ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ Что такое парсуна и когда на смену ей пришёл портретный жанр? Три знаменитых художника XVIII века. Любимый портретист Петра Великого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.У истоков русского портретного искусства. 2. Шедевры русских портретистов. 3. Мастера скульптурного портрета.
Advertisements

Иван Никитич Никитин ( около 1680 не ранее 1742) русский живописец - портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Фесенко А.О. учитель ИЗО.
Портрет петровского времени. й й ф Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению.
У истоков русского портретного искусства Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне (от «персона»), получившей распространение.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Художественная культура эпохи Просвещения России УРОК МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 10 КЛАССЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ ШКОЛЫ 9.
ОТ ПАРСУНЫ К ПОРТРЕТУ Материал подготовлен для использования на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры Учитель ИЗО Жучкова.
Часть 2. (Лекция с элементами беседы и практического исследования)
Факультет : филологический Группа : РС -21 Серикова М. К.
Живопись XVIII века. От парусины к портрету.. В средневековой культуре не было светского изоискусства, оно носило культовый характер и было представлено.
Изменения в культуре и быте первой четверти XVIII века Учитель истории МБОУ «СОШ 9 г.Йошкар-Олы» О.Р.Солодова.
ПАРСУНА (искажение слова «персона») - условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон вв., сочетающих.
Портрет императрицы Екатерины Портрет императрицы Екатерины I Иван Никитин.
Выполнила Живаева Дарья 3 д. Иван Никитич Никитин ( около 1690(?) 1742) сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона.
Живопись и Скульптура XVIII века. Живопись «Пётр I на смертном одре» Портретист И. Никитин.
Петр I Петр I придавал большое значение искусству, считал его развитие крайне необходимым для молодой России: « Без живописца и градировального мастера,
В русской живописи 18 века продолжалось развитие портретной живописи. 18 век русской живописи, подарил нам несколько замечательных художников, прославившихся.
Художественная культура России 2 половины 18 века.
Культура России второй половины XVIII века Портретная живопись.
История России. 10 класс 2011 г.. Тема урока : « Русская культура XVIII века »
Портреты наших великих соотечественников. Портрет – от французского – изображение. Один из жанров живописи, скульптуры, графики, посвящённый изображению.
Транксрипт:

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ Что такое парсуна и когда на смену ей пришёл портретный жанр? Три знаменитых художника XVIII века. Любимый портретист Петра Великого.

ЦЕЛЬ Сформировать знания об уникальном феномене русской культуры XVIII века. З ЗЗ Задача Познакомиться с творчеством выдающихся художников XVIII века и их шедеврами.

« О дним и з самых г лавных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета … Портрет – единственная область живописи, в которой Россия … временами ш ла в уровень с Е вропой ». Художник и искусствовед И. Э. Г рабарь

ПЕТР I Общеизвестно, что русское светское искусство с понятием личного авторства и не религиозным сюжетом возникает в XVIII веке, когда реформы Петра Великого захватывают не только государственную, политическую и экономическую сферы, но и сферу искусства. Антропов А. П. Портрет Петра I г. Холст, масло. 286 х 159 Государственный Русский музей

ПАРСУНА Жанр портретов в русском изобразительном искусстве восходит к «парсуне» Парсуна искаженное слово persona, произведение, сочетающее приемы иконописи с реалистической образной трактовкой.. При Петре Великом портрет назывался персоной, и только к середине 18-го века окончательно вошел в обиход термин портрет. Царь Федор Иоаннович

« Портрет царицы Марфы Матвеевны» представляет собой парсуну в ее чистом виде. Изображению свойственна статичность и наивность формы, но присутствует уже попытка светотеневой моделировки. По способу претворения портрет близок к иконе, но несет определенное портретное сходство.

ПОРТРЕТ Живописная парсуна - одновременно наследница духовной и изобразительной традиции русского Средневековья и родоначальница в России светского портрета - феномена Нового времени. Начало подлинно светской живописи – 10- е гг. XVIII века, когда И. Н. Никитин, обучившись живописи за границей создал свои первые портреты. Также яркими создателями русских портретов являются А.П. Антропов и И.П. Аргунов. И. Н. Никитин А.П. Антропов И.П. Аргунов Аргунов И. П. Портрет К. А. Хрипунова, 1757 г. Останкинский дворец - музей творчества крепостных, Москва.

