До Налетова никто не выдвигал мысли использовать подводные лодки для минных постановок. Много пришлось Налетову преодолеть затруднений, столкнуться с косностью царских чиновников, прежде чем удалось построить невиданный боевой корабль. К изобретателю неоднократно обращались иностранцы и предлагали ему крупную сумму только за то, чтобы он прекратил сооружение подводного минного заградителя. Но посулы иностранных господ не прельстили русского патриота.
В 1915 году подводный заградитель был закончен постройкой и получил название «Краб». Действуя на нем, черноморским подводникам удалось 14 июля 1915 года подорвать у выхода из Босфора германо-турецкий крейсер «Бреслау».
М.П. Налетов - ученик младших классов Михаил Петрович Налетов родился в 1869 году в Астрахани. Его отец шкипер пароходной компании «Кавказ и Меркурий» любил мастерить из дерева модели тех судов, на которых сам ходил в дельте Волги. «Именно отец приучил меня думать конструктивно и головой, и руками», позднее вспоминал Налетов. Его детские годы прошли в Астрахани, а среднее образование он получил в Санкт-Петербурге.
М.П. Налетов - студент Горного института По завершении среднего образования Михаил Петрович поступил в Технологический институт, а затем перешел в Горный институт в Петербурге. Здесь ему пришлось и учиться и зарабатывать на жизнь уроками и чертежами. В студенческие годы он изобрел велосипед оригинальной конструкции, для увеличения скорости которого нужно было работать и руками и ногами. Одно время эти велосипеды выпускала кустарная мастерская.
Смерть отца, необходимость содержать мать и малолетнего брата не позволили молодому человеку получить высшее образование. Ему пришлось экстерном сдавать экзамены на звание техника путей сообщения, чтобы устроиться работать младшим инженером в порт Дальний. М.П.Налетов был очень общительным и добрым человеком, обладавшим мягким характером.
После начала русско- японской войны М.П.Налетов находился в Порт-Артуре. Он был свидетелем гибели броненосца "Петропавловск", на котором погиб знаменитый адмирал С.О.Макаров. Гибель Макарова привела Налетова к мысли о создании подводного минного заградителя. С.О.Макаров Михаил Петрович Налетов
Будучи человеком деятельным, М. П. Налетов решил строить подводный минный заградитель здесь же, в Порт-Артуре. Не получив поддержки у местного начальства, он начал строить новый корабль на свои скромные сбережения. Осенью 1904 года оригинальный корабль водоизмещением 25 т, вооруженный четырьмя минами заграждения, удалось построить, спустить на воду и даже испытать на глубине 9 м.
В декабре, перед сдачей Порт-Артура, чтобы подводный заградитель не попал в руки врага, Налетов вынужден был разобрать и уничтожить его внутреннее оборудование, а корпус взорвать. За активное участие в обороне Порт-Артура изобретатель был награжден Георгиевским крестом. Подводный заградитель М.П. Налетова во время испытаний. Порт-Артур, 1904 г
Неудача с постройкой подводного минного заградителя в Порт-Артуре не обескуражила Налетова. Он написал заявление с предложением построить ПЛ во Владивостоке, но морское командование не нашло нужным даже ответить Налетову, полагая, очевидно, что его предложение относится к тем фантастическим изобретениям, на которые не следует обращать внимания.
Несколько лет титанической работы, горы чертежей и целых четыре (!) проекта понадобилось выполнить Михаилу Налетову, чтобы убедить морских бюрократов в необходимости включить подводный минный заградитель в состав русских флотов. Инженер отказался от донного сбрасывания мин и предложил новую (кормовую) систему перемещения зарядов.
И вот в 1909 году в Николаеве на заводе «Наваль» состоялась закладка корпуса корабля нового типа. Подводный минный заградитель "Краб", при постройке на судоверфи завода Наваль в Николаеве., 1911 г.
Однако контрактные сроки были сорваны. Во-первых, завод «Наваль» не имел опыта строительства подобных аппаратов, во-вторых, отсутствовали квалифицированные инженерные кадры, в-третьих, в ходе работ несколько раз менялись исходные характеристики заградителя (водоизмещение, дальность хода, конструкции мин, типовые характеристики двигателей) и, наконец, в-четвертых, непрерывные склоки представителей заказчика и исполнителя. В результате производственных интриг Михаил Налетов был отстранен от руководства строительством «Краба» и превратился в простого консультанта. Пропуск М.П. Налетова для входа на постройку заградителя "Краб"
В приказе по Морскому ведомству 17, подписанном морским министром, говорилось: «Предписываю подводную лодку «Краб» зачислить в действующий флот с 25-го июня 1915 года».
"Краб" перед спуском на воду Спуск на воду подводного заградителя "Краб" 12 августа 1912 г Сообщение "Николаевской газеты". август 1912 г
За время войны «Краб» выставил не одно заграждение перед Босфором. Заградитель выставил минное заграждение у Босфора для обеспечения безопасности перехода нового линкора «Императрица Мария» из Николаева в Севастополь. Линкор "Императрица Мария" М.П. Налетов и командир "Краба" старший лейтенант А.А. Андреев Немцы и турки охотились за неуловимым заградителем с помощью самолетов, но потопить «Краб» они не смогли.
Из-за несовершенства керосиновых двигателей и неполадок в конструкции заградитель в конце 1916 года поставили на капитальный ремонт, но он так и не был завершен. В июне 1918 года "Краб" попал в руки германского, а затем англо-французского морского командования. Перед бегством из Севастополя в 1919 году английские интервенты затопили все находившиеся там русские подводные лодки, в том числе и «Краб». В 1935 году водолазам удалось поднять его с глубины 50 м, и Налетов, живший тогда в Ленинграде, разработал проект восстановления и модернизации своего детища. Однако план его был признан нецелесообразным и «Краб» разрезали на металл.
М.П. Налетов со своими родственниками. Лето 1937 года (слева направо: Н.М. Бовина, Ф.П. Халютин, В.М. Федяевская, К.К. Федяевский, А.А. Налетов, М.П. Налетов и П.А. Бовина Налетов пережил свое детище. С конца 1920 года он работал старшим инженером на Путиловском (Кировском) заводе в Петрограде (Ленинграде), проявил себя талантливым изобретателем и рационализатором. Создатель "Краба" успел увидеть уже советские минзаги, в которых была частица его и его труда. Михаил Петрович умер летом 1938 года в возрасте 69 лет. Создание первого в мире подводного минного заградителя "Краб" - одна из замечательных страниц в истории русского военного кораблестроения.
Интернет-ресурсы html 0_let_nazad_byl_postroen_pervyj_v_mire_podvodnyj_minnyj_zagr aditel.html 0_let_nazad_byl_postroen_pervyj_v_mire_podvodnyj_minnyj_zagr aditel.html odnyi_minnyi_zagraditel/p4. php odnyi_minnyi_zagraditel/p4. php