План исследовательской работы Тема работы Вклад ученых – физиков в дело Великой Победы Направление Физика и познание мира Автор (коллектив авторов) Иванников Александр Романович Фото Район, город (село)г. Ачинск Школа, классМАОУ «СОШ 3» г. Ачинска, 7 «Б»
Как составить план исследовательской работы? Прежде чем составить план, надо поставить для себя цель (она одна) и задачи, которые помогут достичь цели (их много). Далее нужно ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Нужно определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Предлагаю доступные вам методы исследования: подумать самостоятельно прочитать книги о том, что исследуешь найти информацию в Интернете познакомиться с кино- телефильмами по вашей тематике спросить у других людей понаблюдать провести эксперимент
Цель Установить взаимосвязь физики и техники и их роль в Великой Победе.
Задачи 1. Изучить какие разработки и усовершенствования были сделаны физиками во время Великой Отечественной войны. 2. Показать взаимодействие физики и техники и их значительной роли в победе. 3. Сделать интерактивный урок и выступить на уроке физики в преддверии 70-летия Победы.
Думаю сам С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы: Что я знаю по теме исследования? Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования? Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
Что я знаю по теме исследования? Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования? П о теме исследования я знаю, что вклад ученых в Победу был значительный, было сделано много открытий и военной техники. Техника совершенствовалась. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель.
Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования? Великая Отечественная война показала, что успешно бороться с сильным противником, имеющим пехоту с автоматическим оружием, танки, самоходно-артиллерийские установки, орудия, минометы, авиацию и другие средства, могут только такие сухопутные войска, которые оснащены самым различным оружием, техникой и способны решать разнообразные боевые задачи в различных условиях обстановки. История военных лет показала, что физика сыграла большую роль в осуществлении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и играет огромную роль в настоящее время. Сегодня прослеживается тенденция стирания различий между состоянием войны и мира. Войны уже не объявляются, а, начавшись – идут не по привычному нам шаблону. В военное дело активно внедряются вооружение на новых физических принципах и роботизированные системы. «Хочешь мира готовься к войне».
Читаю книги о том, что исследую Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто. Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
Книги Автор Название книги Год издания ГородИздательство Кол-во страниц Уткин А. И.Вторая мировая война 2002Москва Алгоритм
Статьи Автор Название статьи Название журнала Год Страницы Барыкин И.Выходила на берег «катюша»/ Тайны ХХ века Голубь П.Д.Вклад отечественной физики в Победу над фашистской Германией Педагог Платонова И.И. Физики-фронту Устный журнал 2010 Регель, Ткаченко Размагничивание кораблей в годы Великой Отечественной войны Квант
Энциклопедии, справочники Автор Название энциклопедии, справочника Название статьи Год Страницы
Что я узнал из литературных источников? Размагничивание кораблей явилось одной из многих важных задач оборонного значения. Уже в августе 1941 года основное боевое ядро кораблей на всех действующих флотах и флотилиях было защищено от магнитных мин противника. Благодаря самоотверженному труду ученых- физиков и военных моряков, для Родины были сохранены сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней. Было определено, какие динамические нагрузки выдерживает лед разной тишины, составлены таблицы. Эти таблицы пригодились не только на Ладоге, но и во время боев по прорыву блокады в январе 1943 г. С их помощью установили, при каких условиях танки могут форсировать Неву по льду. Это был весомый вклад ученых-физиков в дело Победы. «Катюши» – реактивные артиллерийские установки. Впервые вступили в бой 14 июля 1941 г. в Белоруссии. Этот вид вооружения до конца войны наводил ужас на немцев и остался имине рассекречен. За сдачу врагу хотя бы одной такой установки грозил расстрел. Поэтому при малейшей опасности захвата «катюши» предписывалось взрывать.
