М.А.Булгаков 1891 - 1940. Камень с могилы Н.Гоголя на могиле М.Булгакова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Каждому будет дано по его вере» Нравственное и философское кредо М. А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»
Advertisements

Урок литературы в 11 классе Михайлова Т.Д., учитель МОУ «СОШ 40»
Михаил Афанасьевич Булгаков «Мастер и Маргарита».
Из стихотворения Б. Окуджавы выписать ключевые слова. Совесть, Благородство и Достоинство – Вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За.
«Каждому будет дано по его вере» Нравственные и философские аспекты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита»
Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита» Студентка группы 394ИС-1 Ермакова Н.А. Преподаватель Котова Е.В.
«Он не заслужил света, он заслужил покой…» Заключительный урок по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Протасова Ю.С. Учитель русского языка и литературы.
Урок литературы в 11 классе Учитель : Тимкова Татьяна Степановна г.
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
Работу выполнила ученица 10 класса Б Яковлева Ольга.
2 Сопоставление образов Иисуса Христа и Иешуа Га-Ноцри.
Триады Триады как один из способов воплощения системы троемирия как один из способов воплощения системы троемирия в романе в романе М.А.Булгакова М.А.Булгакова.
«Ад и рай в небесах»,- утверждают ханжи. Я в себя заглянул, убедился во лжи: Ад и рай – не круги в садах мирозданья. Ад и рай – это две половинки души.
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
1 Как различить добро и зло?. 2 « Оригинальные философские трактовки библейских сюжетов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Проблема пространства и времени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Авторы: Ковригина Анастасия, Тарутина Ольга РУ-071 Г. Петропавловск-Камчатский.
Размышляем над романом Михаила Афанасьевича Булгакова « Мастер и Маргарита »
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте литературно-художественной традиции Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте литературно-художественной.
Тема проекта: Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Художественный мир И.Бунина в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе») в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе»)
Транксрипт:

М.А.Булгаков

Камень с могилы Н.Гоголя на могиле М.Булгакова

1. Своеобразие художественного метода М.Булгакова. 2. «Московский» цикл 1920-х гг. («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»): проблематика и поэтика. 3. Роман «Мастер и Маргарита»: основные темы, мотивы, образы, жанровое своеобразие.

Своеобразие художественного метода («онтологическая проза») В 1930-е годы появляется новая художественная парадигма, которую исследователи Н.Лейдерман и М.Липовецкий условно называют пост реализмом, а теоретик литературы В.Хализев онтологической прозой. В 1930-е годы появляется новая художественная парадигма, которую исследователи Н.Лейдерман и М.Липовецкий условно называют пост реализмом, а теоретик литературы В.Хализев онтологической прозой. Проза х годов в лице ее крупнейших представителей – М.Булгакова, А.Платонова, М.Пришвина и др. – создала произведения, в которых человек соотносится не столько с жизнью общества, сколько с космическими началами, универсальными законами миропорядка и высшими силами бытия. Проза х годов в лице ее крупнейших представителей – М.Булгакова, А.Платонова, М.Пришвина и др. – создала произведения, в которых человек соотносится не столько с жизнью общества, сколько с космическими началами, универсальными законами миропорядка и высшими силами бытия. Лейдерман Н., Липовецкий М. Жизнь после смерти, или Новые сведения о реализме // Новый мир Лейдерман Н., Липовецкий М. Жизнь после смерти, или Новые сведения о реализме // Новый мир Хализев В.Е. Теория литературы. М С.328. Хализев В.Е. Теория литературы. М С.328.

