Российское учительство в Великой Отечественной войне Российское учительство в Великой Отечественной войне Работа ученицы 8 класса МОУ СОШ 2 с.п.Куба Тенгизовой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мои односельчане в годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу.
Advertisements

Выполнила: Сочугова Анастасия МБОУ «Лицей 36» (г. Осинники), 5б класс.
ШКОЛА И ДЕТИ В ГОДЫ ВОЙНЫ (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ НАШИХ РОДНЫХ)
День Защитника Отечества. Историческая справка День защитника Отечества – под таким названием мы отмечаем этот праздник. 23 февраля - день воинской славы.
Великая Отечественная война «Помним и чтим наших родных прадедов и дедов». Автор: Урубкова Злата, ученица 7«б» класса, МБОУ «Мужевская СОШ имени Н. В.
9 мая 9 мая - это всенародный праздник. Солдаты воевали, а женщины растили детей - будущее страны. Общими усилиями была достигнута победа над врагом!
Родился в селе Батырево Половинского района 1920 года. Сердцу милая сторонка, Ты всегда в душе моей. То как песни голос звонкий, То как шёпот тополей.
Классный час 4 б класс МОУ «СОШ 2»» 2011 – 2012 гг. Шмаль В.И.
Выполнила: Солодовникова Анастасия ученица 4 класса МКОУ «Лофицкая ООШ» Руководитель : Цыплухин С.М.
Я родилась в счастливое, мирное время, но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной моих родных и близких.
«СЕГОДНЯ, 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА В 4 ЧАСА УТРА …» УЧАСТНИКИ ПАРАДА В МОСКВЕ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ ОТПРАВЛЯЮТ СЯ НА ВОЙНУ.
Движение «Отечество»2010 Дети и война. Маленькие герои большой войны. Автор: Балкунас Екатерина МОУ гимназия 7 села Донского Труновского района, 4 класс.
Ещё тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили вы планете Великий май, победный май!
Проектно-исследовательская работа учащихся 4 «Б» класса МБОУ СОШ 3 «Мы помним! Мы гордимся! Мы благодарим!»
Итоги конкурса творческих работ, посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Можаева Светлана, ученица 5Б класса МБОУ СОШ 2 г. Еманжелинск Челябинской обл.
Биография – это работа. До седьмого горячего пота, Биография – это, как в дар, Беспокойности сердца пожар. Пульс страны повседневно в ней слышится, Не.
МОИ ЗЕМЛЯКИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Выполнила ученица 9 класса Коньшина Юлия Сергеевна Руководитель: учитель математики, кл.рук. 9 класса Кречетова.
День Защитника Отечества. Историческая справка День защитника Отечества – под таким названием мы отмечаем этот праздник. 23 февраля - день воинской славы.
Школьный музей Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 13.
Транксрипт:

Российское учительство в Великой Отечественной войне Российское учительство в Великой Отечественной войне Работа ученицы 8 класса МОУ СОШ2 с.п.Куба Тенгизовой Бертины Руководитель Мамхегова А.Х г Районный этап Всероссийского Открытого конкурса интерактивных работ школьников «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества»

Все началось с прочтения книги оренбургского писателя Юрия Орябинского «Для нас не кончилась война». Это документально-художественное повествование, воспоминание фронтовиков, участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Читая, я невольно думала: Юрий Орябинский написал о тех, кто был известен ему, а я могу рассказать о вкладе в дело победы над фашистами учителей. В нашем школьном музее уже собрано немало материалов о ветеранах, вдовах, детях Великой Отечественной войны. Я же решила пополнить музейный архив материалами, рассказывающими об участии в войне учителей. Считаю, что эта тема приобретает особую актуальность. Людей этой профессии я всегда считала выдающимися, передовыми, лидерами. И работая над темой своего исследования, я еще раз убедилась в том, что учителя не только словом воспитывали в своих учениках чувство любви к Родине и готовность её защитить, а личным примером учили и воевать, и помогать фронту, и оказывать помощь в трудное для страны время, оказывать помощь всем, кому она была необходима. Эта мысль подтверждается и словами маршала Советского Союза А.М. Василевского: « Учитель и на фронте, в окопах оставался верным своей профессии – личным примером учил, как воевать».

