Технология организации преемственности между начальной и основной школой в условиях внедрения ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата Н.В.Долинина, методист МБОУ.
Advertisements

Зам. директора по НМР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2» г. Пскова Назарова Е.В. Алгоритм организации преемственности между ступенями начального.
Технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего.
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Подготовила учитель МОУ СОШ 2 г. Торопца Н.И. Полевкова.
Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего федеральному.
Обеспечение ПРЕЕМСТВЕННОСТИ между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего федеральному.
«Выстраивание преемственности между начальной и основной школой как одна из важнейших задач нового федерального государственного образовательного стандарта.
Технология проблемного диалога как средство достижения нового образовательного результата Заздравных Юлия Ивановна, учитель биологии лицея 22.
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Создание информационно- развивающей среды школы как условие реализации ФГОС.
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
1 Организация преемственности между начальной и основной школой Опыт решения проблемы – алгоритм «8 шагов»
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Транксрипт:

Технология организации преемственности между начальной и основной школой в условиях внедрения ФГОС

Традиционный взгляд: «Дать прочные ЗНАНИЯ » Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний … Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться … Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности … ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ «РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования» ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕРЕЗУЛЬТАТАМ основной образовательной программы УСЛОВИЯМ Система оценки – новые задания на проверку действий! АКЦЕНТ СМЕЩАЕТСЯ С ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ НА УМЕНИЯ ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!

Преемственность новых стандартов ФГОС Официально принят, действует Срок введения с года Срок введения с года Единая система целей-результатов

КТО будет учить? Образовательная система ЗАЧЕМ учить? (цель) ЧТО изучать? (содержание)КАК учить? (технологии) Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Проектная технология (самостоятельные дела) Союз методистов и педагогов; непрерывная система повышения квалификации Цель: Функционально грамотная личность. УМК от д/с до старшей школы © ?!

Что такое ОТСУТСТВИЕ преемственности? Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы… Да ваши дети ничего не знают и не умеют!!! Учитель начальной школы Учитель основной школы Содержание Цели Технологии

Переход в основную школу осуществляется БЕЗ алгоритма организации преемственности. 4 кл 6 кл Диагностика личностных и метапредметных результатов Переход из начальной в основную школу осуществляется по алгоритму организации ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. > 4 кл 6 кл Экспериментальные классы Контрольные классы РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ Цели Содержание Технологии Цели Содержание Технологии основная школа начальная школа основная школа начальная школа ЗАМЫСЕЛ И ГИПОТЕЗА ЭКСПЕРИМЕНТА

Необходим ЕДИНЫЙ КОМПЛЕКС ТЕХНОЛОГИЙ Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации… - вычитывание подтекста и концептуальных смыслов – глубокое понимание текста Проблемный диалог - вместо объяснения темы … – постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок… - обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений

Необходимо построение единой образовательной среды Процесс обучения Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Отношения: Учителя –дети -родители Оформление школы Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач Совместно полученный НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Требования к педагогам и детям

Начальная ступень Основная ступень Единая система универсальных учебных действий: Цели Содержание Технологии Единый комплекс: -проблемный диалог, -продуктивное чтение, -оценивание учебных успехов Единый УМК Уровень 3-4 кл. Уровень 5-6 кл. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ Необходима преемственность 1. Образование временного метод.объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год) 2. Договоренность об общих целях (портрет выпускника). 3. Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы. 4. Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы. 5. Диагностика результатов учеников на выходе из 4-го кл. 6. Открытые уроки в 5-м кл. для метод.объединения 7. Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов 8. Определение эффективности – диагностика, анализ

Осуществление алгоритма «8 шагов преемственности»

1 шаг. Январь – дети в 4-м кл. Метод.объединение начальной и основной школы Создание временного метод.объединения учителей начальной и основной школы. Объединение создается на один календарный год – с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно включает учителей, которые в момент образования метод.объединения ведут 4-е классы в начальной школе и педагогов- предметников, которые на следующий год будут принимать этих детей в 5-м классе. «Давайте знакомиться!»

