Выбор технологий обучения при реализации компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании Девятова Ирина Евгеньевна, доцент, кандидат педагогических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Advertisements

Т ЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Применение ТРКМ на уроках в начальной школе Презентация учителя начальных классов Нижнегорской ОШ I- III ступеней.
Технология развития критического мышления Применение ТРКМ на уроках математики.
Выполнила Мальцева Екатерина Владимировна. способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять.
Эффективные модели повышения квалификации педагогов в условиях введения профессионального стандарта Сенкевич Татьяна Анатольевна, директор ИМЦ Красносельского.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Факторович А.А., кандидат педагогических наук, Федеральный институт развития образования Федеральные государственные образовательные стандарты как основание.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Мастер-класс "Критическое мышление : технология и примеры реализации» Подготовила : Овчинникова Наталья Ивановна учитель химии и биологии МОУ Верхнепокровская.
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Автор: Лаврентьева Елена Анатольевна. Возможности использования образовательных технологий на уроках обществознания в профильной школе –Цели профильной.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Транксрипт:

Выбор технологий обучения при реализации компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании Девятова Ирина Евгеньевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ЮУПИ, директор школы

Вызовы сегодняшнего и завтрашнего дня 1. Кризис традиционной модели детства. 2. Утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию. 3. Разрушение корпуса всеобщих культурных образцов. 4. Становление нового технологического уклада.

Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования Преподавание в начальных классах Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования Преподавание в начальных классах Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) Утвержден Приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от н Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) Утвержден Приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от н Функцией профессионального стандарта выступает функция сближения рынка труда и подготовки кадров посредством установления нормативных требований к знаниям, навыкам и трудовым действиям. ФГОС является реакцией системы образования на внешние факторы, среди которых несоответствие профессионального образования структуре потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.

Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования Преподавание в начальных классах Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования Преподавание в начальных классах Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) Утвержден Приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от н Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) Утвержден Приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от н Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от (ред. от ) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от (ред. от ) Сравнение потребностей организации в кадрах (ФГОС НОО) с наличными трудовыми ресурсами (Проф Стандарт) и выбор форм воздействия для приведения их в соответствие с требованиями производственного процесса (ФГОС СПО)

Компетентностный подход Элементы квалификации Профессионально важные качества Компетенции Знания: теоретические и профессиональные Навыки: выполнение работы и универсальные Способности к освоению новых видов деятельности Ценностные ориентации и характеристики мотивации Личностные черты и психологические особенности Рисунок 1 – Типовая структура модели компетенций Компетенция - способность обучающегося применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определённой области

Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством: технологий; содержания образования; стиля жизни образовательной организации; типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

Сравнительный анализ различий между квалификационным и компетентностными подходами Квалификационный подход Компетентностный подход Ориентирован на получение квалификации и жёстко привязан к предмету профессиональной деятельности. Предполагает влияние предметного контекста будущей профессиональной деятельности на процесс и результата деятельности. Ориентирован на формирование личности, выраженной в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, способности и высокой мотивации осуществлять все виды профессиональной и социальной деятельности. Дисциплинарная (предметно-содержательная) модель обучения. Содержание подготовки выстраивается из большого выбора дисциплин, каждая из которых разворачивается исходя из логики своей предметной области. Междисциплинарная, интегративная (надпредметная) модель обучения. Комплексная подготовка, междисциплинарные знания и умения, готовность к профессиональной деятельности. Результат подготовки выпускника представляется как нечто производное от числа прослушанных курсов. Результат образовательного процесса описывается комплексом компетенций специалиста. Пассивная модель: учим предметам, а в конце обучения выясняем, какие компетенции сформировались, а какие нет. Активная модель: направлена на формирование компетенций. Усиливает практико-ориентированность образования, выделяет операциональную, навыковую сторону результата образования.

Сравнительный анализ различий между квалификационным и компетентностными подходами Квалификационный подход Компетентностный подход Преимущественно «академический» характер образовательных технологий (передача знаний). Приоритетные образовательные технологии: проблемное обучение, технологии сотрудничества, метод проектов, ИКТ, модульное обучение, игровые технологии, технологии групповой работы с использованием метода конкретных ситуаций,, технологии творческих мастерских. Предполагается обучение в контексте задач будущей профессиональной деятельности. Акцент направлен на содержание образования (что преподают). Акцент направлен на результат образования (какими компетенциями обладает студент, что он знает и готов делать). Преподаватель осуществляет управляющее воздействие (активный участник образовательного процесса). Студент реагирует на управляющее воздействие (пассивный участник образовательного процесса). Преподаватель и студент выступают как равные субъекты учебного процесса, имеющие свои задачи и ответственность, но и объединенные единой образовательной целью. Овладение профессией осуществляется как процесс накопления совокупности предметных знаний, умений, навыков. Овладение профессией осуществляется как движение от учебной деятельности академического типа (через квази профессиональную и учебно-профессиональную) к профессиональной деятельности посредством технологий контекстного обучения.

Сравнительный анализ различий между квалификационным и компетентностными подходами Квалификационный подход Компетентностный подход Преимущественно «академический» характер образовательных технологий (передача знаний). Приоритетные образовательные технологии: проблемное обучение, технологии сотрудничества, метод проектов, ИКТ, модульное обучение, игровые технологии, технологии групповой работы с использованием метода конкретных ситуаций, технологии творческих мастерских. Предполагается обучение в контексте задач будущей профессиональной деятельности. Акцент направлен на содержание образования (что преподают). Акцент направлен на результат образования (какими компетенциями обладает студент, что он знает и готов делать). Преподаватель осуществляет управляющее воздействие (активный участник образовательного процесса). Студент реагирует на управляющее воздействие (пассивный участник образовательного процесса). Преподаватель и студент выступают как равные субъекты учебного процесса, имеющие свои задачи и ответственность, но и объединенные единой образовательной целью. Овладение профессией осуществляется как процесс накопления совокупности предметных знаний, умений, навыков. Овладение профессией осуществляется как движение от учебной деятельности академического типа (через квази профессиональную и учебно-профессиональную) к профессиональной деятельности посредством технологий контекстного обучения.

Технологии обучения, реализующие компетентностный подход Технология развития критического мышления (стратегия BRAIN -BASED LERNING) Технология развития критического мышления (стратегия BRAIN -BASED LERNING) Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру студента; рефлексивную культуру студента; овладение интеллектуальными технологиями; готовность студента к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.

Приёмы критического мышления 1 стадия - Вызов 1. Парная мозговая атака. 2. Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай). 3. Работа с ключевыми терминами. 4.Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности). 5. Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения – нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания). 6. Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). 1 стадия - Вызов 1. Парная мозговая атака. 2. Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай). 3. Работа с ключевыми терминами. 4.Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности). 5. Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения – нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания). 6. Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).

Приёмы критического мышления 2 стадия - Осмысление 1. Инсерт – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Система маркировки текста. («5» - я так и думал, «+» - новая информация, «+ !» - очень ценная информация, «–» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён). 2. Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы). 3. Двойной дневник (страница делиться на две части: слева – что понравилось, запомнилось, справа – почему, какие ассоциации). 2 стадия - Осмысление 1. Инсерт – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Система маркировки текста. («5» - я так и думал, «+» - новая информация, «+ !» - очень ценная информация, «–» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён). 2. Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы). 3. Двойной дневник (страница делиться на две части: слева – что понравилось, запомнилось, справа – почему, какие ассоциации).

Приёмы критического мышления 3 стадия - Рефлексия 1. Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало). 2. Возврат к ключевым словам. 3. Возврат к перевернутым логическим цепочкам. 4. Возврат к кластерам (их заполнение). 5. Возврат к ЗХУ. 3 стадия - Рефлексия 1. Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало). 2. Возврат к ключевым словам. 3. Возврат к перевернутым логическим цепочкам. 4. Возврат к кластерам (их заполнение). 5. Возврат к ЗХУ.

Приёмы критического мышления Дополнительные приемы А) Трёхчастный дневник (В третьей колонке – письмо преподавателю, описание впечатлений, предложения ). Б) Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей (Карты знаний). Дополнительные приемы А) Трёхчастный дневник (В третьей колонке – письмо преподавателю, описание впечатлений, предложения ). Б) Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей (Карты знаний).

Приёмы критического мышления Дополнительные приемы В) Кубик. Грани Дай описание. Сравни с чем-нибудь. Проассоциируй (на что похоже). Проанализируй (из чего состоит). Примени это. Приведи примеры. Г) Синквейн-способ творческой рефлексии - стихотворение, написанное по определенным правилам: 1 строка - одно существительное, 2-ая - два прилагательных, 3-я - три глагола, 4-ая - крылатая фраза, 5-ая - одно существительное, которое выражает суть. Дополнительные приемы В) Кубик. Грани Дай описание. Сравни с чем-нибудь. Проассоциируй (на что похоже). Проанализируй (из чего состоит). Примени это. Приведи примеры. Г) Синквейн-способ творческой рефлексии - стихотворение, написанное по определенным правилам: 1 строка - одно существительное, 2-ая - два прилагательных, 3-я - три глагола, 4-ая - крылатая фраза, 5-ая - одно существительное, которое выражает суть.

Приёмы критического мышления Дополнительные приемы Д) Прием «Фишбон» – рыбный скелет. Для того, чтобы студенты в процессе чтения текста могли четко сформулировать проблему: в голове скелета – проблема; в верхних отростках – причины; на нижних – по ходу чтения, факты, подтверждающие существование проблемы; в хвосте – вывод. Дополнительные приемы Д) Прием «Фишбон» – рыбный скелет. Для того, чтобы студенты в процессе чтения текста могли четко сформулировать проблему: в голове скелета – проблема; в верхних отростках – причины; на нижних – по ходу чтения, факты, подтверждающие существование проблемы; в хвосте – вывод.

Технологии обучения, реализующие компетентностный подход Технология краудсорсинга ( от англ. сrowd – толпа и sourcing – подбор ресурсов) Технология краудсорсинга ( от англ. сrowd – толпа и sourcing – подбор ресурсов) Привлечение талантов «сетевой толпы» для решения разнообразных задач (некоммерческих проектов)