Проект «Здоровая школа» Девиз проекта: «Всё имеет смысл, пока есть здоровье»
Здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи
Здоровье Психологическое Интеллектуа льное Функциональное Социальное Духовное Эмоциональное Соматическо е Физическое
Обоснование проекта: Современные государственные и общественные реалии,кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в России. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Грустная статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомы с болезнями, причем иногда довольно близко. Печально и другое: у детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким печальным последствиям приводит психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно – психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, не редко эти психогенные факторы процветают в семье. Здоровье ребенка на прямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием.
Цель: Формирование активного образа жизни, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, стремление к физическому здоровью и физическому совершенству, как одной из предпосылок формирования духовно-нравственной и физически здоровой личности.
Принципы: Природосообразности: воспитание на основе возраста, пола, особенностей психики и физиологии. Культурологический подход: обеспечение режима наибольшего благоприятствования учащимися в приобщении к культуре гигиены. Деятельный подход: игровой, творческий. Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития. Комплексный подход: развитие ребенка в комплексе, а не в одном направлении.
Задачи: 1. Формировать навыки здорового образа жизни. 2. Наблюдение за физиологическим и психическим развитием уч-ся. 3. Забота о сохранении и укреплении здоровья, профилактика травматизма. 4. Организация контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм. 5. Контроль за организацией питания в школьной столовой. 6. Активизация контактов с ФАП. 7. Организация спортивных соревнований и военно-прикладных видов спорта, походов, экскурсий.
1. Формировать навыки здорового образа жизни. 1. Организация цикла лекций: а) о гигиене школьника 1-9 классы; б) о половом развитии школьника 5-9 классы; в) «Прежде, чем закурить…» 1-9 классы «Трава забвения» 5-9 классы 2. Анкетирование детей. Цель: 1. Узнать отношение детей к вредным привычкам 2. Узнать, увлекаются ли дети вредными привычками, и какими. 3. Организация и проведение конкурсов рисунков по темам: а) «Прежде, чем закурить…» б) «Алкоголь – зеленый змий» в) «Здоровый образ жизни» г) «Лес – наше богатство» 4. Проведение родительского собрания по профилактике вредных привычек по темам: а) «Курение и статистика» б) «СПИД, наркотики и статистика» 5. Выступление агитбригады: а) «Мы хотим жить!» б) «Здоровое питание» 6. Проведение дней здоровья 7. Оформление уголка «Здоровье и спорт»
2. Наблюдение за физиологическим и психическим развитием уч-ся. 1. Ведение листка здоровья. 2. Ведение паспорта здоровья. 3. Карта индивидуального здоровья на каждого ученика. 4. Систематическое медицинское обследование учащихся квалифицированной комиссией и своевременное сообщение результатов обследования родителям учащихся.
3. Забота о сохранении и укреплении здоровья, профилактика травматизма. 1. Проведение инструктажа и реализация рекомендаций по работе с учащимися со слабой нервной системой, с инертными детьми. 2. Проведение физкультминуток на уроках. 3. Проведение динамических перемен. 4. Проведение минутки отдыха для глаз при напряженном ритме работы. 5. Организация и проведение «Веселых переменок». 6. Проведение профилактических бесед с уч-ся по темам: а) «Светофор» б) «Ледоход» в) «Гололед» г) «Пешеход» 7. Выполнение техники безопасности на уроках. 8. Проведение конкурса «Безопасное колесо» 1-9 классы.
7. Организация спортивных соревнований и военно-прикладных видов спорта, походов, экскурсий. 1. Проведение военно-спортивных игр: а) «Зарница» 1-9 классы. б) «А ну-ка, мальчики!» в) «Богатырские потешки» 1-4 классы 2. Проведение общешкольных дней ГО. 3. Проведение вечеров психологической разгрузки (работа спортзала, дискотеки). 4. Проведение «Дней открытых дверей в спортзале» 5. Работа спортивной секции. 6. Работа «Группы здоровья». 7. Проведение спортивных соревнований среди уч-ся разных возрастных групп: а) по легкой атлетике б) по пионерболу в) по волейболу г) по баскетболу д) по лапте е) по городкам ж) по лыжам з) по теннису и) по шашкам 8. Проведение экскурсий и походов. 9. Организация и проведение работ по благоустройству спортзала и спортивного стадиона, и территории школы.
4. Организация контроля за соблюдением санитарно- гигиенических норм. (СГН) 1. Соблюдение СГН в учебных кабинетах (влажная уборка, проветривание). 2. Контроль ПК за соблюдением СГН.
5. Контроль за организацией питания в школьной столовой. 1. Проведение рейдов комиссией по контролю за питанием детей в школьной столовой.
6. Активизация контактов с ФАП. 1. Медицинский осмотр учащихся (педикулез, состояние кожных покровов). 2. Занесение данных о заболеваниях в карту индивидуального здоровья. 3. Проведение бесед по профилактике инфекционных и простудных заболеваний. 4. Контроль за соблюдением СГН техническим персоналом, столовой.