В современном литературоведении все произведения М.Булгакова рассматриваются как метатекст. В современном литературоведении все произведения М.Булгакова рассматриваются как метатекст. Метатекстуальность как качество художественного мира, созданного М.Булгаковым, определялось воздействием поэтики символизма (эстетическое двоемирие, идея сверх искусства, образ художника- демиурга). Метатекстуальность как качество художественного мира, созданного М.Булгаковым, определялось воздействием поэтики символизма (эстетическое двоемирие, идея сверх искусства, образ художника- демиурга). Яблоков Е.А. Проза Михаила Булгакова: структура художественного мира. М Яблоков Е.А. Проза Михаила Булгакова: структура художественного мира. М

Характерные черты метатекста Система устойчивых, повторяющихся мотивов (мотив Дома, мотив одиночества,, мотив толпы, мотив болезни, безумия, мотив плена, мотив сна, мотив творческого дара, мотив искусства и др.). Система устойчивых, повторяющихся мотивов (мотив Дома, мотив одиночества,, мотив толпы, мотив болезни, безумия, мотив плена, мотив сна, мотив творческого дара, мотив искусства и др.). Многомерные образы времени и пространства. Многомерные образы времени и пространства. Система образов-символов. Система образов-символов. Интертекстуальность. Интертекстуальность.

«Московский» цикл «Дьяволиада» 1923 (опубликована в 1924 г.) «Дьяволиада» 1923 (опубликована в 1924 г.) «Роковые яйца» 1924 (опубликована в 1925 г.) «Роковые яйца» 1924 (опубликована в 1925 г.) «Собачье сердце» 1925 (опубликована в 1987 г.) «Собачье сердце» 1925 (опубликована в 1987 г.)

Принципы циклизации Жанр: социально-философская повесть с элементом фантастики и поэтикой гротеска. Жанр: социально-философская повесть с элементом фантастики и поэтикой гротеска. Метафизический образ Москвы: Москва предстает как объект социального эксперимента, как его генератор и жертва. Метафизический образ Москвы: Москва предстает как объект социального эксперимента, как его генератор и жертва. Интертекстуальные связи (Н.Гоголь, Ф.Достоевский, Герберт Уэллс и др.). Интертекстуальные связи (Н.Гоголь, Ф.Достоевский, Герберт Уэллс и др.).

«Дьяволиада» Булгаковский вариант темы «маленького человека» ( «Шинель», «Записки сумасшедшего» Н.Гоголя, «Двойник» Ф.Достоевского): изображение конфликта «маленького человека» и государственной бюрократической машины. Булгаковский вариант темы «маленького человека» ( «Шинель», «Записки сумасшедшего» Н.Гоголя, «Двойник» Ф.Достоевского): изображение конфликта «маленького человека» и государственной бюрократической машины. Образ Москвы: подобно метафизическому Петербургу Гоголя и Достоевского, Москва у Булгакова становится центром зла и преступлений, знаком общей духовной деградации приносит страдания «маленькому человеку». Образ Москвы: подобно метафизическому Петербургу Гоголя и Достоевского, Москва у Булгакова становится центром зла и преступлений, знаком общей духовной деградации приносит страдания «маленькому человеку».

Ключевые мотивы: мотив страха, мотив безумия, мотив двойничества. Ключевые мотивы: мотив страха, мотив безумия, мотив двойничества. Для повести характерно сочетание комического (анекдотический характер сюжета, элементы фарса, грубого комизма) и трагического (безумие и самоубийство героя), благодаря которому бытовая ситуация приобретает фантастический характер с мистическим оттенком. Для повести характерно сочетание комического (анекдотический характер сюжета, элементы фарса, грубого комизма) и трагического (безумие и самоубийство героя), благодаря которому бытовая ситуация приобретает фантастический характер с мистическим оттенком.

«Роковые яйца» М.Булгаков обыгрывает характерную для эпохи 1920-х гг. тему преображения действительности. М.Булгаков обыгрывает характерную для эпохи 1920-х гг. тему преображения действительности. Главная философская проблема – нравственная ответственность ученого за его открытия (наука и нравственность). Главная философская проблема – нравственная ответственность ученого за его открытия (наука и нравственность). Сюжетная основа: история фантастического изобретения профессором Персиковым «красного луча» - луча жизни, который становится в повести лучом смерти. Сюжетная основа: история фантастического изобретения профессором Персиковым «красного луча» - луча жизни, который становится в повести лучом смерти. Ключевой мотив: мотив мистического зла, порожденного отвлеченным разумом. Ключевой мотив: мотив мистического зла, порожденного отвлеченным разумом.

