О детях трудно написать плохо… Статья для журнала «Начальная школа». Она не только рассказывает о Гарине-Михайловском, но и дает методические рекомендации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Становление активной жизненной позиции Виртуальная книжная выставка в помощь классному руководителю и учителю Оформила Аникина Ф.А. заведующая библиотекой.
Advertisements

Особенности проведения олимпиады школьников по литературе в учебном году.
4 блока теоретических понятий в курсе литературы в школе 1) понятия, связанные с развитием историко-литературного процесса; 2) литературоведческие понятия,
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ О.В. Феоктистова учитель русского языка и литературы при изучении литературы на профильном уровне.
«Концепция ДНРиВ личности гражданина РФ» 1. семья и семейные ценности 2. культурно-региональное сообщество, «малая родина» 3. культура своего народа,
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Содержание воспитательной работы в коррекционной школе Лекция Л.В. Смирновой, к.п.н., доцента.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам Методика подготовки к семинарским и практическим.
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького В сборник включены программы для 5 – 9-х классов общеобразовательных учреждений,
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Восприятие современной литературы учениками профильной школы.
Роль метапредметных программ в создании единой речевой среды гимназии Веселова З.Т., учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ.
ФОРМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ: -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ -ТВОРЧЕСКАЯ -ИНФОРМАЦИОННАЯ -ИГРОВАЯ.
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
План выступления: Вступление Полезные советы классному руководителю Тематика родительских собраний по ступеням Из практики работы.
Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта:
Транксрипт:

О детях трудно написать плохо… Статья для журнала «Начальная школа». Она не только рассказывает о Гарине-Михайловском, но и дает методические рекомендации по проведению бесед с родителями на тему насилия в семье, психологии детей. Кроме повести «Детство Темы», в статье можно использовать сказки Гарина, а также его рассказы. В частности, «Исповедь отца». Возможен вариант названия: «Дорогу, дорогу детскому счастью, широкую дорогу!..» Это слова из рассказа Г-М «Адочка». Рабочие материалы Гарин-Михайловский\ Начальная школа.doc

Цветы в поэзии Игоря Северянина Ориентировочно статья для «Русской словесности». В ней проанализировать место цветов в поэтической системе автора. Найти общую концепцию и дать образцы анализа конкретных стихов. Анализ вести в двух направлениях: влияние устоявшихся символов на смысл и поэтику и авторские контекстуальные коннотации. Посмотреть работу М.Н. Эпштейна «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии, а также докторскую диссертацию Завьяловой Е.Е.

РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ С ДУШОЙ ЭЛЛИНА Написать небольшую статью в журнал «Огонек». Рассказать о Гарине как писателе, затронув разные стороны его таланта. Попытаться сделать это афористически кратко и емко. Подчеркнуть, чем Михайловский сегодня интересен читателю. Рабочие материалы Гарин-Михайловский\ Русский писатель с душой эллина.doc

Интернет как зеркало русской литературы Статья методического характера, повествующая о системе уроков по современной русской литературе, представленной в интернете. Ее цель – охарактеризовать сетевую художественную словесность как явление культуры (субкультуры?) и дать конкретные рекомендации по подготовке школьников к правильному восприятию представленных в сети произведений. Можно дать пару конкретных разработок уроков по данной теме. Статью можно предложить журналу «ЛВШ» или газете «Литература». Параллельно можно написать небольшую статью на эту тему в журнал «Волга-XXI век».

Образцы письменного народного красноречия в системе авторского текста (на материале творчества В.Г. Короленко)..\Мои документы\Красноречие.doc..\Мои документы\Красноречие.doc 1. Охарактеризовать письменное красноречие как уникальный вид устного народного творчества. Подвести методологическую основу, обратившись к работам видных фольклористов. 2. Посмотреть древнерусские источники на предмет исследования стилевых заимствований. 3. Выявить психологические аспекты данной проблемы: почему письменное красноречие пользовалось популярностью, в чем сила его воздействия на слушателя (читателя), насколько индивидуален / коллективен автор данных текстов, В какой степени он ощутим в тексте. 4. Каково социальное, политическое, культурное и художественное звучание произведений письменного народного красноречия.

