Презентация проекта «Инновационные подходы в познавательно- речевом развитии (ФЭМП) детей дошкольного возраста». Королёва Татьяна Ивановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Формирование временных представлений у дошкольников»
Advertisements

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО «От того, как заложены элементарные.
Развитие конструктивных способностей дошкольников посредством конструктора «LEGO» Конкурс медиапрезентаций «НАША ДОШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ» Номинация «ДОШКОЛЬНИКИ.
Презентацию подготовила воспитатель Калугина Лидия Ивановна Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад.
Игровые моменты и игротека как средство развития математических представлений дошкольников
- познавательное развитие - речевое развитие Образовательные задачи : 1. содействовать проявлению и развитию у дошкольников потребностей в активном воздействии.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического.
Автор: Труш Раиса Миргасимовна, Воспитатель МКДОУ д/с 10 «Чебурашка» с.Красноярское Андроповского района Ставропольского края 2017 г.
Главной целью комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Н.А.Ноткина, является.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
«Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ»
«Учимся играя» Методическая разработка раздела образовательной программы: «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной.
Образовательная область "Познание" и её интеграции с другими областями занятия Подготовила Новикова Людмила Ивановна - воспитатель МАДОУ 7.
Практико – ориентированный проект Практико – ориентированный проект «Развитие интеллектуальных математических способностей» «Любопытство – одно из самых.
П ОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ : ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ.
СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «КОСМОС ДЛЯ ДЕТЕЙ» ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ, ИСПОЛЬЗУЯ РАЗЛИЧНЫЕ ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ВО ВСЕХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Дошкольный возраст : становление эстетически развитой личности Автор : зам. заведующей по УВР Ильичева Н. Д. г. Отрадное.
С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные.
Занимательная математика. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 472 комбинированного вида «Тигрёнок» Педагогический проект.
Транксрипт:

Презентация проекта «Инновационные подходы в познавательно- речевом развитии (ФЭМП) детей дошкольного возраста». Королёва Татьяна Ивановна

Проблема: внедрение ФГОС, поиск эффективных форм работы, необходимость реализации образовательных программ и инновационных технологий Разработка проекта Тип проекта – практико-ориентированный Участники проекта- педагоги ДОУ, воспитанники, родители Сроки реализации – долгосрочный, в течение учебного года Гипотеза: формирование элементарных математических представлений у дошкольников будет осуществляться эффективнее при внедрении в практику работы инновационных форм, методов и технологий Предмет проекта: мониторинг уровня усвоения программы детьми активность педагогов заинтересованность родителей мотивация детей инновационные подходы и технологии повышение качества знаний анализ результатов

Актуальность проекта: необходимость повышения эффективности и качества образовательного процесса современные требования подготовки ребенка к школьному обучению математике на основе развивающих методик инновационный подход педагогов к образовательной деятельности по ФЭМП преемственные связи со школой в постановке единых целей и задач обучения, использования методов и технологий. Задачи проекта: выявление профессиональных затруднений педагогов по ФЭМП – опрос установление преемственности с СОШ 5 повышение профессиональной квалификации педагогов – проведение консультаций, Педагогического совета изучение и внедрение в практику работы инновационных методов, форм работы с детьми и технологий создание предметно-развивающей среды. вовлечение родителей в формирование элементарных математических представлений дошкольников – открытые просмотры, родительские собрания, оформление наглядной агитации. изучение, обобщение, распространение и внедрение в практику работы передового педагогического опыта. Ожидаемый результат – повышение качества образования.

Содержание работы по ФЭМП определено ФГОС и основной общеобразовательной программой ДОУ, включает следующие разделы: количество, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Этапы проекта: 1 этап: Проведен мониторинг усвоения программы детьми Общий показатель по ДОУ сентябрь Высокий уровень – 5% Средний уровень – 43% Низкий уровень – 52% январь Высокий уровень- 43% Средний уровень – 55% Низкий уровень – 2% Проведен анализ профессиональных затруднений педагогов по ФЭМП, выявлено недостаточное владение эффективными методами, формами работы с детьми, инновационными технологиями по ФЭМП у дошкольников. Проведено анкетирование родителей. Обсуждение вопросов преемственности с учителями начальных классов СОШ 5