«Собачье сердце» (роль интертекста в повести) Повесть включает элемент литературной игры: основана на сюжете физической метаморфозы, широко известном в мировой литературе: Повесть включает элемент литературной игры: основана на сюжете физической метаморфозы, широко известном в мировой литературе: басня Лафонтена «Кошка, превращенная в женщину». басня Лафонтена «Кошка, превращенная в женщину».

Супруг супругу раздевал, То пальчики у ней, то шейку целовал Она сама его, краснея, целовала. Вдруг вырвалась и побежала… Куда же? – Под кровать: увидела там мышь, Природной склонности ничем не истребишь!

Внешний сюжет: создание человеко- пса Полиграфа Полиграфовича Шарикова – пародийное воплощение идеи о «новом человеке». Внешний сюжет: создание человеко- пса Полиграфа Полиграфовича Шарикова – пародийное воплощение идеи о «новом человеке». Внутренний сюжет: философская проблема о нравственной ответственности ученого за свои открытия; "вечный" образ "ученого- творца", рискнувшего посягнуть на тайны мироздания. Внутренний сюжет: философская проблема о нравственной ответственности ученого за свои открытия; "вечный" образ "ученого- творца", рискнувшего посягнуть на тайны мироздания.

Книжные источники повести: Книжные источники повести: - Аахим фон Арним "Изабелла Египетская", - Аахим фон Арним "Изабелла Египетская", - М.Шелли "Франкенштейн", - М.Шелли "Франкенштейн", - Г. Уэллс "Остров доктора Моро" - Г. Уэллс "Остров доктора Моро"

«Белая гвардия» ( ) Лейтмотивный принцип организации повествования; Лейтмотивный принцип организации повествования; Многомерные образы времени и пространства; Многомерные образы времени и пространства; Сложная система образов- символов; Сложная система образов- символов; интертекстуальность. интертекстуальность.

1 эпиграф «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда, буран!» А.Пушкин «Капитанская дочка» А.Пушкин «Капитанская дочка»

Ключевые слова пушкинского текста («снег», «ветер», «метель», «буран») напоминают о стихии русского бунта. Ключевые слова пушкинского текста («снег», «ветер», «метель», «буран») напоминают о стихии русского бунта. Образ метели, вьюги как разбушевавшейся стихии, поглощающей, сокрушающей, несущей мглу и хаос, становится центральным в романе. Этот образ, развивающийся в русле традиций русской литературы, созвучен характерному для поэтики символизма образу апокалиптической вьюги, гибельности мира. Образ метели, вьюги как разбушевавшейся стихии, поглощающей, сокрушающей, несущей мглу и хаос, становится центральным в романе. Этот образ, развивающийся в русле традиций русской литературы, созвучен характерному для поэтики символизма образу апокалиптической вьюги, гибельности мира.

2 эпиграф «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». Откровение Иоанна Богослова Откровение Иоанна Богослова

Второй эпиграф усиливает ощущение трагизма времени. Трагизм восприятия времени обусловлен восприятием войны как катастрофы, разрушающей стихийной силы. Второй эпиграф усиливает ощущение трагизма времени. Трагизм восприятия времени обусловлен восприятием войны как катастрофы, разрушающей стихийной силы. Если первый эпиграф вводит мотив исторического бурана, то второй акцентирует тему нравственного суда, возмездия, нравственной ответственности за происходящее. Если первый эпиграф вводит мотив исторического бурана, то второй акцентирует тему нравственного суда, возмездия, нравственной ответственности за происходящее.

Образ времени Тема и стилистика цитат определяют образ времени, в булгаковском романе время многомерно: это не только историческое, календарное время событий, это сложная философская категория, связанная с понятиями вечности, бессмертия, истинных ценностей. Тема и стилистика цитат определяют образ времени, в булгаковском романе время многомерно: это не только историческое, календарное время событий, это сложная философская категория, связанная с понятиями вечности, бессмертия, истинных ценностей.

