СЕССИЯ 4 Российская система оценки качества образования: уроки и перспективные задачи Болотов В.А. Вице-президент Российской академии образования, д.п.н..

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование результатов национальных экзаменов: опыт России. В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. Учебный курс «Использование результатов.
Advertisements

Использование результатов национальных экзаменов и международных исследований. Опыт России. В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. СЕССИЯ.
Образовательная политика и оценивание. Опыт России. В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. СЕССИЯ 2 Учебный курс «Система оценки качества.
Современные подходы к оценке качества образования В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н.
Оценка качества образования в России: национальные вызовы Вице-президент РАО Болотов В.А. Международная конференция «Российское образование в зеркале международных.
Цели и задачи государственной программы Цель программы: Усиление вклада образования в социально-экономическое развитие столичного мегаполиса и в повышение.
Развитие системы ОКО в России: уроки и перспективы Международный форум «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ» г. Ярославль, апреля 2013 года Болотов.
ВЕБИНАР Исследовательские аспекты построения общероссийской системы оценки качества образования: задачи в зоне ближайшего развития 3 февраля 2012 года.
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
Апробация независимой оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в условиях построения.
Тренинговый Центр ИУО РАО Тренинговый центр Института управления образованием РАО Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных.
IV ежегодная международная конференция по ЕОКО «Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики» IV ежегодная международная.
1 Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения.
«ДОРАБОТКА, АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ.
ВЕБИНАР «Региональный опыт построения системы оценки качества образования» Ключевые вопросы 16 марта 2012 года Российский тренинговый центр Института управления.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценки качества образования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа 1 с углублённым изучением.
Современная система оценки качества образования, открытость и доступность.
Мастер-класс «Проектирование систем оценки качества образования» Международная конференция «Мониторинги школьного образования – перспективы межстранового.
Международные сравнительные исследования качества образования В.АБолотов вице-президент РАО Учебный курс «Национальные экзамены и мониторинги образовательных.
Транксрипт:

СЕССИЯ 4 Российская система оценки качества образования: уроки и перспективные задачи Болотов В.А. Вице-президент Российской академии образования, д.п.н.. Тренинговый центр Института управления образованием РАО Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты»

Институт управления образованием РАО Цель аналитической работы 2 Выделить наиболее значимые уроки, извлечённые из опыта построения и реформирования национальной системы оценки качества образования, которые могут быть использованы при проектировании новых направлений реформирования образования как на региональном, так и страновом уровне.

Институт управления образованием РАО Рамка для анализа 3 Элементы, необходимые для развития ОСОКО Политические приоритеты, эксперимент и по его итогам законодательное закрепление Создание или определение инфраструктуры, в т.ч. учреждений и организаций, координирующие разработку и реализацию программ оценки, использование их результатов Создание кадрового потенциала и обеспечение финансовыми ресурсами

Институт управления образованием РАО Урок 1. Политическая поддержка 4 Политическая поддержка не только в принятии решения о проведении реформы, но и в последовательном отстаивании этого решения на этапе реализации (когда многие профессиональные и общественные группы сопротивляются изменениям, и поддержку не так просто завоевать). Указ Президента РФ "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ" Указ Президента РФ "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления (МСУ) городских округов и муниципальных районов"

Институт управления образованием РАО Урок 1. Политическая поддержка ( продолжение ) 5 При проведении реформы сверху важно: вести целевую работу с людьми, принимающими решения на всех уровнях – школы и муниципалитета до минфина. при проведении страновых реформ уделять особое внимание работе с региональной «элитой» (губернаторами, министрами образования).

Институт управления образованием РАО Перспективные задачи ) Оптимизация политических решений (по содержанию и способам реализации). 2) Корректировка политических решений на основе обратной связи.

Институт управления образованием РАО Урок 2. Шаг за шагом 7 Поэтапное внедрение в режиме эксперимента по созданию устойчивой технологии внешней оценки - один из факторов успеха при введении ЕГЭ. Нужно было время: - чтобы отработать технологии проведения, понять наиболее серьёзные проблемы и затруднения и с учётом полученного опыта скорректировать структуру и содержание экзамена. - для выращивания региональных команд по проведению ЕГЭ. - появления сторонников ЕГЭ из числа родителей, выпускников, учителей и преподавателей вузов

Институт управления образованием РАО Перспективные задачи ) Введя один мощный инструмент ЕГЭ, необходимо создавать систему оценки качества образования, включающую и другие инструменты оценки учебных достижений учащихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и систем. 2) Сроки эксперимента должны быть разумными. Не следует жить в состоянии перманентного эксперимента, оттягивая введение изменений.