Результаты первого шага Положительный опыт: Обычно диалог между учителями начальной и основной школы начинается, когда дети уже перейдут в 5-ый класс. Причем носит он, как правило, констатирующий характер («не научили..»). В данном же случае, через создание метод.объединения во втором полугодии 4-го класса, пока еще можно договориться и что-то исправить, педагоги садятся за стол переговоров. Трудность: Не всегда в январе известно, кто из учителей будет работать в будущих 5-х классах. Опыт преодоления: Включать в состав метод.объединения несколько учителей по одному предмету с целью их подготовки, а также с тем, чтобы в дальнейшем была возможность выбора педагогических кадров при распределении нагрузки.

2 шаг. Январь Согласование целей, содержания и технологий Внутри метод.объединения нужно достичь компромисса: 1. О едином понимании целей, то есть – об уровне универсальных учебных действий, который необходимо получить на выходе из начальной школы и далее развивать в 5-6 классах. «Портрет выпускника начальной школы» 2. О соблюдении единых технологий и принципов.. «Прежде чем ругаться, договоримся о терминах!»

Результаты второго шага (согласование) Определять цель (проблему) и план действий Действовать по плану, решая проблему Оценивать результат действий Ученики Определять цель обнаруживать и формулировать проблему: Н – учебной деятельности, урока П – тему проекта. Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы: Н – выбирая из предложенных П – самостоятельно искать средства достижения цели.. Планировать с помощью учителя учебную деятельность: Н - решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера; П - осуществление проекта. Работать по плану (предложенному и самостоятельно составленном у), используя Н - основные П - и дополнительные средства (справочники, сложные приборы, средства ИКТ) По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки Н – с помощью учителя П - самостоятельно. Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев: Н – в привычной учебной ситуации на уроке П – при оценке проекта; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки. Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха Н – в диалоге с учителем П – самостоятельно. НПНПНПНПНПНПНП Средний % по классу Регулятивные УУД. Н - необходимый уровень 3-4 кл., П – повышенный уровень 3-4 классов (необходимый для 5-6 классов)

3 шаг. Февраль-март Посещение и анализ уроков в 4-м классе Учителя основной школы посещают уроки в начальной школе. Обсуждение уроков организуется с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования. Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. В ходе обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют свои позиции и требования, предъявляемые к ученикам. Многие из умений, которые желали бы видеть учителя основной школы у своих учеников в начале 5-го класса (процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.п.), необходимо скорректировать за оставшиеся полгода начальной школы. «Заходите к нам на огонёк!»

Результаты третьего шага (анализ уроков в 4-м кл.) Положительный опыт: Учитель основной школы, познакомившись с содержанием учебника, в свою очередь, была удивлена: оказывается, многое из ее курса ребята уже знали. Проводилось взаимное консультирование учителями среднего звена и начальной школы по содержанию учебного материала, что способствовало выработке единых требований. Опыт преодоления трудностей: Трудность: Трудно организовать посещение уроков, т.к. будущие учителя 5- го класса, как правило, в данный год ведут выпускников, и им нельзя пропускать много уроков. Преодоление: Как минимум один урок надо посетить «вживую», и еще несколько проанализировать по видеозаписям. Трудность: Разные подходы к анализу урока (для кого-то важнее технологичность, деятельность, а для кого-то – детали содержания)

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФГОС Учитель:________________________. Класс:___. Предмет:__________. Тема:______________________ Фрагменты урока: виды деятельности учащихся, задания и т.д. Использование технологий деятельностного типа: Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.); Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения) Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.) Какие результаты продемонстрированы в виде универсальных учебных действий (указать группу и конкретные виды действий): Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат. Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах. Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать. Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей (подробнее – см. табл. УУД). Что в следующий раз можно сделать лучше? Проблемы в развитии: - универсальных учебных действий - предметных умений. Другие проблемы взаимодействия учителя и учеников, проявившие в данном фрагменте урока 1. …

4 шаг. Март-апрель Совместные уроки в 4-м классе Разработка и проведение учителями основной и начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной – консультантами в нюансах своего предмета. На этом шаге, педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и смогут почувствовать себя командой единомышленников, скорректировать свои позиции в плане обучения. А ученики 4-го класса познакомятся со своим будущим учителем-предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и психологически комфортным.

Результаты четвертого шага (совместные уроки) Сложилось три варианта реализации – три типа взаимодействия учителя начальной и основной школы: 3) Оба учителя готовят и проводят урок вместе, распределяя между собой эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока. 2) Учителя начальной и основной школы готовят вместе конспект, а проводит урок только учитель основной школы. 1) Готовит и проводит урок только учитель основной школы, а учитель начальной школы дает только информацию о классе, темы, отдельные советы. + Сотрудничество учителей осн. и нач. школы устанавливается полностью: вместе готовим урок, вместе проводим, вместе анализируем, т.е отвечаем за него (при этом сам этот процесс может идти через острые и трудные споры, но результатом, как правило, довольны оба). + Для учеников (и для учителей) урок проходит в максимально комфортной обстановке, с минимально возможным числом шоковых ситуаций от ощущения новизны и непонятности приемов и стиля общения нового педагога. Вместо тревожности формируется установка: «в 5 классе будет хорошо, привычно, не страшно».

5 шаг Март-апрель Диагностика нового результата в начальной школе, подведение первых итогов, родительские собрания Диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а так же психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу. В рамках эксперимента задача-минимум – замерить уровень развития универсальных учебных действий (общеучебных умений) на выходе из начальной школы

Результаты пятого шага (диагностика) ПРИМЕР Тест: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Умение: представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм Задание 8. В киоске продавалось мороженое эскимо и пломбир в стаканчике. Продавец занес в таблицу результаты своей работы и начал строить по ней диаграмму. Помоги продавцу достроить диаграмму. Не забудь подписать ее элементы. Таблица Диаграмма Мороженое Дни недели Понедельник ВторникСреда Четверг Эскимо Пломбир в стаканчике Получение реального портрета выпускника, сравнение с желаемым

6 шаг Сентябрь-октябрь (дети в 5-м классе) Анализ уроков в 5-м классе На данном этапе необходимы посещения уроков в 5-м классе руководителем метод.объединения и учителями начальной школы. Педагоги должны своими глазами увидеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям. Одновременно необходимо советами помогать учителям-предметникам реализовывать на практике современные технологии в организации изучения нового знания (проблемный диалог), в работе с текстами (продуктивное чтение), в правилах оценивания и самооценивания образовательных достижений (технология оценивания учебных успехов). «И снова здравствуйте!»

7 шаг Октябрь-декабрь Решение проблем адаптации Главное на этапе седьмого шага - регулярное проведение методобъединений в 5-м классе, на которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие по ходу проблемы. Принципиально важно в первые же две недели и далее учителям-предметникам регулярно встречаться с учителями бывших 4-х классов, чтобы обсуждать, как проявляют себя ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно выработать коллективное решение в интересах развития личности каждого ученика.

Результаты шестого и седьмого шага (в 5-м кл.) Положительный опыт: Создается коллектив единомышленников. Учителя прислушиваются друг к другу. Учителя начальной школы продолжают следить за своими учениками, за их успехами, консультируют учителей среднего звена. Учитель начальной школы видит своих детей в новой ситуации, что позволяет ему определить положительные и отрицательные моменты своей работы и скорректировать свою учебную деятельность. Трудности и их преодоление: Трудность: разный диапазон владения современными технологиями по данному алгоритму. Преодоление: заранее (годом раньше )привлекать к работе методического объединения учителей, которые планируют работать по данной системе, с тем, чтобы они были уже информированы и смогли сразу включиться в работу.

8 шаг Январь – май Определение эффективности организации преемственности Диагностика нового результата в 5 классе - анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива. Сравнение результатов диагностики в 5-м и 4-м классах показывает нам, как чувствуют себя ученики в новых условиях. «Мы строили, строили и, наконец, построили!»

Результаты восьмого шага Положительный опыт: Результаты каждого отдельно взятого учащегося не будут снижены по сравнению с 4 классом; дети имеют хороший уровень мотивации, владеют навыками самостоятельной работы в парах, группах, имеют навыки работы с различными видами источников. Сильного снижения качества по итогам входных контрольных работ не наблюдается. Особенно выше результаты по устным предметам (истории, окружающему миру, литературе) Учителя – предметники отмечают умение излагать свои мысли, логично строить ответы, выделять главное, высказывать свое мнение. Трудность: Некоторые учителя формально относятся к формированию общеучебных умений (УУД) учащихся, по-прежнему большее внимание уделяется ЗУН (знаниям) учащихся Преодоление трудностей: Регулярно вести наблюдение за формированием общеучебных умений (УУД) учащихся не только в виде диагностических срезов, но и через портфолио, результаты педагогического наблюдения и т.д. Шире привлекать психолога к данной работе.

Технология организации преемственности между начальной и основной школой в условиях внедрения ФГОС