Семейное консультирование Районное методическое объединение педагогов-психологов 2009 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.
Advertisements

Психологическая Воспитательная Хозяйственная На чистом белом листе из предложенных материалов вырезают и составляют портрет « Типичной женщины» и «Типичного.
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИКУ СРС Тема: Понятие об экологии семьи. Социальный статус семьи. Ресурсы,
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». 1. Зачем люди создают семьи. 2. Семья и государство. 3. Если семья не выполняет своих обязанностей. 4. Какие.
Проблемы и негативные факторы воспитания детей в неполной семье В.В. Красовская, доцент кафедры педагогики и психологии ПИРО, к.п.н. Определение, причины.
По Т.Веблену: "Социальный институт это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из.
Являются ли семейные ценности основой школьной успешности Родительское собрание.
Студентки 2 курса Чурилиной Анастасии группы Афк ДБ.
Автор материала: Куприянович Марина Олеговна, учитель математики высшей квалификационной категории, МБОУ СШ 1, г. Архангельска г. Архангельск, 2015 г.
ГКОУ «КЦОО» Классный руководитель 10 в класса – Кожевникова С.А.
СЕМЬЯ И БРАК Обществознание 11 класс Цукарева М.А. МОУ СОШ 13 г.Подольск.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
КГКОУ Детский дом 4 Социальный педагог Ю.А. Хмиль Социальный педагог Т.А. Головкова.
Сущность воспитательного потенциала семьи. Воспитательный потенциал семьи это наиболее продуктивное понятие, позволяющее достаточно полно, целостно рассмотреть.
Педагог – психолог Игнатьева Валерия Семья и семейные ценности.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Наша задача: сформировать представление о типах и функциях социальных институтов; рассмотреть социальную инфраструктуру Домашнее задание:
СЧАСТЬЕ Дети Семья Здоровье Карьера Деньги Путешествия, отдых.
Проект программы воспитательной работы школы «Окно в будущее» МОУ Чернопенская средняя общеобразовательная школа Костромского муниципального района АВТОР:
СЕМЬЯ – как малая группа. Цель: познакомиться с психологией семейного воспитания; объяснить и понять новые термины. План: 1.Семья 2.Виды семей 3.Функции.
«Отношения в семье как основа взаимопонимания» Родительское собрание.
Транксрипт:

Семейное консультирование Районное методическое объединение педагогов-психологов 2009 год

Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и паденье, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Пусть мчатся минуты, недели, года Семья – это то, что с тобою всегда.

Психолог имеет дело с объектом равным себе по сложности. Леонтьев Семейное консультирование – работа с проблемами семьи. Собственно по вопросам консультирование семьи и брака семьи

Семья и ее функции Семья – это «ячейка общества»: этот родственные связи (супружество+кровное родство) Это наличие общего пространства (дом, как место сбора всех родных), возможно духовное родство (принадлежность к одной религии). это совместное имущество, деятельность по его добыванию это разновидность малой группы (по Андреевой) Малая группа – это немногочисленная по составу группа людей, объединенных общей деятельностью и находящихся между собой в межличностных взаимоотношениях (соблюдение норм и правил).

Особенности семьи: семьи существуют длительное время (люди рождаются и умирают); члены семьи разные по полу и возрасту. семья нормативно задана (узаконена, является нормой данного общества); вхождение и выхождение из семьи судьбоносно для всех членов семьи (рождение ребенка, женитьба детей, развод, смерть) В семье все у всех на глазах и влияет на всех ее членов. У всех членов семьи четкие роли и функции. Семьи постоянно динамично развиваются (возрастные этапы семьи, возрастные различия ее членов). Проблемы детей идут от проблем родителей. Поэтому все необходимо рассматривать в контексте.

Функции семьи - это сферы жизнедеятельности семьи, обеспечивающие удовлетворение определенных потребностей ее членов. Воспитательная функция Хозяйственно-бытовая функция Эмоциональная. Духовного общения Функция убежища Полоролевая функция (интимно- личностная). Психотерапевтическая функция Первичного социального контроля

Типы семей Нормально функционирующая, та, где реализуются все функции и удовлетворяются все потребности членов семьи Дисфункциональная семья, та, в которой 1-2 функции не реализуются

Семейное консультирование направлено на работу по устранению дисфункции семьи. Основные проблемы семьи: Периодизация семьи, Типы воспитания семьи, Сплоченность семьи, Совместимость семьи, Интеграция семьи.

Семейная психотерапия - это лечение семьей. Семья может сама служить источником психологической травмы, но может быть и источником здоровья, если в ней изменить изначальные условия.

Семейное консультирование - это системное влияние на семью, с целью оптимизации жизни внутри нее, а не лечение одного из ее членов.

Психологическое консультирование – это вид психологической помощи, где с помощью специально организованного общения актуализируются способности (резервы) для выхода семьи из сложившейся проблемной ситуации.

Семья - живая система Центростремительные силы способствуют ее сохранению и целостности. Центробежные силы – помогают семье развиваться, связывают её с внешним миром.