Институт управления образованием РАО Урок 3. Общественная дискуссия 9 Введение масштабных изменений, затрагивающих интересы большого числа общественных и профессиональных групп, невозможно обеспечить без общественной поддержки. Ключевым фактором становится умело организованная, широкая и открытая общественная дискуссия. Общественная дискуссия должна быть результативной – выявлять реальные проблемы и предлагать варианты их решений.

Институт управления образованием РАО Перспективные задачи ) Авторы нововведений должны планировать проведение общественной дискуссии в качестве одного из основных мероприятий планируемых изменений (реформы). 2) Организация взаимодействия представителей профессионального сообщества с целью поддержки изменений включает: - активную профессиональную коммуникацию по основным проблемам, - создание открытых площадок для обмена профессиональным опытом педагогов, исследователей, экспертных групп.

Институт управления образованием РАО Урок 4. Общественный контроль 11 Единый государственный экзамен является процедурой оценки с высокими ставками, как для учеников, так и для учителей и школ, работу которых оценивают по его результатам. Система общественного контроля – эффективное средство против преднамеренных нарушений процедуры проведения ЕГЭ и фальсификации результатов.

Институт управления образованием РАО Перспективные задачи Открытость, прозрачность и доверие к процедурам ЕГЭ может обеспечиваться за счёт: 1) привлечения независимых общественных наблюдателей при проведении экзамена, 2) публикации результатов в СМИ (включая случая нарушений и фальсификации), 3) обсуждения результатов с привлечением авторитетных общественных организаций, 4) создание эффективных механизмов защиты от фальсификации результатов ЕГЭ.

Институт управления образованием РАО Урок 5. Интерпретация результатов 13 Некорректная интерпретация результатов измерений при проведении оценки учебных достижений была и остается важнейшей проблемой. Опыт ЕГЭ показал, что зачастую данные экзамена используются для неправомерного сравнения и рейтингования школ и муниципалитетов, без учёта условий, влияющих на деятельность образовательных учреждений.

Институт управления образованием РАО Перспективные задачи ) Требуется подготовка подробных методических руководств о том: - каким образом должны анализироваться результаты экзамена (или другой программы оценки); - какие решения могут приниматься на основе имеющихся данных; 2) При реализации политических решений следует избегать «простых» сопоставлений ОУ и образовательных систем без учёта контекстных факторов и результатов других измерений и оценок.

Институт управления образованием РАО Урок 6. Использовать накопленный опыт 15 Важно использовать накопленный потенциал для решения сопряжённых задач: проведения итоговой аттестации по завершению основной школы (ГИА-9); организации различных мониторинговых исследований в области ОКО; поддержки деятельности региональных Центров оценки качества образования.

Институт управления образованием РАО Перспективные задачи )Сопоставление результатов ЕГЭ и ГИА9 для управления качеством образования. 2)Следует проводить исследования, ориентированные на различные образовательные результаты – не только уровень обученности, но и социализация, здоровье и т.п. 3)Выделять сопоставимые регионы и по ним сравнивать результаты ЕГЭ и ГИА-9. Нужна унификация процедур проведения различных мониторингов.

Институт управления образованием РАО Урок 7. Россия в зеркале международных исследований 17 Результаты исследований способствуют развитию систем образования, только если: они становятся достоянием всего общества, по ним проводятся профессиональные дискуссии, принимаются управленческие решения об изменениях в системе образования.

Институт управления образованием РАО Перспективные задачи ) Анализ полученных данных (включая проведение углублённых исследований) с целью совершенствования педагогической практики работы школ и учителей; 2) Распространение и широкое обсуждение результатов исследований среди представителей профессионального сообщества; 3) Выработка и реализация политики с опорой на результаты исследований качества образования. 4) Использование результатов исследований при работе со стандартами нового поколения.

Институт управления образованием РАО Урок 8. Уроки других стран 19 Изучение международного опыта по решению аналогичных проблем, возникающих в России при построении ОСОКО. Особое внимание следует уделять опыту стран из «российского кластера» (страны с переходной экономикой, переживающие трансформацию социальных институтов).

Институт управления образованием РАО Перспективные задачи ) Изучение опыта других стран по введению различных форм и процедур оценки качества образования (не только стандартизированных тестов). 2) Проведение дополнительных углублённых исследований по сравнению результатов России с результатами стран из «российского кластера».

Спасибо за внимание!