Способы словообразования. Пояснительная записка. Материал предназначен как методический материал и как фрагменты цикла уроков по изучению словообразования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Открытый урок по русскому языку 3 «А» класс. ДУШУ И СЕРДЦЕ В РАБОТУ ВЛОЖИ, КАЖДОЙ СЕКУНДОЙ В ТРУДЕ ДОРОЖИ.
Advertisements

Открытый урок по русскому языку Учитель Винакова Жанна Ивановна, 3 «А» класс.
2010г. Тема проекта: Сложные слова в книге Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер» Тип проекта: творческий Цель : разработать электронные таблицы и игровые задания.
1.Понятие о сложных словах.Понятие о сложных словах. 2.Способы образования.Способы образования. 3.Задания.Задания.
Правописание сложных слов Урок в 10а классе МБОУ СОШ 3 г. Светлого Калининградской области Учитель: Поротикова Г.И. Декабрь 2013 г.
Способы словообразования Разработка учителя русского языка и литературы МОУ «Заволжская СОШ» Булатовой Татьяны Викторовны.
Открытый урок по русскому языку по теме «Сложные слова» Учитель: Губарева Екатерина Ивановна. 3 в класс.
СЛОЖЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ, ОБЪЕДИНЕНИЕ. Сложение сложных слов + =
Харганатская средняя общеобразовательная школа Способы образования глаголов Урок в 5 классе Выполнила: Будаева Эржена Амоголоновна, учитель русского языка.
Способы образования глаголов Урок в 5 классе. Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много.
Словообразование глаголов. Не был на уроке, ненавидеть ложь, не мог уехать, росток не развивался, не извинился перед товарищем, капитан негодовал.
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
МОУ- средняя общеобразовательная школа С. Гаровка-2.
2011 год Задачи: 1. Образовательные: - продолжить развитие понятия о морфологических категориях имени существительного; - знать, на чем основываются различия.
Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания Урок русского языка в 10 классе Учитель: Малицкая И.Г.
Имя числительное – часть речи, которая обозначает отвечают на вопросы Количество предмета Порядок предметов при счёте Сколько? Какой ? количественное.
Презентация программы «Развитие познавательной деятельности учащихся с нарушениями речи на логопедических занятиях»
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Структура книги, использование ее аппарата при чтении Библиотечный урок для 7-х классов Разработан Третьяковой Н.В., СОШ 6.
Транксрипт:

Способы словообразования

Пояснительная записка. Материал предназначен как методический материал и как фрагменты цикла уроков по изучению словообразования. Конспект в wordе не оформлен для того, чтобы учитель выбрал тот материал и форму урока, которая адаптивна именно ему. Предполагается вариативность и дифференциация при использовании. Материал из дополнительных источников возможно предлагать для подготовки устных сообщений на уроке учащихся (это как вариант развития речи детей). Удачи всем!

Цели: 1. Познакомить со способами словообразования, этимологией некоторых слов. 2. Развивать навык морфемного и словообразовательного разбора. 3. Развивать умения правильно употреблять слова в речи. 4. Воспитывать интерес к родному языку. Задача: выработать представление о способах словообразования слов и их этимологии.

Сложные слова (теория). Объяснение учителя. Сложное слово – это слово, образованное сложением двух или более основ. Основа может представлять собой чистый корень (хор-о-вод) либо корень с приставкой или суффиксом (неб-о-склон, железн-о-дорож-н-ый), а может соответствовать целому знаменательному слову (семи-глав-ый, ярко-зеленый). Основа может быть и сокращенной, усеченной (зар-плат-а из заработная плата).

Сложение слов может производиться разными способами: морфологическим, лексико-синтаксическим, условно-фонетическим. 1. При морфологическом сложении новое слово образуется соединением значимых частей – основ или основы и знаменательного слова – при помощи соединительных гласных: о после основ на твердый согласный, е после основ на мягкий согласный, шипящий или ц. Например: пар-о-ход, змей[й]-е-лов, душ-е-губ, солнц-е- пек.

Иногда для образования сложного слова необходимо добавить еще и суффикс: полк-о-вод-ец, рук-о-дел-и-е, железнодорожный (целое слово не получается без суффикса: *полк-о-вод-, *рук-о-дел-). В этих случаях считается, что слово образовано сложносуффиксальным способом, т.е. одновременно сложением основ и добавлением суффикса.

