Лизунова Алёна, студентка 35 группы С-Пб ГБПОУ «Педагогический колледж 8» преподаватель Маркина Ольга Анатольевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
У германской армии не хватило ресурсов наступать одновременно и на Ленинград, и на Москву, и тогда немцы избрали голод своим инструментом смерти. Захватчикам.
Advertisements

Блокада Ленинграда – длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 872 дня. Германские войска предприняли наступление 30 августа 1941 г. 8 сентября.
Единственным путем кроме малоэффективной авиации, для эвакуации людей из блокадного Ленинграда, а также для доставки провианта и военных грузов обратно.
Блокада Ленинграда Мы не помнить об этом невправе…
Школа 345 Наталич Кристина 2010 г.. Дорога Жизни Доро́га жи́зни [1] во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское.
8 сентября января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано18 января 1943 г) 872 дня.
1) 900 дней и ночей 2) Мужество и героизм защитников Ленинграда 3) Прорыв блокады.
Великая Отечественная война Выполнила: ученица 9 «Б» класса Туева Анастасия.
Блокада Ленинграда осада немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны города Ленинграда. Длилась с 8 сентября 1941 по.
Урок мужества 7 мая 2010 года Сегодня во всех школах Хабаровского края проходит урок Мужества, посвящённый 65- летию окончания Великой Отечественной Войны.
8 сентября 1941 г. - начало блокады Ленинграда 27 января 1944г. снятие блокады.
Автор презентации: Карасёва Ольга Александровна, студентка 3 курса ГБПОУ «Педагогического колледжа 8» Педагог: Маркина Ольга Анатольевна.
Ты припомни, Россия, как все это было… Посвящается 65 годовщине снятия блокады Ленинграда и Дню защитника Отечества.
Ю. Воронов: «Опять война, опять блокада… Быть может, нам о ней забыть? Мне часто говорят: не надо, Не надо память бередить. Но для того, чтоб на планете.
Великие сражения Блокада Ленинграда. Блокада Ленинграда - наиболее трагический период в истории города. Для каждого, кто живет в Петербурге, блокада Ленинграда.
Катастрофичес кое положение города стало ясно 12 сентября. когда были закончены проверка и учет всех съестных запасов.
Блокада Ленинграда. Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту страшную войну.
«Нет в России семьи такой – где б не памятен был свой герой» Выполнил: Садреев Марсель Маратович 8 класс, 13 лет МОУ «Чебаклинская СОШ» Руководитель: Чубатова.
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА длилась БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 г. с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 г. (прорвана 18 января.
Ученицы 1 Э класса средней школы 337 Шишулиной Виктории.
Транксрипт:

Лизунова Алёна, студентка 35 группы С-Пб ГБПОУ «Педагогический колледж 8» преподаватель Маркина Ольга Анатольевна

На берегу Ладожского озера возле Санкт- Петербурга стоит необычный памятник в виде разомкнутого кольца. Здесь разрывалась блокада Ленинграда – именно в этом месте на лед спускалась Дорога жизни. Тысячи человек рисковали собой, чтобы вывезти людей из осажденного города или доставить туда продукты и топливо.

Дорога жизни Говорят, этот путь в годы войны называли «Дорогой смерти». Неизвестно, сколько людей умерло от истощения, было убито, провалилось под лед, замерзло или пропало без вести здесь в годах. Трассу бомбили и обстреливали, её заносило снегом, машины часто проваливались в полыньи (ведь ехали ночью). Люди ехали на грузовиках, телегах, шли пешком. Очевидцы пишут, что были грабежи. Отнимали чемоданы у истощенных. Но было – и это главное – другое: мужество, благородство, самопожертвование, честность. Всего из Ленинграда было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек. Они называли путь – «Дорогой жизни».

