Этапы работы над сочинением на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
Advertisements

Ученическая презентация Зачем нужна пунктуация?. Авторы работы: 1. Аверкина Анастасия 2. Евтеева Анна 3. Крысанов Андрей 4. Никишин Дмитрий 5. Юдина Яна.
Готовимся к ЕГЭ Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Свечаревская С.А.
Подготовка к ГИА. 9 класс. Выполнение задания С2.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Зачем нужна пунктуация?
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
(подготовка к ГИА, задание С 2.1 ) Презентация выполнена учителем русского языка МОУ СОШ 3 г-к.Анапа с.Витязево Поповой Еленой Витальевной Prezentacii.com.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного.
Пишем сочинение- рассуждение на лингвистическую тему. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» Работа учителя русского.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Функции знаков препинания. Слайд-1 Образец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые.
Пишем сочинение на лингвистическую тему. Функции знаков препинания: 1.Выделительные 2.Разделительные.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Транксрипт:

Этапы работы над сочинением на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?»

Помогите Антону доказать свою точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужна пунктуация?» Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст и найдите необходимые примеры использования знаков препинания, аргументирующие ваши мысли. В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные функции знаков препинания. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

«На письме без знаков препинания обойтись невозможно,»- считает Антон. Прав Антон, что « без знаков препинания обойтись невозможно.» По мнению Антона, без знаков препинания невозможно обойтись. Действительно это так, потому что знаки препинания выполняют в тексте несколько функций. Они служат для передачи смысла предложения,чувств и эмоций пишущего.

Часто ли мы задумываемся над ролью знаков препинания в тексте? предложения Я считаю, что знаки препинания необходимы, потому что они могут передать все оттенки смысла…+ 2-3 предложения От расстановки знаков препинания может зависеть человеческая жизнь. Всем известна знаменитая фраза «Казнить нельзя помиловать.»Оказывается, в истории произошёл подобный случай. Русской императрице Марии Фёдоровне удалось переправить запятую в резолюции её супруга, императора Александра III: «Простить нельзя, отправить в Сибирь» на «Простить, нельзя отправить в Сибирь». Узник был спасён… Знаки препинания выполняют в тексте несколько функций. Они служат для передачи смысла предложения,чувств и эмоций пишущего.

Во –первых, одна из главных функций знаков препинания – выделительная. ( ), - «» (причастный и деепричастный обороты, вводные и вставные конструкции, уточняющие члены предложения, приложения, сравнительные обороты, обращение, междометие, частичное цитирование). Примеры из текста(номера нужных предложений или частичное цитирование).

Во –вторых, знаки препинания выполняют разделительную ( отделительную)функцию., : - ; «» ( однородные члены, части сложного предложения, цитата, диалог, прямая речь, неполное предложение) Примеры из текста(номера нужных предложений или частичное цитирования)

В – третьих, это функция ограничения и конца предложения.. ? ! … ( по цели высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное предложение; по интонации: восклицательное, невосклицательное; по ограничению: завершённое или незавершённое.) Примеры из текста(номера нужных предложений или частичное цитирования)

Таким образом( следовательно, поэтому, итак, в итоге и т.д.),без знаков препинания в тексте обойтись невозможно.

Приёмы работы над основной частью сочинения на лингвистическую тему « Зачем нужна пунктуация?»

Алгоритм работы над основной частью Прочитай внимательно текст. Найди яркие примеры использования знаков препинания, иллюстрирующих разные функции (не менее двух). Определи значение найденных знаков препинания. Опиши их функции, указывая номера нужных предложений или используя частичное цитирование ( избегай чрезмерного цитирования). Построй логично и последовательно композицию основной части, не нарушая абзацного членения текста сочинения. Используй при этом вводные слова во-первых, во–вторых, в-третьих.

вид знака пример значение функция

Собственное значение знаков препинания и их функция в письменной речи Назван ие знака Пример Значение Функция знаков препинания в письменной речи. В магазине Павлик увидел сразу этот мяч. Завершённость высказывания, законченность мысли, независимость части предложения. Функцию конца предложения выполняет точка. Именно она выражает законченность мысли (предложение 1). … В магазине Павлик увидел сразу этот мяч, о котором он так мечтал … Который даже видел во сне … Неполнота информации, оттенок незаконченности и неуверенности, завершённость высказывания, пропуск в тексте. В предложении номер 2 автор использует многоточие, которое выражает незаконченность мысли. ? - А весы у вас верные ? - Верные, мадамочка, верные! Ожидание ответа – это основной способ выражения значения, а также завершённость, законченность, автономность, неполнота информации. По цели высказывания предложение 3 вопросительное, которое требует немедленного ответа. Значит, необходимо использовать вопросительный знак., Увлеченные игрой, дети не обратили внимания на подошедших. Перечисление одновременных и последовательных событий ( см. разделительную и выделительную функции в предложении). Запятую ставят тогда, когда хотят сказать: « я ещё не закончил своё сообщение, читайте дальше» «Увлеченные игрой» - это обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Для выделения причинного значения оборота необходима постановка запятой.