Значение такого слова легко получается на основе значений составляющих его частей. Морфологическое сложение – продуктивный способ словообразования; это значит, что таким способом можно образовывать новые слова (например, диск-о-вод).

2. При лексико-синтаксическом способе соединяются в одно целое устойчивые сочетания слов в том виде, как они обычно употребляются в речи. Происходит сращение слов без соединительных гласных для обозначения единого понятия – предмета, лица, признака или единого множества предметов, например: полцарства, Конек- Горбунок, вечнозеленый, белым-бело, гуси- лебеди.

При лексико-синтаксическом сложении также возможно использование морфологического приема – добавления суффикса одновременно со сложением основ: пятикласс-ник, трехтом-н-ый. Многие модели синтаксического сложения являются продуктивными.

Сращение слов может быть полным или неполным. При полном сращении новое слово пишется слитно и имеет одно окончание: Новгород-Ж, в Новгород-е; сорвиголов-а, о сорвиголов-е. Обычно одна его часть имеет форму, в которой использовалась в словосочетании: сорвиголова ¬ сорви голову, трехэтажный ¬ из трех этажей.

При неполном сращении части сложного слова сохраняют вид и форму самостоятельных слов, но объединяются дефисом в одно целое, например: платье- костюм, кошки-мышки, Ростов-на-Дону. Иногда части сложного слова могут иметь каждая свое окончание: школ-а-интернат, в школ-е-интернат-е; Царевн-а-лягушк-а, о Царевн-е-лягушк-е. Но чаще они имеют только одно общее окончание: к оригинал-макет-у, о генерал-майор-е. Фактически при неполном сращении получаются сложносоставные слова из равноправных или неравноправных частей.

3. При условно-фонетическом способе новое слово также образуется из словосочетаний, но собирается в единое целое по частям из слогов или звуков. Слоги получаются из начальных частей слов или названий начальных букв (универмаг из универсальный магазин; МГУ – [эм-гэ-у]), звуки берутся из начальных звуков слов (вуз, завуч – из заведующий учебной частью). Последнее слово исходного словосочетания может использоваться целиком (зарплата из заработная плата). Такие слова называются сложносокращенными, или аббревиатурами, а условно-фонетический способ – сложносокращенным.

Аббревиатуры значительно сокращают длинные названия, и тем они удобны, но не всегда новые слова оказываются легкими для произношения, а их смысл понятным. Аббревиатуры, как правило, недолго сохраняются в языке. Аббревиация – достаточно новый, но распространенный и продуктивный способ словообразования во многих языках мира.

Задание 1. Сказочные герои Объясните, почему их так зовут: 1) Синеглазка; 2) Златовласка; 3) Белоснежка; 4) Черномор; 5) Мойдодыр; 6) Мальчик-с- пальчик; 7) Золушка; 8) Жар-птица; 9) Незнайка; 10) Людоед; 11) Конек-Горбунок; 12) Снегурочка; 13) Дед Мороз; 14) Красная Шапочка. Какие из этих слов сложные? Какими способами они образованы? У каких еще сказочных героев имена построены на основе словосложения?

Задание 2. Теремок Вспомните, как называли себя жители сказочного теремка: – Кто-кто в теремочке живет? – Я, мышка-норушка! – Я, лягушка-квакушка! – Я, зайчик-побегайчик! – Я, лисичка-сестричка! Каким способом образованы их названия?

Задание 3. Сказочные предметы Вспомните, как называются в сказках волшебные предметы: скатерть, сапоги, шапка, ковер, цветик, гусли, меч. Почему они так названы? Какие из названий – сложные слова?

Из истории слов КОЛОБОК – это не сложное слово, оно образовано с помощью уменьшительного суффикса -ок от не сохранившегося слова колоб – маленький круглый хлебец. Древнерусское слово коло, от которого произошло колоб, значит круг; его корень сохранился также в словах около, кольцо, колесо. КОЛОКОЛ – в этом слове повторяется древний, по-видимому, звукоподражательный корень кол- (коло-), не связанный со значением круг. Слово построено так же, как бум-бум, дзинь-дзинь, но сейчас его части уже срослись в единый корень. Аналогично устроено название другого ударного музыкального инструмента: тамтам.

