Методическая разработка руководителя отдельной дисциплины истории, обществознания и географии Задорина А.В. Часть 1. Казань 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Advertisements

МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Системно-деятельностный подход как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью обучающихся на уроках английского языка Учитель.
Системно- деятельностный подход на уроках истории как средство повышения качества образования Подготовила Ю.А. Горбатовская.
Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка Презентацию подготовили учителя МО иностранных языков МБОУ гимназия год.
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Формы внеклассной работы. Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В. П. Созонов)
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Транксрипт:

Методическая разработка руководителя отдельной дисциплины истории, обществознания и географии Задорина А.В. Часть 1. Казань 2012 г.

1. Вступление 2. Интерактивные формы и методы обучения истории - ключ к формированию творческой личности 3. Стиль проведения интерактивных занятий 4. Примеры интерактивных учебных ситуаций, игрового проектирования из курсов всеобщей и отечественной истории 5. Литература. 1. Вступление 2. Интерактивные формы и методы обучения истории - ключ к формированию творческой личности 3. Стиль проведения интерактивных занятий 4. Примеры интерактивных учебных ситуаций, игрового проектирования из курсов всеобщей и отечественной истории 5. Литература. 2

Обучение и развитие относится к вечным педагогическим проблемам 1. Вступление Сегодня российское общество вынуждено обратиться к проблеме обучения и развития вновь, стремясь найти наиболее правильное ее решение за достаточно короткий срок. Однако по мере возрастания вариантов ее решения, в порядке геометрической прогрессии появляются новые вопросы без конкретных ответов При безусловных достоинствах других развивающих методов, уделим внимание интерактивным методам обучения, в основе которых лежит совместная познавательная деятельность учителя и учеников. На разных этапах человеческого общества, даже в разных этнических сообществах, социальных группах эту проблему периодически актуализировали, пытались решить и решали по-разному 3

Цели и задачи обучения суворовцев истории сегодня невозможно достичь без созданий условий для самостоятельного присвоения, приобретения ими знаний. Необходимо сформировать умение учить самого себя, которое не приходит к суворовцу без помощи учителя. Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание, умение педагога о дозировке самостоятельности, предоставляемой суворовцу, которая в конечном итоге ведет к автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления. 4

В процессе обучения истории наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными В их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интеракции (в переводе с английского означает "взаимодействие, воздействие") 2. Интерактивные формы и методы обучения истории - ключ к формированию творческой личности 5

Под интеракцией понимается непосредственная межличностная коммуникация. Наиболее важной особенностью интеракции является способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать свои действия 6

Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение Содержанием интерактивного взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе в условиях школы является программный учебный материал 7

Целью интерактивного обучения для современной школы является общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. При этом общее развитие суворовца включает развитие личностных новообразований в его потребностей, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах 8

Результатом такого общения является создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Результатом такого общения является создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и суворовцев за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных общеучебных умений, определяющих успешность той или иной деятельности суворовца. Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и суворовцев за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных общеучебных умений, определяющих успешность той или иной деятельности суворовца. Иначе говоря, интерактивное обучение более эффективно, результативно, чем обучение в этом направлении каждого суворовца в отдельности. Негативные личностные приобретения школьника можно поправить, изменить в процессе интерактивного обучения. 9

Содержание учебного материала по истории включает множество различных видов знаний, что во многом определяет сложность и противоречивость его понимание и усвоение школьниками на разных этапах обучения. Уже по этой причине - это прекрасная основа для творческого использования интерактивных методов обучения, определяющих успех и развитие творчества у суворовцев 10

К интерактивным методам относят мозговой штурм, обыгрывание ролей, учебные деловые игры, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и другие. 11

знания, в том числе и собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развивается речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируются и корректируются представления и т.п. знания, в том числе и собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развивается речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются, анализируются и корректируются представления и т.п. Систематическое применение учителем интерактивных методов на уроках истории создает благоприятные условия для формирования у суворовцев учебной деятельности и реализующих ее общеучебных умений В процессе интерактивного общения в парах, группах, между группами у суворовцев формируются: 12