Жанр сказки в работе с родителями учащихся начальных классов 1. Посмотреть сказочную структуру сказки по Проппу. («Морфология сказки»). 2. Составить игровые упражнения воспитательного характера, направленные на усвоение законов добра, открытости и доверия между родителями и детьми. Это может быть сказка в целом или ее элементы. 3. Просмотреть журналы по педагогике и психологии на предмет создания научно-методической базы для исследования. 4.Сравнить, как деформируется сегодня морально- нравственная природа сказки. Почему родители должны сами участвовать в создании сказок для своих детей. Пример – Горький, Гарин-Михайловский и др. 5. Нужны ли сказки для взрослых? Насколько сильны сказочные мотивы в современной теле- и кино культуре? В какой степени сказка определяет сознание, мораль и нравственность современного обывателя?

Загляни в свое время как в зеркало замысел урока по роману В.О. Пелевина «Generation П» Статья предназначена для газеты «Литература». В ней ставится проблема изучения современной русской литературы на уроках внеклассного чтения. Идея статьи в том, чтобы научить старшеклассников критически подходить к произведениям текущей литературы, уметь самостоятельно рассуждать над прочитанным, давать свою аргументированную оценку, участвовать в дискуссии о прочитанном. В статье необходимо разработать диспут, а также элементы деловой игры. Говоря о романе Пелевина, нельзя упустить проблему современных СМИ, через обсуждение которой следует вывести детей на разговор о правде и путях ее поиска и обнародования. Темы для дискуссий: «Правда – морально-нравственная категория», «Правда и проблема интерпретации».

Воспитательные потенциалы современной сказки Статью посвятить жанру современной литературной сказки для детей. Как трансформируется жанр? Насколько используются жанровые потенциалы? Чему учит современная сказка? Интересно в этой связи коснуться содержания школьных программ по литературе, учебников для 5 – 7-х классов. Статью можно предложить журналам «Воспитание школьников», «Педагогика», «Учитель». Параллельно – публицистическую статью сделать для жур. «Волга-XXI век».

Дидактический материал для факультатива по журналистике Придумать систему занятий по жанрам журналистики. К каждому занятию подобрать перечень заданий и упражнений. Придумать тестовые задания для итогового контроля. Предложить сценарии 2-3 деловых игр или КВНов. Общий объем материала довести до 42 страниц. Композиция материала ориентировочно такая: 1. Вводная часть с описанием концепции факультатива, с представлением почасового плана. 2. Дидактический материал, сгруппированный по темам. 3. Деловые игры и КВНы. 4. Диспуты и правовых и морально-нравственных проблемах современных СМИ. (В.Липатов, В. Пелевин). 5. Контрольные и тестовые задания.

Устно-поэтические основы творчества Н.Г. Гарина-Михайловского Жанровая разновидность статьи – постановка проблемы. Однако следует внимательно просмотреть всю доступную литературу по фольклористике. Возможно, исследования по этой теме все-таки есть. Тогда обобщить накопленный опыт и выдвинуть свою концепцию. Использовать идею о фольклорности художественного сознания Гарина. Поскольку все современники говорят о нем как о талантливом сказочнике, следует выявлять «сказочный» фольклоризм: 1. Рассмотреть сам жанр литературной сказки, в том числе корейские. Насколько точно записаны? Имеет ли место интерпретация? Кто переводил? 2. Особенности сказок для детей. Посмотреть работы Кривощаповой. 3. Фольклоризм тетралогии. В особенности «ДТ». Там имеются сказочные элементы в композиции и поэтике. Сам образ Темы сказочен. Многие ситуации также спроецированы на сказку.

Образ дома в сознании ребенка на материале русской литературы XIX – XX вв. На материале произведений о детстве проследить, как формировался концепт дома, какие изменения происходили на протяжении двух столетий. Какое воспитательное значение имел концепт дома, как влиял на национальное сознание ребенка. Выделить основные составляющие концепта: родители, сам дом (здание), местность вокруг него, слуги, друзья дома, вещи в доме, семейная память и способы фиксации значимой для семьи информации. Дом и квартира. Есть ли разница? Трансформация семейных преданий. Бездомье. Детские дома. Если статью делать строго научной, - в «Филологические науки». Если научно-популярной, - в журнал «Россияне».