Блокада началась 8 сентября 1941 года. В этот день была перерезана последняя дорога, связывавшая Ленинград со страной. Узкий участок между финской границей и линией фронта. Шоссе длинной 45 километров обрывалось на берегу Ладожского озера. Дальше – на баржах, зимой – на полуторках по льду. Конечно, пешком – около 30 километров. Доходили немногие. Навстречу – в осажденный город – везли продовольствие. На Ладоге в то время не было ни пристаней, ни пирсов. Но уже 12 сентября началась первая навигация. 22 ноября на лёд «Дороги жизни» вышла первая автоколонна грузовых автомашин. Трасса с 12 сентября 1941-го по март 1943-го связывала блокадный Ленинград со страной.

Это должна была быть дорога шириной в 10 метров с пунктами обогрева через каждые 5 километров. Но суровые условия вносили свои коррективы. Озеро не замерзало полностью, в декабре толщина льда в некоторых местах была не больше 3 сантиметров.

Одной из главных причин того, что Ленинград выстоял и победил, было то, что в борьбе с врагом он не был одиноким, что усилия всех его жителей, всех воинов Ленинградского фронта и Балтийского флота в обороне города опирались на поддержку всей страны. Снабжение Ленинграда продовольствием, топливом, вооружением, боеприпасами стало предметом неустанной заботы для страны. Ленинград победил потому, что даже в период жесточайшей блокады, постоянно опирался на поддержку всего советского народа. Почти два с половиной года Ленинград был осажден врагами. Но ни на один день, ни на один час он не оставался одиноким. Городу помогала вся страна. С Урала, Поволжья, из Сибири и Средней Азии сюда шли продовольствие, вооружение, снаряжение, медикаменты... Ленинград жил и героически боролся

Восстановить точный маршрут – от Ленинграда до мыса Осиновец – невозможно. Во-первых, ближе к озеру существовала целая сеть лесных дорог. Во-вторых, современное шоссе А 128 совпадает со старой разбитой проселочной дорогой лишь приблизительно. Понять, почувствовать, как это было сложно… Второй по величине город Советского Союза, Ленинград был почти полностью отрезан от страны, железнодорожное и автомобильное сообщение с городом стало невозможным. В лучшем случае поезда могли доходить только до восточного берега Ладожского озера. А дальше основным путем, по которому могло осуществляться в снабжение Ленинграда и все виды его связи со страной, стало Ладожское озеро.

При создавшихся условиях это была единственная возможность связи с блокированным городом, так как маршруты транспортных самолетов, все телефонные, телеграфные и электрические кабели также проходили через Ладожское озеро. Первым этапом организации Ладожской коммуникации являлись водные перевозки осенью в 1941 г. Они были налажены в условиях, когда на Ладоге не хватало судов и причалов, а немецкая авиация развернула над озером активные действия.

Зимой 1941/42 г., когда озеро сковал лед, а в Ленинграде почти полностью иссякли запасы продовольствия, на льду Ладоги было создано уникальнейшее сооружение военно-автомобильная дорога, по которой в Ленинград стали поступать грузы. Наконец, в конце осени появился первый лёд начало езды по нему было положено 20 ноября 1941 г. На счастье осаждённым, ударили ранние морозы, и лёд к этому времени достиг 20 сантиметров. Первым прошёл санный обоз, а за ним – легковушка, для пробы, и уже затем автоколонна полуторок.

Весной 1942 г. по озеру возобновились водные перевозки, которые по своим масштабам и общему количеству перевезенных грузов являлись самыми значительными за весь период блокады. Таким образом, Ладожская коммуникация действовала в течение всего периода фашистской блокады Ленинграда, летом по воде, зимой по льду. По ней в город непрерывно поступали продовольствие, горючее, боеприпасы, по ней же производилась и эвакуация. Сохранение этой коммуникации было решающим условием того, что Ленинград выстоял. Вот почему вопрос о дорогах в Ленинград в период его блокады стал проблемой первостепенной важности, от его решения зависела судьба города и фронта. Поначалу колонны автомобилей шли вслепую: боялись вражеских самолётов, и лишь редкие регулировщики, с фонарями «летучая мышь» указывали направление.

