Мировоззренческие аспекты изучения культуры Древней Руси в рамках школьного курса МХК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
… В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными ценностями и общественными духовно- нравственными и социокультурными ценностями.
Advertisements

Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Доклад подготовлен преподавателем музыки МБОУ СОШ 3 им. Героя Советского Союза В.А Борисова Каручком Андреем Севостьяновичем г. Лобня 2012 г.
«Теоретические подходы к развитию у младших школьников интереса к народным традициям»
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Мировая художественная культура Основы преподавания курса в МОУ лицее 29 Г. Тамбова.
Логическая схема – максимально упрощенное изображение, в котором отражены основные опорные явления и связи между ними, помогающие понять логику построения.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
18 ноября 2011 г. Областной семинар учителей русского языка и литературы В МОУ гимназия 3 Распространение опыта работы.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Светская этика Альберт Швейцер: Нам необходимо подняться до духовности, являющейся этической, и до этики, включающей в себя всю духовность.
Исследовательский метод в обучении. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег.
Творческий проект на уроках Мировой художественной культуры Генералова М.Л. Сатка 2010 Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная.
Предметные результаты 2 года обучения I.Представления о собственной личности и взаимовлиянии духовного и физического образа. II. Освоение правил совместной.
Тарасенко Светлана Никифоровна МОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Новикова Р..А. с. Ковылино Чернянского района Белгородской области.
Должность: учитель хореографии школы - лицея 15 Крюкова Гульнара Таймуратовна Педагогический стаж: 17 лет Образование: Кустанайская училище культуры. Специальность:
Учитель начальных классов Галкина О.В.. Задачи: организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя.
В соответствии с этим принципом духовно-ценностная работа школы строится на прочном научном фундаменте. Каждый факт, процесс, явление жизни природы и.
Транксрипт:

Мировоззренческие аспекты изучения культуры Древней Руси в рамках школьного курса МХК

Актуальность исследования: обусловлена необходимостью изучения культуры древней Руси как мировоззренческой категории русского народа. Традиция Русской культуры уходит корнями в начало IX века, когда произошло формирование единого государства восточных славян – Киевской Руси. Особое место данный исторический период развития культурного наследия нашей страны занимает в школьном курсе МХК.

– наличие разнообразия функций изучения в рамках школьного курса МХК Древнерусской культуры.Проблема исследования – наличие разнообразия функций изучения в рамках школьного курса МХК Древнерусской культуры. – культура Древней Руси в школьном курсе МХК.Объект исследования – культура Древней Руси в школьном курсе МХК. – мировоззренческий аспект культуры Древней Руси в школьном курсе МХК.Предмет исследования – мировоззренческий аспект культуры Древней Руси в школьном курсе МХК.

– охарактеризовать мировоззренческую функцию изучения культуры Древней Руси в рамках школьного курса МХК. Цель работы – охарактеризовать мировоззренческую функцию изучения культуры Древней Руси в рамках школьного курса МХК. Для выполнения поставленной цели нами был решены следующие Для выполнения поставленной цели нами был решены следующие задачи: -определить особенности философского и культурологического аспектов изучения культуры Древней Руси -проанализировать изучение культуры Древней Руси в курсе МХК, как одной из мировоззренческих ступеней формирования личности школьника.

Специфика древнерусской живописи Своеобразие древнерусской живописи особенно явственно проявляется в трактовке пространства и времени, а также в определении места персонажа в этих основных параметрах бытия.Своеобразие древнерусской живописи особенно явственно проявляется в трактовке пространства и времени, а также в определении места персонажа в этих основных параметрах бытия. В качестве оптимальной системы изображения объемных тел на плоскости в древней Руси была принята обратная перспектива.В качестве оптимальной системы изображения объемных тел на плоскости в древней Руси была принята обратная перспектива. Своеобразно запечатлено в древнерусской живописи время. Его «течение» находится в прямой зависимости от характера изображения.Своеобразно запечатлено в древнерусской живописи время. Его «течение» находится в прямой зависимости от характера изображения.

Мировоззренческий и этический аспекты изучения Древнерусской живописи в школьном курсе МХК 1. Древнерусская живопись, как часть духовного искусства, призывает человека к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине и гармонии с самим собой и окружающим миром. Человек должен творить добро, хотя у него всегда есть право выбора в своих поступках.

2. Актуальность изучения в школе древнерусского искусства обусловлена потребностями современного общества, среди которых гуманизация, воспитание духовности, возвращение к исконным традициям национальной культуры становятся важнейшими нравственными проблемами. Мировоззренческий и этический аспекты изучения Древнерусской живописи в школьном курсе МХК

Степени изучения и понимания древнерусской живописи: 1.«знакомство» с образами древнерусского искусства. Первая ступень «описательная». Здесь происходит знакомство с персонажами, сюжетами, авторами. Это восприятие конкретных художественных произведений.