соответствие логике учебного процесса МЕТОДЫ соответствие целям и задачам обучения и развития суворовцев соответствие дидактическим целям урока соответствие содержанию темы урока соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям суворовцев и уровню их обученности и воспитанности, особенностям курса в целом соответствие временным рамкам обучения соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя соответствие способу руководства учебной деятельностью Критерии отбора методов обучения: Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения суворовцев 13

4. Стиль проведения интерактивных занятий доверия, доброжелательности, партнерства, взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки, терпимости, учета и уважения интересов, возможностей друг друга Авторитарность, менторство в данном случае станут преградой на пути налаживания взаимопонимания и нацеленности на общий результат обучения Поскольку совместная деятельность одно из условий формирования демократического, гражданского обществ, то проектирование отношений между учителем и учащимися должны основываться на принципах 14

гуманная педагогическая позиция ценностное отношение к учащемуся, творчеству создание культурно- информационной и предметно- развивающей среды владение методикой и основами образовательной технологии нацеленно развивать индивидуальность учащегося Основой деятельности учителя в условиях интерактивного обучения является личностно- ориентированный подход Основные требования его соблюдения: 15

В процессе организации, управления и контроля за развитием интерактивного общения между суворовцами, преподаватель преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности. самостоятельность в выборе средств достижения цели адекватных учебных действий партнеров 16

5. I. Учебная деловая игра репетиция и исполнение суворовцем социальных ролей, в которых отражается ценностный характер поступков конкретного исторического персонажа в конкретный исторический период воссоздает определенную форму предметного и социального содержания какой-либо деятельности, поступков конкретной исторической личности моделирование систем отношений, характерных для данной деятельности, конкретного исторического периода, ситуации способствует овладению предметной и социальной компетенциями воспроизводит типичные социальные и политические ситуации в концентрированном виде 17

Цель учебной деловой игры: осмысленное, оперативное владение учебным содержанием и использование его в незнакомых ситуациях с учетом взаимодействия с одноклассниками (учитывая их знания, реакцию, интересы и особенности характера) имитационная операционная исполнение ролей инсценировка Виды учебной деловой игры: 18

А. Имитационные игры предполагают имитацию деятельности какого-либо учреждения, государственного органа, например, работа Земского собора, Государственной думы, парламента, Генеральных штатов (какого-либо учреждения) Послы Московского земского собора и народ просят Михаила Федоровича Романова принять царский венец Государственная Дума 19

Рыцарский турнир А. Имитационные игры предполагают имитацию события (съезд партии, совещание военачальников накануне сражения, судебное заседание и т.д.); имитацию обстановки, условий, например, королевский прием, рыцарский турнир, ход сражения и т.д., а также некоторые виды дискуссий. Судебное заседание с участием присяжных заседателей Торговля 20

Б. Операционные игры предназначены для упражнений конкретных специфических действий и моделируют определенный процесс. Например, изготовление египетского папируса; конференция, симпозиум и т.п. Изготовление Египетских папирусов Симпозиум В-Г. Исполнение ролей, инсценировки широко используются во всех классах школы как прием погружения в ситуацию с целью мобилизации, активизации знаний, опыта, нравственно-волевых качеств. 21

Курс "История Средних веков"6 класс, тема "Мир ислама". Задание: Инсценировать по выбору спор: между шиитом и суннитом; между сторонниками центральной власти халифа и сторонниками обособления отдельных частей Халифата. Духовный лидер суннитов Ирака предлагает восстановить в Ираке монархию Ирак, Неджеф. Гробница Али, двоюродного брата пророка Мухаммеда. Одна из главных святынь шиитов 22

Курс "История Средних веков"6 класс, тема "Ремесло и торговля в средневековой Европе". Задание: От первого лица составить рассказ об одном дне ремесленника (или купца) 23