Задание 4. Устная работа: словообразовательный анализ Ремесла Объясните, что означают следующие названия людей по роду их деятельности: кашевар, дровосек, следопыт, трубочист, зверобой, свинопас, брадобрей, костоправ, мореход, рыболов, полководец, воевода, летописец, водовоз, стеклодув, солевар, каменотес, сталевар, мукомол, звездочет, воздухоплаватель. Постарайтесь для объяснения значения использовать корни сложного слова. Образец: брадобрей – тот, кто бреет бороды. Задание 4 А. Письменная работа: - Выпишите 5 слов.

Задание 4Б. Для записанных слов попытайтесь подобрать более современные названия, например: брадобрей – парикмахер. Сравните старые и новые названия (устно). Значение старого названия часто оказывается более конкретным и узким, значение нового – более общим и широким: парикмахер – тот, кто стрижет волосы и делает прически и мужчинам, и женщинам, и детям.

Из истории слов Слово зверобой построено с нарушением морфологического правила. В чем состоит нарушение? Есть ли здесь еще слова с этим нарушением? Из истории слов ПАРИКМАХЕР – по происхождению это тоже сложное слово. Оно сложено в немецком языке из двух слов: Perucke – «парик» и Macher – «мастер». Из немецкого оно заимствовано в XVIII в. русским языком, где считается простым словом. Словосложение – распространенный способ образования новых слов во многих языках. Этим способом образованы, например, в английском языке слова: СПОРТСМЕН, БИЗНЕСМЕН – с общей основой men – «человек» и частями sport – «спорт» и bisness – «дело». ЧАРОДЕЙ, ЗЛОДЕЙ– это по происхождению также сложные слова с общей основой -дей-, производной от глагола деть – «делать». От него произошли также слова действие, дело, деяние. Чародей – буквально «делающий чары», т.е. колдовство, волшебство, злодей – «делающий зло». Особые гадальные чаши на Руси назывались чары; возможно, «колдовство» – это переносное значение.

Задание 5. Объясните лексическое значение слова «прозвище». Сложное слово – это целая картинка, наглядно представляющая ситуацию с помощью двух образов. На основе этих образов и производится наименование. Но ним можно представить и саму картинку.

Вспомните, как называют людей по качествам и привычкам. Объясните 5 слов устно и 5 слов письменно, как вы понимаете следующие наименования: лежебока, лизоблюд, домосед, лоботряс, белоручка, дармоед, живодер, тугодум, молокосос, водохлеб, сладкоежка, живоглот, пустомеля, буквоед, душегуб, зубоскал, верхогляд, крючкотвор, губошлеп, крохобор, очковтиратель, щелкопер, чистоплюй, сорвиголова, вертихвостка. Используйте объяснительные схемы: Тот, кто (делает что-то / чем-то / как-то). Тот, у кого (что-то какое-то). Обратите внимание! Слова с окончанием -а – общего рода, т.е. могут относиться к лицам и мужского, и женского пола (кроме вертихвостка с суффиксом женского рода -к-).

Из истории слов РОТОЗЕЙ – образовано из основы -рот- и основы -зей-, которую производят от не сохранившегося сети – «зиять, раскрываться», от которого произошли зев, зевать. Ротозей буквально значит «тот, у которого раскрывается рот». ГОРЕМЫКА – тоже сложное слово со значением «тот, кто горе мыкает». У мыкать исходное значение – «двигать, гнать, бросать», мыкаться – значит «беспорядочно двигаться из стороны в сторону, скитаться, испытывая нужду». Тот, кто «мыкает» горе, – значит, живет в нужде. ТУНЕЯДЕЦ – первоначально сложное слово, образованное сращением не сохранившегося наречия туне – «напрасно, даром» (сравните: втуне) и существительного ядер – «любитель поесть» от яд – в значении «еда». Тунеядер означает то же, что и дармоед – «даром едящий, любитель даром поесть».

Задание 6. Работа со словарём. Объясните лексическое значение слов, используя «Толковый словарь»: перекати- поле и сорвиголова. Некоторые слова образуются сложением повелительной формы глагола с существительным. Это – словосложение по типу сращения. В этих словах нет законной соединительной гласной, но сохраняется глагольное -и. Как правило, такие слова пишутся слитно (исключение – перекати-поле, пример неполного сращения). Вспомните слова, образованные по этой модели: сорвиголова, горицвет, вертишейка, горихвостка, вертихвостка, держиморда, перекати-поле, скопидом. Кого или что обозначают эти наименования?