Система образов-символов Дом, Город и Космос - три пространственных и смысловых центра, к которым тяготеет действие. Дом, Город и Космос - три пространственных и смысловых центра, к которым тяготеет действие. Дом Турбиных - это не только прочный быт, это и населяющие его люди, это семья, это определенный психологический и культурный склад, который близок писателю. Дом Турбиных - это не только прочный быт, это и населяющие его люди, это семья, это определенный психологический и культурный склад, который близок писателю. Упоминание в «Белой гвардии» имен Толстого и Пушкина, а также их героев, цитаты и аллюзии из Лермонтова, Достоевского, И.Бунина, Д.Мережковского, философа С.Н.Булгакова выступают как символы культурного уклада, сформировавшие главное достояние персонажей – их нравственный облик: душевное здоровье, цельность, искренность, верность, способность любить друг друга. Упоминание в «Белой гвардии» имен Толстого и Пушкина, а также их героев, цитаты и аллюзии из Лермонтова, Достоевского, И.Бунина, Д.Мережковского, философа С.Н.Булгакова выступают как символы культурного уклада, сформировавшие главное достояние персонажей – их нравственный облик: душевное здоровье, цельность, искренность, верность, способность любить друг друга.

В художественной системе романа Дом контрастно противопоставлен пространству вне Дома. В художественной системе романа Дом контрастно противопоставлен пространству вне Дома. Город, с одной стороны, выступает символом русской государственности (город мирный, довоенный), с другой стороны, в нем воплощается хаос истории (город, разрушенный войной). Город, с одной стороны, выступает символом русской государственности (город мирный, довоенный), с другой стороны, в нем воплощается хаос истории (город, разрушенный войной).

Космос ( лейтмотивные образы звезд, ночного неба) - символ Вечности, вечного времени. Космос ( лейтмотивные образы звезд, ночного неба) - символ Вечности, вечного времени. Образ времени фокусирует важные художественные смыслы текста, отражая жизнь человека в трагическую переломную эпоху, поиск нравственных ориентиров. Образ времени фокусирует важные художественные смыслы текста, отражая жизнь человека в трагическую переломную эпоху, поиск нравственных ориентиров.

Обратившись к национально- исторической проблематике, М.Булгаков в «Белой гвардии», используя интертекстуальные связи, сопровождая сюжетный план развитием многозначных лейтмотивов, создает философский роман, рассматривающий нравственность как основу поведения человека в ситуации предельной концентрации исторического зла. Обратившись к национально- исторической проблематике, М.Булгаков в «Белой гвардии», используя интертекстуальные связи, сопровождая сюжетный план развитием многозначных лейтмотивов, создает философский роман, рассматривающий нравственность как основу поведения человека в ситуации предельной концентрации исторического зла.

«Мастер и Маргарита» 1 редакция романа год. 1 редакция романа год. Существует несколько редакции романа; последняя полная редакция начата в ноябре 1937 года; Существует несколько редакции романа; последняя полная редакция начата в ноябре 1937 года; Последний раз писатель работал над своим произведением 13 февраля 1940 года. Последний раз писатель работал над своим произведением 13 февраля 1940 года.

Жанровая структура «Мастер и Маргарита» - произведение уникальное с жанровой точки зрения. В состав его входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера). «Мастер и Маргарита» - произведение уникальное с жанровой точки зрения. В состав его входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера).

В «романе о Пилате» («античные» главы, «библейские» главы, «евангельские» главы) представлена всемирная, всечеловеческая история, которая существует вне времени и пространства; В «романе о Пилате» («античные» главы, «библейские» главы, «евангельские» главы) представлена всемирная, всечеловеческая история, которая существует вне времени и пространства; По четкости идеи этот роман похож на притчу, где действуют не столько конкретные образы-характеры, сколько образы- символы: герой (Иешуа), трус (Пилат), злодей-интриган (Каифа), друг-ученик (Левий Матвей), предатель (Иуда). По четкости идеи этот роман похож на притчу, где действуют не столько конкретные образы-характеры, сколько образы- символы: герой (Иешуа), трус (Пилат), злодей-интриган (Каифа), друг-ученик (Левий Матвей), предатель (Иуда).

