Как учить результативно? Целеполагание Презентацию подготовила доцент кафедры новых технологий обучения Петрова Н.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
Advertisements

Основные возможности использования IKT в когнитивной таксономии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации познавательного интереса в мыслительной деятельности учащихся Прогрессивные педагогические.
Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.
Основные понятия компетентностного подхода и уровни сформированности компетенций магистров. Вып. студент группы ПМБС 11 Хубиев Р.Х.
Технология дифференцированного обучения в преподавании биологии.
Компетенция: структура, уровни сформированности, особенности оценивания Рягин С.Н., зав. каф. педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., профессор.
Понятие цели в педагогике Педагогическая цель – это предвидение педагогом и воспитанниками (учащимися) результатов их взаимодействия в форме обобщенных.
Технология конструирования целей обучения Технология конструирования целей обучения.
ЛАБОРАТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕМА 2: Принципы отбора педагогических технологий.
Голубева Людмила Матвеевна – зав. Центром мониторинга качества образования КК ИПКиППРО Презентация в помощь педагогам, развивающим профессиональную компетентность.
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ БФУ им. И. Канта Май 2018.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя Подготовила: зам.директора Гулина Н.Ю.
© Елена Борисовна Семенова. Программа развития УУД Формирование компетенций учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности Навыки участия.
Транксрипт:

Как учить результативно? Целеполагание Презентацию подготовила доцент кафедры новых технологий обучения Петрова Н.А.

Цели занятия n Учебная Изучение технологии подготовки уч- мет пособия для преподавателя для практического занятия. n Развивающая сформировать научный подход к созданию уч-мет пособию. n Воспитательная Формирование понимания того, что мое пособие нужно другим преподавателя.

Организационные формы обучения n Лекции изложение структурированного материала. Студент только воспринимает.(восприятие) n Самостоятельная работа.(закрепление) n Практическое занятия.(понимание, закрепление, отработка) n Экзамены и зачеты(контроль, коррекция).

Практическое занятия n Закрепить и расширить знания, и отработать практических знаний и умений.

Учебно-методическое пособие для преподавателя – это программа по организации и управлению учебно-познавательной деятельности учащихся, направленная на то, чтобы обеспечить ход учебного процесса как технологически организованный -это сценарий нашей деятельности и студента. -это сценарий по организации работы студента как технологически организованная

Меняется роль преподавателя меняется роль студента основная задача вузовского преподавателя сводится не к изложении готовых знаний, а к организации активной самостоятельной деятельности студентов. основная задача вузовского преподавателя сводится не к изложении готовых знаний, а к организации активной самостоятельной деятельности студентов.

Как учить результативно

Самостоятельная работа Цель СР: Каждому слушателю осознать и в сотрудничестве с коллегами письменно отразить понимание вопроса : «Как учить результативно, эффективно?» Каждому слушателю осознать и в сотрудничестве с коллегами письменно отразить понимание вопроса : «Как учить результативно, эффективно?» Формы м методы СР: «Письмо по кругу»

Обучение эффективно лишь только в том случае, если у педагога есть надежный способ … сопоставить достигнутое с желаемым Лернер И.Я.

Технология- система выстроенных друг за другом действий, движение от цели к результату

Педагогическая технология – это заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей -это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой организацией

Сущность педагогической технологии состоит в том, чтобы, через последовательность определенных действий, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей, а также воспроизводимости.

Я.А.Коменский ( г.) «Первый принцип при любом обучении – перед нами должна быть цель, и мы должны стремиться только к ней. Уже с самого начала учитывай цель…Видеть уже с самого начала цель и продвигаться к ней без препятствий является наслаждением для нашего ума, приходящего в ужас от бесконечности и задержек…..» «Первый принцип при любом обучении – перед нами должна быть цель, и мы должны стремиться только к ней. Уже с самого начала учитывай цель…Видеть уже с самого начала цель и продвигаться к ней без препятствий является наслаждением для нашего ума, приходящего в ужас от бесконечности и задержек…..»

Если мы не поставим цель, то мы ее и не достигнем…….. Самое сложное -целеполагание. Самое сложное -целеполагание. Сформулировав цель нужно будет только думать, как её достичь.

Благо везде и всюду зависит Благо везде и всюду зависит от соблюдения двух условий: от соблюдения двух условий: правильного установления конечной цели правильного установления конечной цели всякого рода деятельности всякого рода деятельности и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели ведущих к конечной цели Аристотель Аристотель

Какие бывают цели? Глобальные, частные Глобальные, частные Ближайшие и отдаленные Ближайшие и отдаленные Частнодидактические,дидактические, обучающие, учебные Частнодидактические,дидактические, обучающие, учебные Развивающие Развивающие Воспитательные Воспитательные Образовательные Образовательные

Психология целеполагания Цели могут быть: - разной степени осмысленности, - разной степени осмысленности, - разной степени принятия студентами, - разного содержания, - разной сложности

Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы М.Монтень

Триединая цель занятия Дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, умения, навыки с ориентацией на будущую профессиональную деятельность - частно-дидактическая, учебная цель, цель занятия, обучения и т.д.). Дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, умения, навыки с ориентацией на будущую профессиональную деятельность - частно-дидактическая, учебная цель, цель занятия, обучения и т.д.). Формирование профессиональной компетенции Обеспечить в ходе занятия творческую работу студентов, развивать мышление, познавательные процессы – развивающая цель занятия. Обеспечить в ходе занятия творческую работу студентов, развивать мышление, познавательные процессы – развивающая цель занятия. Формирование универсальных компетенций Воспитать профессионально-деловые качества, любовь к предмету, сформировать ценностные установки – воспитательная цель. Воспитать профессионально-деловые качества, любовь к предмету, сформировать ценностные установки – воспитательная цель.

Что такое цели обучения? Это ожидаемые и реально достижимые результаты деятельности Это ожидаемые и реально достижимые результаты деятельности Это конечный результат, к которому Вы стремитесь Это конечный результат, к которому Вы стремитесь Это предвосхищенный результат Это предвосхищенный результат Это идеальный образ результата Это идеальный образ результата

Что такое задачи обучения? Это этапы выполнения работ или последовательность действий, которые нужно совершить для достижения поставленной цели Это этапы выполнения работ или последовательность действий, которые нужно совершить для достижения поставленной цели

Что такое результаты обучения? Это реализованные цели обучения Это реализованные цели обучения

Традиционное (предметов центрированное ) планирование Содержание обучения (предмет) Учебные цели Оценка (отметка) Методы

В настоящее время Цель – это исходный компонент учебного процесса, основополагающее и системообразующее понятие процесса обучения Цель – это исходный компонент учебного процесса, основополагающее и системообразующее понятие процесса обучения Цель – это исходный пункт при планировании занятий Цель – это исходный пункт при планировании занятий Цель - это исходный пункт при проектировании дисциплины, курса, учебно-методического комплекса Цель - это исходный пункт при проектировании дисциплины, курса, учебно-методического комплекса

Планирование в новой парадигме образования Учебные цели для студента Цели педагога Содержание обучения (предмет) Методы Обратная связь

Методы Содержание занятия Мотивация Цель занятия определяет как учить чему учить зачем учить

Какие бывают цели? 1. Глобальные и частные 2. Ближайшие и отдаленные 3. Частнодидакические, дидактические, обучающие, учебные. 4. Воспитательная 5. Развивающая 6. Образовательные(3,4,5)

Функции триединой цели Мотивационная Мотивационная Системообразующая Системообразующая Управляющая Управляющая Воспитательная Воспитательная Развивающая Развивающая

Требования к заданию дидактической(учебной) цели Соответствие социальному заказу рабочая программа Соответствие социальному заказу рабочая программа Воспроизводимость (реальность) достижимость в связи со временем, и реальными возможностями учащихся. Воспроизводимость (реальность) достижимость в связи со временем, и реальными возможностями учащихся. Определеннность (В терминах студента) Определеннность (В терминах студента) Диагностичность Диагностичность

Как обычно выражаются цели обучения?

Через изучаемое содержание «Изучить основные положения молекулярно- кинетической теории» «Изучить основные положения молекулярно- кинетической теории» «Изучить теорию саморегуляции паразитарной системы» «Изучить теорию саморегуляции паразитарной системы» «Ознакомиться с методами измерения А.Д.» «Ознакомиться с методами измерения А.Д.» «Ознакомиться с методами инструментальной диагностики» «Ознакомиться с методами инструментальной диагностики» «Изучить патогенез развития заболевания» «Изучить патогенез развития заболевания» «Познакомиться со страной изучаемого языка» «Познакомиться со страной изучаемого языка»

Цели, сформулированные через изучаемое содержание, указывают на область знаний, о которой будет идти речь на занятии и не дают конструктивных начал построения учебного процесса

Через деятельность преподавателя «Рассказать об эволюции органического мира» «Рассказать об эволюции органического мира» «Научить студентов готовить моющий раствор» «Научить студентов готовить моющий раствор» «Научить анализировать содержание расчетных задач» «Научить анализировать содержание расчетных задач»

Цели, сформулированные через деятельность преподавателя, сосредоточивают педагога на его собственной деятельности, а не на реальных результатах обучения

Через внутренние процессы и сдвиги в развитии учащихся «Проводить дифференциальную диагностику и обосновать диагноз» «Проводить дифференциальную диагностику и обосновать диагноз» «Проанализировать строение кровеносной системы» «Проанализировать строение кровеносной системы» «Овладеть методом ретроспективного эпидемиологического анализа» «Овладеть методом ретроспективного эпидемиологического анализа»

Цели сформулированные через внутренние процессы в развитии учащихся, не дают возможность сделать вывод о достижении этих целей, ведь внутрь психических процессов проникнуть невозможно