Из истории слов СПАСИБО – это слово получилось из словосочетания спаси Бог! (устойчивая форма благодарения) сращением основ и отпадением конечного согласного (произносилось [х]). Некоторые славянские имена также образованы словосложением. Морфологическим сложением образованы имена Ярослав (от ярый – «горячий, яркий»), Вячеслав (от вячий – «вящий, больший»). А имя Владимир (древнерусское Володимер) – от славянской основы со значением «владеть» и не сохранившейся основы мер, связанной с древнегерманским mar – «великий, славный» (сравните немецкое имя Вальдемар, Вольдемар), – уже позднее переосмыслено как сращение глагольной формы и существительного мир. Такое переосмысление называют народной этимологией.

Иностранные имена тоже нередко строятся на основе словосложения, например, арабское Абдулла означает «раб Бога», испанское Розамунда – «роза мира». Названия городов тоже могут быть сложными словами. Так, сращением образованы названия Новгород, Ленинград, Петербург, Ставрополь. Вторая основа у них – город – по- старославянски, по-немецки и по-гречески.

Задание 7. Флора и фауна Выпишите из списка по порядку названия: ъ 1) зверей, 2) птиц, 3) рыб, 4) насекомых, 5) растений, отдельно выпишите названия грибов. Постарайтесь объяснить названия, используя схему: Тот (та), кто..., Тот (та), у кого.... Носорог, сороконожка, лирохвост, шелкопряд, муравьед, мухоловка, перекати-поле, утконос, буревестник, волкодав, долгоносик, красноперка, водомер, сыроежка, трясогузка, мать-и-мачеха, землеройка, козодой, толстолобик, горицвет, не- тронь-меня, зимородок, мухомор, горихвостка, чертополох, короед, иван-чай, трын-трава, водоросли, тысячелистник. Какие слова не укладываются в схемы?

Из истории слов МЕДВЕДЬ – общее для всех славян переименование зверя, которое означает «едящий мед, медоед» и образовалось сращением основ - меду- и -ед-, при этом из у получилось в. ЛЕОПАРД – в основе этого слова лежит латинское сложное слово, образованное из leo – «лев» и pardus – «тигр». ДИКОБРАЗ – образовано в русском языке от сложного прилагательного дикообразный – «выглядящий дико», «дикого вида». ВИНОГРАД – первоначально означало «винный сад», что видно из сохранившегося устойчивого сочетания сад-виноград. Образовано в старославянском языке по модели германского слова wingart.

Задание 8. Изобретения Выпишите из списка сначала названия транспортных средств, потом приборов и механизмов: Вездеход, водопровод, ледоруб, самокат, мышеловка, самовар, дырокол, снегоход, паровоз, кофемолка, землечерпалка, пылесос, вертолет, стеклорез, луноход, маслобойка, громоотвод, самолет, зубочистка, пароход, самосвал, мусоропровод. Попробуйте объяснить названия, используя схемы: То, что..., То, чем..., То, на чем....

Задание 8А. Придумайте название тому прибору (механизму, средству транспорта), который вы хотели бы изобрести. Из истории слов ПАРОХОД – так вначале был назван паровоз. Очевидно, описательная схема «то, что ходит посредством пара» приложима к обоим видам транспорта. ВЕЛОСИПЕД – это слово заимствовано в XIX в. из французского языка, в котором оно было образовано из латинских основ velox, velocis – «быстрый» и pes, pedis – «нога». Велосипед буквально означает «быстроногий» («тот, у кого быстрые ноги»). АВТОМОБИЛЬ – это слово также заимствовано из французского языка вместе с изобретением. Французское automobile образовано сложением основ двух слов: греческого autos – «сам» и латинского mobilis – «движущийся, подвижный». МОПЕД – это слово образовалось в современном русском языке своеобразным способом: из сочетания мото велосипед (= моторизованный велосипед) были взяты первый и последний слоги. Мопед – сложносокращенное слово.