До 4000 машин ежедневно проходили по этому опасному маршруту. Однако массовые случаи гибели людей от голода все же происходили. Большинство блокадников нашли последнее пристанище в братских могилах – без гробов и без имени. Люди умирали дома, по дороге, у станков, в очередях за продуктами. Счет шел на десятки тысяч ежемесячно. Иногда смерть не регистрировали намеренно – чтобы использовать оставшуюся продуктовую карточку для других членов семьи. Карточки подделывали и воровали, процветал «черный рынок». С улиц пропали кошки и собаки – съели и их. Были отмечены и случаи каннибализма. От голода сходили с ума и полностью теряли самоконтроль. Катастрофически не хватало медикаментов. Зима гг. стала самым тяжелым периодом всей ленинградской блокады. С весной наступило заметное улучшение. На улицы вернулся общественный транспорт. Оживилась культурная жизнь. Немцы распрощались с надеждой захватить Ленинград. Они несли серьезные потери в результате периодических контрнаступлений советских войск. 27 января 1944 года – дата окончания блокады города. Это был восторг и общее ликование. Несгибаемый дух ленинградцев похоронил честолюбивые замыслы Гитлера и его военной машины.

Ход боевых действий в период Великой Отечественной войны сложился так, что многие города выдерживали более или менее длительную осаду, вели оборону в условиях, когда вопросы связи с Большой землей становились особенно сложными и жизненно важными. Исключительно трудной, потребовавшей для своего решения титанических усилий, являлась проблема связи с Ленинградом, оказавшимся с осени 1941 г. в условиях полного окружения с суши. Организация перевозок по Ладожскому озеру в период всей блокады Ленинграда была делом чрезвычайно сложным, требовавшим сосредоточения внимания и усилий огромного числа людей.

Я живу в Ленинградской области. У нас очень богатая природа: дремучие леса, озера. Совсем рядом находится Ладожское озеро. Из него берет начало наша Нева. Хорошо посидеть с удочкой на берегу озера! Но Ладожское озеро известно не только потому, что это очень красивое и большое озеро. Весь мир знает о нашем озере, потому что именно здесь проходила легендарная Дорога жизни. Когда я смотрю на зеркальную гладь Ладоги, я представляю, как по льду озера мчались грузовики, спасая жителей блокадного Ленинграда. Мысленно я становлюсь участником тех великих событий.

Я вижу себя водителем знаменитого грузовика, который по Дороге жизни везет драгоценный хлеб ленинградцам. Мне всего 25 лет. Как только началась война, я пришел в военкомат и попросился на фронт. Так я стал военным водителем. Дома меня ждет мать, я обязательно должен вернуться к ней. Зимой 1941 года меня отправили на Дорогу жизни. Пока Ладожское озеро не сковал лед, продовольствие доставляли корабли. А зимой грузовики должны были возить продукты и медикаменты в осажденный Ленинград, где от холода и голода погибали тысячи людей. Вот тогда мы поняли, что наша дорога спасает жизни многих людей. Даже когда в апреле 1942 года лед начал таять и покрылся водой, мы продолжали свои рейсы, хотя понимали, что можем утонуть вместе с грузовиком. И многие тонули! Так и вижу, как грузовик провалился одним колесом под воду, а вокруг люди, которые помогают вытаскивать машину из воды.

В город мы возили продукты и лекарства, а на обратном пути везли ослабевших блокадников. Мы переправляли их на Большую землю. Ослабевшие люди смотрели с надеждой на нас, шоферов. Измученным голодом жителям Ленинграда хотелось быстрее выехать из осажденного города. Они забирались в кузов грузовика и верили, что все плохое для них закончилось Но не всегда это было так. Фашисты постоянно бомбили Дорогу жизни. Они хотели разорвать связь между Ленинградом и страной. Враги думали, что если не будет Дороги жизни, то ленинградцы сразу сдадут свой город.