2 этап: изучение научных психолого-педагогических достижений Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» Столяр А.А. В результате у детей формируются задатки математического стиля мышления, для которого характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. Многие исследователи (Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская, М. И. Моро, А. А. Свечников, Л. Н. Скаткин ) отмечают, что для математического развития детей необходим комплексный подход к решению всех проблем на основе формирования представлений о целостной картине мира. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников решаются следующие задачи: формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; развитие широкой ориентировки в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности; формирование навыков счета, вычислений, измерения, моделирования, обще учебных умений;

овладение математической терминологией; развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, обще интеллектуальное развитие детей (А. М. Леушина, 3. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман, Е. И. Щербакова ) Педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях. На современном этапе ФЭМП у дошкольников наиболее значимы следующие способы познания: наблюдение (в том числе и самонаблюдение), обследование объектов, сравнение, сопоставление, классификация, сериация, анализ, синтез, умозаключения, оценка, простейшие измерения, экспериментирование как непосредственно с предметами, так и с их образами, моделями с опорой на изображение и без таковой. Существенная роль в процессе познания принадлежит «интеллектуальным» эмоциям: удивлению, интересу к окружающему и к самому познанию, радости открытия, сомнениям, уверенности в правильности своего решении. Л. М. Кларина отмечает, что, познавая, ребенок должен не просто эмоционально общаться с другими детьми и взрослыми, но и «переживать» всю «палитру» интеллектуальных эмоций.

В современных исследованиях находит отражение и проблема творчества в педагогической деятельности воспитателя. З.А. Михайлова педагогическое творчество воспитателя в процессе решения задач математического развития детей определяет «как способность организовать познание детьми математических отношений, связей и зависимостей, развитие их интересов и способностей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями...». Таким образом, основополагающими идеями методики формирования элементарных математических представлений на современном этапе являются: научное понимание процесса обучения как активной деятельности, направленной на интеллектуальное, в частности математическое развитие личности ребенка; определение наиболее безболезненных путей перехода от репродуктивного типа обучения к продуктивному, развивающему, творческому, предусматривающему перестройку всей системы образовательной работы в дошкольном учреждении с учетом интересов и познавательных возможностей каждого ребенка; вариативность программ и методических обоснований, предполагающих дифференцированный подход к обучению на основе стандартов образования; развитие детей на основе принципов природосообразности и культуросообразности.

3 этап – изучение истории становления математики, как учебной дисциплины 4 этап – повышение профессиональной компетенции педагогов. Проведены консультации: Условия успешного обучения дошкольников началам математике НОД – основная форма развития элементарных математических представлений Пальчиковая гимнастика на занятиях математикой Влияние игр на формирование элементарных математических способностей Сюжетно-ролевые игры по ФЭМП Математические конкурсы и досуги Использование занимательного материала при обучении математике. Задачи- шутки и занимательные вопросы Использование компьютерных и мультимедийных технологий при обучении дошкольников математике Обучение измерению Ознакомление с геометрическими фигурами Овладение пространственными представлениями Знакомство со временем Использование познавательно-исследовательского метода в процессе ФЭМП Провели Педагогический совет «Проблемы ФЭМП у дошкольников. Пути их решения».

5 этап – разработка системы ФЭМП у дошкольников, которая строится на следующих принципах: - Принцип связи знаний и умений с жизнью. - Принцип научности - включать в обучения достоверные факты, явления (Я. А. Коменский); показать действительность такой, какая она есть, то есть показать математические факты и явления в развитии, во взаимосвязях, в существенных проявлениях, что соответствует требованиям диалектики познания. - Принцип системности знаний - системные математические знания формируются путем анализа, выявления сущности объекта познания, который рассматривается как система, закономерное единство, взаимодействие составляющих его компонентов. Обучение в этом случае строится как переход от простой системы, раскрывающей сущность данного объекта, к более сложной, отражающей сущность сложных объектов, явлений через раскрытие их взаимосвязей. - Принципа воспитывающего и развивающего обучения - Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе знания индивидуальных особенностей каждого ребенка, что ни в коем случае не предполагает противопоставления отдельного ребенка коллективу, а наоборот, требует создания условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности. В процессе математического развития ребенка становятся особенно очевидными его индивидуальные возможности, которые необходимо учитывать в обучении.