Цель моей работы – выяснить, какой вклад внесла в дело Победы школа, её учителя и ученики, как жили они в то тяжёлое время, что делали, как вели себя, какие жизненные ценности считали для себя главными. Хочу надеяться, что моя работа будет ценна не только в наши дни, а и через много лет, потому что считаю глубоко справедливыми слова древних мудрецов: «Когда войну забывают, начинается новая, память – главный враг войны». Вернусь к книге Юрия Орябинского. В предисловии он сетует: «Видел, как уходят они, фронтовики, понимал, что все мы не вечны. Представлял, что настанет день, когда из первых уст не узнаешь, какой была Великая война. Ан нет! Все тянул…». Эти слова он написал еще в год 56-летия Победы. Сегодня Победе- 70! А значит, время еще поубавило свидетелей той войны и совсем не терпит отлагательств. Чувствую перед собой ответственность написать о том, что смогла узнать, чтобы продлить память поколений о событиях тех героических лет.

Основные задачи школы в военный период Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. Особенно трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. Неслучайно её называют Великой. Она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на нашу страну. Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. Главный лозунг людей в те годы был: «Все для фронта, все для победы!». Перед школой тоже ставились определенные задачи: 1) организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста; 2) повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве; 3) перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне; 4) повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины; 5) улучшение военно-физической подготовки; 6) всемерное развертывание массовой оборонной и политико- просветительской работы среди учащихся и населения; 7) оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков. В первый учебный день на классных собраниях учителя должны были проработать следующие вопросы: 1. О начале учебного года в условиях Отечественной войны; 2. О новых правилах поведения учащихся; 3. О раздельном обучении мальчиков и девочек и его цели; 4. Об обеспечении учащихся учебными пособиями

Занятия в школе начинались в 9.00, дежурный учитель приходил к Вынужденно школы шли на сокращение времени, отводимого на урок (до мин.), перемен между ними (до 5 мин.) В школе было холодно. Топливом школы, были обеспечены на 10-15%, поэтому ученики часто собирали дрова или другое топливо и сдавали в школу, а в селах учителя вместе с учениками сами изготавливали такое топливо, как кизяк. В классах было так холодно, что замерзали чернила. В такое время на доске писать было трудно, так как после мокрой тряпки мел не писал по ледяной корке. Школы освобожденных районов испытывали острую необходимость буквально во всем. Учащиеся изготавливали самодельные географические карты, плакаты, таблицы. Не было парт, вместо них часто использовали самодельные столы и скамейки. Но никто не сетовал на судьбу. Все, не только взрослые, но и дети понимали, что все это когда-то закончится и крепко верили, что закончится непременно победой нашего народа. Эта непоколебимая вера и помогала преодолевать жизненные испытания. Эту веру внушало подрастающему поколению правительство, родители, но прежде всего учителя. Подвиг учителей в годы войны подтвердил «мудрость» истины о значении личного примера в воспитании подрастающего поколения. Воспитать патриота и гражданина, готового служить Родине, сформировать стойкий характер, способный к преодолению любых трудностей, увлечь молодые сердца и умы жаждой знания в столь тяжелые времена – с такой задачей может справиться только учитель, в котором его воспитанники видели образец яркой личности, посвятившей себя служению людям.

Учителя в годы войны. Трудные задачи встали перед учительством в годы Великой Отечественной войны. Лучшие школьные здания в городах и рабочих поселках были выделены под госпитали. В школьных зданиях были развернуты госпитали, больницы, остальные здания использованы для размещения воинских частей, эвакуированных гражданских учреждений. В учебном году практически все школы вынуждены были работать в 4-5 смен. Занятия шли с 7 часов утра до 12 часов ночи. Продолжительность уроков была сокращена до минут, перерывы между уроками были установлены в 5 минут, перерывы между сменами в минут. Комнаты учебных классов за время перерывов не успевали проветриваться. В 4-ой смене часты были случаи обмороков учителей и учеников из-за углекислого газа. Занятия с учащимися младших классов во многих случаях проводились в домах учащихся. В отчете отдела образования за учебный год читаем: «Учителя при отсутствии школьных помещений не бросали обучение детей, а проявили инициативу и упорство, организовав обучение детей, организовав обучение детей на своих квартирах и квартирах учащихся». Количество учащихся области в военные годы уменьшилось. Главной причиной уменьшения контингента учащихся в годы войны было тяжелое материальное положение населения. Подростки, юноши и девушки оставляли школу и шли на работу в колхозы и совхозы, предприятия и учреждения для замены своих отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт.

