Краткие рекомендации к написанию сочинения Часть «С» ЕГЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовимся к экзамену Сочинение. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли перед слушателями.
Advertisements

Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Подготовка к единому государственному экзамену Подготовка к выполнению части С: написание сочинения – рассуждения Подготовка к выполнению части С: написание.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.
Как оптимизировать подготовку выпускников к части «С» ЕГЭ? изучить критерии оценивания работы; начать подготовку с «нуля»; исключить психологический барьер.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Урок 3 Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Написание сочинения на ЕГЭ.
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
Последовательность действий: 1. Прочитать текст и определить его тему.тему. 2. Четко и лаконично сформулировать проблему. 3. ПрокомментироватьПрокомментировать.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Краткие рекомендации к написанию сочинения Часть «С» ЕГЭ.
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Транксрипт:

Краткие рекомендации к написанию сочинения Часть «С» ЕГЭ

Формулировка проблем исходного текста

Проблема текста – это сложный практический или теоретический вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос требует решения, исследования. Например, проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т. п.

Категории (виды) проблем: философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек.

Формулировка проблем исходного текста Определяя проблему, ученик должен задуматься над тем, каким образом содержание текста касается его, других людей, всего человечества. Описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать проблему надо так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Формулировка проблем исходного текста 1. С помощью клише: «Автор текста рассказывает нам о …» «Данный текст посвящён теме/проблеме …» «В тексте рассказывается/доказывается, описывается …» «В тексе автор ставит/затрагивает проблему…» «Сущность проблемы текста сводится к …» «В тексте представлена точка зрения автора на…» «В тексе автор касается следующих вопросов/останавливается на следующих проблемах …» «Автор коснулся проблемы, уделил внимание проблеме, над проблемой… думал, работал; поставил, выдвинул, рассмотрел, изложил какую-то проблему…

Формулировка проблем исходного текста 2. С помощью риторического вопроса. Например: Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.) Честь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чести и бесчестия в...

Формулировка проблем исходного текста 3. Можно указать предложения из текста или записать то предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д. 4. Может помочь и такая фраза: Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем: … ПОМНИ: тема и проблема чаще всего формулируются в начале текста. Тема представляется через ключевое имя существительное, проблема – через состав сказуемого.

Формулировка проблем исходного текста Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему

Почему так не следует формулировать? У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни. Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека. Главная проблема этого текста – это умение отзываться на чужую беду. Автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна.

Комментарий к проблеме исходного текста

Комментарий - это - рассуждение по поводу; - пояснительные замечания к тексту; - толкование; - дешифровка; - текст о тексте.

Почему это трудно? Понять замысел автора – это понять: цель адресата сферу использования тип мышления (творческий? стандартный?)

Комментарий к проблеме исходного текста Что значит «прокомментировать» проблему? Необходимо ответить на вопросы: - Насколько актуально то, о чём пишет автор? - Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? - По возможности коснуться истории вопроса. - Постараться передать содержание текста, но помнить, что это не изложение, а сочинение, поэтому постараться передать идеи автора своими словами; можно использовать отдельные цитаты, но не увлекаться ими.

Комментарий - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу… Текстуальный – следование за автором с помощью вопросов: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Почему? Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? Какие эмоции автора выражены в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому? Концепционный – интерпретация проблемы по следующим вопросам: Какому типу принадлежит проблема? В чем ее актуальность и значимость для общества? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект проблемы рассматривает автор? К какому выводу подводит читателя?

Типовые конструкции для передачи действий автора Автор рассказывает о… подчеркивает… выделяет такой аспект проблемы, как… замечает… указывает на… размышляет над… высказывает предположение… характеризует… затрагивает проблемы… ссылается на… анализирует…

Если статья полемическая … Автор опровергает мнение о том, что… возражает (кому?) опровергает (чье мнение, позицию?) разоблачает (кого? что? в связи с чем?) отстаивает взгляд на… убеждает (кого? в чем?) сравнивает (что с чем?) противопоставляет (что чему?) разделяет мнение (кого? по какому вопросу?)

В комментарии возможны как минимум два способа изложения материала: 1) от частных фактов к формулировке проблемы. Например: «Начиная разговор на эту тему, автор буквально «наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случалось», «И это видели, а это, простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого, что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...»