- Принцип систематичности и последовательности, который предполагает логичность знаний, навыков и умений, последовательный переход от простых математических представлений к более расширенным и усложненным. - Принцип доступности знаний означает, что предлагаемые элементарные научные математические знания могут быть усвоены детьми дошкольного возраста. Для этого сведения о количестве, размере, величине, форме, пространстве и времени должны быть представлены детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы они были понятны детям, но не искажали содержание, сначала даются знания в виде целостных, недифференцированных образов предметов, явлений, а затем знания о свойствах, качествах предметов, особенностях явлений (В. И. Логинова). - Принцип всесторонности, гармоничности в содержании знаний и умений требует отбирать и включать в содержание математического развития детей знания о разных сторонах действительности, умения и навыки в разнообразных видах деятельности - Принцип активности и самостоятельности обеспечивается системой методов и приемов обучения при направляющем воздействии взрослого. Педагог добивается активности детей, в значительной степени опираясь на непроизвольное внимание, используя в процессе формирования элементарных математических представлений занимательные и игровые материалы, эмоциональное общение с детьми, красочное оформление занятий, включая в обучение самостоятельные действия ребенка (обследовательские, игровые, наглядные, от конкретных, сюжетных вещей к бессюжетным; от материальных видов наглядности к материализованным (условным таблицам, моделям, схемам)

Познаватель- ное развитие (ФЭМП) Речевое развитие Социально- коммуникатив- ное развитие Художественно -эстетическое развитие Физическое развитие Целостная картина мира ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

НОД Совместная деятельность педагога и ребенка Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями воспитанников Подготовка к обучению в школе ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМАНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Используем методы обучения: практические, наглядные, словесные. Приоритетное место отводится практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты, работы со схемой, планом, проектная и познавательно- исследовательская деятельность). Ведущее место занимают игровые методы. Разнообразили формы работы с детьми по ФЭМП: дидактические, настольно- печатные, словесные, конструктивные, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные игры; игры путешествия в пространстве, путешествие во времени, игры с народными игрушками, развивающие игры и игры головоломки, лабиринты, моделирование, работа с картой, схемой, логические упражнения, отгадывание загадок, заучивание стихов, решение занимательных задач, опыты, эксперименты, математические праздники, досуги, развлечения, конкурсы, викторины, детско- родительские проекты. Систематически используем пальчиковую гимнастику, математические физминутки, задания на внимание. Внедрили в практику работы с детьми компьютерные и мультимедийные технологии: основная цель введения компьютера в мир ребенка - это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности. Анализ занятий показывает эффективность использования компьютерных технологий для развития математических способностей детей при формировании и совершенствовании вычислительных навыков, закреплении и углублении числовых и геометрических понятий, овладении основами абстрактно-логического мышления.

Основная цель педагога не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. Ассоциация «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты: легче усваиваются понятия формы, цвета и величины; глубже постигаются понятия числа и множества; быстрее возникают умения ориентироваться на плоскости и в пространстве тренируются восприятие, внимание и память; раньше овладевают чтением и письмом; активно пополняют словарный запас; развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз. уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности; развиваются элементы наглядно-образного и логического мышления. Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи

Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно- действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению. Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные, педагогами для детей старшего дошкольного возраста строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру.

6 этап – создание предметно-развивающей среды Предметно-развивающая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к учебной деятельности. Предметно-развивающая среда по ФЭМП - центр математического развития: математические и логические игры для детей разных уровней развития, головоломки, комплекты цифр, математические знаки, математические наборы, набор геометрических фигур, объемные тела, счетные палочки, панно, магнитная доска, математические тренажёры, геометрический конструктор. Здесь дети могут производить действия с цифрами, знаками, геометрическими фигурами на магнитной доске, решать логико-математические задачи, составлять целое из частей, работать со схемами и картами, проводить математические исследования, закреплять новый материал. Учебный год подходит к концу и мы надеемся, что проведя мониторинг усвоения программы, у нас не будет детей с низким уровнем знаний по математике.