Россия и США после «перезагрузки» С.М. Рогов Член-корреспондент РАН Отделение глобальных проблем и международных отношений Российской Академии наук 13.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внешняя политика Российской Федерации 1990-е е гг История России XX века.
Advertisements

На протяжении нескольких десятилетийхолодной войныпроблема войны и мира оставалась проблемой 1. Предотвращение войны; проблема мира и разоружения. Мир.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
1.До октября 2009 года Вашингтон продолжал реализацию своих планов по размещению 10 противоракет в Польше и радиолокационной станции в Чехии 2.США были.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЖИМЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России)
Руководитель: Ромашкина Н. П. С.н.с. ИМЭМО РАН Кандидат политических наук Профессор АВН Место написания ВКР: ИМЭМО (Институт мировой экономики и международных.
Презентация по всеобщей истории по теме: «Президенты США с 1945 по 2008 годы» Новейшая история 11 класс.
«Фактор противоракетной обороны в формировании нового пространства безопасности» Международная конференция по противоракетной обороне «Фактор противоракетной.
Тема урока: « Соединённые Штаты Америки » Работу выполнил учитель истории МОУ Будинская ООШ Антоненкова Анжелика Викторовна.
Лекция Тема 4 : Современные войны и вооруженные конфликты Доцент Жмакин И.А.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РФ.
Тема: «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – ГЛАВНЫЙ ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
«Холодная война» и раскол Европы Королёва М.В. – преподаватель истории и обществознания, высшая категория, ГБОУ СПО Колледж 50, г.Зеленоград.
Внешняя политика России в 90-е годы ХХ века Два направления дальнее зарубежьеближнее зарубежье. СШАЕвропаАТРНАТОКавказ Прибалтика Средняя Азия США 1991.
Внешняя политика Евросоюза. Территория и население ТерриторияНаселение США9,5 млн км2 (4-е место в мире) 313 млн (4-е м.) Китай9,6 млн км2 (3-е м.)1350.
Рынок вооружений и военной техники Докладчик: Санько Д. С.
Перспективы контроля над стратегическими ядерными вооружениями после 2009 г. Е.В. Мясников, Центр по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики.
Развитие легкой промышленности в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства: проблемы и перспективы Плёс, 13 сентября 2013 г. VIII.
Страны СНГ и Балтии (3 зачетных единицы, 108 часов) Цели: сформировать целостное понимание специфики международных отношений на постсоветском пространстве;
Транксрипт:

Россия и США после «перезагрузки» С.М. Рогов Член-корреспондент РАН Отделение глобальных проблем и международных отношений Российской Академии наук 13 декабря 2010

Россия и США в разных моделях системы международных отношений Система международных отношений Российско-американские отношения Традиционная многополярность ( гг.) Слабое взаимодействие или союзничество Биполярность ( гг.)Глобальное противоборство Однополярность ( гг.)Доминирование США Новая многополярность: формирование полицентричной системы в условиях глобализации XXI века (2009 г. - ?) «Перезагрузка»

Взаимодействие интересов 1.Невзаимодствующие интересы 2.Конфронтационные интересы 3.Расходящиеся интересы 4.Параллельные интересы 5.Совпадающие интересы

Взаимодействие интересов России и США Система международных отношений Российско-американские отношения Традиционная многополярность ( гг.) Невзаимодействующие интересы Параллельные интересы Биполярность ( гг.) Конфронтационные интересы Однополярность ( гг.) Расходящиеся интересы Параллельные интересы Новая многополярность: формирование полицентричной системы в условиях глобализации XXI века (2009 г. - ?) Совпадающие интересы Невзаимодействующие интересы

Перезагрузка российско-американских отношений Джордж БушБарак Обама Тональность диалогаПатернализмНормализация Контроль над вооружениями Договор СНПДоговор СНВ Противоракетная оборонаВыход из Договора по ПРО Замораживание стратегической ПРО НАТО и РоссияРасширениеЗамораживание расширения НераспространениеСиловой нажимВзаимодействие АфганистанОдносторонние действия Договоренности о транзите Постсоветское пространство Центральная Азия, Украина, Грузия Цивилизованная конкуренция Противодействие новым вызовам ДекларацииПоиск договоренностей Экономическое взаимодействие МинимальноеМодернизация, Инновации (Сколково) ИнституциализацияЛичные отношенияПрезидентская комиссия

Системный кризис в Америке Финансовый крах 2008 года «Великая рецессия» гг. Бюджетные ножницы – дефицит 9% ВВП Кризис системы здравоохранения – 18% незастрахованных Демографический сдвиг – в Третий мир? Война в Ираке Война в Афганистане Иран Северная Корея Кризис системы контроля над вооружениями США – главный мировой должник (Китай) Психологический кризис – утрата доверия к Вашингтону

Адаптация к многополярному миру Стратегия национальной безопасности 2010 года Перенапряжение сил США Ядерное разоружение – Договор СНВ Нераспространение (Иран, Северная Корея) ПРО Сокращение сил в Ираке Эскалация и сокращение сил в Афганистане Китай – взаимозависимость и конкуренция Индия – новый союзник Бразилия? Роль взаимодействия России и США в создании новой системы международной безопасности.