В «московском» романе ( «московские» главы, «московская буффонада») изображены вполне узнаваемое место и историческое время, в которое живут сам Мастер и другие реальные герои романа – Москва конца 1920-х годов ХХ века. В «московском» романе ( «московские» главы, «московская буффонада») изображены вполне узнаваемое место и историческое время, в которое живут сам Мастер и другие реальные герои романа – Москва конца 1920-х годов ХХ века.

Два романа создают художественную целостность, содержание которой связано не с судьбой отдельной личности, а с судьбой человечества. Два романа создают художественную целостность, содержание которой связано не с судьбой отдельной личности, а с судьбой человечества. Через сопоставление двух разных романов внутри одного художественного целого Булгаков выражает свою философию истории: идейный и нравственный кризис античного мира привел к возникновению новой религии – христианства и христианской морали, кризис европейской цивилизации ХХ века – к социальным революциям и отказу от христианских ценностей; таким образом, человечество движется по замкнутому кругу и через две тысячи лет (без одного столетия) возвращается к тому же, от чего ушло. Через сопоставление двух разных романов внутри одного художественного целого Булгаков выражает свою философию истории: идейный и нравственный кризис античного мира привел к возникновению новой религии – христианства и христианской морали, кризис европейской цивилизации ХХ века – к социальным революциям и отказу от христианских ценностей; таким образом, человечество движется по замкнутому кругу и через две тысячи лет (без одного столетия) возвращается к тому же, от чего ушло.

«Роман о Пилате» занимает около 1/6 текста, но является содержательным центром произведения. «Роман о Пилате» занимает около 1/6 текста, но является содержательным центром произведения. Четыре главы романа в романе введены в основной текст «Мастера и Маргариты» разными способами. Четыре главы романа в романе введены в основной текст «Мастера и Маргариты» разными способами.

Первая глава («Понтий Пилат») - это рассказ Воланда, который выслушивают Берлиоз и Иван Бездомный на Патриарших прудах. Первая глава («Понтий Пилат») - это рассказ Воланда, который выслушивают Берлиоз и Иван Бездомный на Патриарших прудах. Вторая глава («Казнь») преподносится как сон Ивана Бездомного. Вторая глава («Казнь») преподносится как сон Ивана Бездомного. Третья и четвертая главы («Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» и «Погребение») – главы из рукописи Мастера, восстановленной Воландом, которую читает Маргарита. Третья и четвертая главы («Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» и «Погребение») – главы из рукописи Мастера, восстановленной Воландом, которую читает Маргарита.

«Античные» главы стилистически совершенно однородны, написаны скупой, энергичной, чеканной прозой. «Античные» главы стилистически совершенно однородны, написаны скупой, энергичной, чеканной прозой. И.Сухих: «четкая графика евангельской истории …у Булгакова приобрела «гомеровский» наглядный и пластический характер, это роман живописания идеи». И.Сухих: «четкая графика евангельской истории …у Булгакова приобрела «гомеровский» наглядный и пластический характер, это роман живописания идеи». Сухих И. Н. Евангелие от Михаила («Мастер и Маргарита» М.Булгакова) // Сухих И.Н. Книги ХХ века: русский канон. М С.321. Сухих И. Н. Евангелие от Михаила («Мастер и Маргарита» М.Булгакова) // Сухих И.Н. Книги ХХ века: русский канон. М С.321.

Символические мотивы: беспощадное солнце трагедии, обманное мерцание луны, при которой совершается убийство предателя, страшная туча как образ апокалипсиса, вселенской катастрофы. Символические мотивы: беспощадное солнце трагедии, обманное мерцание луны, при которой совершается убийство предателя, страшная туча как образ апокалипсиса, вселенской катастрофы. «Роман о Пилате» строится по законам новеллы – с ограниченным числом персонажей, концентрацией места, времени, действия: встреча Пилата с Иешуа, суд – казнь Иешуа – убийство Иуды – встреча Пилата с Левием Матвеем. Романными здесь оказываются, в сущности, живописность, детализация, тщательность и подробность повествования. «Роман о Пилате» строится по законам новеллы – с ограниченным числом персонажей, концентрацией места, времени, действия: встреча Пилата с Иешуа, суд – казнь Иешуа – убийство Иуды – встреча Пилата с Левием Матвеем. Романными здесь оказываются, в сущности, живописность, детализация, тщательность и подробность повествования.