любимый художник Петра I Иван Никитич Никитин «персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

О жизни Ивана Никитина известно очень мало. Он родился около 1690 года в Москве в семье священника, получил хорошее для того времени образование: умел читать и писать по-латыни, знал грамматику, обучался "счетной премудрости", одно время даже был учителем арифметики и рисования в артиллерийской школе в Москве. Первоначальную художественную подготовку получил в типографской школе при Оружейной палате. Екатерина I, 1717 г.

Портрет царевны Прасковьи Ивановны Холст, масло. 88 х 67,5 Государственный Русский музей

Портрет царевны Натальи Алексеевны. Не позднее Холст, масло. 102 х 71 Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Портрет цесаревны Анны Петровны. Не позднее Холст, масло. 65 х 53 ( овал ) Третьяковская галерея, Москва

В портретах еще прослеживается явная связь с парсунами конца XVII столетия. Их отличает жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображения, отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки.

Портрет графа Г. И. Головкина е гг. Холст, масло. 90,9 х 73,4 Третьяковская галерея, Москва.

Портрет Петра I. Первая половина х (?). Холст, масло. Диаметр 55 ( круг ), Государственный Русский музей. Никитин сохранил главные свои особенности : общий реализм живописи и прямоту живописных характеристик.

Портрет напольного гетмана Одной из лучших работ художника не без оснований считают « Портрет напольного гетмана ». История написания этого произведения неизвестна, и остается неустановленным имя человека, изображенного на портрете.

В августе 1732 года Никитин был арестован в Петербурге за хранение тетради с пасквилем на Феофана Прокоповича. Никитин находился под следствием Тайной канцелярии, был в одиночном заключении в Петропавловской крепости до 1737 года. В ноябре того же года по приговору был бит плетьми и сослан в Тобольск « на вечное житье за караулом ». В 1741 году был помилован. По свидетельству брата, Ф. Никитина, художник скончался по пути из ссылки. Петр I

Русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в стране художников, начавших писать светские портреты. Автопортрет, 1784 г.

А. П. Антропов родился в семье « слесарного мастера » Оружейной палаты. Он начал свой долгий творческий путь в неблагоприятное время царствования Анны Иоанновны. Аннинская эпоха отмечена жестокостью нравов, « бироновщиной » пренебрежением к национальным традициям и чрезмерным влиянием иностранцев. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Середина XVIII в. Холст, масло. 82,2 х 67 Государственный Русский музей

Портрет Петра III, 1762 г. Холст, масло. 139 х 106,5 Сергиево - Посадский государственный историко - художественный музей - заповедник. Официозные изображения августейших особ исполнялись обычно с установленного и апробированного « образца ».

Портрет Е. Л. Воронцовой, 1762 г. Холст, масло. 55 х 40 Государственный исторический музей.

Портрет архиепископа Гавриила Петрова, 1774 г. Холст, масло. 106,5 х 46,5 Государственный Русский музей

Портрет Екатерины II, 1766 г. Холст, масло. 100 х 82 Волгоградский музей изобразительных искусств.

Антропов скончался от горячки в 1795 году и был похоронен в Александро - Невской лавре, для которой он в свое время писал иконы и портреты. Портрет Петра I г. Холст, масло. 286 х 159 Государственный Русский музей

И. П. Аргунов был крепостным князя А. М. Черкасского ; в 1743 году он перешел к графу фельдмаршалу Б. П. Шереметеву, а впоследствии к его потомкам. Автопортрет, конец 1750 гг., ГРМ.

Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов ( фактически дворцов ) П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Екатерина II

Портрет княгини Е. А. Лобановой - Ростовской г. Холст, масло. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме г. Третьяковская галерея.

Портрет княгини Е. А. Лобановой - Ростовской, 1754 г. Холст, масло. В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он уже совсем не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей ( Павел архитектор, Николай живописец, Яков живописец и график ). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца - театра в Останкино ( арх. П. И. Аргунов - сын ).

ВЫВОД: XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменилась его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. Русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ : Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия ; Большая Советская энциклопедия ;