, Рассеялся туман, встало солнце, высохла роса. Автор использует бессоюзное сложное предложение (5), в котором входящие в него простые предложения обозначают последовательность событий. Он использует при этом запятую. Таким образом рисуется картина раннего утра. ! «Погодите ! - вскричал я.- Орла ! Орла заберите ! Вместе с запахом ! » Эмоциональная напряжённость ( различные чувства), завершённость высказывания, законченность мысли, относительная автономность предложений. В предложении 6 реплики героя раскрывают его эмоции: взволнованность, решительность, настойчивость. Для этого используется автором восклицательный знак. ; Щёлкает белка, в лапах сосен мелькает её пушистый хвост ; видишь невероятно много, хочется видеть всё больше… Законченность мысли, относительная автономность, значение перечисления. Используемый знак «точка с запятой» выражает значение перечисления картин, образов, далёких друг от друга. Благодаря разделительной функции этого знака создается целостная картина мира. : Он с трудом досидел до конца : ему было скучно. Павел чувствует : чья- то рука касается его. Я увидел нечто чудное : по берегу ползла рыба. Причина ( потому что). Дополнение смысла ( что…, как). Пояснение ( а именно). Для передачи причинного значения предложения автор использует двоеточие. Таким образом, становится понятно, почему герою было скучно. Функция двоеточия – разделительная.

_ Сыр выпал - с ним была плутовка такова. Поля, луга, леса – всё зазеленело. Следование объектов и событий, неполнота информации, относительная автономность предложений, смена автора высказывания. В бессоюзном сложном предложении 1 автор использует тире, чтобы показать быструю смену событий. Знак выполняет разделительную функцию. В простом предложении 2 автор ставит тире, чтобы отделить ряд однородных членов от обобщающего слова. Это позволяет читателю увидеть обобщенную картину наступления весны. () Мой приход ( что меня не удивило ) их не обрадовал. Дополнительный характер информации( указание, пояснение), относительная автономность предложений, неполнота информации, законченность мысли, разъяснение предыдущей части высказывания. Вставная конструкция «что меня не удивило» несёт дополнительную информацию о чувствах говорящего. Автор использует скобки, подчеркивая при этом выделительную функцию знака. «» Она напомнила: « Завтра же праздник ». А это и есть мой « благодетель ». Выражение « перейти Рубикон» связано с именем Юлия Цезаря. Смена автора высказывания, законченность мысли и относительная автономность предложения. Автором в предложении 1 используются кавычки, чтобы разделить слова автора и прямую речь. Функция этого знака – разделительная. Во втором предложении автор использует кавычки для выделения слова, употребленного не в своём обычном значении, а в ироническом смысле. Для частичного цитирования в предложении 3 автор прибегает к выделительной функции знака «кавычки», повторяя известное выражение.

Синтаксические средства художественной изобразительности Риторические восклицания Пышный ! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре). Для того чтобы повысить эмоциональность высказывания, привлечь внимание читателя к реке Днепр, автор использует восклицательный знак(риторическое восклицание). Риторический вопрос Что тревожишь ты меня? Что ты знаешь, скучный шёпот? От меня чего ты хочешь? Ты зовёшь или пророчишь? Пушкин употребляет риторический вопрос, чтобы выразить свое эмоциональное состояние тревоги и волнения. Параллелизм В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут. Автор использует запятую для разделения частей сложного бессоюзного предложения, чтобы подчеркнуть связь двух предметов: синего неба и синего моря( прием синтаксического параллелизма). Эллипсис Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. Тире в неполном предложении придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи. Такой прием называется эллипсисом. Умолчание Я не люблю, о Русь, твоей несмелой, Тысячелетней рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты! Ограничительную функцию знаков препинания выполняет многоточие, которое пробуждает глубокие чувства автора о родине ( прием умолчания).

