Административно-правовые отношения Лекция 4. План 1. Понятие и характеристика административно- правовых отношений 2. Виды административно-правовых отношений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормы административного права. Административные правоотношения.
Advertisements

Система субъектов административного права Лекция 5.
Введение в административное право. Предмет административного права Административное право регулирует публичные общественные отношения, связанные с деятельностью.
Административно-правовые нормы Лекция 3. План 1. Понятие и характеристика административно-правовых норм 2. Особенности структуры административно-правовых.
Понятие и структура предпринимательских правоотношений.
Административно правовая норма - это норма, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого.
Презентация на тему: Бюджетные правоотношения: их особенности и субъекты Выполнила: Саетова Э.Р. группа 14 БЭФ.
Тема: Правоотношения Основные понятия: 1. Договор – соглашение двух субъектов права о возникновении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей;
Административное право Административно-правовые отношения Выполнил: студент группы ВЗБ5ЮР-11 Тихомиров Анатолий Николаевич.
ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА Бурсиной В.В Галяминой Е.Н. Галяминой Е.Н.
Понятие и структура гражданского право. Понятие ГП. Под ГП понимают правовую связь между его участниками по поводу имущественных и неимущественных отношений.
Валютное право Лекция 3. валютное право - институт финансового права, предметом валютного права как института финансового права являются общественные.
Понятие и содержание информационных правоотношений. Виды информационных правоотношений.
Виды мер административного принуждения различаются: По характеру и специфике правонарушения: - меры психического воздействия; - меры физического воздействия;
План урока 1. Сущность административного права. 2. Субъекты административного права. 3. Административное принуждение.
Право в системе социальных норм.. Право Система норм установленных государством закрепляющих общественный и государственный строй охраняемых государством.
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА ПЛАН: 1. Соотношение понятий «гражданский процесс», «гражданское судопроизводство» и «гражданское процессуальное.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Исполнительная власть и государственное управление.
Транксрипт:

Административно-правовые отношения Лекция 4

План 1. Понятие и характеристика административно- правовых отношений 2. Виды административно-правовых отношений 3. Структура административного правоотношения: субъекты, объекты, содержание правоотношения 4. Основания возникновения административных правоотношений

Литература Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М., Петров Г.И. Советские административно- правовые отношения. Л., Юсупов Ю.А. Теория административного права. М., 1985.

Понятие и характеристика административно-правовых отношений Правоотношение – это правовая связь между субъектами, которые имеют субъективные права и юридические обязанности. (С.С. Алексеев)

Административное правоотношение – это урегулированное нормой административного права общественное отношение, складывающееся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности субъектов исполнительной власти и государственного управления.

Две концепции административных правоотношений Первая концепция - традиционная, классическая, сложилась еще 1920 годы, ее основоположником является профессор В.И. Кобалевский, его идеи были развиты в трудах А.И. Елистратова (1920 –е годы), в 1940-е годы в трудах С.С. Студеникина, О.С. Иоффе, в 1968 г. - Ю.М. Козлова. Административные правоотношения традиционно рассматривались как отношения властного характера, возникающие в процессе государственного управления, в которых субъект государственного управления является обязательным субъектом.

Вторая концепция появилась в 1950-ых годах, одним из ее представителей является Г.И. Петров. В соответствии с данной концепцией административные правоотношения возникают в сфере государственного управления, между любыми субъектами административного права в любом сочетании и могут носить как властный, так и невластный характер. Примером невластных отношений могли быть отношения:

- между общественными организациями общесоюзного характера, которые осуществляли различные функции в сфере государственного управления. Например, Всероссийское общество охраны природы, его устав утверждал Совет министров РСФСР в 1966 г. - между гражданами при пресечении преступлений и правонарушений, при реализации правил дорожного движения (между водителями и пешеходами), при нахождении в общественных местах и т.д.

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3 Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности обязательны для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться особенности разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций для определенных видов предпринимательской или профессиональной деятельности.

Особенности административных правоотношений 1. Административное правоотношение является формой объективизации административно-правовой нормы.

Особенности административных правоотношений 2. Административные правоотношения носят организационный публично- правовой характер.

Особенности административных правоотношений 3. Административно-правовые отношения складываются: в сфере реализации исполнительной власти; в процессе внутриорганизационной деятельности органов законодательной, судебной, исполнительной власти, иных государственных органов, а также органов местного самоуправления;

Особенности административных правоотношений в процессе реализации муниципальными органами собственных исполнительно- распорядительных полномочий, а также переданных им государственных полномочий; в административно-юрисдикционной деятельности судей и судов; в процессе административного судопроизводства.

Особенности административных правоотношений 4. Обязательным участником административно- правовых отношений является субъект, наделенный публично-властными (государственно-властными) полномочиями по осуществлению функций государственного управления и действующий в публичных (государственных) интересах. Профессор Петров Г.И. считал, что административные правоотношения могут возникнуть и в том случае, если ни один из субъектов правоотношения не обладает властными полномочиями.

Особенности административных правоотношений 5. Административные правоотношения чаще всего проявляются как властеотношения, отношения «власть-подчинение».

Две формы проявления юридической властности Юридическая властность Организационная подчиненность Юридическая зависимость

Организационная подчиненность : линейное или функциональное подчинение субъектов правоотношения характерна для внутри аппаратных отношений между органами и должностными лицами исполнительной власти. Например, вышестоящий орган – нижестоящий орган.

Юридическая зависимость: характерна для отношений, возникающих между неподчиненными субъектами. Например, гражданин – инспектор ГИБДД.

Особенности административных правоотношений 6. Юридическое неравенство сторон правоотношения по объёму властных полномочий.