Первые военные месяцы привели к большим изменениям в кадровом составе руководителей и учителей школ. По данным за учебный год из состава учителей выбыло около четверти всего учительского контингента. Почти половина выбывших учителей была призвана в ряды РККА. В учебном году для улучшения подготовки молодежи к защите страны в школе, начиная с пятого класса, были введены уроки начальной военной подготовки и допризывной подготовки. Для их обеспечения в области было принято на работу в 1943 и 1944 годах более тысячи учителей военного дела и физической культуры. Особенно трудно было в годы войны с обеспечением учащихся учебниками, школьно-письменными принадлежностями, новые учебники, тетради, карандаши, ручки распределялись централизованно. В сельских школах положение было еще более сложным. В учебном году учащиеся сельских школ получили за год по 1-2 тетради. Война крайне обострила положение со снабжением населения продовольствием. В первую очередь обеспечивался фронт, армия. Продуктов, получаемых по карточкам, было недостаточно для полноценного питания, что отрицательно сказывалось на физическом состоянии учащихся. Школы принимали посильное участие в поддержании здоровье учеников.

Школы принимали посильное участие в поддержании здоровье учеников, работали буфеты для учащихся. Усилиями местных органов власти была создана система дополнительного питания для детей с ослабленным здоровьем в специальных столовых. В акте готовности школ к учебному году говорится: «В школах есть буфеты, которые отпускают учащимся завтрак: 50 г. хлеба, 10 г. сахара и чай (1-го сентября был только хлеб). Для детей с ослабленным здоровьем предусмотрены дополнительные карточки в столовую. Норма продуктов на одну карточку – 100 грамм хлеба и обед из двух блюд. Учащиеся старших классов городских школ ежегодно с 1941 года направлялись на сельскохозяйственные работы. К работам привлекались мальчики и девочки старше 14 лет. Работа отрядов проходила в сложной обстановке. В 1943 году сельскохозяйственные работы продолжались все лето и осень. Учебные занятия с 1 сентября начались только в 1-4 классах. Остальные учащиеся были заняты на работах. Учащиеся и учителя всех школ участвовали в различных мероприятиях в помощь фронту. Весною, летом и осенью учащиеся работали на полях и фермах колхозов и совхозов, собирали травы, шиповник, дикорастущие ягоды и плоды, грибы.

Учителя ковавшие победу в тылу Ушли на фронт учителя, их ученики, почти все мужское население села защищать Родину, а школа продолжала работать. Тяжело было: не хватало педагогов, не хватало учебников и тетрадей, не хватало топлива, не хватало еды, а самое главное не хватало спокойствия – постоянно тревожили вопросы: «А как там на фронте?», « Все ли я сделал, чтобы помочь победить?». Учителя военной поры… Их жизнь, их ежедневный труд они скромно считают обыденностью, а мы, нынешнее поколение, с уверенностью скажем: «Это был подвиг». Учителя ковавшие победу в тылу Ушли на фронт учителя, их ученики, почти все мужское население села защищать Родину, а школа продолжала работать. Тяжело было: не хватало педагогов, не хватало учебников и тетрадей, не хватало топлива, не хватало еды, а самое главное не хватало спокойствия – постоянно тревожили вопросы: «А как там на фронте?», « Все ли я сделал, чтобы помочь победить?». Учителя военной поры… Их жизнь, их ежедневный труд они скромно считают обыденностью, а мы, нынешнее поколение, с уверенностью скажем: «Это был подвиг». Ярцева МарияИвановна. С 1940 г семнадцатилетней девушкой она переступила порог школы полноправным учителем и до ухода на пенсию в сельской школе. ( На фотографии Ярцева М.И. во втором ряду в центре)