2) от формулировки проблемы к комментарию. Например: «Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте». Можно также воспользоваться речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю NN, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.)

Завершаем комментарий Проблема может заставить читателя - задуматься о… - серьезно относиться к… - по-иному смотреть на… - оценить истинный масштаб - пересмотреть собственную позицию - выразить свое отношение к… - критично оценить… - испытать потребность в…

Следует помнить, что: в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: - Как, на каком материале автор раскрывает проблему? - На чем заостряет внимание? - Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? - Какие эмоции автора выражены в тексте? - Как выражено отношение автора к изображаемому? - Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

Типичные ошибки при комментировании: комментарий подменяется пересказом. (Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор ); излишне подробно цитируется исходный текст; выделена одна проблема, а комментируется другая; не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».

Как отличить пересказ от комментария?

Авторская позиция

Как выявить позицию автора? Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, необходимо ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?» ПОМНИТЕ: нужно не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Клише, используемые при комментариях авторской позиции : Автор - посвящает свою статью; - полемически заостряет проблему; - эмоционально воздействует на читателя; - делает читателя своим союзником; - образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого); - раскрывает сущность поставленных проблем; - точно формулирует мысль; - заставляет читателя задуматься над проблемой; - показывает злободневность рассматриваемой им проблемы; - пытается найти причины негативных (позитивных) явлений; - убеждает читателя в правоте своей позиции; - пытается найти в читателе единомышленника; - ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения; - пишет интересно и ново о старых проблемах; - говорит с тревогой о наболевших проблемах; - открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста. И тут на помощь приходит хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, так как именно через их анализ можно определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме. Клише: «Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)» Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или к мыслям NN о …), я всё- таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).»

Аргументация собственной позиции

Как аргументировать свою позицию? В этой части работы необходимо строго следовать правилам построения текста-рассуждения Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: тезис (положение, которое надо доказать); аргументация (доказательства, доводы); вывод (общий итог). Цель аргументации убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Схема текста– рассуждения Речевое оформление Тезис Нельзя (невозможно) не согласиться с точкой зрения автора (указываем проблему)… Авторская позиция, на мой взгляд, заключается в следующем… Уважая мнение автора, текста, я позволю себе не согласиться с его точкой зрения… При всем моем уважении к авторской точке зрения (или к мыслям NN о …), я все-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение…)» Аргументы Проблема, поставленная автором в этом тексте, заставила меня о многом задуматься, вспомнить о своих поступках, мыслях, делах, вспомнить классиков русской литературы… Для того чтобы показать наличие двух ваших аргументов, используйте вводные слова во-первых, во-вторых. Вывод Не забудьте сделать вывод из написанного вами, обязательно соотнеся его и с авторской позицией про поднятой им проблеме, и со своим собственным видением этого вопроса Аргументация собственной позиции

Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.

Для того чтобы выделить тезис из высказывания большого объема, можно пользоваться следующим алгоритмом: прочитать текст и разделить его на структурные части; ориентируясь на сильные позиции текста (подзаголовки, абзацы), выписать из каждой части предложения, выражающие главное суждение (часть тезиса), отделить их от доказательств; соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.

Тезис подчиняется следующим правилам: формулируется четко и недвусмысленно; на протяжении всего доказательства сохраняется одним и тем же; его истинность должна быть доказана неопровержимо; доказательства не могут исходить из тезиса (иначе образуется порочный круг в доказательстве)

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…».

Например: Тезис: Относиться к музыке как к развлечению – это огромное заблуждение. Почему? Аргументы (потому что): музыка делает людей лучше; музыка пробуждает эмоции; музыка приносит людям утешение; музыка рождает в человеке добрые чувства. Вывод: Музыка – могучее средство духовного обогащения

Типы аргументов Различают: аргументы «за» (свой тезис) аргументы «против» (чужого тезиса). Если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои. Внимание! Типичная ошибка! Если вы поддерживаете позицию автора, не следует специально анализировать его аргументы: Для подтверждения своей позиции автор использует такие аргументы, как… Не тратьте драгоценное время экзамена на работу, которая не предусмотрена заданием!

Аргументы «за» должны быть: правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными, простыми, понятными; отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что: аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики; в случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С).

Правило аргументации: Аргументы надо приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Помните, что конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.