Ищу информацию в Интернете Ни один ученый не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет. Вашими помощниками могут быть различные поисковые системы:
Веб-сайт Автор Название веб- страницы Название веб- сайта Город, область (край), страна Год МесяцДеньURL адрес Дивизионная пушка образца 1942 года Википедия. Свободная энциклопедия мм_дивизионная_пушка_образца_194 2_года_(ЗИС-3) Ис-2Википедия. Свободная энциклопедия Т-34Википедия. Свободная энциклопедия Т-60Википедия. Свободная энциклопедия Физика и Великая отечественная война Физика для школьников 3 Ил-2Weapons of warhttp://weapons-of-war.ucoz.ru/publ/ Ла-5Weapons of warhttp://weapons-of-war.ucoz.ru/publ/ Ту-2Weapons of warhttp://weapons-of-war.ucoz.ru/publ/ Як-3Weapons of warhttp://weapons-of-war.ucoz.ru/publ/
Что я нашел в Интернете по своей теме? Флаттер – сочетание изгибных и крутильных колебаний крыльев, хвостового оперения и других элементов самолета. Это слово наводило ужас на летчиков-испытателей в предвоенные годы. В борьбу с этим, тогда таинственным явлением, вызывающим разрушение самолетов в воздухе, вступили математики, физики и механики. Профессором М.В. Келдышем была разработана физико-математическая теория флаттера, даны рекомендации, которые учли при конструировании самолетов, и за время войны не было случаев разрушения самолетов из-за флаттера. В начале 1942 года вооружение нашей армии пополнилось новым мощным орудием – 76-миллиметровой пушкой, созданной конструкторским бюро под руководством В.Г. Грабина и ставшей самой массовой пушкой Великой Отечественной войны. Истребитель высокого класса Ла-5 (конструктор С.А. Лавочкин) обладал скороподъёмностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полёта. Як- 3 – самый лёгкий и маневренный истребитель Второй мировой войны (1943 г., конструктор А.С. Яковлев). Модифицированный штурмовик Ил-2 (1942 г., конструктор С.В. Ильюшин) с форсированным двигателем и крупнокалиберным пулемётом. Скорость до 430 км/ч. Пикирующий бомбардировщик Ту-2 (КБ А.Н.Туполёв) с двумя двигателями мощностью по 1361,6 к Вт, потолок 9,5 км, дальность полёта 2100 км, скорость до 570 км/ч, бомбовая нагрузка 100 кг.
Смотрю кино- телефильмами по своей тематике Научные, научно-популярные и художественные фильмы - настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике! Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования. Запиши все, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего исследования.
Фильм Название РежиссерГод «Броня России». Фильм 3Андрей Кулясов 2009 «Броня России». Фильм 4Андрей Кулясов 2009
Что я узнал из фильмов? Т-60– советский лёгкий танк периода войны. Разработан в августе 1941 года под руководством Н.А. Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60 разработали в рекордно короткий срок, всего за 2 недели, на базе Т-40. Танк получился простым и дешевым. Строить его можно было на автомобильных заводах. T-34 – самый массовый средний танк Второй мировой войны. Т-34 является до сих пор легендарной, наводящей страх на врагов машиной. Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода 183 под руководством М. И. Кошкина. Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками. Т-60– советский лёгкий танк периода войны. Разработан в августе 1941 года под руководством Н.А. Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. Т-60 разработали в рекордно короткий срок, всего за 2 недели, на базе Т-40. Танк получился простым и дешевым. Строить его можно было на автомобильных заводах.
Спрашиваю у других людей Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. 1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь (например, учитель). 2. Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь. Запиши информацию, полученную от других людей.
Информация, полученная от специалистов
Информация, полученная от других людей
Наблюдаю Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений На следующих 2-3 слайдах отрази какие результаты ты получил в ходе наблюдений.
Наблюдая я узнал
Наблюдая я сделал выводы
Провожу эксперимент Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» (проба, опыт). Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента. На следующий 2-3 слайдах напиши, какие эксперименты ты планируешь провести, что тебе для этого понадобится и кто будет твоим помощником.
Эксперименты, которые я планирую провести Я планирую создать интерактивный урок по своей теме.
Мне понадобится для проведения экспериментов Мне понадобится специальная программа по созданию интерактивного урока или PowerPoint.
Мои дальнейшие шаги 1. Сравню характеристики советских танков и противника 2. Проведу анкетирование одноклассников (возможно, чтобы понять знают ли они об открытиях ученых в годы ВОВ). 3. Отредактирую работу по замечаниям моего руководителя и доделаю 2 часть работы. 4. Сделаю интерактивный урок. 5. Сделаю презентацию и подготовлюсь к защите работы. Тебе нужно на этом слайде описать СВОИ собственные дальнейшие шаги, отразить, что ты не успел, над чем планируешь поработать в ближайшее время.