Время реализации проекта: 2009 – 2012 годы
Субъекты: Учащиеся Учителя Родители Обслуживающий персонал
Медицина сегодня – это медицина болезней, медицина ремонтная, а не медицина здоровья, не истинно профилактическая, не валеологическая медицина. Поэтому на школу ложиться забота и о морально – психическом и физическом здоровье ребенка. Обязанность школы и родителей в отношении детей должны совпадать. Обе стороны обязаны: обеспечить безопасность детей; сохранить и укрепить здоровье детей; помогать детям учиться; делать учебу привлекательной для каждого.
Для реализации выше означенного необходимо обеспечивать психолого – педагогическое сопровождение учащихся, пропагандировать здоровый образ жизни среди педагогов, учащихся и родителей, внедрять в учебный процесс здоровьесберегающие технологии, сделать физкультуру и спорт жизненно необходимыми.
Статистика нарушения здоровья школьников 0,3 % последствия ППЦНС 0 % нарушения опорно-двигательного аппарата 0,3 % близорукость 0 % болезни органов дыхания 0,7 % хронические заболевания 0 % школьные неврозы
Социальный портрет школы Общее число обучающихся – 33 Число многодетных семей – 5 Число малообеспеченных семей – 30 Количество опекаемых детей – 3 Количество детей, состоящих на учёте в ОДН ОВД – 2 Число семей, находящихся в социально опасном положении - 4
-Участие в школьных мероприятиях -Управление школой -Спонсорская помощь -Организация досуговой и трудовой деятельности детей -Открытость школьного пространства Родители ШКОЛА
1. Организационно – методическая деятельность по укреплению здоровья детей. п/п МероприятияСроки Ответственные. Сотрудничающие организации. 1. Осуществлять наблюдения за физическим и нервно – психическим развитием детей постоянно Медработник, учитель физкультуры. 2. Осуществлять углубленный медосмотр.Согласно графика районной больницы Медработник 3. Разработать цикл лекций и методических рекомендаций по проблемам здоровья детей для учащихся и родителей. Сентябрь – ноябрь 2009 г.Учитель ОБЖ, биологии, химии, медработник ФАП. 4. Семинар для учителей «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном и учебном процессе» По плану Администрация. 5. Контролировать выполнение оздоровительных мероприятий: физминутки, уроки физвоспитания, динамические паузы, спорт секции, доп образования. постоянно Администрация, педагоги, медработник. ШАГИ РЕАЛИЗАЦИИ.
2. Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно- оздоровительных мероприятий. п/п МероприятияСроки Ответственные. Сотрудничающие организации. 1. Пополнять ОУ необходимым медицинским и спортивным оборудованием, ростовой мебелью. До 2012 г.Директор, зам директора по АХР. 2. Осуществить ремонт и совершенствование спортзала, стадиона и медкабинета. 2011– 12 учебный год Директор, зам директора по АХР. 3. Подготовить памятки о режиме дня учащихся и рекомендации для родителей по организации учебной деятельности на дому. Октябрь уч.г. Учитель физ-ры, соц.педагог. 4. Соблюдение санитарно – гигиенических норм согласно Санп ПИНам (генеральные уборки, питьевой режим, витаминизированное питание, контроль за меню) постоянно Администрация, медработник. 6. Контроль за тепловым режимом постоянно зам директора по АХР
п/п МероприятияСроки Ответственные 1. Совершенствовать предметно – развивающую среду (внедрение здоровьесберегающих технологий) постоянно педагоги школы 2. Принимать участие в научных, научно – практических конференциях, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей. По графику 3. Родительские собрания по ЗОЖСогласно плану Директор, организатор, соц.педагог. 4Обеспечить условия для предупреждения травматизма через: Соблюдения техники безопасности при организации учебного процесса, свободного времени. постоянно Преподаватель ОБЖ, учитель физ-ры. 6. Ввести в систему учебного времени внеурочные мероприятия, направленные на преодоление гиподинамии (физминутки, динамические паузы на перемене) постоянно Администрация, учитель физ.воспитания. 7. Месячник профилактики вредных привычек октябрь Учитель физ-ры, организатор, библиотекарь. 8. Конкурс зеленых уголков в классных комнатах.ноябрь Администрация.
1. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта. п/п МероприятияСроки Ответственные 1. Президентские соревнования По графику Учитель физвоспитания, отдел физической культуры. 2. Дни здоровья 1 раз в четверть Учитель физ-ры 3. Группа «Здоровья» По графику Учитель физ-ры 4. Смотр песни и строя февраль преподаватель – организатор ОБЖ 5. День Победы. Легкоатлетический пробег «За мир и здоровье». Лапта. май Учитель физвоспитания, организатор. 6. Работа спортивных секцийВ течение года Учитель физвоспитания
Ожидаемые результаты: Увеличится число учащихся, учителей, родителей, жителей села, мотивированных на ведение здорового образа жизни. Окрепнет здоровье участников проекта. Школа станет центром содействия здоровью.