Самостоятельная работа учащихся – основа учебной деятельности Педагогический совет Февраль 2011 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наличие конкретной цели Наличие конкретного задания Четкая форма выражения результата самостоятельной работы Определение формы проверки самостоятельной.
Advertisements

L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Учитель МОБУ «СОШ 3» Малярчук Людмила Вениаминовна.
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Особенности организации самостоятельной деятельности учащихся в условиях компетентностного подхода.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Самостоятельная работа на уроке: её роль, система и способы организации. «Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле образованными, они должны приобретать.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы.
Городской семинар – тренинг Для учителей биологии «Алгоритмический подход в систематизации знаний и творческой активности учащихся» учитель биологии Омарова.
Транксрипт:

Самостоятельная работа учащихся – основа учебной деятельности Педагогический совет Февраль 2011 года

Социальный заказ общества Бурно растущий поток научно-технической информации, высокий уровень технического прогресса, сложившиеся рыночные отношения требуют максимально подготовить учащегося к самостоятельной жизни, обеспечив ему - базовый уровень образования; - базовый уровень образования; - умение самостоятельно добывать и - умение самостоятельно добывать и совершенствовать знания; совершенствовать знания; - делать выбор; - делать выбор; - находить выход из сложной ситуации; - находить выход из сложной ситуации; - быть активным участником происходящего. - быть активным участником происходящего.

Дитя требует деятельности беспрестанно Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. К.Д. Ушинский

Системно-деятельностный подход провозглашён в новых ФГОС как основа современного образовательного процесса Системно-деятельностный подход провозглашён в новых ФГОС как основа современного образовательного процесса Системно-деятельностный подход нацеливает на развитие личности ребёнка, на овладение системой метапредметных и предметных знаний, умений и навыков в процессе интенсивной учебной деятельности Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию обучающихся – умение учиться

Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы достижения поставленной цели, находить оптимальные способы достижения поставленной цели, оценивать полученные результаты, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками. сотрудничать с другими учениками. Цель школьного образования с позиции компетентностного подхода:

Задача учеников - в освоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в умении учиться. Задача педагога – ориентируясь на методы учения школьников, направленные на формирование желания и основы умения учиться, создать условия для вариативности образования учащихся и помочь им овладеть основами учебной самостоятельности.

учебная деятельность;учебная деятельность; средство обучения;средство обучения; средство формирования познавательных способностей;средство формирования познавательных способностей; способ организации учебного процесса;способ организации учебного процесса; форма организации познавательной деятельности;форма организации познавательной деятельности; условие самоорганизации и самодисциплины.условие самоорганизации и самодисциплины. Понятие «самостоятельная работа» определяется как: Самостоятельная работа учащихся Самостоятельная работа учащихся –это организуемая самим школьником в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность

Предварительные, подготавливающие к изучению новых знаний Предварительные, подготавливающие к изучению новых знаний Работы, организуемые с целью изучения нового материала Работы, организуемые с целью изучения нового материала Работы, нацеленные на повторение и закрепление знаний Работы, нацеленные на повторение и закрепление знаний Работы, организуемые с целью применения знаний Работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений и формирования умений Обобщающие самостоятельные работы Обобщающие самостоятельные работы Проверочные самостоятельные работы Проверочные самостоятельные работы Виды самостоятельных работ по дидактической цели:

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу (проявляется копирующий уровень самостоятельности) Реконструктивно – вариативные (проявляется средний уровень самостоятельности) Поисковые(эвристические Поисковые(эвристические) (проявляется активно – поисковый уровень самостоятельности выше среднего) Творческие (исследовательские)Творческие (исследовательские) (проявляется высокий уровень самостоятельности) Виды самостоятельных работ Виды самостоятельных работ по уровню самостоятельности учащихся по уровню самостоятельности учащихся Виды самостоятельных работ Виды самостоятельных работ по уровню самостоятельности учащихся по уровню самостоятельности учащихся

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить: По источнику и методу приобретения знаний: наблюдение (л/р, п/р); наблюдение (л/р, п/р); упражнение; упражнение; работа с учебником, картой работа с учебником, картой работа с дополнительной литературой (доклады, рефераты, презентации) работа с дополнительной литературой (доклады, рефераты, презентации) работа с раздаточным материалом работа с раздаточным материалом

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить: По характеру руководства подробные инструкции подробные инструкции менее подробные инструкции. менее подробные инструкции.