При работе с той частью сочинения, в которой необходимо приводить аргументацию своего мнения, можно воспользоваться такой схемой: Я думаю, что проблема, затронутая автором, является очень (значимой. актуальной, злободневной, острой и т. д.), поскольку многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми) Действительно, каждый _______________________________________________________________, так как, во –первых, _______________________________________________________________. Во-вторых, _______________________________________________________________. И наконец, _______________________________________________________________. Таким образом, _______________________________________________________________ Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении; возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др. Можно воспользоваться и такими выражениями: NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по-новому взглянуть на…. Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.

Например: Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора: люди (особенно это касается ученых) не должны терять «живость восприятия» окружающего. Во-первых, мир вокруг нас чрезвычайно разнообразен и часто опровергает, казалось бы, незыблемые закономерности, установленные человеком. Во- вторых, большинство величайших открытий было сделано учеными, которых порой считали безумными чудаками. На самом же деле Коперник, Эйнштейн, Лобачевский доказали людям, что их особое видение мира не только имеет право на существование, но и открывает новые горизонты науки. И, наконец, непосредственность восприятия мира, умение удивляться не позволят человеку утратить связь с действительностью, превратить все вокруг в сухую, безжизненную схему. Внимательный, любознательный человек, говорит нам автор, должен видеть жизнь во всей ее полноте. Именно такому человеку приходит на помощь случай и мир готов открыть все свои тайны.

К сильным аргументам, обычно относят: научные аксиомы; положения законов и официальных документов; законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; заключения экспертов; ссылки на признанные авторитеты; цитаты из авторитетных источников; показания очевидцев; статистические данные.

При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы: ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений; пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа; факты, события; примеры из личной жизни и жизни окружающих; примеры из художественной литературы.

Естественные доказательства – это показание свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п. Ярким примером такой аргументации является довод «к очевидному». Например: Тезис: Общение с книгой важно в детстве, в период формирования личности. Аргумент: В детстве содержание книги воспринимается особенно ярко и часто вызывает сильные эмоции. Думаю, это подтвердит каждый, кто путешествовал по стране чудес вместе с Алисой, или помогал Робинзону осваивать необитаемый остров, или боролся с темными силами вместе с Гарри Поттером.

Логические доказательства Их также называют доводами «к логосу» или доводами к размышлению. Древнегреческое слово logos означает «понятие; мысль, разум». Таким образом, доводы к логосу – это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму.

Один из вариантов этого вида доводов – рассуждение с дефиницией. Подобная аргументация строится на определении, уточнении какого-либо понятия, когда необходимо установить существенные (самые важные) признаки какого-либо предмета или явления. Обычно рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем дается неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о предмете. Затем это определение (определения) заменяется правильным, которое и завершает рассуждение. Следует ограничиться только теми дефинициями, которые имеют хотя бы некоторые признаки, совпадающие с правильной. Каждое отличие правильной дефиниции от неправильной следует разобрать.

Например: Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Писатель – это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия.

Нередко считают, что культурный человек – это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям. (Д.С. Лихачев)

Дедуктивное рассуждение Предполагает ход мысли от общего к частному, от общих суждений к частным (сначала приводится тезис, а потом он поясняется аргументами). Например: Нам нужно лучше обучать русскому языку. Во-первых, у нас снижается грамотность школьников. Во-вторых, у нас мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых. В-третьих, у нас плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие.

Индуктивное рассуждение Логическое умозаключение от частных, единичных фактов к общему заключению, выводу, от отдельных фактов к обобщению. Рассмотрим состояние русского языка. У нас снижается уровень грамотности школьников; мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых; у нас плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие. Таким образом, нам необходимо лучше обучать русскому языку.

Простейшая форма рассуждения (как дедуктивного, так и индуктивного) – это сложноподчиненное предложение, которое состоит из двух суждений, связанных причинно-следственной связью. Читать книги полезно, потому что чтение расширяет наш кругозор – Так как чтение расширяет наш кругозор, читать книги полезно.

Более сложной формой рассуждения является силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (умозаключение). Например: Каждый патриот испытывает чувство любви к своей стране. Любая страна – это множество больших и малых городов, сел, деревень, хуторов, населенных людьми. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и друзья, к родному городу – это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм – любовь к своему Отечеству.

