Деятельность педагога-психолога в дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Педагог-психолог первой квалификационной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЧАСТЬ 3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Advertisements

«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ III ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Подготовила: старший воспитатель д/с 378 Полеева Н.М.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 17 «Журавушка» Основная образовательная Программа (соответствует ФГОС ДО)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования в РФ Развивающая предметно-пространственная среда Презентацию подготовили: Воспитатель первой.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования Организация и функционирование совместной деятельности.
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
Знаете ли Вы ФГОС ДО?. 1. ФГОС ДО разработан на основе: а) Конституции Российской Федерации; б) законодательства Российской Федерации; в) Конвенции ООН.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС Подготовила Воспитатель МБДОУ 5 «Звоночек»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Транксрипт:

Деятельность педагога-психолога в дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Педагог-психолог первой квалификационной категории Воронкина Ольга Васильевна МБДОУ д/с 14 «Ласточка» муниципального образования Тбилисский район ст. Тбилисская, 2014 год Педагог-психолог первой квалификационной категории Воронкина Ольга Васильевна МБДОУ д/с 14 «Ласточка» муниципального образования Тбилисский район ст. Тбилисская, 2014 год

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) (утвержден Приказом Министерства образования РФ 1155 от , действует с г.) - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от ФЗВ соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от ФЗ - дошкольное образование становится самостоятельным уровнем общего образования.

Стандарт ДО устанавливает требования: К структуре Образовательной Программы и ее объему К условиям реализации Программы К результатам освоения Программы

СТРУКТУРА основной образовательной Программы ДО в соответствии с ФГОС Организации, осуществляющие образовательную деятельность, САМОСТОЯТЕЛЬНО разрабатывают основную образовательную Программу в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих Примерных программ

Основная задача деятельности педагога-психолога: участие в создании психолого-педагогических условий реализации Программы ДОО К психолого-педагогическим условиям относится: Уважение взрослых к человеческому достоинству детей Построение обр. деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в обр. деятельность Использование форм и методов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических видах деятельности Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения Защита детей от всех форм физического и психического насилия

Содержание Программы охватывает следующие образовательные области 1 Социально-коммуникативное развитие 2 Познавательное развитие 3 Речевое развитие 4 Художественно-эстетическое развитие 5 Физическое развитие

Педагог-психолог должен чётко определить свою роль в образовательном процессе, уметь конкретизировать свои функциональные обязанности Содержание деятельности данного специалиста в ДОО определяет новый ФГОС дошкольного образования.

Субъекты взаимодействия с педагогом –психологом в дошкольной образовательной организации Дети Педагоги Родители (семья)

I.)Функциональные обязанности педагога-психолога: Было: Психологическая диагностика; получение своевременной информации об индивидуально- психологических особенностях детей для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям, педагогам. (Приказ Мин. Обр. РФ 636 от г.) Стало: Психологическая диагностика; выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей (ст ФГОС ДО Приказ Мин. Обр. РФ 1155 от г. )

Направления психологической диагностики Ранний возраст Диагностика готовности ребёнка к поступлению в детский сад. Диагностика нервно-психического развития ребёнка раннего возраста Дошколь ный возраст Диагностика развития познавательных способностей детей Диагностика эмоционально-личностного развития ребёнка (диагностика коммуникативных навыков, межличностного взаимодействия со сверстниками, диагностика страхов) Диагностика детско-родительских отношений Подготов ительный к школе возраст Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению Углублённая диагностика интеллектуальных способностей детей

Основной метод диагностики в практике работы детского психолога – психолого- педагогическое наблюдение. Метод наблюдений в процессе игровой, продуктивной, учебной деятельности детей в группе позволяет оценить психомоторное, сенсорное и коммуникативно- личностное развитие ребёнка. Этот метод особенно подходит для диагностики развития детей младенческого, раннего и младшего дошкольного возраста в довербальный период или для детей с задержкой речевого развития.

Анкетирование родителей Диагностика общего развития ребёнка Детско-родительские отношения Анкета готовности ребёнка к поступлению в детский сад (К.Л. Печора, Сотникова В.М.) Модифицированный материал по работе с детьми от 1,5-3 лет- «Дневник развития ребёнка» (Казьмин А.М., Казьмина Л.В.) Анкета психолога детского сада для родителей при поступлении ребёнка в детский сад Родительское сочинение «История жизни моего ребёнка» «Тест родительского отношения» (Варга А.Я., Столин В.В.) Тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер) Рисуночный тест «Моя семья» (В.В. Ткачёва ) Опросник «Стиль воспитания ребёнка в семье» (Арнаутова Е.П.)