Курс "История Средних веков"6 класс, тема "Католическая церковь в борьбе с еретиками". Задание: Взять интервью (интервьюировать) у … (тему выбрать самостоятельно) Святой Доминик Франциск Ассизский 24 Игнатий Лойола

Игнатий Лойола, основатель Ордена Иезуитов Орден иезуитов Museo del Prado, Madrid Педро Берругете (Pedro Berruguete, ) СОЖЖЕНИЕ ЕРЕТИКОВ (АУТОДАФЕ) BURNING OF THE HERETICS ( AUTO-DA-FE)

Этапы учебной деловой игры: 1. Этап подготовки взвода, участников и экспертов. Консультирование и отбор материала 3. Этап непосредственной игры: имитационного моделирования конкретных условий и динамики явления. Педагог не может вмешиваться в ход игры, исправлять действия ее участников. Допускается корректировка действий участников со стороны ведущего в том случае, если они отклонились от цели игры 2. Этап изучения материалов, исторической ситуации. Консультации и предварительное обсуждение действий участниками игры 4. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Решающее слово - за экспертами. Участники имеют право отстаивать свою позицию 26

Правила для участников учебной деловой игры: принимать активное участие в отборе учебного материала для игры, изучить его строго следовать цели игры уважать право однокурсников на собственное мнение, даже если оно резко противоположно твоему быть терпимым и целенаправленно строить диалог, искать компромисс в процессе общения с другими участниками для осуществления учебной игры в ходе обсуждения игры, спора сосредоточиться на выявлении сильных и слабых сторон в позиции своего оппонента продумывать ход своих действий и прогнозировать действия своего партнера осуществлять рефлексию в процессе игры 27

Пример деловой игры-конференции "Историки и современники о падении Константинополя" для 10 класса по курсу учебника «Всеобщая история" Н.В. Загладин, Глава 6 " ", §18 "Закат Византии" (либо по аналогичной теме любого другого курса всеобщей истории для данного класса): Цель учебной деловой игры - формирование самостоятельности в поиске знаний, приобретении и развитии общеучебных умений; а также развитие способности выступать перед взводом с сообщением или докладом. До конференции можно провести импровизированную экскурсию с библиотекарем и суворовцем по выставке книг по теме конференции 28

Схема подготовки и организации конференции: 1 этап. По завершению изучения материала учитель предлагает организовать и провести учебно-деловую игру-конференцию "Историки и современники о падении Константинополя" с тем, чтобы расширить представления о впечатлениях людей разных стран того периода о падении Византии. Преподаватель и суворовцы обсуждают кто из "историков" и "современников" будет принимать участие в конференции выбираются эксперты определяется цель, время и продолжительность игры предлагается перечень дополнительной литературы, который может быть изменен учащимися Преподаватель и суворовцы обсуждают кто из "историков" и "современников" будет принимать участие в конференции выбираются эксперты определяется цель, время и продолжительность игры предлагается перечень дополнительной литературы, который может быть изменен учащимися В процессе обсуждения учитель направляет, уточняет, корректирует суждениясуворовцев 29

На первом этапе совместно с суворовцами заранее составляется программа конференции. Ее оформление должно быть тщательно продумано (тема, эмблема, дата, время, докладчики и содокладчики и темы их выступлений). Суворовцам заранее предлагается подготовить доклады (выступления историков) под руководством учителя. На первом этапе совместно с суворовцами заранее составляется программа конференции. Ее оформление должно быть тщательно продумано (тема, эмблема, дата, время, докладчики и содокладчики и темы их выступлений). Суворовцам заранее предлагается подготовить доклады (выступления историков) под руководством учителя. 30

2 этап. Учащиеся отбирают материал из предложенной учителем и самостоятельной найденной литературы. Учитель консультирует, совместно с учащимися обсуждает актуальную информацию. Одновременно готовятся содокладчики (историки), комментаторы (современники), чтецы, художественные и музыкальные оформители. Учитель подготавливает (по желанию самих школьников) одного или двух ведущих 3 этап. Непосредственно игра под руководством ведущего 4 этап. Завершение игры, анализ ее и подведение итогов, оценка действий участников экспертами и в процессе совместного обсуждения 31