Вспоминает Ярцева Мария Ивановна Школа дряхленькая была, холодная, топили и ремонтировали своими силами. Сами же заготавливали дрова, летом делали кизяк, но топливо приходилось экономить, да так, что порой от холода замерзали чернила в пузырьках. Обеспечение школы в то время было наискуднейшее. Когда кончались чернила, писали марганцовкой. Планы педагоги писали на старых книгах. Мне, молодой учительнице, приходилось ходить в мужских, суровых сапогах, в единственном платьице, по верх которого одевалось кацавичка с тужуркой. Ребята донашивали вещи ушедших на фронт отцов и старших братьев. Питались в основном картошкой да хлебом, испеченным из картофеля просяной муки. Также жили своими огородами и небольшим хозяйством. Но для себя почти ничего не оставляли так как каждая семья должна была сдать фронту по 40 кг. Мяса, 100 яиц, 100 литров молока. Новосергиевский район находился далеко от фронта, и снаряды не разрушали дома и школы, но горе приходило в каждый дом. Гибель родных на фронте переживали всей школой. Медаль «За достойный труд», «Ветеран труда», грамотами РОО и ОБЛОНО, а главное глубокое уважение бывших ее учеников, их родителей, односельчан является достойной наградой для Марии Ивановны.

Журавлева Надежда Яковлевна Журавлева Надежда Яковлевна В военное время работала учителем математики 5- 7 классов в средней школе. Во время войны приходилось работать вместе с учениками: копнили, молотили подсолнухи, выращивали огород, отпусков не было. (На фотографии Журавлева Н.Я. в центре второго ряда)

Вспоминает Журавлева Надежда Яковлевна Началась война… В годы войны в тяжелых условиях приходилось работать не только нам, учителям, но и ученикам. Невольно вспоминается зима. В классах такой холод, что замерзали чернила. Дети за партами сидели в фуфайках, шубейках – да кто в чем мог! И это несмотря на то, что топку готовили заблаговременно. Учителя вместе с родителями учащихся летом делали кизяк, которым отапливались помещения. Да что это за топливо?! Мальчиков на лошадях посылали в лес за дровами. О тетрадях в то время дети и понятия не имели. Какие-то листочки из архивных бумаг использовали они для письменных работ. Летом и школьники, и учителя работали в поле. Вручную пололи пшеницу, просо. Зерновые, колхозники успевали скашивать до зимы. А мы, по скошенным полям, собирали колоски, оставшиеся на полях, чтобы было минимум потерь. А затем на рабочих волах возили зерно на элеватор. На каждую подводу усаживались несколько ребятишек, водружался самодельный флаг с надписью « Все для фронта, все для Победы!»Но на полях оставался неубранный подсолнечник. В выходные дни, в каникулы мы отправлялись в поле и срезали шляпки. И каково было работать нам, взрослым, утопающим по пояс в снегу, да еще в сильные морозы?! А что уж говорить о детях! Тем не менее, мы все делали возможное, чтобы не пропал урожай. А вечерами, в зимнее время собирались в помещении сельского Совета при свете коптилки, вязали шерстяные носки для солдат. Варежки вязали с двумя пальцами, чтобы солдатам удобнее было нажимать на курок. Имеет награды: «Ветеран труда» и медаль «50 лет Победы в ВОв г.». Общий стаж-42 год.

Учителя-фронтовики Учителя-фронтовики Все мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле, могут сменить указку на автомат. В годы Великой Отечественной войны немало педагогов воевало на фронте. Были среди них и педагоги нашей маленькой школы. Учителя – ветераны, как много общего в их фронтовых биографиях. 17 – 20 – летние, они уходили на фронт из школ вместе со своими учениками и их родителями. По – разному сложились их фронтовые судьбы.

