«Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии» Академический инвариантный модуль Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г. 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Академический инвариантный модуль «Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии»
Advertisements

Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Егорова О.А. – учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 1 г.Майского»
Построение образовательной программы образовательного учреждения, гарантирующее достижение заявленных целей (результатов образования) в условиях введения.
Особенности оценивания проектов. Учебный проект Учебный проект учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Экспертиза продуктов инновационной образовательной деятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ к.п.н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии.
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ Г(И)А В 9,11 КЛАССАХ О.Б.Емельянова, зам.директора по УВР МОУ СОШ 2.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Современный урок Сидорова Н.А., заместитель директора лицея.
К чему приводит формирующая, «знаниевая», не развивающая парадигма.
МОУ «КСОШ 2» 2010 г.. новая модель аттестации работников образования базируется на компетентностном подходе; к основным составляющим компетентности работников.
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря.
Транксрипт:

«Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии» Академический инвариантный модуль Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г. 1

Основание для ведения академического инвариантного модуля Согласно Приказу Министерства образования Московской области от «Об организации региональной системы повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений Московской области» академический инвариантный модуль является обязательной частью процесса повышения квалификации 2 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

повышение профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров в области философии и политики государства в сфере образования, новейших достижений психологической и педагогической наук и раскрытие возможностей использования полученных знаний в образовательной практике Срок обучения: 36 учебных часов. Цель программы модуля: 3 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Форма обучения очно-заочное с дистанционной поддержкой: за 2 дня до защиты практико-ориентированной работы слушатели имеют возможность получить консультации у преподавателей по электронной почте 4 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Организация обучения по программе 5 Установочное занятие хрестоматия дополнительная литература Самостоятельная работа хрестоматия дополнительная литература Подготовка к аттестации (тест) Контрольное тестирование Защита проекта Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Программа учебного модуля Хрестоматия (в электронном виде) Учебно-методический комплект 6 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Мозговой штурм - брейнсторминг Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г. 7

Хрестоматия «Образование и общество» ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА 8 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ОБНОВЛЕНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗДЕЛ 1. ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО 9 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Основные задачи современной философии образования: 1. Осмысление кризиса образования, кризиса его традиционных форм, исчерпанности основной педагогической парадигмы; осмысление путей и способов разрешения данного кризиса 10 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Основные задачи современной философии образования: 2. Осмысление нового и альтернативного педагогического опыта, обсуждение образов новой школы; обоснование государственной и региональной политики в области образования, формулирование целей образования, концептуальное проектирование образовательных систем, прогнозирование образования 11 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Основные задачи современной философии образования: 3. Выявление исходных культурных ценностей и основополагающих мировоззренческих установок образования и воспитания, соответствующих тем требованиям, которые объективно выдвигаются перед личностью в условиях современного общества 12 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

13 Сэр Кен Робинсон (Ken Robinson, 4 марта 1950) - один из ведущих специалистов в области развития человеческого капитала, сфера его изысканий - творческое мышление, образование и инновации. Он консультировал правительства США, стран Европы и Азии, работал с международными агентствами, компаниями из списка Fortune 500, международными культурными организациями. В 1998 году Кен Робинсон возглавил национальную комиссию по творчеству, образованию и экономике в правительственном комитете Великобритании. За выдающиеся достижения на государственной службе, в 2003 году Королева Елизавета II произвела Кена Робинсона в Рыцари. Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

14 Е.А. Ямбург Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член- корреспондент РАО (с 2000), директор Центра образования 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга»Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член- корреспондент РАО (с 2000), WJYWY0KRVU m Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Социокультурный тип образования – это совокупность: образовательных целей и ценностей данного общества это социально значимые представления о результатах образовательной деятельности, выраженные в идеале образованности содержание образования и способы его отбора тип коммуникации в образовательном процессе (непосредственная, опосредованная) характер институционализации образования (превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения)структуройиерархиейдисциплиной 15 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

? Каковы цели образования? Какова ведущая функция образования? Что означает термин СОЦИАЛИЗАЦИЯ? цели образования - социальные цели, образование- это механизм подготовки человека к условиям совместного существования в обществе функция социализации Социализация это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе 16 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Социальные ценности и социальный характер образования. «В школе та же дисциплина, те же правила и обязанности, те же поощрения и наказания, тот же тип отношений, что и в обществе» Э. Дюркгейм Социокультурный тип образования 17 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

