К. б. н., доцент Коротченко Ирина Сергеевна Составления плана, алгоритма исследования в экологии и биологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Основы методики. ВЫБОР ТЕМЫ ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ - НАУЧНО ЗНАЧИМАЯ КРУПНАЯ ПРОБЛЕМА, ПОДЛЕЖАЩАЯ ИЗУЧЕНИЮ. ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ:
Advertisements

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.
Зачем тебе это надо? Можно участвовать в конкурсах. Можно поступить в институт!
Типичные ошибки 1.Неправильная формулировка темы или названия работы. 2.Отсутствие контрольной группы или неправильный ее подбор. 3.Отсутствие статистической.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся Памятка исследователя.
Организация исследовательской деятельности школьников.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Структура и содержание биологического исследования ТРИЗ.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы.
« Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения» П.А. Кропоткин.
Школьная научно- исследовательская работа и основные требования к ее написанию.
Транксрипт:

к. б. н., доцент Коротченко Ирина Сергеевна Составления плана, алгоритма исследования в экологии и биологии

ВЫБОР ТЕМЫ ТЕМА ИССЛЕДОВАН ИЯ - НАУЧНО ЗНАЧИМАЯ КРУПНАЯ ПРОБЛЕМА, ПОДЛЕЖАЩАЯ ИЗУЧЕНИЮ. ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ : 1. Учитывать собственные возможности ; 2. Не брать слишком широкие или узкие темы ; 3. Не выбирать хорошо изученные темы, если вы не уверены, что сможете внести что - то принципиально новое ; 4. Иметь определенные познания в выбранной области исследования. 5. Учитывать обеспеченность источниками и литературой. 6. Тема должна быть актуальной и разрешимой. 7. Тема должна быть проблемной, т. е. ориентированной на получение нового знания.

ТРЕБОВАНИЯ К НАЗВАНИЮ ТЕМЫ НАЗВАНИЕ ТЕМЫ 1. Конкретность. 2. Проблемность. 3. Определенность понятий. 4. Краткость. 5. Название темы отражает предмет или объект исследования. НАЗВАНИЕ ТЕМЫ 1. Конкретность. 2. Проблемность. 3. Определенность понятий. 4. Краткость. 5. Название темы отражает предмет или объект исследования.

СТРУКТУРА РАБОТЫ ОБЩЕПРИНЯТАЯ СТРУКТУРА Введение Основная часть ( в тексте не пишется ): Глава 1 ( Название ) Раздел 1.1 ( Название ) Раздел 1.2 ( Название ) Раздел 1.3 ( Название ) Глава 2… ( Название ) Глава 3... ( Название ) Заключение ОБЩЕПРИНЯТАЯ СТРУКТУРА Введение Основная часть ( в тексте не пишется ): Глава 1 ( Название ) Раздел 1.1 ( Название ) Раздел 1.2 ( Название ) Раздел 1.3 ( Название ) Глава 2… ( Название ) Глава 3... ( Название ) Заключение СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ : 1. Введение – актуальность темы, предмет и объект исследования, обзор литературы и источников, цели и задачи работы, методы исследования, хронологические и территориальные рамки. 2. Основная часть – изложение сути исследования. 3. Заключение – выводы исследования.

АКТУАЛЬНОСТЬ Основные аспекты актуальности темы : Теоретический. Познавательный. Воспитательный. Практический. Основные аспекты актуальности темы : Теоретический. Познавательный. Воспитательный. Практический.

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Пример : Тема : Оценка воздействия автотранспорта на окружающую среду Объект исследования : автотранспорт Предмет исследования : влияние автотранспорта на степень загрязненности атмосферного воздуха Пример : Тема : Оценка воздействия автотранспорта на окружающую среду Объект исследования : автотранспорт Предмет исследования : влияние автотранспорта на степень загрязненности атмосферного воздуха Объект исследования это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет исследования это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым ( совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта ). Объект исследования это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет исследования это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым ( совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта ).

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель должна быть : 1. Конкретной ; 2. Достижимой ; 3. Проверяемой ; 4. Конечной. Допустимыя начальные формулировки : Выявить, определить, установить, обосновать, выяснить. Недопустимые начальные формулировки : Изучить, исследовать, проанализировать, узнать, рассказать о чем - либо. Цель должна быть : 1. Конкретной ; 2. Достижимой ; 3. Проверяемой ; 4. Конечной. Допустимыя начальные формулировки : Выявить, определить, установить, обосновать, выяснить. Недопустимые начальные формулировки : Изучить, исследовать, проанализировать, узнать, рассказать о чем - либо.

Новизна результатов Критерии новизны : 1. Новизна постановки вопроса. 2. Новизна методологии. 3. Содержательная новизна ( или новизна результата ). 4. Формальная новизна ( или новизна формы выражения ). 5. Новизна интерпретации. 6. Новизна практического использования. Критерии новизны : 1. Новизна постановки вопроса. 2. Новизна методологии. 3. Содержательная новизна ( или новизна результата ). 4. Формальная новизна ( или новизна формы выражения ). 5. Новизна интерпретации. 6. Новизна практического использования.

ГИПОТЕЗА Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотеза носит вероятностный характер ; Требует проверки и доказательства ; Не обязательно подтверждается в ходе исследования ; Научная гипотеза должна предположить пути решения проблемы исследования. Формулировка гипотезы должна быть конкретной и не содержать общеизвестных истин. Гипотеза носит вероятностный характер ; Требует проверки и доказательства ; Не обязательно подтверждается в ходе исследования ; Научная гипотеза должна предположить пути решения проблемы исследования. Формулировка гипотезы должна быть конкретной и не содержать общеизвестных истин.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ Литература – монографии, научные статьи, учебные пособия, рецензии, диссертации, аналитические статьи в периодической печати. ЛИТЕРАТУРА – аналитические работы по определенной тематике.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Метод – средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Включает в себя различные приёмы исследования. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ : По степени общности : 1. Общенаучные. 2. Частные. 3. Специальные. По уровням познания : 1. Эмпирические. 2. Теоретические. 3. Общелогические. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ : По степени общности : 1. Общенаучные. 2. Частные. 3. Специальные. По уровням познания : 1. Эмпирические. 2. Теоретические. 3. Общелогические.