Джима Николай Петрович Джима Николай Петрович Родился г. В прошлом директор школы. Участник ВОВ. Был мобилизован на войну в августе 1941 г. Принимал участие в боях на Ленинградском фронте в 666 гвардейском стрелковом полку телефонистом, участвовал в героической обороне Ленинграда. 6 октября 1941 года в одном из боев получает ранение и попадает в госпиталь декабря 1941 года, прямо из госпиталя, его отправляют в 35 отделение стрелковой бригады. В августе 1943 года в одном из жестоких боев Николай Петрович получает еще одно тяжелое ранение. Опять более четырех месяцев госпиталя. Затем короткий отпуск домой. И уже в середине марта его отправляют в 365 запасной стрелковый полк – писарем, так как был признан годным к нестроевой службе г. был награжден медалью «За оборону Ленинграда». В августе 1945 г. вернулся домой. 9 мая 1945 г. награждается медалью «За победу над Германией». Имел все юбилейные награды. С 1946 г. по 1964 г. работал учителем истории и директором в школе. Его педагогический труд отмечен знаком «Отличник народного просвещения».

Радцев Николай Иванович Радцев Николай Иванович Первым жизненным университетом для него явилась Великая Отечественная война. На фронт он попал в 1941 году. В боях и сражениях был тяжело ранен. Попал в госпиталь. После лечения его признали негодным к дальнейшему прохождению службы. И поэтому в 1944 году Николай Иванович вернулся домой в родное село. Сразу же пошел работать военруком в школу, затем работал учителем физкультуры. А после окончания пединститута до 1962 года – учителем русского языка и литературы. Ранения давали о себе знать и вскоре Радцева Николая Ивановича не стало. (Фотография 1945 года. Радцев Н.И. в первом ряду в центре)

Свой первый урок они начали словом «война» и закончили словом «победа». Никто из учителей не вернулся с войны без награды. Уроки мужества, славы и доблести учителя – фронтовики продолжили в родном селе по возвращении домой.

Девчонка руки протянула И головой – На край стола… Сначала думали – Уснула, А оказалось – Умерла. Её из школы на носилках Домой Ребята понесли. В ресницах у подруг Слезинки То исчезали, то росли. Никто Не обронил ни слова. Лишь хрипло, Сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Занятья – После похорон.

Уже в XXI в. в мемориальном комплексе появилась новая памятная плита под названием "Блокадная парта", созданная в память о школьных учителях, работавших в блокадном Ленинграде, и детях, которые продолжали ходить на уроки, несмотря на голод и лишения.

Чтоб снова На земной планете Не повторялось той зимы, Нам нужно, Чтобы наши дети Об этом помнили, Как мы! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – Наша совесть. Она, Как сила нам нужна…

Заключение Наших дорогих учителей – фронтовиков и тех, кто трудился в тылу, вёл по жизни вечный, неугасимый огонь гражданского беспокойства, чувство ответственности за каждую жизнь. Ради этого они воевали, ради этого трудились во время войны и после, не зная отдыха и покоя. Учителя военной поры… Каждый день они шли в школу, голодные и истощённые, учили русскому языку и литературе, математике и физике, географии и истории. Они учили детей без скидок на войну, они были строги и требовательны. Учителя, по воспоминаниям учеников военной поры, как могли, старались украсить скудную радостями жизнь. Как и в мирное время, проводили вечера, концерты, новогодние ёлки, приёмы в октябрята и пионеры, вели занятия в кружках. Педагоги учили своих учеников состраданию, умению не жаловаться, не стонать, не перекладывать беды на чужие плечи. Поэтому невероятно справедливыми являются слова С. М. Михалкова об учителях той поры: «Советским учителям есть чем гордиться! Это их ученики трудом, мыслью, вдохновением своим превратили нашу страну в великую, непобедимую державу. Это их ученики…спасли человечество от ужасов фашистского порабощения. Это их ученики подняли …страну к звездам. Вот какие взошли семена, посеянные советским учительством. Честь и слава такому учительству!». Для людей того времени - это жизнь, тревожная, полная лишений, горя, но жизнь. Для нас, их потомков, этот период – история, героическая, славная, достойная памяти и великой благодарности. Благодарности за то, что выжили, выстояли, победили, спасли родную землю, вернули счастье мирного труда. « Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам О горьком победном пути, Поэтому должен хотя бы наш разум Дорогой страданий пройти…»

Список литературы Брудный Д. Л. Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы. – М.: Политиздат, – 350 с. Орябинский Ю. М. Для нас не кончилась война. Документально- художественное повествование. – Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», – 224 с. Материалы Интернет.