Азбука этикета студента Академии права Построить книгу можно в виде юмористического рассказа о приключениях двух студентов в течение одного дня или более. Сюжетно воспроизвести наиболее характерные ситуации, описанные в пособиях по этикету. Рассказы интереснее будут смотреться в стихах. Посмотреть, как это делает Зощенко, современные юмористы. Для усиления методического компонента книги ввести тесты (диагностирующие, обучающие, проверочные), деловые игры. Описывая нормы поведения в различных структурных подразделениях Академии, рассказать о его истории, устройстве и назначении. Продумать возможность разработки электронного пособия.

Роль кумиров в современной подростковой среде Исследовать тему можно в двух аспектах: 1.Психолого-педагогическом. Цель – проследить, какое место занимают кумиры в сознании молодежи сегодня и насколько изменились сами кумиры, каков их положительный воспитательный потенциал. Статью можно предложить журналам «Педагогика» или «Воспитание школьников». Отдельно выделить кумиров массовой культуры и литературных кумиров. 2.Методическом: составить сценарий классного часа на тему «Кумиры в современной культуре: pro et contra». Сценарий подойдет «Воспитанию школьников». Наука\Цитатник\Психология.ppt

Фольклоризация сюжетов, мотивов и образов популярных советских художественных фильмов 1. Посмотреть рецензии и статьи о кино в журналах «Советский экран», «Искусство и жизнь». 2. Просмотреть и проанализировать сами фильмы: «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Любовь и голуби», «Место встречи изменить нельзя» и др. Выявить, что именно так трогает зрителя. Почему сюжетные ситуации, мотивы и образы этих фильмов воспроизводятся ими в обыденной жизни, цитируются, проигрываются, удерживаются в памяти. 3. Поискать монографии о режиссерах (Гайдай, Рязанов, Меньшов). Возможно о феномене их режиссуры что-то сказано там. 4. Прочитать работы о народном театре, о фольклорном сознании, об архетипах в культуре. 5. Отдельно рассмотреть вопрос о фольклорной интерпретации указанного культурного материала в игре КВН и на эстраде. Материал можно представить в сборник «Кабинет фольклора».

Правосознание русского народа в зеркале социально-утопической легенды 1. Посмотреть работы об истории права. Выявить, в каком плане строится анализ, на что обращается внимание. 2. В орбиту анализа вовлечь легенду о граде Китеже, о Беловодье, о золотом веке, о заветном слове, о самозванстве и др. Еще раз обратиться к книге К.В. Чистова. 3. Главная цель работы – показать, как представляли себе русские крестьяне государственное устройство, свои правоотношения с государством и людьми, насколько ощущали свою защищенность и ответственность перед законом. 4. Анализ легенд должен идти в параллели с анализом творчества писателей: Достоевского, Успенского, Короленко, Клюева, Есенина, Романова и др...\Мои документы\Правовая культура.doc

ТЕМЫ ДЛЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ 1. Кумир мой, кумир... (о роли кумиров в современной молодежной среде). 2. Педагог – профессия счастья и скорби. 3. Все начинается со сказки Юное лицо современной русской поэзии.

Эволюция гражданского самосознания в поэзии Игоря Северянина Проследить, как зарождалось и формировалось гражданское сознание поэта. Почему в начале творческого пути он далек от общественных проблем, противопоставлен обществу и государству, а в конце творчества – вдруг проявляет себя гражданином, патриотом. Рассмотреть понятие «космополитизм». Следует посмотреть по юридическим журналам, как в философском плане рассматривается проблема патриотизма и гражданственности. Необходимо также сравнение с поэтами- предшественниками: Некрасовым, Тютчевым, Пушкиным. Проследить, как гражданское самосознание в психологическом и философском плане проявляется на уровне поэтического языка: лексика, синтаксис, композиция, строфика, метр, рифма и др...\Мои документы Северянин-докл..doc

Где-то там за далью непогоды... о народных утопиях в творчестве В.Г. Короленко Рассказать о трех социально-утопических легендах: 1. Легенда о граде Китеже. 2. Легенда о царе-избавителе. 3. Легенда о Беловодье. Статью подготовить для журнала «Русский дом». Можно упомянуть о споре Короленко и Гарина. Там проскальзывает мысль Михайловского об утопическом мышлении Короленко. Быть может, это не метафора! Рабочие материалы Русский дом.doc

Национальное правовое сознание факультатив по материалам русской литературы СТРУКТУРА: 1. Программа факультатива. 2. Теоретическое обоснование. 3. Теоретический материал для учителя. 4. Разработки практических факультативных занятий. 5. Дидактический материал. 6. Темы рефератов и научно исследовательских работ. Книгу можно написать в жанре пособия по спецкурсу для студентов средних и высших учебных заведений.

РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ В РОССИИ: культурологический и правовой аспекты (спецкурс для юристов) Показать историю сектантства в России. Проанализировать наиболее крупные течения. Выявить психологические и социокультурные основы явления.

Энциклопедия начинающего студента Выделить следующие разделы: История студенчества в Европе и в России. Нравы, вкусы, традиции. Студенческий этикет сегодня. Студент и городская культура. Особенности академической коммуникации. Сто полезных советов.

Куратор академической группы учебно - методическое пособие Разработать систему мероприятий на один учебный год с ориентацией на студентов-первокурсников. Предложить подробные сценарии всех кураторских часов и воспитательных бесед, календарь знаменательных дат, педагогические консультации и советы, игры, диспуты и др.

Русский язык и культура речи пособие для самостоятельной работы Разработать пособие с теоретическим и практическим материалом, обучающими и проверочными тестами в форме живой беседы, заочных консультаций и др. Выстроить алгоритм самостоятельной работы для студента по дням недели, помочь психологическими советами. Насытить пособие творческими заданиями.

Литературные юбилеи на 2008 год 1.В.Г. Короленко (1853 – 1921): 155 лет. 2.А.Н. Толстой (1883 – 1945): 125 лет. 3.В.Ф. Тендряков (1923 – 1984): 85 лет. 4.Б.Л. Горбатов (1908 – 1954): 100 лет.

В.Г. Короленко. Основные направления работы 1. Короленко и христианство. 2. Культурные взаимодействия с Западом. 3. Короленко и Тургенев. 4. Короленко и Достоевский. 5. Короленко и Гарин-Михайловский. 6. Пейзажи Короленко и традиции русской лирической поэзии. 7. Фольклор и народная культура у Короленко. 8. Эпистолярное наследие Короленко. 9. Романтизм Короленко. 10. Короленко и «Русское богатство». 11. Короленко и Горький.

КУРАТОР В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ 1.Введение: обоснование, структура, из истории кураторской работы в вузе, особенности воспитательной работы со студентами-юристами. 2. Составить несколько вариантов индивидуальных планов. 3. Развернутые планы-конспекты кураторских часов и мероприятий (15 конспектов). 4. Методика индивидуальной работы со студентами. 5. Выбрать темы из разных юридических дисциплин и написать общую статью (главу) о воспитательных моментах в процессе проведения лекций и семинарских занятий.

КУРАТОР В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ Обязательные темы: «Планета под названьем СГАП»: несколько мероприятий об устройстве и традициях Академии, ее истории, выдающихся ученых, юристах и педагогах. Выдающиеся юристы России. Организация самостоятельной работы. О вредных привычках. Здоровый образ жизни. Этикет. Краеведение. Знаменательные даты: День единства народов России, Новый год, Рождество, День победы, 8 Марта, 23 февраля, 1 апреля. Межнациональные отношения.

КУРАТОР В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ Отдельные замечания: Включить в книгу анкетирование студентов как способ выявления их интересов и склонностей для составления рабочего плана. Использовать разные формы проведения кураторских часов: беседы, диспуты, журналы, гостиные, конкурсы, КВНы.

Роль художественной литературы в формировании основ гуманитарного мышления студента-юриста ПЛАН: 1.Введение: межпредметные связи при преподавании русского языка в юридическом вузе. Что значит воспитывать юриста (см. наброски выступления на круглом столе). 2. Художественная литература – источник высоких гуманистических ценностей. Толерантность. 3. Психологизм литературы и его роль в развитии интуиции, неординарного мышления у юных юристов. 4. Формирование основ национального самосознания и гражданственности на материале русской и мировой словесности. 5. Расширение кругозора, повышение эрудиции.