Обе эти силы противоречат и не согласуются друг с другом. Все это создает круговую причинность – принцип круговой детерминированности личностные особенности - тип воспитания - стиль взаимоотношений - стратегия поведения СЕМЬЯ

Расширенная семья Понятие современного общества (любовница (любовник) + близкие друзья + коллеги + близкие люди)

МЕХАНИЗМЫ РАБОТЫ СИСТЕМЫ СЕМЬИ. 1. Структура семейных ролей. Роль – это кто, что, когда и в какой последовательности делает то, что ожидает от человека общество. В норме структура должна быть целостной, динамичной и альтернативной. Если в системе что-то выпадает, значит, этому должна быть найдена альтернатива. Патологией семьи являет: структура семьи нечеткая изначально; структура жесткая, нет динамики ролей; не альтернативная. «Падут грехи отцов на головы детей».

МЕХАНИЗМЫ РАБОТЫ СИСТЕМЫ СЕМЬИ. 2. Семейные подструктуры. Подструктура – это более дифференцированная совокупность семейных ролей. Важно чтобы все подструктуры были целостны внутри себя, но и достаточно прозрачны для других подструктур (членов семьи) и доступны для них. Патология – в семье нет целостности подструктур, это приводит к тому, что проблема в одной подструктуре влияет на все другие. Подструктуры закрыты и нет между ними никакой связи. Люди живут вместе, но не удовлетворяются их потребности, нет реализации интренсивного мотива (деятельность как способ реализации потребности в деятельности, т.е. деятельность ради самой деятельности). Данный мотив естественен и нормален. Норма – семья для людей – способ выжить во всех отношениях и как личности и как человека. Семья – это единственный нормальный способ реализовать потребности.

МЕХАНИЗМЫ РАБОТЫ СИСТЕМЫ СЕМЬИ. 3. Границы семейных подструктур. - это некие правила по выполнению семейных обязанностей, это немногие устойчиво используемые формы поведения. В норме правила должны быть четко очерчены, прозрачны для всех членов семьи, альтернативны до определенного предела (деньги зарабатывает отец, но если его уволили или он получил инвалидность – добытчиком становиться кто-то другой; обед готовит мама, ели она больна – другие домочадцы и т.д.) Патология – нет четких правил, они не понятны (о них не говорят, но требуют их выполнения). Они не гибки, и жизнь становиться ради правил. В системе все взаимосвязано и структуры, и подструктуры, и границы между ними. Изменения в одном элементе приведут к изменениям всей системы, и чтобы изменить 1 элемент надо менять систему.

МЕХАНИЗМЫ РАБОТЫ СИСТЕМЫ СЕМЬИ. 4. Отдельный член семьи. Член семьи – это не подструктура семьи. Это индивидуальность со всей историей жизни, с индивидуальной динамикой развития, с жизненным путем. Он не может жить только в семье, т.к. она не может удовлетворить все его потребности. Противоречия семьи и членов семьи неизбежны и естественны, но они источник развития и семьи и личности самого члена семьи.

Генограмма - это способ работы в семейном консультировании, помогающий систематизировать всю информацию о семье наглядно, графически. Изучив семью, можно предположить, как будет развиваться семья дальше.

Символы генограммы - мужчина; - женщина; / - расстались; // - развод; Х – умер; х/ - аборт; - - хорошие отношения; ~ - конфликт.

Миф - – это механизм защиты семьи, скрывающий ее дисфункцию. Часто миф - это механизм интеграции, то что заставляет людей быть вместе (образ семьи, семейное кредо). Очень опасно если его нет (Какие мы? Кто мы?). Ломая мифы, необходимо сначала создать другой механизм интеграции

Этапы работы с семьей. Начало – получение заказа на помощь в разрешении проблемы. Завершение – отказ от встреч или обоюдный договор психолога и клиента. 1 этап – направление на выявление структуры системы (размер семьи, позиции, статус, роли иерархии). На данном этапе применяется циркулярное интервью – человека спрашивают не как он себя чувствует, а «Как по вашему мнению чувствует себя член вашей семьи по отношению к вам? В данной ситуации?». 2 этап – направлен на определение семьей характера и объема желаемых и достаточных изменений. А также путей и способов их достижения. На этом этапе внимание психолога направлено на определение и актуализацию ресурсов семьи (мифы, механизмы защиты). 3 этап – направлен на работу семьи по реализации предыдущего этапа в повседневную жизнь отношения.

Основные вопросы, которые решает психолог при семейном консультировании. Внешние признаки семьи (генограмма). Какие из повторяющихся непродуктивных результатов жизнедеятельности семьи являются значимыми. Какое основное чувство господствует в семье, в ее подструктурах. Какие индивидуальные роли укрепляют прочность семьи (Что можно считать плеварирующим способом защиты?). Например: заболевание члена семьи – это механизм защиты семьи, симптом неполадок в ней, он очень нужен. Хотят ли его менять в семье? Чем члены семьи отличаются друг друга? Каковы границы подструктур? Какую стадию жизни проживает семья? Каковы методы решения основных задач этой стадии?

Консультационная семейная сессия. Длится от 50 минут до 1,5 часов. На первой консультации желательно присутствие всех членов семьи. Для подготовки членов семьи к изменениям. Затем можно по 1 человеку или несколько. Заключительная встреча вновь совместная. Установление контакта. (5-10 минут) Определение проблемы. (15 минут) Обсуждение предполагаемых результатов.(15 минут) Поиск вариантов решений.(15 минут) Завершение контакта. (2-3 минуты) Домашнее задание (что написать, о чем подумать) Назначение следующую встречу.