18 «гражданин»: гражданские добродетели свободного человека (чувство долга, ответственность, защита родины широкая всесторонняя образованность профессиональное знание профессионализм, общая культура, планетарное мышление, культурный плюрализм Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Антропоцентристская модель образования Системоцентристская модель образования Развитие человека, личности как субъекта культуры Создание условий для развития личности и конструктивного удовлетворения ее потребностей в самоутверждении Приобщение к культуре В ее уникальности, неповторимости, индивидуальности Формирование «винтика» социальной системы, средства достижения целей ее целей Социализация и профессионализация личности с позиций максимальной общественной полезности Овладение ЗУН (нормативами, заданными системой и носящими характер универсальных требований В ее соответствии общепризнанным нормам, стандартам 19 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Образование, с позиций педагогической антропологии, - это 20 саморазвитие личности в культуре в процессе ее свободного и ответственного взаимодействия с педагогом системы образования и культурой при их помощи и посредничестве Цели образования - содействие и помощь человеку в овладении способами культурного самоопределения, самореализации и самореабилитации, в понимании самого себя Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Обсуждение 21 Личность преподавателя в глобальном образовании – это личность носителя культуры и ее творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта. По мировым стандартам современный преподаватель – это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель много вариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛИ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛ 2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ 22 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев В.В. Давыдов Д.Б. Эльконин А.В. Запорожец П.Я. Гальперин Л.В.Занков Г.А.Цукерман Д.И.Фельдштейн С.Л.Рубинштейн А.Г. Асмолов и др. 23 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Дать способы культурного мышления вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен… ЗУНовский сводит образование к знаниям, умениям и навыкам Компетентностный Системно-деятельностный процесс воспитания это процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь деятельность как система всегда имеет генетически развивающий план анализа (психолого-возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности) 24 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

25 «… если в социальной технологии взаимоотношений учителя и ученика нет места для самостоятельного выбора, то ученик настойчиво ищет точки опоры для своей индивидуальности в сферах деятельности и социальных группах за пределами школы. Получается, что в школе он ведет себя, а за пределами школы – живет». А.Г. Асмолов. Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

26 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДИДАКТИКЕ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКА. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ, КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РАЗДЕЛ 2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ 27 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Методологической базой развития современного практико-ориентированного образования является системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности ребенка к активной учебно- познавательной деятельности, готовности к непрерывному образованию 28 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Методология лежит в основе профессиональной деятельности педагога 29 Структура методологии деятельности (по А.М.Новикову): Характеристики деятельности: - особенности - принципы - условия - нормы деятельности Логическая структура деятельности: - субъект - объект - предмет - формы - средства - методы - результат деятельности Временнáя структура деятельности: - фазы - стадии - этапы деятельности Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Педагогическая система –объединение элементов системы, которое остается устойчивым при любых изменениях Структурные элементы (по В.П. Беспалько) 1. учащиеся/воспитанники 2. цели воспитания (общие и частичные) 3. содержание воспитания 4. процессы воспитания (собственно воспитание и обучение) 5. учителя (или технические средства обучения) 6. организационные формы воспитательной работы результаты; управление учебно-воспитательным процессом 30 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

5 функциональных компонентов педагогической модели: Гностический компонент (от греч. gnosis познание) относится к сфере знаний педагога Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения Конструктивный компонент это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий) Коммуникативный компонент это особенности коммуникативной деятельности педагога, специфика его взаимодействия с учащимися Организаторский компонент это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся 31 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Воспитательные системы 32 И.П. Иванов А.С. Макаренко В.А. Караковский Ю.П. Сокольников Н.Е. Щуркова и др. Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Воспитательн ая система – сложное социальное психолого- педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое 1. Управление воспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития; контроль и оценка результативности. 2. Содержание воспитательной системы – совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры. 3. Организация воспитательной системы – реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов. 4. Общение – единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга). 33 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

кафедра развития образования Л.В. Ножичкина 34 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА. ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА. РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА 35 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Промежуточный контроль – тест, содержащий вопросы по темам программы Тест состоит из закрытых вопросов: для ответа на вопрос надо выбрать один вариант из приведенных Изучение материалов хрестоматии, выполнение дополнительных заданий, находящихся в конце каждого раздела хрестоматии, знакомство с дополнительной литературой, список которой приведен в конце каждого раздела хрестоматии позволит успешно ответить на вопросы теста Тестирование будет проходит в Педагогической академии в последний день занятий согласно расписанию Итоговый контроль – практико-значимый проект Объем – не более страниц машинописного текста Формы контроля 36 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