Смыслом объективно-живописной, драматической картины становится вечная проблема добра и зла. Смыслом объективно-живописной, драматической картины становится вечная проблема добра и зла. Система образов-символов: Система образов-символов: Иешуа Га-Ноцри – символ жертвенной любви к людям, в этом своем качестве противостоит образу Воланда как носитель высшей истины – истины «доброй воли».

Левий Матвей – образ бесконечной преданности, самоотверженности, любви и веры (такой же фанатичной и безрассудной, как любовь и вера Маргариты). С Пилатом в роман, напротив, входит тема трусости, душевной слабости, компромисса, невольного предательства. На глубинном уровне романа правитель Иудеи скорее пленник, больной, болезнь его – духовная бездомность, душевная неустроенность.

«Московские» главы («московский хронотоп») тоже сконцентрированы по времени (всего четыре дня), но насыщены людьми и событиями. Из 510 персонажей «Мастера и Маргариты» в «античных» главах упоминается менее полусотни. «Московские» главы («московский хронотоп») тоже сконцентрированы по времени (всего четыре дня), но насыщены людьми и событиями. Из 510 персонажей «Мастера и Маргариты» в «античных» главах упоминается менее полусотни. В московском пространстве сосуществуют два романа: «московская дьяволиада» («московская буффонада») и роман о Мастере, о его творчестве, трагедии, любви. В московском пространстве сосуществуют два романа: «московская дьяволиада» («московская буффонада») и роман о Мастере, о его творчестве, трагедии, любви.

Буффонаду, эксцентрику вносят в «московские» главы появляющийся в Москве Воланд со своей свитой, прибывший со своего рода ревизией нового мира. Плутовские похождения компании позволяют ввести в роман множество эпизодических персонажей. Буффонаду, эксцентрику вносят в «московские» главы появляющийся в Москве Воланд со своей свитой, прибывший со своего рода ревизией нового мира. Плутовские похождения компании позволяют ввести в роман множество эпизодических персонажей.

Воланд и его свита действуют как в контексте гротескных сцен, так и в сценах лирико-драматического, фантасмагорического плана, но, переходя из одной сферы в другую, они меняют свой облик и выполняют разные сюжетные функции. Воланд и его свита действуют как в контексте гротескных сцен, так и в сценах лирико-драматического, фантасмагорического плана, но, переходя из одной сферы в другую, они меняют свой облик и выполняют разные сюжетные функции.

В сценах-встречах с жителями Москвы Воланд выступает как материализованная фантастическая сила, которая обнажает духовное оскудение человека, его скрытые пороки (функция возмездия). В сценах-встречах с жителями Москвы Воланд выступает как материализованная фантастическая сила, которая обнажает духовное оскудение человека, его скрытые пороки (функция возмездия). В сценах лирико-драматического, фантасмагорического плана главной функцией Воланда является функция искушения. В сценах лирико-драматического, фантасмагорического плана главной функцией Воланда является функция искушения.