II.) Функциональные обязанности педагога-психолога: Было: Психологическая профилактика Обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации. (Приказ Мин. Обр. РФ 636 от г.) Стало : НОВАЯ ПОЗИЦИЯ! Психологическое проектирование и экспертиза образовательной среды*, соответствующей индивидуальным, возрастным, психологическим и физиологическим особенностям детей (п. 8 ст.1.6, ст , 3.3.2, , ФГОС ДО Приказ Мин. Обр. РФ 1155 от г. )

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

«Зона ближайшего развития» характеризует обучаемость ребёнка, т.е. способность к усвоению и присвоению передаваемого ему опыта, знаний. Характер обучаемости раскрывает потенциальные возможности ребёнка, и с их учётом педагог прогнозирует дальнейшее развитие, выстраивает программу работы. При построении развивающей предметно- пространственно среды должна учитываться «Зона ближайшего развития» детей конкретной группы

Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать: возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности; в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

Требования к среде 1 Содержательно-насыщенная 2 Трансформируемая 3 Полифункциональная 4 Вариативная 5 Доступная, безопасная

III.) Функциональные обязанности педагога-психолога: Было: Психологическое просвещение родителей и педагогов Формирование у родителей, педагогического персонала потребности в педагогических знаниях, Создание условий для полноценного развития воспитанников своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта Психологическая профилактика Разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей Психологическое консультирование Администрации, педагогов, представителей других служб и государственных органов по вопросам развития, обучения и воспитания детей (Приказ Мин. Обр. РФ 636 от г.) Стало : Развитие компетентности родителей Обеспечение поддержки семьи Формирование ей умения и навыков в процессе семейного воспитания развивать ребёнка, укреплять его психическое здоровье. Включение в работу с родителями практико-ориентированных методов. Развитие профессиональной компетентности педагогических работников (п. 9 ст.1.6 ФГОС ДО Приказ Мин. Обр. РФ 1155 от г. )

Формы взаимодействия педагога-психолога с родителями: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания. «Адаптационный период в детском саду» «Педагогическое мастерство родителей» «Кризисные периоды в развитии ребёнка» «Игра в жизни ребёнка» «Почему дети капризничают?» «Правила поощрения и наказания» «Эмоциональное выгорание родителей» «Первый раз - в первый класс!» Примерные темы групповых консультаций :

Цель групповых консультаций : повышение педагогической компетенции, гармонизации детско-родительских отношений через решение конкретных задач: -осмысление родителями своих воспитательных установок по отношению к ребенку; -выявление собственного уровня родительской компетенции; -коррекция старых и развитие новых установок и стратегий взаимодействия родителей с детьми.

Повышение психологической компетентности педагогического коллектива 1 Участие в педагогических совещаниях, методических объединениях, педагогических советах. Участие в консилиумах. Участие в различных общих мероприятиях д/c Трансляция опыта работы в рамках Городской стажировочной площадки 2 Регулярное ведение и обновление "Журнала взаимодействия педагога-психолога с воспитателями групп", включая печатные консультации для педагогов. Информационно-просв деятельность педагогов и родителей( печатные консультации и рекомендации по разным темам) 3 Проведение с педагогами консультаций, деловых игр и семинаров - практикумов в рамках перспективного плана педагога-психолога, годового плана Образовательной организации, по плану методического кабинета. Тематическое анкетирование педагогов ( в рамках заданной темы). 4 Индивидуальное консультирование по запросу

Повышение психологической компетентности педагогического коллектива – индивидуальные и групповые консультации «Психологическая безопасность» «Педагогическое мастерство в кризисные периоды развития ребёнка» «Игровые методы развития интеллектуальных способностей детей » «Проектная деятельность в детском саду» «Эмоциональное выгорание воспитателей» « Гиперактивный и агрессивный ребёнок» «В группе новый ребёнок» «Коммуникативные игры в группе»

IV.) функциональные обязанности педагога-психолога: Было: Развивающая и психокоррекционная работа Активное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающими психическое развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развития Участие в разработке и внедрении коррекционных программ, реализация комплекса мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии детей (Приказ Мин. Обр. РФ 636 от г.) Стало: Реализация мероприятий, обеспечивающих психологическое развитие детей и оказание им коррекционно- развивающей помощи Проведение занятий, обеспечивающих овладение детьми такими видами деятельности, как общение, игра, познавательно- исследовательская деятельность (ФГОС ДО Приказ Мин. Обр. РФ 1155 от г. )

V.) функциональные обязанности педагога-психолога: Было Развивающая и психокоррекционная работа Активное взаимодействие педагога- психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающими психическое развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развития Участие в разработке и внедрении коррекционных программ, реализация комплекса мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии детей (Приказ Мин. Обр. РФ 636 от г.) Стало Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья Эффективное решение задач диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации данной категории детей Участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ (ФГОС ДО Приказ Мин. Обр. РФ 1155 от г.1155 )

Функциональные обязанности педагога-психолога ДОО в соответствии с новым законодательством ФГОС ДО Психологическая диагностика Психологическое проектирование и экспертиза образовательной среды Развитие компетенции родителей и педагогов Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья Реализация мероприятий, обеспечивающих психологическое развитие детей и оказание им коррекционно- развивающей помощи