Профильное обучение на старшей ступени общего образования
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - ЭТО Средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования.
РЕЗУЛЬТАТ – ученик должен уметь сделать выбор и самоопределиться
Федеральную нормативную базу введения профильного обучения составляют: - приказ Минобрнауки России от «О создании координационной группы Министерства образования и науки Российской Федерации по организации введения профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»; - приказ Минобрнауки России от «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - приказ Минобразования России от «О выполнении работ по профильному обучению в старших классах экспериментальных школ»; - приказ Минобразования России от «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»; - приказ Минобразования России и Российской академии образования от /49 «О реализации решения коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 28 октября 2003 г. 15-1/10 «О мероприятиях по введению профильного обучения»»;
- приказ Минобразования России от «Об утверждении плана – графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения»; - распоряжение Минобразования России от «О критериях оценки методических рекомендаций по использованию действующих учебников для учащихся классов общеобразовательных учреждений при организации изучения предмета на базовом или профильном уровне»;
- письмо первого заместителя Министра образования России от ин/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/2004 учебный год»; - письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобрнауки России /13 от «О перечне направлений экспериментальной работы по введению профильного обучения на третьей ступени общего образования»;
- письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобрнауки России от /13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»; - письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от ин/14-03 «Об эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»; - письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России /13 от «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
В Кемеровской области нормативную базу для введения профильного обучения составляют: - соглашение «О совместной деятельности по организации и проведению эксперимента по введению профильного обучения обучающихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования» между Администрацией Кемеровской области в лице Губернатора области А.Г. Тулеева и Министерством образования Российской Федерации в лице первого заместителя Министра В.А. Болотова (от г. 439); приказ департамента образования Кемеровской области от г. 249 «Об утверждении перечня территорий и общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению в учебном году»;
приказ департамента образования Кемеровской области от г. 744 «Об утверждении перечня территорий и общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению в учебном году»; приказ департамента образования Кемеровской области от г. 288 «О присвоении статуса «Областная экспериментальная площадка» или «Кандидат на статус «Областная экспериментальная площадка»; Программа перехода на профильное обучение в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области на годы. Утверждена коллегией департамента образования кемеровской области 26 января 2007 г.
- план-график департамента образования введения профильного обучения на третьей ступени общего образования в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области (утвержден на коллегии ДО г.); - региональный план эксперимента по предпрофильной подготовке (2003/2004 учебный год); - региональная программа введения профильного обучения в образовательных учреждениях Кемеровской области (2003/2004 учебный год); - план департамента образования по подготовке к эксперименту по профильному обучению в 10-х классах (утвержден на коллегии ДО октябрь 2004 г.);
- программа совместных мероприятий департамента образования Кемеровской области, Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования и муниципальных органов управления образованием по введению профильного обучения на третьей ступени общего образования в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в рамках федерального эксперимента на учебный год; - решение коллегии департамента образования Кемеровской области от г. о поэтапном переходе общеобразовательных учреждений Кемеровской области на профильное обучение с 2006/2007 учебного года;
- решение Совета ректоров вузов Кемеровской области о подготовке учителей для работы в профильных классах (апрель 2006 г.); - решение коллегии департамента образования Кемеровской области от г. об утверждении регионального варианта «Приложения к аттестату о среднем (полном) общем образовании выпускника профильного класса»; - письмо департамента образования Кемеровской области о заполнении приложения к аттестату о среднем (полном) общем образовании выпускника профильного класса; - приказ департамента образования Кемеровской области от г. 68 «О создании ВНИКа по разработке концептуальных основ перехода муниципальных систем образования Кемеровской области на профильное обучение».
На муниципальных уровнях разработаны следующие документы: приказ «О создании муниципального координационного совета»; приказ «Об утверждении перечня образовательных учреждений, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»; приказ «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;
приказ «Об утверждении плана-графика повышения квалификации работников образовательных учреждений в условиях введения профильного обучения»; приказ «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»; приказ «О создании муниципальной экзаменационной комиссии»; положение «О муниципальной экзаменационной комиссии»; положение «О профильных классах»; положение «О модели портфолио ученика средней школы» муниципальная программа перехода на профильное обучение учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.