Стилистической доминантой третьего пласта произведения - романа о Мастере, о его творчестве, трагедии и любви - оказываются не эпическое спокойствие и живописность и не сатирическое буйство, а высокая патетика и лиризм. Стилистической доминантой третьего пласта произведения - романа о Мастере, о его творчестве, трагедии и любви - оказываются не эпическое спокойствие и живописность и не сатирическое буйство, а высокая патетика и лиризм. Мастер появляется не в начале романа, а лишь в главе 13; в диалоге двух пациентов психиатрической клиники впервые звучит слово, заменившее имя героя и вынесенное в заглавие романа[1]: « - Вы – писатель? – с интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: « - Я – мастер…» [1] И.Сухих в своем исследовании отмечает, что «Мастер и Маргарита» - заглавие знаковое, типологическое «Дафнис и Хлоя», «Тристан и Изольда», «Ромео и Джульетта» - истории о любви, верности и смерти; идиллия и трагедия в разных сочетаниях». См.: Сухих И. Евангелие от Михаила. С Л.Яновская утверждает, что имя «мастер» появилось у героя лишь в 1934 году, дл этого он назывался Фаустом, в тексте – поэтом. См. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М С.187. Мастер появляется не в начале романа, а лишь в главе 13; в диалоге двух пациентов психиатрической клиники впервые звучит слово, заменившее имя героя и вынесенное в заглавие романа[1]: « - Вы – писатель? – с интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: « - Я – мастер…» [1] И.Сухих в своем исследовании отмечает, что «Мастер и Маргарита» - заглавие знаковое, типологическое «Дафнис и Хлоя», «Тристан и Изольда», «Ромео и Джульетта» - истории о любви, верности и смерти; идиллия и трагедия в разных сочетаниях». См.: Сухих И. Евангелие от Михаила. С Л.Яновская утверждает, что имя «мастер» появилось у героя лишь в 1934 году, дл этого он назывался Фаустом, в тексте – поэтом. См. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М С.187.[1]

Поэтика названия И.Сухих: «Мастер и Маргарита» - заглавие знаковое, типологическое («Дафнис и Хлоя», «Тристан и Изольда», «Ромео и Джульетта») - истории о любви, верности и смерти; идиллия и трагедия в разных сочетаниях». И.Сухих: «Мастер и Маргарита» - заглавие знаковое, типологическое («Дафнис и Хлоя», «Тристан и Изольда», «Ромео и Джульетта») - истории о любви, верности и смерти; идиллия и трагедия в разных сочетаниях». Сухих И. Евангелие от Михаила. С Сухих И. Евангелие от Михаила. С Л.Яновская: имя «мастер» появилось у героя лишь в 1934 году, до этого он назывался Фаустом, в тексте – поэтом. Л.Яновская: имя «мастер» появилось у героя лишь в 1934 году, до этого он назывался Фаустом, в тексте – поэтом. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М С.187. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М С.187.

Мастер существует в обособленном художественном пространстве. В рассказе о Мастере доминирует тон эмоциональной приподнятости, язык насыщен повторами, инверсиями, метафорами, что приближает повествование к поэтической речи и выделяет эпизоды, посвященные Мастеру, из остальной ткани повествования. Мастер существует в обособленном художественном пространстве. В рассказе о Мастере доминирует тон эмоциональной приподнятости, язык насыщен повторами, инверсиями, метафорами, что приближает повествование к поэтической речи и выделяет эпизоды, посвященные Мастеру, из остальной ткани повествования.

Художественный мир Мастера характеризуется также рядом предметных деталей, которые приобретают символическое значение. К числу таких повторяющихся деталей- символов относятся «цветы», «книги» и «печка» : Художественный мир Мастера характеризуется также рядом предметных деталей, которые приобретают символическое значение. К числу таких повторяющихся деталей- символов относятся «цветы», «книги» и «печка» : «Иван представлял себе ясно уже и две комнаты в подвале особнячка… и книги, книги от крашеного пола до закопченного потолка, и печку».

«Роман о Мастере» - это история разрушения идиллии, пришедшей в столкновение в внешним миром, и ее восстановления в области потустронней. «Роман о Мастере» - это история разрушения идиллии, пришедшей в столкновение в внешним миром, и ее восстановления в области потустронней. Внешний мир в «Мастере и Маргарите» лишен идиллических черт, пространственная замкнутость мира Мастера противопоставляется разомкнутому пространству мира «толпы» (принцип романтического двоемирия, романтическая концепция гения). Внешний мир в «Мастере и Маргарите» лишен идиллических черт, пространственная замкнутость мира Мастера противопоставляется разомкнутому пространству мира «толпы» (принцип романтического двоемирия, романтическая концепция гения).