Задание 9. Техника Как видно, для наименования изобретений во всем мире широко используются латинские и греческие основы. В русском языке тоже много слов с такими элементами: авто- (сам), аудио- (звук), аэро- (воздух), вело- (быстрый), видео- (видимый), кино- (заимствовано из нем. Kino), космо- (Вселенная), мото- (движение), микро- (малый), стерео- (пространственный), теле- (далекий), термо- (горячий), фото- (свет), электро- и другие.

Сложные слова с такими частями пишутся слитно. Слитно пишется также элемент авиа- (сокращение от авиация). Второй частью может быть как иностранная (- мобиль, -метр, -фон, -скоп, -грамма, -граф и другие), так и русская основа (например, фото + выставка, электро + печь). Вспомните и назовите как можно больше сложных слов, относящихся к технике, в составе которых используются латинские и греческие основы.

Задание 10. Наука Латинские и греческие корни используются для наименования наук и научных областей исследования. Второй частью таких слов обычно являются греческие основы -лог- (от логос – «слово»), и -граф- (от графо – «пишу»), первая часть обозначает предмет науки: био- – «жизнь», гео- – «земля», а целостное значение наименованию придает суффикс -иj-, например, биология – «слово (наука) о жизни», география – «наука о поверхности земли».

Вспомните как можно больше подобных наименований. На русской основе названия наук – областей знания – создаются с помощью основ -знание, -ведение, например, языкознание, естествознание, литературоведение). Попытайтесь для иноязычных наименований привести (или составить) соответствующие русские. Из истории слов ФИЛОЛОГИЯ – это слово устроено иначе, чем большинство названий наук. Первая его основа происходит от греческого филео- – «люблю». Филология – буквально «любовь к слову». БИОГРАФИЯ – а это слово вообще не обозначает науку, а означает «описание жизни» – «жизнеописание».

Задание 11. Природа и погода Выпишите сначала названия природных явлений, названия местности и природных объектов: снегопад, солнцеворот, плоскогорье, землетрясение, водоворот, мелководье, ледоход, звездопад, гололед, редколесье, небосвод, ледостав, суховей, лесостепь, листопад, бурелом, сухостой, водопад, полнолуние, равноденствие, солнцепек. Объясните значения сложных слов, используя описательные схемы: для явлений – То, когда..., для местности и природных объектов – То, где...

Задание 11Б. Календарь. Посмотрите, какими названиями характеризовали на Руси календарные месяцы: сентябрь – златолист, листопадник; октябрь – листопад; ноябрь – полузимник, листогной; февраль – вьюговей, бокогрей; март – зимобор; апрель – снегогон, водолей; июнь – скопидом, хлеборост, разноцвет, светозар; июль – сенозарник; август – хлебосол, разносол, припасиха-собериха, густоед. Из истории слов ЛУКОМОРЬЕ – древнерусское слово, образованное сложением и суффиксацией на основе словосочетания лука («изгиб, излучина») моря и означающее изгибающийся берег моря. ПОЛОВОДЬЕ – также образовано сложносуффиксальным способом на основе словосочетания полая вода – «открытая вода».

Задание 12. Занятия и качества Выпишите сначала названия занятий людей, их времяпрепровождения, затем названия их качеств: чаепитие, честолюбие, путешествие, простодушие, хоровод, рукоделие, милосердие, сенокос, равнодушие, пустословие, легкомыслие, своеволие, мордобитие, самолюбие. Объясните их значение. К каким из них подходит описательная схема: То, когда...?

Задание 13. Какие мы? Выпишите сначала признаки, относящиеся к внешности людей, потом к характеру, потом признаки, описывающие животных: синеглазый, долговязый, любопытный, короткошерстный, вислоухий, широкоплечий, твердолобый, мягкотелый, низкорослый, великодушный, миролюбивый, полоумный, длиннохвостый, добродушный, остромордый, легкомысленный, белобрысый, курносый, лопоухий, самостоятельный, сумасшедший. Объясните их значения, используя схему Такой, у кого..., Такой, кто...

Задание 13А. Опишите устно свою внешность. Опишите своего друга, подругу. Задание 13Б. Выпишите из полученного текста 1 прилагательное, 1 существительное, 1 глагол и произведите морфемный и словообразовательные разборы.

