опыт.1 Экзамнеуемый сформулировал свое мннеие по проблеме, поставлннеой автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргумнеты, или мннеие экзамнеуемого лишь формально заявлнео (например: «Я согласне / не согласне с автором»), или вообще не отражнео в работе.0

Любое препятствие преодолевается настойчивостью. Леонардо да Винчи