Смещение синтаксических конструкций Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал … Иных уж нет, а те далече … Прерывистость речи, волнение говорящего – всё это передано многоточием. Оно применяется для обозначения незаконченности высказывания. Риторическое обращение Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля ! Я предан вам душой. В данном предложении автор подчёркнуто обращается к деревне, выражая глубокую любовь( прием риторического обращения). Парцелляция И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. Точка в предложении выделяет отдельные слова в самостоятельные неполные предложения для того, чтобы подчеркнуть и усилить выразительность образа. Многосоюзие Был тиф, и лёд, и голод, и блокада. Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб. Запятая при однородных членах выполняет разделительную функцию. Союзы помогают передать стремительность и динамичность событий. Используется приём «многосоюзие». Бессоюзие Швед, русский - Колет, рубит, режет… Сказуемые в однородном ряду разделяются запятой. Бессоюзие помогает автору передать быстро сменяющиеся действия.

Этапы работы над сочинением – рассуждением ( С2.2)

С2.2 Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания: «…». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа с высказыванием 1. Прочитай внимательно текст части Определи тему и основную мысль текста, запиши в черновик. 3. Обратись к предложенному высказыванию. 4. Выдели ключевые слова в высказывании и свяжи их с проблемой текста. 5. Дай верное объяснение содержания высказывания. Сформулируй тезис сочинения и прокомментируй его. 6. Найди в тексте два примера - аргумента, которые соответствуют содержанию данного тезиса.

Речевые стандарты – клише для комментирования высказывания. Коммуникативный замысел Речевые стандарты клише Комментирование основного содержания исходного текста анализируется (какая) проблема; проблема (чего); круг (каких) проблем; дается истолкование (чего); описание (чего); критика (чего); критическая оценка (чего); характеристика основных черт (чего); излагается история (возникновения, формирования, зарождения, развития, создания чего); исследуется комплекс (каких) вопросов; процесса (чего); влияние (чего на что); зависимость (чего от чего); применение (чего в чём); показывается (творческий) характер (чего); (важная) роль (чего в чём): (огромное) значение (чего для чего); влияние (чего на что); сущность (чего); подвергается критике (что); рассмотрению (что); анализу (что); характеризуется состояние (чего); сущ­ность (чего); рассматривается (какой) вопрос; вопрос (о чём); пример (чего)...

Речевые стандарты – клише для комментирования высказывания. Коммуникативный замысел Речевые стандарты клише Выявление позиции автора Следует отметить, что... Необходимо признать, что... Надо подчеркнуть, что... Хочется выделить (что)... Автор дает оценку (чему)... Автор выявляет сущность (чего)... Автор излагает свой подход (к чему)... Автор исходит из того, что... Автор показывает собственное понимание (чего)... Автор считает правомерным (что)... Автор разграничивает понятия (чего и чего)... Автор обращает внимание на то, что... Приведённые примеры автор характеризует как... По мнению автора... Автор убедительно доказывает (что)... Определяя сущность и место (чего в чём), автор считает, что... Подчёркивая актуальность (чего), автор обращает внимание (на что)... По мнению автора, важное значение имеет (что)...-

Работа над основной частью сочинения -рассуждения Начни основную часть с тезиса, сформулированного тобой, используй при этом стандарты – клише.стандарты – клише. Введи в сочинение авторские примеры- аргументы(два) последовательно, используя разные стандарты- клише.стандарты- клише. Каждый аргумент начни с красной строки.начни с красной строки. Прочитав основную часть сочинения, напиши вступление и заключение.

Тезис Во- первых, Основная часть сочинения Во- вторых, Первый аргумент Второй аргумент

может начинаться: с ключевого слова высказывания с ряда риторических вопросов, созвучных проблеме, идее текста с цитаты, пословицы, поговорки, созвучных идее, проблеме текста с определения темы.

Стандарты – клише Таким образом,… Следовательно,… Поэтому, … Итак,… Обобщающее суждение по объяснению высказывания.

С2.2 Напишите сочинение –рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания: « Всё, что окружает нас, - это настоящее чудо». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

1. Настоящее чудо воздух, которым дышишь, солнечный свет, с восходом рождающийся и с закатом уходящий, чтобы вновь родиться. 2. Разложите воздух на составные части почти каждая из них убийственна. 3. А вы дышите. 4. Вы не спрашиваете у солнца, что оно такое, достаточно, что оно встаёт каждое утро и можно указать на него рукой Но сдвиньте, разбейте, раздробите этот обыкновенный свет он ощетинится всеми цветами, в этом спектре не будет ни одной белой мирной полосы, и вы ещё раз изумитесь тому, из какой же непримиряемой пестроты складывается это чудо естественный свет дня. 6. Всё, что окружает нас, это настоящее чудо. 7. И главное из них сама жизнь. (Л.Аннинский)