Борис Горбатов в отражении нового времени Написать публицистическую статью о Горбатове в «Русский дом». В основу статьи положить тезис: Горбатов был атеистом, но почему-то сквозь все его тексты красной нитью проходит мысль о духовности, о духе, о душе. Он любил мир. Впитывал с жадностью впечатления бытия. Не мог насытиться. В его произведениях – счастье жизни, радость преодоления, мужественное противоборство обстоятельствам. Привычные советские лит. схемы у него – не определяющий компонент. Его вера живая, без догм, но она выводит его напрямую к христианской духовности, не книжной, а как бы заново рожденной из гущи жизни.

КУРАТОР В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ Отдельные замечания: Один из кураторских часов посвятить разговору об организации обучения, о стилях педагогического общения, о гуманитарной парадигме воспитания. Форма проведения кураторского часа должна быть комбинированной: мини-лекция (сообщение необходимых сведений), мозговой штурм, дискуссия, разные виды деловых игр. Выделить основные проблемы для обсуждения: СВОБОДА КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА: PRO IT CONTRA ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРИНЦИП «ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИСЬ»?

Методика проведения тематических научно- практических конференций в вузе ПЛАН: 1. Обзор тем и структуры НПК за последние 5-7 лет. 2. Обзор литературы по данному вопросу. 3. Выделение основных методических проблем: а). Недостатки изложения материала докладов и сообщений; б). организация внимания аудитории; в). использование наглядных средств; г). обсуждение заслушанных докладов; д). создание условий для неформального общения участников конференции.

Межкультурная коммуникация: новые идеи и опыт поколений План 1. Об актуальности межкультурной коммуникации как научной проблемы и степени ее разработанности. 2. Актуализация проблемы межкультурного диалога в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. 3. Мероприятия по активизации межкультурного диалога в школе.

Юбилейные литературные даты в 2009 году 1. Данилевский ( – ) – «Волга-XXI век». 2. Романов П.С. ( ) – «Русская словесность». 3. Загоскин ( ) – «Литература». 4.Гамсун. К. ( ) – «Литература». 5. Полежаев А. ( ) – «Россияне». 6. Гиппиус З.Н. ( ) – «»

П.С. Романов ( г.) Статья в газету «Литература». Объемом страниц. Поразмышлять о художественном мире Романова, о его творческой судьбе. Размышления строить вокруг образа России. Русскость, ментальность россиян, особенности национального поведения, характера. Можно во главу угла поставить талант Романова- сатирика, юмориста. Тогда сравнить с Зощенко, с Чеховым. Рабочие названия: Образ России в творчестве П.С. Романова В кривом зеркале времени (сатирические рассказы П.С. Романова)

Концепт «правда» в романе Вл. Максимова «День творения» План: 1. Выписать из словарей все значения слова «правда», очертив семантическое поле. 2. Выписать из романа Максимова как можно больше предложений, словосочетаний, фрагментов, где используется, раскрывается, обыгрывается концепт «правда». 3. Проанализировать каждый из примеров. Классифицировать. Отметить все малейшие смысловые приращения. 4. Выстроить собранный материал в систему. Установить, какое место занимает данный концепт в художественно- смысловой структуре произведения. 5. Сравнить использование этого концепта у Максимова и др. писателей (Чехова, Толстого, Горького и т.д.)

Риторическое мастерство судебного оратора Риторическое мастерство судебного оратора практикум Структура пособия: План занятия. Опорный конспект с кратким текстовым описанием. Глоссарий. Упражнения по отработке основных понятий и выработке умений и навыков. Сценарии деловых игр и тренингов. Обучающие тесты. Система домашних заданий. Аннотированный список литературы.

Антуан де Сент-Экзюпери (110 лет со дня рождения) 1. Статья «Экзюпери в лоне русской культуры». - газета «Литература». 2.Литературно-музыкальный вечер, посвященный творчеству Сент- Экзюпери. – газета «Литература» или журнал «Классный руководитель». 3.Литературно-музыкальная композиция или урок-спектакль в журнал «Начальная школа».

Литературные юбилеи 2010 года 1.3(16) мая – 100 лет О.Ф. Берггольц 2.18(30) июня – 205 лет А.Ф. Вельтману 3.19 августа – 230 лет Пьеру Беранже 4.26 сентября – 95 лет М.И. Алигер 5.21 октября – 110 лет В.Ф. Ардову октября – 115 лет Э.Г. Багрицкому 7.15 (27) ноября – 170 лет А.Н. Апухтину