Задание 14. Сказочные существа Вам, наверное, известны мифические существа: дракон, кентавр, сфинкс, козерог, единорог. Объясните лексическое значение этих слов. В Подземной стране А.Волкова водились шестилапые (читай: А.Волков. Семь подземных королей), в «Винни-Пухе» – Слонопотам. Попробуйте придумать свое сказочное существо: дайте ему название, опишите его внешность и характер, используя сложные слова, существующие в русском языке и составленные вами.

Из истории слов ЛОПОУХИЙ – образовано морфологическим сложением не сохранившегося слова лоп – «лист» (ср. лопух) или лопа – «лапа, ладонь» и ухо. Буквально означает: «с ушами, похожими на ладонь, лист». ДОЛГОВЯЗЫЙ – образовано морфологическим сложением двух основ: долгий – «длинный» и вязы – «шея» (такое слово сохранилось в диалектах). Буквально означает «длинношеий». БЕЛОБРЫСЫЙ – образовано на основе словосочетания бела(я) бры («бровь») и суффиксации. Исходное значение – «белобровый». КУРНОСЫЙ – первоначально корноносый – «коротконосый» от не сохранившегося корний – «короткий» (ср. корнать – «обрезать»).

Задание 15. Душа С основой душа существует много сложных слов, составьте и запишите их: просто- равно- велико- мало- тще- благо- двое- прямо- едино- -раздирающий -щипательный Многие из них пришли к нам из старославянского языка, где были построены по модели греческих слов. Образуйте эти сложные слова и попробуйте объяснить различия в их значениях.

Задание 16. Числа Первой основой сложного слова может быть основа числительного – порядкового, количественного или собирательного. Сложные слова, образованные от порядковых и собирательных числительных, строятся по модели морфологического сложения – т.е. с соединительной гласной о/е – первоцвет, третьеклассник, троекратный. По этой же модели строятся сложные слова с количественными числительными один, девяносто, сто, тысяча: одноэтажный, стограммовый, тысячелистник. Сложные слова, образованные от остальных количественных числительных, образуются иначе – лексико-синтаксическим сложением: сращением в исходном словосочетании формы родительного падежа числительного с основой существительного (и обычно с добавлением суффикса): (крокодил) пяти метров длины => пятиметровый (крокодил), (роман) из трех томов => трехтомный (роман).

16А. Запишите полностью: 1-классник, 2-классник, 3-классник, 4- классник, 5-классник, 2-годник, 10-томник, 100-метровка, 50-летие, 90-летний, 80-летний, 40-летний, 1-этажный, 4-этажный, 1-кратный, 2-кратный, 3-кратный, 4-угольник, 5-угольник. Какие основы использованы в этих словах? В каких словах возможны две разные основы?

Из истории слов Число «3» входит в сложные слова в разных формах. Во- первых, существует ряд слов, образованных сложением с основой тре- (от не сохранившегося наречия тре – «трижды»): треугольник, трезубец, треножник, треух, трезвон, треволнение. Во-вторых, сращением со словом три образованы числительные тринадцать, тридцать, триста, а также некоторые другие слова: Тригорское (от «три горы»), тридесятое (царство), втридорога. Обе эти модели непродуктивны. Зато продуктивна модель с основой трех – формой родительного падежа числительного три (трехдневный, трехсложный, трехведерный). Сложные слова с количественным числительным два также образуются от разных основ: дву- и двух-: двуглавый и двухголовый, двуличный и двухместный. Основа дву- – это тоже форма родительного падежа, но только для парных предметов (т.е. предметов, нормально существующих в паре).

Задание 16Б. Запишите полностью: 2-главый орел, 2-головый теленок, 2- ногие существа, 2-колесный велосипед, 2-сторонние переговоры, 2-кратный чемпион, 3-кратный чемпион, 3-кратное «ура!», 3-угольник, 4-угольник, 4- классник, 2-властие, 2-недельные тр_волнения, 3-значное число.

Задание 17. Во саду ли, в огороде... Вспомните как можно больше овощей и фруктов и возьмите от каждого половину. Что у вас получится? Правило. Числительное пол пишется слитно с существительным в форме родительного падежа. Через дефис пишется пол-: 1) перед гласной: пол-яблока; 2) перед л: пол-лимона; 3) перед заглавной буквой: пол-Москвы – то есть тогда, когда иначе не напишешь! (Неудобно к строчной букве присоединять заглавную; в других случаях слитное написание меняет произношение.