Особенности административных правоотношений 7. Административные правоотношения всегда носят волевой характер и могут возникать по воле любой из сторон, согласования воль не требуется. 8. Административные правоотношения всегда возникают по поводу и в связи с реализацией властным субъектом его компетенции.

Особенности административных правоотношений 9. Споры, возникающие в связи с реализацией административных правоотношений разрешаются, как правило, во внесудебном, административном порядке. Например, обращение гражданина с жалобой в вышестоящий орган исполнительной власти. 10. За нарушение своих обязанностей участники административного правоотношения несут ответственность перед государством, которая реализуется, как правило, в административном порядке.

2. Виды административно-правовых отношений 1) По характеру государственно-управленческого отношения, опосредованного нормой административного права: - основные (опосредуют государственно-управленческие отношения «субъект государственного управления – объект государственного управления»); - неосновные (опосредуют государственно- управленческие отношения «субъект государственного управления – субъект государственного управления»).

Государственно-управленческие отношения и административные правоотношения Субъект государственного управления Объект государственного управления Субъект государственного управления основные неосновные

2. Виды административно-правовых отношений 2) По сфере возникновения: - внешние (возникают между субъектами исполнительной власти и «внешними» по отношению к ним организациями и гражданами); - внутриорганизационные (внутриаппаратные) (возникают в связи внутренней организацией и деятельностью органов исполнительной власти).

2. Виды административно-правовых отношений 3) По юридическому характеру взаимодействия участников: - вертикальные; - горизонтальные; - диагональные (профессор Сорокин В.Д.).

По юридическому характеру взаимодействия участников: Министерство Финансов Российской Федерации Комитет Финансов субъекта Федерации Федеральная антимонопольная служба Территориальный орган ФАС горизонтальные вертикальные диагональные вертикальные

2. Виды административно-правовых отношений 4) По взаимному положению участников: субординационные (линейная подчиненность); координационные: - властного характера (координационная деятельность Федеральных министерств в отношении функционально подчиненных органов), - невластного характера (координационная деятельность государственных органов в отношении общественных объединений).

2. Виды административно-правовых отношений 5) По предметной направленности: материальные; процессуальные.

2. Виды административно-правовых отношений 6) По характеру административно-правовой связи между субъектами правоотношения (профессор Юсупов В.А.): правоотношения, связанные с реализацией положительных задач государственного управления: – организационно-структурные правоотношения служат образованию системы и структуры органов исполнительной власти и государственного управления; – организационно-функциональные правоотношения обеспечивают функционирование и взаимодействие различных звеньев аппарата исполнительной власти в ходе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. административно-деликтные правоотношения, связанные с применением мер административной ответственности.

3. Структура административного правоотношения Структура правоотношения – это совокупность элементов правоотношения и способ связи этих элементов в рамках правоотношения как системы.

Структура правоотношения участники (субъекты) правоотношения; содержание правоотношения; объекты правоотношения.

Субъекты административных правоотношений Субъекты административных правоотношений (участники, стороны) – это субъекты, обладающие административной правосубъектностью и наличными правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и государственного управления, закрепленными в законных и иных нормативных правовых актах, и вступившие (участвующие) в административные правоотношения.

Содержание правоотношения Субъективные права и обязанности сторон правоотношения составляют его содержание, они конкретизируют административно-правовую норму применительно к данным участникам в данных отношениях.

Содержание правоотношения Субъективное право – это закрепленная за управомоченным лицом мера возможного поведения в данном правоотношении, обеспеченная возложением обязанностей на других лиц. (профессор Ю.К. Толстой). Обязанность – обеспеченная законом мера должного поведения, которой следует обязанное лицо в соответствии с требованиями управомоченного лица. (профессор Р.О. Халфина)

Объект правоотношения Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение. (Матузов Н.И., Малько А.В. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: Учебник. М.: Юристъ, 2004.)

Теории объекта правоотношения «Полиобъектная», плюралистическая теория Елистратов А.И., Кечекьян С.Ф., Алексеев С.С. объектами правоотношения являются: вещи, материальные ценности, продукты духовного творчества, действия и бездействие (поведение) граждан, организаций и должностных лиц, личные нематериальные блага.

Теории объекта правоотношения «Монообъектная», монистическая теория Козлов Ю.М., Лунев А.Е. объектом административного правоотношения является поведение людей во время реализации правоотношения. близкая к ним точка зрения Попова Л.Л.: объект административного правоотношения - воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти.

Теории объекта правоотношения Точка зрения Иоффе О.С. Объект правоотношения - явление, на которое направлено или воздействует правоотношение Три типа объектов: - юридический (поведение людей, присутствует всегда), - волевой объект (воля участников правоотношения, подчиненная воле государства), - материальный объект, на него норма права воздействует опосредованно через поведение людей, но он есть не у всех правоотношений.

Теории объекта правоотношения Теория, исключающая объект из структуры правоотношения. Халфина Р.О. включает в структуру правоотношения вместо объекта само реальное поведение участников правоотношения в соответствии с их правами и обязанностями. Объект – это реальный предмет материального мира, он непосредственно не связан с правоотношением, является внешним для него.

Объект правоотношения Объект правоотношения – внешние по отношению к правоотношениям предметы и явления, по поводу которых возникают правоотношения, и с которыми связаны права и обязанности их участников (профессор Петров Г.И.).

Основания возникновения административных правоотношений Юридические факты – явления, с наступлением которых законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений

Классификация юридических фактов в зависимости от воли людей События: абсолютные (полностью не зависят от воли людей); относительные (не зависят от воли участников правоотношения); Действия (бездействия).

Классификация действий (бездействия) По соответствию закону: - правомерные; - неправомерные. По направленности воли участника правоотношения: – Юридические акты (преобладают в административном праве, особенно правовые акты органов исполнительной власти и должностных лиц); – Юридические поступки.

Слайдам – конец, а лекции - ?