Общелогические методы 1. Анализ. 2. Синтез. 3. Индукция. 4. Дедукция. 5. Аналогия.

Эмпирические методы 1. Наблюдение. 2. Описание. 3. Подсчет. 4. Измерение. 5. Сравнение. 6. Эксперимент. 7. Моделирование.

ВЫВОДЫ Вывод – заключительная часть работы, в которой показаны конкретные результаты исследования. Вывод представляет собой обобщенный итог исследования. Вывод – заключительная часть работы, в которой показаны конкретные результаты исследования. Вывод представляет собой обобщенный итог исследования. НЕОБХОДИМО ! Ясно выделять собственные результаты. Указать, чем полученные результаты отличаются от результатов предшественников. Избегать общих фраз и абстрактных выражений. Сопоставлять вывод с целью и задачами своего исследования. Подтверждение гипотезы должно быть реальным, а не мнимым. Представление выводов желательно в виде перечисления.

Оформление списка использованной литературы ( В РФ для каждого вида публикаций установлены государственные стандарты ( ГОСТ ) библиографических описаний. За рубежом издатели определяют правила библиографических описаний для каждого вида издания.) Список литературы, которая использовалась в процессе исследования, может быть составлен двумя способами : по алфавиту или по порядку использования. Если указываются научные монографии, то форма записи имеет следующий вид : 1. Иванов В. В. Балтийское море. – Рига : Просвещение,1987. – С. 34–37. Указаны страницы издания, использованные в работе, но можно указать и общее количество страниц в книге. В этом случае вместо С. 34–37, записывается общее количество страниц в книге, например, 205 с. Если указываются статьи из научных журналов или газет, то форма записи имеет следующий вид : 2. Петров А. Н. Заповедник Морицсала // Природа и мы. – – 7. – С. 32–41.

Направление : Биология. Экология. Тема : Зимующие птицы посёлка Добромысловский План. 1. Постановка цели и задач исследования. 2. Изучение и систематизация информационного материала о зимующих птицах Сибири. 3. Подбор методики для проведения исследования видового состава зимующих птиц. 4. Исследование видового состава зимующих птиц нашего посёлка. 5. Наблюдение за поведением и повадками птиц. 6. Выявление птиц, занесённых в Красную книгу Красноярского края. 7. Изготовление кормушек. 8. Проведение акции « Покормите птиц зимой !» Цель : обследовать видовой состав зимующих птиц на территории посёлка Добромысловский. Задачи : изучить и систематизировать информационный материал о зимующих птицах Сибири ; исследовать видовой состав зимующих птиц нашего посёлка ; понаблюдать за поведением и повадками птиц ; выявить птиц, занесённых в Красную книгу Красноярского края изготовить кормушки, подкармливать птиц зимой.

Пример планирования исследования Ученые установили, что только 10% ДНК клеток человека регулярно работает на синтез белка. Какие исследования необходимо было провести ученым для такого вывода ? Составьте его план. Цель исследования – определение объема и состава регулярно работающих генов по отношению к общему объему генов. Практический смысл исследования заключается во многих аспектах, например в том, чтобы понять, какие гены интенсивно работают и, возможно, быстрее изнашиваются и как это влияет на продолжительность жизни человека. Еще один вариант – попытаться найти механизм регулирования работы генов, особенно выключения тех генов, работа которых нежелательна в данный возрастной период. 2. Задачи исследования : 1) анализ научной литературы : найти в научной литературе информацию о работе генов ; 2) экспериментальные исследования для определения экспрессии генов ( для определения белков будут использованы химические методы ); 3) сравнение результатов экспериментальных исследований с данными, имеющимися в научной литературе. 3. Проблема исследования – необходимо получение точной информации об интенсивности работы и составе регулярно работающих генов человека в течение его жизни.

Гипотез может быть много, однако ограничимся одной : у человека регулярно работают не все гены, а только их часть, обеспечивающая синтез белков, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности. Желательно, чтобы учащиеся выдвигали много гипотез, но планировать дальнейшие шаги исследования рекомендуется на основе одной гипотезы, которой ученики отдадут предпочтение. Планирование исследований по остальным гипотезам можно рекомендовать как домашнее задание или задание для углубленного изучения курса ( дифференциация ). 5. Из научной литературы необходимо получить следующую информацию : какие гены и как интенсивно работают, какие гены включаются только в определенный период, какие работают постоянно. Сравнить информацию из разных научных источников, сформулировать противоречия в виде проблемных вопросов. 6. Эксперименты предполагают определение синтезируемых белков в изолированных тканях тела человека, при этом желательно выбирать разные ткани для последующего сравнения. Необходимо определить, какие белки будут синтезироваться. Кроме того, образцы тканей необходимо взять у людей разного возраста для оценки возрастных изменений в экспрессии генов. 7. В выводах должны быть приведены обобщения по результатам каждого этапа работы ( задачи ), сравнение результатов экспериментов и теоретической модели, оценка соответствия полученных результатов гипотезе и формулировка перспектив дальнейших исследований.

Реферат на основе сравнения мнений разных ученых по выбранной теме автор реферата формулирует проблемы ( противоречия ) и выдвигает гипотезы для их решений. Объем реферата – не более 5 страниц.