Через внешне выраженную учебную деятельность студента «Отработать навык проведения перкуссии» «Отработать навык проведения перкуссии» «Написать историю болезни» «Написать историю болезни» «Составить план пересказа» «Составить план пересказа» «Исследовать клеточную структуру растений» «Исследовать клеточную структуру растений»

Цели обучения должны формулироваться таким образом, чтобы из них однозначно явствовало Цели обучения должны формулироваться таким образом, чтобы из них однозначно явствовало какими умениями и навыками должен обладать студент какими умениями и навыками должен обладать студент какие умения, навыки и познавательные достижения он может реально продемонстрировать какие умения, навыки и познавательные достижения он может реально продемонстрировать

Диагностичные цели – это цели, выраженные в терминах деятельности студента (студент должен знать, студент должен уметь), которые можно реально опознать

Цель занятия: «Овладеть методикой ретроспективного эпидемиологического анализа» может быть конкретизирована через следующие реальные действия студента:

Студент должен уметь: Составлять таблицы Составлять таблицы Группировать информацию Группировать информацию Преобразовывать экстенсивные показатели в интенсивные Преобразовывать экстенсивные показатели в интенсивные Выявлять территорию риска, время риска и группы риска Выявлять территорию риска, время риска и группы риска Оценивать достоверность результата Оценивать достоверность результата Использовать различные способы графического изображения показателей Использовать различные способы графического изображения показателей

Студент должен уметь: Студент должен уметь: Применять приемы формальной логики Применять приемы формальной логики Выявлять взаимосвязи между следствием и причиной Выявлять взаимосвязи между следствием и причиной Выдвигать гипотезы о причинах, влияющих на заболеваемость Выдвигать гипотезы о причинах, влияющих на заболеваемость Подтверждать гипотезы с помощью математических методов Подтверждать гипотезы с помощью математических методов Формулировать эпидемиологический диагноз Формулировать эпидемиологический диагноз

Педагогическая технология предполагает формулировку диагностичных целей, а также определение целей обучения через последовательность уровней усвоения учебного материала а также определение целей обучения через последовательность уровней усвоения учебного материала

Уровни учебных целей (по Б.Блуму) оценка синтез анализ применение понимание знание

Знание 1. Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории. - Студент воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

Понимание 2. Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. Студент - объясняет факты, правила, принципы; - преобразует словесный материал в математические выражения; - воспроизводит взаимосвязи и взаимоотношения различных понятий -предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

Применение 3. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Студент -применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; -использует понятия и принципы в новых ситуациях.

Анализ 4. Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. Студент - вычленяет части целого; - выявляет взаимосвязи между ними; - определяет принципы организации целого; - видит ошибки и упущения в логике рассуждения; - проводит различие между фактами и следствиями; - оценивает значимость данных.

Синтез 5. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Студент - пишет выступление, доклад, реферат; - предлагает план проведения эксперимента или других действий; - составляет схемы задачи.

Оценка 6. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. Студент - оценивает логику построения письменного текста; - оценивает соответствие выводов имеющимся данным; - оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Важнейшие характеристики таксономии целей обучения: многосторонний подход к процессу обучения многосторонний подход к процессу обучения учет качественной модификации достижений учащихся учет качественной модификации достижений учащихся измерение достижений учащихся измерение достижений учащихся формирование оперативных целей, которые касаются самого процесса обучения, а не только его конечного продукта формирование оперативных целей, которые касаются самого процесса обучения, а не только его конечного продукта

Признаки технологически организованного учебного процесса Постановка диагностичных целей, предварительный контроль знаний Постановка диагностичных целей, предварительный контроль знаний Планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий студента Планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий студента Предварительное тестирование и конкретизация учебных целей с учетом реальных возможностей студентов Предварительное тестирование и конкретизация учебных целей с учетом реальных возможностей студентов

Последовательная ориентация всего хода обучения на цели, которая обеспечивается наличием обратной оперативной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения Последовательная ориентация всего хода обучения на цели, которая обеспечивается наличием обратной оперативной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения Разбивка обучения на отдельные воспроизводимые обучающие циклы Разбивка обучения на отдельные воспроизводимые обучающие циклы Полная управляемость процесса обучения Полная управляемость процесса обучения Гарантированность процесса обучения Гарантированность процесса обучения

Воспроизводимый обучающий цикл Планирование обучения на основе точного определения его желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий студента Планирование обучения на основе точного определения его желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий студента Предварительная оценка обученности студентов Предварительная оценка обученности студентов Обучающая фаза – совокупность обучающих процедур, сопровождающаяся коррекцией на основе оперативной обратной связи Обучающая фаза – совокупность обучающих процедур, сопровождающаяся коррекцией на основе оперативной обратной связи Оценка результатов Оценка результатов

Ход технологически организованного учебного процесса Постановка образовательных целей Постановка диагностичных целей, выраженных через реальные действия студентов Процесс обучения Диагностика В случае несовпадения результатов и диагностично сформулированных целей- коррекция процедур обучения Диагностика