Не забывали о «Дороге жизни» и немцы, регулярно совершая налеты авиации и артиллерийские удары по озеру, благо их позиции находились буквально в нескольких километрах от переправы. Поэтому многие шоферы полуторок при движении в ночное время ехали, не включая фары, чтобы хоть как-то обезопаситься от ударов авиации, можно сказать, что ехали они практически вслепую. Шоферы, работавшие на «Дороге жизни» вообще достойны отдельной истории. Они проводили при жутком холоде (большинство даже ездили с открытыми дверьми, чтобы можно было успеть выпрыгнуть в случае провала под лед) по 12 часов за рулем, совершая за день по 5-7 рейсов через все Ладожское озеро, но при этом получали такой, же скудный паек, как и простые блокадники. Однако никто из них не жаловался, так как все понимали, насколько важен их труд для блокадников и солдат, оборонявших Ленинград.

Я вспоминаю такой случай. Однажды ко мне в кабину села женщина с маленьким ребенком. Ребенок плакал и просил есть. А мать ему говорила: «Потерпи, потерпи! Скоро будет еда!». Я отдал женщине свой хлеб, который выдавали водителям, чтобы у них были силы работать. Женщина заплакала и начала кормить своего сына. Он сразу успокоился. Мать горячо поблагодарила Когда нас начинали бомбить фашисты, всем было очень страшно. Признаюсь, что было страшно и мне. Особенно я боялся за людей в кузове. Вражеские бомбы часто попадали в колонну грузовиков. Погибали люди. Они думали, что спаслись от смерти в блокадном Ленинграде, но смерть настигала их на Дороге жизни. Было страшно видеть убитых детей на льду Ладожского озера. Погибали и водители. Мне тоже было страшно умирать, но я ни за что бы не отказался от этих опасных рейсов. Ведь я понимал, что надо спасать ленинградцев, если даже придется погибнуть. Но я не погиб. Я был ранен, отправлен в госпиталь. А когда я поправился, меня отправили на другой фронт, потому что Дорога жизни была уже не нужна. Ленинград был освобожден…

"...Хочется вспомнить водителя Твердохлебова Константина Ивановича, который, будучи тяжело раненным во время обстрела фашистским самолетом, довел свой грузовик до Осиповца. В кузове его грузовика были мандарины из Грузии, предназначенные для новогодних подарков детям блокадного Ленинграда. Именно такие водители, как Твердохлебов и сотни его товарищей, стали символом стойкости бойцов «Дороги жизни"

Ледовая переправа в зиму года представляла еще большую опасность, чем годом ранее. В результате мягкой зимы с частыми оттепелями, лед часто взламывался, и это приводило к еще большему числу провалов, но «Дорога жизни» даже в таких условиях продолжала действовать вплоть до 24 апреля 1943 года, то есть даже после снятия блокады Ленинграда. Всего за два года по льду Ладожского озера согласно официальной статистики было эвакуировано более 640 тысяч человек, доставлено в город 575 тыс. тонн различных грузов и переправлено на Ленинградский фронт около 300 тыс. солдат и офицеров. То есть, очевидно, что создание «Дороги жизни» в ноябре 1941 года являлось одним из ключевых факторов, который хоть минимально, но позволил обеспечить продовольствием жителей города и бойцов обороны Ленинграда, а это в свою очередь прямым образом повлияло на общий исход Ленинградской битвы.

Победа Советского Союза над германским фашизмом выдающееся событие мировой истории. Советский народ и его доблестные Вооруженные Силы нанесли сокрушительное поражение гитлеровской Германии, отстояли свободу и независимость Отечества, с честью выполнили свой интернациональный долг. Наша страна вынесла на своих плечах основную тяжесть войны и сыграла решающую роль в разгроме гитлеровской Германии. Со дня окончания войны прошло уже 70 лет, но интерес к этому героическому периоду в истории нашей Родины не ослабевает. Советские люди всегда будут помнить о тех, кто с беззаветным мужеством и отвагой на фронте и в тылу ковал победу над фашизмом, о тех, кто в смертельной схватке с врагом отдал свою жизнь за эту победу. Железнодорожники и моряки, авиаторы и автомобилисты, дорожники и строители в ходе войны с честью справились с поставленными задачами, проявив при этом исключительное мужество и героизм.