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить: По степени индивидуализации и форме выполнения обще классные обще классные групповые групповые индивидуальные индивидуальные устные устные письменные письменные

Изменение роли участников педагогического процесса В традиционной системе образовательного процесса Ученик Получает готовую информацию Учитель Транслирует информацию ФГОС Новое качество образования Ученик Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию информации Учитель Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде

Структура учебной деятельности в процессе самостоятельной работы включает ключевые компоненты : Структура учебной деятельности в процессе самостоятельной работы включает ключевые компоненты : мотивацию; постановку цели или целеполагание; самостоятельную продуктивную деятельность; рефлексию контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку.

Самостоятельная продуктивная деятельность ученика. Деятельность учителя, содержание, формы, методы выбор способов действий; планирование деятельности; самоконтроль; представление знаний; самооценка рефлексия организует самостоятельную деятельность по определению способов (путей) решения учебной задачи; по приобретению необходимых знаний; по извлечению готовых знаний из объяснения, лекции, беседы и оформления их, в каком либо виде; через самостоятельную поисковую экспериментальную деятельность; через поиск и систематизацию знаний из источников; через групповое взаимодействие по обмену информацией. организует деятельность по самоконтролю, представлению результата, самооценке

Традиционный урок Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем 2. Объявление темы учителем 3. Объяснение темы учителем 4. Закрепление знаний учениками 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2. Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения 5. Применение знаний учениками 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2. Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения 5. Применение знаний учениками Модель урока с позиции компетентностного подхода Цель - обучить самостоятельному решению проблем в процессе открытия новых знаний

Принципы управления самостоятельной работой: дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий; планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы; постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом; переход от контроля учителя к самоконтролю.переход от контроля учителя к самоконтролю.

Самостоятельная работа способствует развитию: мыслительных процессов и исследовательской активности;мыслительных процессов и исследовательской активности; умения видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении;умения видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении; умения ставить перед собой задачу;умения ставить перед собой задачу; умения выдвигать гипотезы и обосновывать их;умения выдвигать гипотезы и обосновывать их; умения удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, высказываний.умения удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, высказываний.

Требования к самостоятельной работе: 1. Наличие конкретной цели. 1. Наличие конкретной цели. 2. Наличие конкретного задания. 2. Наличие конкретного задания. 3. Четкая форма выражения результата СР. 3. Четкая форма выражения результата СР. 4. Определение формы проверки СР. 4. Определение формы проверки СР. 5. Обязательность выполнения СР каждым учеником, получившим задание. 5. Обязательность выполнения СР каждым учеником, получившим задание. 6. Содержание заданий должно соответствовать конкретной ТДЦ урока. 6. Содержание заданий должно соответствовать конкретной ТДЦ урока. 7. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом, творческом). 7. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом, творческом). 8. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения СР. 8. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения СР.

Для успешной деятельности учителя важно определить: конкретное место самостоятельной работы в изучаемой теме; конкретное место самостоятельной работы в изучаемой теме; Верно подобрать форму проведения СР; Верно подобрать форму проведения СР; Ее тип в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся и поставленной дидактической цели. Ее тип в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся и поставленной дидактической цели.

Заключение Заключение Организация в СР учащихся активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала; Организация в СР учащихся активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала; Оптимальное использование всех форм СР поможет решить задачи, которые ставятся перед школой и воспитать творческую личность; Оптимальное использование всех форм СР поможет решить задачи, которые ставятся перед школой и воспитать творческую личность; Широкое применение СР в учебном процессе позволяет упорядочить его, рационализировать приемы работы. Широкое применение СР в учебном процессе позволяет упорядочить его, рационализировать приемы работы. Использование различных видов СР помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного. Использование различных видов СР помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.