Недостатки Договора СНП 2002 года Нет количественных ограничений на носители «развернутых» боеголовок Нет механизма верификации и проверки Нет увязки с ПРО Нет этапов выполнения Срок – до 31 декабря 2012 года, а что дальше?

Новый Договор СНВ Основные положения нового Договора СНВ – количественные уровни по боеголовкам и пусковым установкам 1550 «развернутых» боеголовок 700 «развернутых» пусковых установок 800 «развернутых» и «неразвернутых» ПУ Учет МБР и БРПЛ с обычными боеголовками Правила зачета тяжелых бомбардировщиков Нет подуровней – нет «зеркальной схемы» Реально – те же 2200 боеголовок Возвратный потенциал (2500 у США и 500 у России)

Стратегические наступательные силы США 2010 год2020 год (вариант) ПУБоеголовкиВсего ПУ Развернутые ПУ Боеголовки Minuteman III Trident B B Total

Стратегические наступательные силы России 2010 год2020 год (вариант) ПУБоеголовкиВсего ПУ Развернутые ПУ Развернутые боеголовки SS-18 ICBM SS-19 ICBM SS-25 (mobile) SS-27 (mobile)13 27 SS-27 (silo)50 60 RS-24 (mobile) SS-N SS-N Bulava Blackjack Bomber Bear Bomber Total

Механизм верификации Модифицированная схема Договора СНВ-1 По факту (отказ от условных правил зачета) 10 инспекций для развернутых, 8 для неразвернутых Отказ от проверки производства МБР Телеметрия – добровольно (5 раз в год) Учет обычных боеголовок на МБР и БРПЛ

Противоракетная оборона Взаимное ядерное сдерживание Договор по ПРО 1992 года: ограничение, но не запрет: 2 района = 200 перехватчиков, 1 район = 100 перехватчиков Московская зона ПРО Нью-Йоркские протоколы 1997 г. о разграничении стратегической и тактической ПРО (скорость перехватчиков) Односторонний выход США из Договора по ПРО в 2002 году Программа эшелонированной ПРО Джорджа Буша: ПРО наземного, воздушного, космического базирования Третий позиционный район в Польше и Чехии Отказ от признания паритета с Россией

Пересмотр подхода к стратегической ПРО при Обаме Замораживание развертывания GBI (30+8) Отказ от 3-го позиционного района Отмена программ KEI, Space Test Bed Сокращение программы Airborne Laser Адаптируемая программа: 4 фазы ПРО – Aegis морского базирования – примерно 30 кораблей – 800 ракет SM-1 и THAAD Aegis наземного базирования: SM-3 Block IIa в Румынии Aegis морского базирования: SM-3 Block IIb в Польше Военно-технические и политические различия между стратегической ПРО и ПРО на ТВД. Договор СНВ: Взаимосвязь между стратегической обороной и стратегическими наступательными силами Запрет на переоборудование ПУ под ПРО (Глобальный удар) Переговоры с Россией о сотрудничестве в сфере ПРО

Перспективы российско-американского сотрудничества в сфере ПРО Совместная оценка ракетно-ядерных угроз – Азия (от КНДР до Израиля) Региональная ПРО на ТВД и Договор РСМД = угроза ракет средней дальности ( км) Возможна ли объединенная (joint) система ПРО? Совместимость американской и российской систем ПРО? Интеграция информационных средств ПРО Контроль над огневыми средствами – секторальная ПРО Военно-техническое сотрудничество (передача технологий?) Юридическое оформление российско-американских договоренностей по ПРО 4 фаза (2018 г.) американской ПРО в Европе: возможность нового кризиса

НАТО и Россия Наследие «Холодной войны». Проблема расширения НАТО Мораторий на ДОВСЕ Предложения России по созданию системы Евроатлантической безопасности Роль восточноевропейцев Коллективная безопасность или коллективная оборона?

Подход администрации Обамы Отказ от немедленного расширения НАТО Отказ от военных поставок Грузии Возможности сотрудничества России и НАТО в сфере ПРО Взаимодействие в СНГ (Украина, Киргизия) Перспективы ДОВСЕ Лиссабонский саммит: что нового?

Россия, США и региональные конфликты Афганистан 1.Транзит через территорию России 2.Наркотики 3.Что в случае победы в талибов? Ирак Корея Израильско-палестинский конфликт Совпадение и расхождение интересов России и США в региональных конфликтах

Противодействие новым вызовам Международный терроризм Наркоторговля Пиратство Кибербезопасность Глобальное изменение климата

Экономическое взаимодействие России и США Наследие «Холодной войны» в экономической сфере Поправка Джексона-Веника Российско-американская торговля Инвестиции Ядерная сделка Вступление России в ВТО Сотрудничество в сфере модернизации и инноваций (опыт сталинской модернизации и Сколково?)