Этические доводы Этические доводы апеллируют к общности нравственных, морально-этических принципов убеждающего и убеждаемых. Эти аргументы призваны заставить адресата «примерить ситуацию на себя», отождествить себя с другим человеком, принять его систему ценностей, сострадать, сопереживать ему или отвергнуть позицию другого, осудить его поступки, поведение. Отвергая свое тождество с некой личностью, мы отвергаем и ту систему ценностей, которой эта личность руководствуется. Обычно объектами сопереживания являются люди, а объектами отвержения, осуждения – отвлеченные понятия (жестокость, эгоизм, ханжество и т.п.).

Типичные ситуации, в которых используются этические доводы: Сопереживание Тип текста УбеждающийУбеждаемые Объект сопереживания Источник сопереживания Публицистиче ский Публицист Власти, общественное мнение Какая-либо социальная, национальная, возрастная группа (например, дети) Общечеловеческие ценности (сострадание, милосердие, справедливость) Художественн ый Писатель, поэт Читатели Персонажи произведения, носители высоких этических и эстетических ценностей Сами эти ценности (патриотизм, благородство, честь, долг) Типичные ситуации, в которых используются этические доводы:

Отвержение Тип текста УбеждающийУбеждаемые Объект сопереживания Источник сопереживания Публицистиче ский Публицист Власти, общественное мнение Какие-либо социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократизм) Отдельные люди, политики, чиновники их конкретные действия Художественн ый Писатель, поэт Читатели Уродливые, неэтичные, явления (подлость, предательство, жестокость) Персонажи и их конкретные поступки

Приведем примеры: Тезис: Фашизм должен быть искоренён. Я думаю, что любой здравомыслящий человек согласится с автором: люди должны понимать опасность распространения идей фашизма. Во-первых, фашистская идеология зомбирует человека, убивает в нем личность, ибо, по мнению идеологов Третьего рейха, государство важнее личности. Во-вторых, фашизм попирает извечные нравственные нормы, к осознанию которых человечество шло веками, открыто пропагандирует расизм, приучает людей к мысли о том, что есть целые народы, которые ради «расовой гигиены» должны быть порабощены или уничтожены. И, наконец, нужно помнить о тех бедах, которые уже однажды принесла в мир коричневая чума: вторая мировая война, разрушенные города, разоренные села, десятки миллионов погибших, замученных, заживо сожженных в печах, задушенных в газовых камерах, сотни миллионов исковерканных, искалеченных судеб… – такова плата за торжество фашистских идей. Это не должно повториться.

Художественная литература Историческая литература Научно-популярная литература 1. Читательский опыт Аргументация собственной позиции

Например: Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова… Все они стремились стать лучше, добрее, чище… Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.

2. Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека (общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости), что сделает твою аргументацию довольно сильной. «Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой историк скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...; Как установлено японскими учеными... и т. п. Аргументация собственной позиции

Внимание! Типичная ошибка! Поскольку точного текста цитаты у вас не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так вы не поставите в затруднительное положение эксперта, который не может проверить точность приведенной фразы, и сможете избежать обвинения в искажении цитаты.

Например: В наше время часто можно встретить людей, которые утверждают, что человек должен думать только о своем благополучии. Впрочем, эта точка зрения не нова: можно вспомнить философию «полезного эгоизма» Петра Петровича Лужина, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Мне кажется, история нашей страны убедительно доказывает ущербность такой жизненной позиции: сегодня многие заботятся только о личном преуспевании, и в результате мы живем в государстве, где царит эгоистический произвол, процветают коррупция и бюрократизм.

3. Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы) Приводя аргументы из жизни окружающих, можно написать: Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как… Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством). Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения, можешь воспользоваться такими фразами: Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни: ИЛИ: Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) … Аргументация собственной позиции

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме текста. Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме Аргументация собственного мнения по проблеме: 1)Тезис; 2) Аргументы: а) первый аргумент; б) второй аргумент. 3) Вывод. Заключение

Обрати внимание на то, что согласно этому плану у тебя как минимум должно быть пять, а если ты выделишь отдельным абзацем пункты аргументации собственного мнения, то и больше. Если в тексте нарушено абзацное членение текста, снижается оценка по критерию К5.