2. знакомство с ее языком средствами выразительности, канонами и символами. На этом уровне целесообразно сопоставление. Сопоставление происходит на уровне воплощения одного персонажа, сюжета. Такое сопоставление поможет ученикам самостоятельно выйти на понятие канона. Знакомство с символикой обеспечит понимание выразительной стороны изображения. Степени изучения и понимания древнерусской живописи:

На второй ступени изучения древнерусского искусства возможно выдвижение идейно- нравственных и эстетических проблем на первый план. Художественное восприятие школьников переходит на следующую ступень. Анализ средств художественной выразительности подчиняется новым проблемам общехудожественного значения.

Целостному постижению древнерусского искусства поможет принцип интегральности. Задача учителя суммировать и привести в соответствие знания, полученные на уроках истории, литературы, музыки. Только ощутив тесную взаимосвязь художественного творчества с историческим процессом и событиями, явлениями культуры и конкретными произведениями, можно понять его сущность, отдать должное его достоинствам.

Художественно-педагогический анализ иконописи на уроках МХК вовлекает в работу весь психический аппарат учеников: эмоции, воображение, мышление, чтобы помочь им «увидеть невидимое, услышать неслышимое»;вовлекает в работу весь психический аппарат учеников: эмоции, воображение, мышление, чтобы помочь им «увидеть невидимое, услышать неслышимое»; способствует в процессе разбора произведения и в связи с ним возникновения у школьников взаимосвязей между художественным произведением и уже известными им фактами, представлениями, чувствами, жизненным опытом.способствует в процессе разбора произведения и в связи с ним возникновения у школьников взаимосвязей между художественным произведением и уже известными им фактами, представлениями, чувствами, жизненным опытом.

делает восприятие учениками произведения искусства сознательным (где сознательное понимается не как производное от познавательной деятельности «как знание», но «как отношение»: «вопрос о сознании как отношении мы ставим в психологии как вопрос о смысле для человека того, что познается им»), а значит, стимулирует личностное отношение учеников к увиденному или услышанному на уроке.делает восприятие учениками произведения искусства сознательным (где сознательное понимается не как производное от познавательной деятельности «как знание», но «как отношение»: «вопрос о сознании как отношении мы ставим в психологии как вопрос о смысле для человека того, что познается им»), а значит, стимулирует личностное отношение учеников к увиденному или услышанному на уроке. Художественно-педагогический анализ иконописи на уроках МХК

Основные принципы художественно-педагогического анализа правильно выбрать «подсказанный» автором произведения ход анализа;правильно выбрать «подсказанный» автором произведения ход анализа; рассмотрение отдельных фрагментов произведения не «самих по себе», а в различных сопоставлениях друг с другом. Очень важно понять и оценить смысл отношений различных элементов и их выразительность в сопоставлении;рассмотрение отдельных фрагментов произведения не «самих по себе», а в различных сопоставлениях друг с другом. Очень важно понять и оценить смысл отношений различных элементов и их выразительность в сопоставлении;

рассмотреть окружение произведения рядом явлений и фактов, связывающих его с жизнью и наполняющих его ассоциативностью. Это могут быть упоминания об исторических событиях и сведения из жизни автора или его современников, переклички с другими его произведениями, впечатления людей.рассмотреть окружение произведения рядом явлений и фактов, связывающих его с жизнью и наполняющих его ассоциативностью. Это могут быть упоминания об исторических событиях и сведения из жизни автора или его современников, переклички с другими его произведениями, впечатления людей. Основные принципы художественно-педагогического анализа

Выводы: 1. Самобытность русской культуры, по мнению евразийцев, определяется ее пространственным положением. Русь одновременно осознавала себя и центром мира, и его периферией, одновременно ориентировалась и на изоляцию, и на интеграцию. Пространственная обособленность позволяет выделить и особый этнический тип, сближающийся на периферии как с азиатским, так и европейским типом, но не совпадающий с ними. По своему духу евразийская культура представляется культурой- наследницей, осваивающей чужие традиции (когда центры возникновения последних уже угасли) и соединяющей их с генеральной идеей православием.

Выводы: 2. Положительные эстетические и этические примеры в метрологических разработках уроках МХК взаимосвязаны: высокие душевные порывы находят свое воплощение в значительных произведениях, равно как и шедевр искусства не может не возвысить, не облагородить душу человеческую. Вопрос состоит в том, каким образом раскрыть мир идей и образов (далекий для современного школьника) искусства Древней Руси. В этом и состоит педагогическое сопровождение художественного восприятия. Приемы и методы его недостаточно наработаны, поскольку предмет МХК в школьную программу введен сравнительно недавно.