Торговля США и России в гг. (в млрд. долл.) ГодЭкспортИмпортТорговый баланс Год ЭкспортИмпортТорговый баланс 19922,10,51,620012,76,3-3, ,01,71,320022,46,8-4, ,63,2-0,620032,48,6-6, ,84,0-1,220043,011,9-8, ,33,6-0,320053,915,3-11, ,44,3-0,920064,719,8-15, ,65,7-2,120077,419,4-12, ,15,9-3,820089,326,8-17, ,17,7-5,620095,418,2-12,8

Государственная помощь США России (в млн. долл.) ГодМлн. долл.ГодМлн. долл

Государственная помощь США России (в млн. долл.) Программы Всего в гг г г. (оценка) 2011 г. (запрос) Поддержка экономического роста Поддержка демократии Гуманитарная помощь Инвестиции в людей Обеспечение мира и безопасности ВСЕГО

Помощь США по программе Нанна-Лугара (в млн. долл.) ГодАссигнованияГодАссигнования Всего

Институциализация новой модели российско-американских отношений Роль личностного фактора в межгосударственных отношениях Юридическая база российско-американских отношений 1.«Негативные» правила 2.«Позитивные» правила Механизмы

Президентская комиссия и ее рабочие группы. Ядерная энергетика и ядерная безопасность Контроль над вооружениями и международная безопасность Оборонные вопросы Военное сотрудничество Внешняя политика и борьба с терроризмом Наркотики Торгово-экономические отношения Энергетика и окружающая среда Сельское хозяйство Наука и технологии Сотрудничество в космосе Здравоохранение Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций Гражданское общество Образовательные и культурные обмены

Роль внутриполитических факторов в российско-американских отношениях Стереотипы «Холодной войны». Опросы общественного мнения США и России. Роль СМИ Возрождение неоконсерваторов Резкие колебания политического маятника в США Республиканцы не хотят платить налоги Демократы не хотя сокращать расхлды Кризис администрации Обамы

Промежуточные выборы 2010 года Республиканская тактика: нет по всем вопросам! Движение «чайников»: паника среднего класса Расовый фактор Безработица – 10+6% Бюджетные ножницы – государственный долг Переход контроля над Палатой Представителей к республиканцам Изменение баланса сил в Сенате

Борьба вокруг ратификации Сенатом США Договора СНВ 59 демократов41 республиканец 53 демократа47 республиканцев 2/3 = 67 голосов

Аргументация республиканцев против Договора СНВ Увязка с ПРО Нет железнодорожно-мобильных МБР Нет Воткинска Мало телеметрии Нет тактического ядерного оружия Россия помогает Ирану (С-300) Не учитывается Китай и прочие Зачем соглашаться на паритет с Россией? Пусть решает Конгресс нового созыва

Джон Кайл против Барака Обамы Стать «царем горы» Остановить ядерное разоружение Модернизировать ядерный комплекс – 85 млрд. долл. Убить ДВЗЯИ СНВ – предлог, а не самоцель Детективная интрига

Раскол истэблишмента Позиция военных Гейтс, Муллен, Чилтон Позиция «стариков» Киссинджер, Шлессинджер, Шульц, Бейкер, Иглбергер, Скаукрофт Позиция бывшей администрации Буша-младшего Хэдли, Райс, Болтон, Радемейкер Позиция нынешних лидеров Республиканской партии Макконнел, Кайл, Бейнер Позиция «чайников»: либертарианство и полуизоляционизм

Договор СНВ – заложник внутриполитической ситуации Бюджетно-налоговый конфликт – главный вопрос Сделка Обамы с республиканцами по налогам Сессия «хромых уток» СНВ зависит от внутриполитических вопросов: 1.Налоги 2.Бюджет 3.Помощь безработным 4.Иммиграция 5.Запрет на службу гомосексуалистов в вооруженных силах

Внешние факторы: другие центры силы в полицентричной системе Многопартнерская модель или многополярный хаос? Европейский Союз Япония Китай Индия Бразилия Иран Формирующиеся региональные центры силы.

Хрупкость «перезагрузки» 1.Асимметрия сил и интересов 2.Перегруженность военно-политическими вопросами 3.Нет экономической взаимозависимости 4.Слабая институциализация 5.Отсутствие «позитивного» лобби, активность «негативного» лобби 6.Утрата российско-американскими отношениями центральной роли, приоритетности 7.Зависимость от внешних факторов

Что дальше? 1. Оптимистический сценарий Ратификация Договора СНВ Консолидация партнерских отношений Выработка новой повестки дня 2. Промежуточный сценарий Затяжка ратификации Критика России Конгрессом, паралич администрации Обамы 3. Пессимистический сценарий Провал ратификации Нарастание противоречий Новый кризис