Проделайте эксперимент: представьте, что эти слова написаны без дефиса. Как бы вы их прочли?) Из истории слов ПОЛТОРА – результат сращения пол и втора (т.е. второго).

Задание 18. Работа с текстом. Прочтите. Назовите произведения, из которых взяты отрывки. Найдите в текстах все сложные слова. Определите способы, которыми они образованы. Объясните постановку знаков препинания. 1) Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела. Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого, И жених сыскался ей, Королевич Елисей. (А.Пушкин)

Задание 19. Самостоятельная работа. Прочтите. Назовите произведения, из которых взяты отрывки. Найдите в текстах все сложные слова. Определите способы, которыми они образованы. Объясните постановку знаков препинания. 2) Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. (А.Пушкин)

Задание 20. Найдите в тексте сложные слова. Подумайте, правильно ли образованы они? Какие правила словообразования нарушены? 3) Глубокоуважаемый вагоноуважатый! Вагоноуважаемый глубокоуважатый! Во что бы то ни стало мне надо выходить. Нельзя ли у трамвала вокзай остановить? (С.Маршак)

Задание 21. Мыследеятельный подход: развитие умений по изучаемому материалу. Предложите работу по тексту в соответствии с изучаемой темой. В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели. (Читай: Дж. Ролинг. Гарри Поттер и тайная комната.)

Задание 22- аналогичное 21. В НИИЧАВО (научно- исследовательском институте чародейства и волшебства) понедельник начинался в субботу, потому что опыты по волшебным превращениям были интереснее обычного воскресного времяпрепровождения. (Читай: А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу.)

Задания Творческие работы на выявление уровня усвоения знаний по теме «Словообразование».

Задание 23. Самостоятельная работа. Определите виды работ по данному тексту самостоятельно. Выполните их письменно, предложите выполнить эти задания однокласснику. Проверьте их и выставите оценки. Космические пираты Весельчак У и Крысс примчались из будущего в поисках новоизобретенного аппарата, помогающего слышать чужие мысли, миелофона. Этот аппарат шестиклассник Коля, путешествуя во времени, случайно унес с собой в XX век. (Читай: Кир Булычев. 100 лет тому вперед.)

Задание 24. Благородный рыцарь Дон Кихот путешествовал по дорогам Испании в поисках приключений со своим верным оруженосцем Санчо Пансой. Не умея отличить вымысел от реальности, Дон Кихот сражался с ветряными мельницами, и злоключения преследовали его. (Читай: М. де Сервантес. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский.)

Задание 25. Город Почти все городские учреждения, организации и предприятия имеют дополнительные сложносокращенные названия. Они часто употребляются в речи, а иногда встречаются и на вывесках. Вспомните вывески, которые вы читаете на улицах города. Время проходит, названия делаются непонятными, вывески меняются.

Домашнее задание. Попытайтесь объяснить, как устроены следующие – старые и современные – названия. Универмаг, Союзпечать, канцтовары, промтовары, универсам, химчистка, культтовары, сбербанк, детсад, ЖЭК, ДЭЗ, ГАИ, Главпочтамт, сельхозпродукты, военкомат, стройматериалы, шиномонтаж, НИИ, МГУ, ТЮЗ, ГАБТ, ДК.

Пояснение к творческой работе: учителю лучше распечатать данный алгоритм работы. Творческая работа. Сочиняем сказку (игру) Попробуйте сочинить свою сказку (игру). Для этого можно использовать схему: 1. Определите место действия (волшебную или реальную страну, край..., дом). 2. Выберите или сочините имя сказочного героя (какое?). 3. Отправьте его в путешествие (куда?). 4. Определите цель путешествия (зачем?). 5. Выберите волшебные средства (с помощью чего?). 6. Выберите помощников (зверей, птиц), сведите их с героем (с помощью кого?.. как?). 7. Определите злодеев и друзей (кого?), дайте им имена (какие?). 8. Придумайте препятствия и испытания в путешествии главного героя (какие?). 9. Придумайте хороший конец, в котором главный герой добивается цели (каким образом?) и получает награду (какую?). 10. Можете придумать и волшебное заклинание (против чего? какое?). 11. Можно нарисовать картинку, например, такую: