Работа с текстом. С чего начать работу с текстом? Внимательно прочитайте текст. В процессе предварительного чтения постарайтесь определить к какой содержательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. С чего начинать работу с текстом? Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.
Advertisements

Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЦЕЛЬ: - пояснить особенность социального контроля; - показать значимость норм и санкций для поддержания общественного порядка.
Рекомендации к выполнению заданий части С 6 ЕГЭ по обществознанию.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
Автор: учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 5» Нэлли Фёдоровна Сабаева ЯНАО, г. Губкинский.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Задание С 5: методические рекомендации. Задание на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте.
Рекомендации по выполнению части С1-С4 (обществознание ЕГЭ)
Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
4 Социальные роли Социальная роль Социальная роль – совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом. Социальная роль Социальная роль – модель.
Социальные статусы и роли Урок Домашнее задание § 4 читать, ответить на вопросы; Устно ответить на вопросы ; Ответить на вопросы к тексту.
Рекомендации по выполнению задания С5 ЕГЭ обществознание.
Презентация учителя обществознания МОУ «Одесская СОШ 2» Бородавкиной Ирины Александровны.
Презентация учителя обществознания МОУ «Одесская СОШ 2» Бородавкиной Ирины Александровны.
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
Часть 2 Задания с развернутым ответом, самая сложная часть ЕГЭ по обществознанию и самая весомая. Часть 2 дает возможность Вам получить на экзамене 27.
Тема урока: Социальная структура. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ.
Транксрипт:

Работа с текстом

С чего начать работу с текстом? Внимательно прочитайте текст. В процессе предварительного чтения постарайтесь определить к какой содержательной линии курса обществознания относится данный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера», «Социальная сфера», «Политика» и «Право»). Такое соотнесение необходимо, поскольку, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний; Определите основную идею текста; Приступайте к выполнению заданий. Отвечайте на вопросы в том порядке, в котором они представлены в КИМе, так как выполнить по­следующее задание не всегда возможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос;

Итак, задания С1–С4 объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного текста Поработаем с текстом!

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм. Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается. Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг. С1. Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь? С2. Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм? С3. Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами. С4. Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

Задания С1 требует найти и представить ответе информацию, содержащеюся в тексте источника в явном виде Поработаем с текстом! С1. Что на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чем выражается эта связь?

С1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) указано связующее звено между статусом и ролью: ожидания людей; 2) раскрыт характер связи статуса и роли, например: занятие определённого положения (статуса) предполагает определённое поведение (человек ведёт себя должным образом);

Типичные ошибки Вопрос включает требование процитировать фрагмент текста, НЕ передавайте содержание фрагментов текста своими словами;

Задание С2 – это задание на преобразующее воспроизведение и интерпретацию имеющейся в тексте информации без привлечения контекстных знаний (возможна классификациях авторских положений, выявление предъявленных автором смыслов, сравнение предоставленных в тексте точек зрения и т.д.) Поработаем с текстом! С2. Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

С2. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения в качестве социальной нормы: ожидания формально выражены; они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах; 2) механизм поддержания ролевого поведения, например: за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается; Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Типичные ошибки Ваш ответ должен опираться на текст, а не на обществоведческий курс, либо личный социальный опыт, не совпадающий с авторской позицией;

Задание С3 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания Поработаем с текстом! С3. Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

С3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) три функции одежды как социального символа: обеспечение комфорта; соблюдение приличий; демонстративное выражение; 2) два примера, допустим: переход по соображениям комфорта от одежды из синтетических тканей к вещам из натурального материала; сейчас одежда из хлопка или льна воспринимается как символ достатка, тогда как полвека назад таким символом была одежда из синтетики; одежда многих женщин-мусульманок призвана продемонстрировать образ женщины, следующей строгим нормам шариата, выполняющей все принятые в обществе правила приличия; демонстрационную функцию выполняет любая форменная одежда: военных, полицейских и др. Она позволяет выделять людей данной группы, а также в ряде случаев отражает социальное положение (форма майора отличается от формы генерала);

Вам следует проиллюстрировать авторские суждения с помощью примеров из социальной жизни и исторической практики; обращайте внимание на количество аргументов или доказательств, которые вы должны привести; Типичные ошибки

Задание С4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста Поработаем с текстом! С4. Приведите положение текста, отражающие соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объема прав и обязанностей, которыми она обладает – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

С4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) положение текста: чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается; 2) аргументы, например: человек, занимающий высокий социальный статус, обладает правом принимать решения, касающиеся других людей (принимать на работу и уволить с неё, предложить на рассмотрение законопроект или наложить вето на имеющийся проект и т. п.); на людей высокого социального статуса, возлагается, как правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно глава предприятия должен принять решения и организовать работу по устранению отрицательных последствий; капитан судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть его последним);

Типичные ошибки Не повторяете в ответе пример приведенный автором в тексте, а используйте полученные из текста знания в другой ситуации; обращайте внимание на количество аргументов или доказательств, которые вы должны привести;

Государство в условиях рыночной экономики Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом. 1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте? 2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером. 3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики. 4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера. Домашнее задание