1. ВВЕДЕНИЕ 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СТРУКТУРА ПРОЕКТА 37 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

1. Обоснование выбора темы Проекта и её актуальности 2. Формулировка проблемы, которую предполагается решить 3. Описание условий, в которых происходят изучаемые явления, ожидаемый после внедрения Проекта 4. Результат, методы и последовательность нововведений, планируемых в ходе реализации Проекта ВВЕДЕНИЕ 38 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Основная часть теоретическое обоснование предлагаемых изменений образовательной практики практическая часть, содержащая авторскую разработку способа разрешения проблемы результаты апробации Проекта (предварительные или итоговые), содержащие описание достигнутого практического эффекта рекомендации по использованию результатов проектного исследования в образовательной практике 39 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Заключение Выводы из теоретической и практической частей Рекомендуемый объем заключения до 3-х страниц 40 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Приложения Материалы, не вошедший в основной текст Проекта: таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, рисунки Приложения нумеруются арабскими цифрами, чтобы на них можно было сослаться в конце соответствующей фразы текста Каждое приложение должно иметь название или пояснительную подпись 41 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Список литературы Сведения об использованных источниках приводятся в соответствии с требованием ГОСТа «Библиографическое описание документа: Общие требования» 42 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

ОФОРМЛЕНИЕ 43 Текст Проекта - 14 шрифтом через 1,5 интервала на листах белой бумаги(формат А4) Поля: слева 30 мм, справа 15 мм, сверху 25 мм и снизу 25 – 30 мм Абзацы начинаются с отступлением в 5 знаков от левого поля. Сокращения допускаются только общепринятые и общеизвестные Проект предоставляется в печатном и электронном виде (дисковый носитель). Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Полнота достижения целей проекта Степень актуальности и значимости проекта для образовательной практики Степень новизны и технологичности предлагаемых новшеств Степень научной обоснованности проекта (хотя бы на уровне терминологической грамотности) Наличие научно обоснованных рекомендаций для практического использования результатов проекта. Соблюдение требований к списку использованной литературы Соответствие требованиям к оформлению проекта Показатели оценивания качества практико-значимого проекта 44 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

Оцениваемые параметры контрольной работы Баллы 1 Цели проекта полностью достигнуты. В полной мере раскрыта актуальность и практическая значимость проекта. Работа отличается новизной, оригинальностью и технологичностью предложенных решений. Все положения и рекомендации проекта научно обоснованы. Список использованной литературы достаточно объёмен и оформлен правильно. Общее оформление проекта соответствует требованиям. 8 2 Цели проекта полностью достигнуты. В достаточной мере раскрыта актуальность и практическая значимость проекта. Работа отличается технологичностью предложенных решений. Основные положения и рекомендации проекта научно обоснованы. Список использованной литературы достаточно объёмен и оформлен правильно. Общее оформление проекта соответствует требованиям Цели проекта не достигнуты в полное мере. Раскрыта актуальность и практическая значимость проекта. Работа содержит ряд предложений по решению проблемы, однако, их научное обоснование следует усилить. Список использованной литературы имеется, но объём его недостаточен, хотя он правильно оформлен. Общее оформление проекта в целом соответствует требованиям Цели проекта не достигнуты. Имеется попытка раскрыть актуальность и практическую значимость проекта. Работа выполнена на уровне реферата по теме и не содержит обоснованных решений. Список использованной литературы недостаточно объёмен, имеются недочёты а его оформлении. Общее оформление проекта не в полной мере соответствует требованиям Цели проекта не указаны и не достигнуты. Не раскрыты в должной мере актуальность и практическая значимость проекта. Работа представляет собой набор высказываний, верных по своей сути, но не связанных с темой и структурой проекта общей логикой. Предложенные решения не имеют никакого обоснования. Список использованной литературы отсутствует. Общее оформление проекта не соответствует требованиям. 1 Критерии и шкала оценивания качества практико-значимого проекта кафедра развития образования Л.В. Ножичкина Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

контакты – Ножичкина Лариса Владимировна, старший преподаватель кафедры развития образования. Larano1 46 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

кафедра развития образования Л.В. Ножичкина 47 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.

48 Ножичкина Л.В. АСОУ КРО 2013 г.