Поэтика финала М.Чудакова: «Мастер … ищет … прежде всего покоя и тишины». «Понятие покоя - одно из опорных в художественной системе Булгакова – в последнем его романе возведено в степень той самой единственной награды, которая может быть предложена Мастеру свыше…». М.Чудакова: «Мастер … ищет … прежде всего покоя и тишины». «Понятие покоя - одно из опорных в художественной системе Булгакова – в последнем его романе возведено в степень той самой единственной награды, которая может быть предложена Мастеру свыше…». М.Булгаков: «После этих лет тяжелых испытаний я больше всего ценю покой»; «Люблю покой и тишину». М.Булгаков: «После этих лет тяжелых испытаний я больше всего ценю покой»; «Люблю покой и тишину». Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М С.131.

И.Л. Галинская: «Покой, согласно концепции украинского философа Г.Сковороды, является «наградой за все земные страдания человека «истинного», покой олицетворяет вечность, вечный дом». А И.Л. Галинская: «Покой, согласно концепции украинского философа Г.Сковороды, является «наградой за все земные страдания человека «истинного», покой олицетворяет вечность, вечный дом». А Символом воскресения и последнего отрезка пути к покою является луна, «посредствующая между землей и солнцем», вернее, походящая на мост «лунная дорожка» в финале романа. Символом воскресения и последнего отрезка пути к покою является луна, «посредствующая между землей и солнцем», вернее, походящая на мост «лунная дорожка» в финале романа. Галинская И.Л. Загадки известных книг. М С.84.

За что Мастер лишен «света»? Почему он «заслужил покой»? И.Золотусский: «Это сам Мастер карает себя за то, что из его души ушла любовь. Тот, кто покидает дом и кого покидает любовь, не заслужил света… Даже Воланд теряется перед этой трагедией усталости, трагедией желания уйти из мира, покинуть жизнь». И.Золотусский: «Это сам Мастер карает себя за то, что из его души ушла любовь. Тот, кто покидает дом и кого покидает любовь, не заслужил света… Даже Воланд теряется перед этой трагедией усталости, трагедией желания уйти из мира, покинуть жизнь». Золотусский И. Заметки о двух романах М.Булгакова // Литературная учеба С

И.Л.Галинская: свет уготован для святых, а покой предназначен «истинному» человеку. И.Л.Галинская: свет уготован для святых, а покой предназначен «истинному» человеку. Галинская И.Л. Загадки известных книг. М С.84. Галинская И.Л. Загадки известных книг. М С.84.

В.П.Крючков: в финале угадываются образы «Божественной комедии» Данте, Булгаков вступает в этико- эстетическую полемику со знаменитой поэмой эпохи Возрождения, которая призвана обнажить несовпадение мироощущений художников. В.П.Крючков: в финале угадываются образы «Божественной комедии» Данте, Булгаков вступает в этико- эстетическую полемику со знаменитой поэмой эпохи Возрождения, которая призвана обнажить несовпадение мироощущений художников. Эти различия-совпадения объясняются разными идеями двух произведений: Данте отражает путь духовно-нравственного прозрения человека, его устремленность к высшей гармонии, а Булгаков – трагедию художника ХХ века, недостижимость гармонии. Эти различия-совпадения объясняются разными идеями двух произведений: Данте отражает путь духовно-нравственного прозрения человека, его устремленность к высшей гармонии, а Булгаков – трагедию художника ХХ века, недостижимость гармонии. Крючков В.П. «Мастер и Маргарита» и «Божественная комедия»: к интерпретации эпилога романа М.Ьулгакова // Русская литература

«Мастер и Маргарита» Булгакова – уникальное произведение русской и мировой литературы ХХ века: это роман трагический и в то же время фарсовый, это роман философский и в то же время сатирико-бытовой, это роман лирический и автобиографический, в нем сочетаются сакральное и смеховое начала, гротескно-фантастическое и неопровержимо-реалистическое. «Мастер и Маргарита» Булгакова – уникальное произведение русской и мировой литературы ХХ века: это роман трагический и в то же время фарсовый, это роман философский и в то же время сатирико-бытовой, это роман лирический и автобиографический, в нем сочетаются сакральное и смеховое начала, гротескно-фантастическое и неопровержимо-реалистическое.