1. Византийский историк Дука "Плач о Константинополе". 2. Польский историк Ян Длугош. 3. Из древнерусской "Повести о взятии Константинополя". 4. Турецкий историк XVI века Саад-ад- Дин. 5. Жак Ле Гофф "Цивилизация средневекового Запада". 6.А.П. Каждан "Византийская культура" (современный историк. работа написана в 1968 г.). 1. Византийский историк Дука "Плач о Константинополе". 2. Польский историк Ян Длугош. 3. Из древнерусской "Повести о взятии Константинополя". 4. Турецкий историк XVI века Саад-ад- Дин. 5. Жак Ле Гофф "Цивилизация средневекового Запада". 6.А.П. Каждан "Византийская культура" (современный историк. работа написана в 1968 г.). Государственная публичная историческая библиотека m.ru/biblio/projgpib.shtmlhttp:// m.ru/biblio/projgpib.shtml Государственная публичная историческая библиотека m.ru/biblio/projgpib.shtmlhttp:// m.ru/biblio/projgpib.shtml 32

Примером имитационной деловой игры может быть "Суд над Мехмедом II" для 10 класса в рамках той же темы курса В.М. Хачатурян, что и для игры конференция (игру можно организовать и в 6 классе в ходе изучения темы "Византия и исламский мир " курса "История Средних веков" с учетом изменения возрастных требований к учащимся). Турецкие воины Цель учебной деловой игры : развитие предметной и социальной компетенции учащихся, создание условий для формирования учебной деятельности и взаимообогащения мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер психики учащихся. 33

Совместные действия: Обозначаются основные участники учебной игры и с учетом этого создается команда участников игры, экспертов. Учитель и учащиеся совместно распределяют роли защитников и обвинителя. По желанию учащихся или по выбору учителя, определяются судья и два присяжных заседателя. Эти ребята должны иметь организаторские способности и хорошо владеть учебным материалом. Остальные ребята могут выступать в роли свидетелей Предложения и действия учителя : обыграть ситуацию, чтобы погрузившись в историческую ситуацию помочь понять причины падения Византии, мировой резонанс данного явления, четко сформулировать цели игры 1 этап. Действия учащихся: Совместное изучение материала учебника в рамках урока Этапы учебной деловой игры: Можно предложить учащимся, на выбор, роли горожан (купец, священник, монах, ремесленник-ювелир), воин-наемник славянин, воин-византиец, европеец-путешест- венник, генуэзец, венецианец, турки, Мехмед II, погибший последний византийский император Константин XII Палеолог 34

В процессе развертывания учебной деловой игры учащимся необходимо дать собственную оценку событиям пятисотлетней давности. Они должны вынести приговор или оправдать действия османов во главе с Мехмедом II против Византии, ее культуры, ставшей колыбелью складывающейся мировой цивилизации. Учитель со стороны наблюдает за ходом учебной игры, ведущий контролирует ход игры, по необходимости корректирует действия ее участников. Игра способствует закреплению учебного материала и приобретению новых знаний 3 этап Имитационное моделирование суда над Мехмедом II. Четкое соблюдение хода игры, регламента Предложения и действия учителя : Опережающие индивидуальные и групповые консультации 2 этап. Действия учащихся: изучение учащимися дополнительной литературы. Совместное обсуждение идей, ролевого содержания игры. Совместные действия: Мехмед II 35

Совместные действия: анализ и обсуждение вклада каждого участника в игру, ее результатов экспертами Предложения и действия учителя : 4 этап Действия учащихся: Завершение учебной деловой игры "Суд над Мехмедом II", Литература: Рекомендуется использовать наряду с учебником дополнительную литературу по выбору учащихся по теме учебной деловой игры Игра способствует закреплению учебного материала и приобретению новых знаний Этапы учебной деловой игры: 36