Инструментарий по оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система оценки планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО.
Advertisements

Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
Диагностика сформированности УУД в 5 классе в рамках введения ФГОС.
Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку.
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
- учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся; - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Планируемые результаты по.
Руководитель РМО, учитель МБОУ СОШ 2 Ходжаян В.Н..
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования.
«Системно-деятельностный метод – концептуальная основа нового стандарта образования» «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Диагностика и мониторинг уровня сформированности УУД.
Диагностика универсальных учебных действий и мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.
Основные функции системы оценки: ориентация на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения программы,
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
ФГОС Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Система учебников «Школа.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП в начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» Состав группы: Дёмин А.В. Шеховцова.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Транксрипт:

Инструментарий по оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

Требования к инструментарию оценки На ученическом уровне: инструментарий должен быть ориентирован прежде всего: на самооценку собственных учебных действий учащегося; требует выработки критериальной основы для оценки своих действий; носит прежде всего рефлексивный характер; дает возможность делать запрос на экспертную оценку взрослого (учителя)

На педагогическом уровне: Педагог в своей деятельности ориентируется прежде всего на два вида оценивания: формирующее оценивание и оценку индивидуального прогресса ученика. Для формирующего оценивания комплекс инструментов должен: фокусировать внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения; ориентироваться на качественную оценку действий учащихся; иметь широкий ассортимент простых техник, которые легко и быстро освоить учителю для получения от учеников обратной связи относительного того, как они учатся; носить непрерывный (цикличный) характер; ориентирован на все виды образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные результаты)

Инструментарий для оценки индивидуального прогресса учащихся должен отвечать следующим требованиям: направлен на оценку зоны ближайшего развития и «индивидуальный темп» освоения учащимся предметного содержания; акцентирует внимание на мере овладения средствами (общими способами действия); ориентируется на предметные линии, которые задают способ развертывания учебного предмета; обеспечивает два вида прогресса: линейный и уровневый. для того чтобы делать выводы об изменениях, которые происходят с учащимся необходимы данные двух и более срезов в течение учебного года по одним и тем же параметрам; позволяет в графической форме представлять прогресс учащихся

Инструментарий для оценки стартовых возможностей учащихся в обучении на начало года должен отвечать следующий требованиям: ориентирован на два типа заданий: актуального уровня и «зоны ближайших» знаний и способов/средств предметных действий, которые должны быть освоены в текущем учебном году; позволяет самостоятельно учащимся построить план действий по ликвидации проблем и трудностей, возникших после «старта»; выявляет способы работы педагогов на предыдущем этапе обучения; позволяет построить в классе «карту» движения в учебном предмете на предстоящий учебный год; устанавливает стартовые образовательные возможности учащихся после длительного перерыва на начало учебного года.

Инструментарий для итоговой оценки образовательных результатов учащихся должен отвечать следующим требованиям: носит комплексный и интегральный характер и позволяет оценить меру присвоения основных средств/способов действия, предусмотренных программой начальной школы по ключевым предметам учебного плана; отражает три уровня опосредствования : формальный, предметный и функциональный и позволяет оценить действия ребенка отдельно по каждому уровню и построить индивидуальный профиль каждого ребенка, класса, параллели школы в целом по которому можно определить прогресс в обучении; каждому уровню соответствует определенный тип тестовых задач. Количество задач соответствует ключевым способам действия учебного курса; устанавливает не только учебные, но и внеучебные достижения школьников на конец учебного года, позволяет описывать, фиксировать и предъявлять полученные результаты окружающим.

Стартовая диагностика

ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ Под редакцией М.Р. Битяновой

Наблюдательность

Мыслительные способности ХЛЕБ ОБУВЬ ОДЕЖДА

Контрольные умения

Коммуникативные умения

В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме:

ФИО ребенка Инструментальная готовность Личностная готовность Дополн и_ тельно Превосход ный Успешный Достаточн ый Критически й Образец сводной таблицы данных диагностики

Стартовые диагностики УУД Личностные УУД Методика «Беседа о школе» Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» Шкала выраженности учебно-познавательного интереса(по Г.Ю. Ксензовой) Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха

Универсальные учебные действия нравственно - этической ориентации: Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы Задание на выявление уровня моральной децентрации Анкета «Оцени поступок»

Регулятивные УУД Выкладывание узора из кубиков Графический диктант(Д.Б. Эльконин) Познавательные УУД Построение числового эквивалента или взаимно однозначного соответствия Проба на определение количества слов в предложении Диагностика речевого развития (методика изучения когнитивного развития ребенка М.Безруких) Методика «Кодирование»

Коммуникативные УУД «Левая и правая рука» Пиаже Задание «Рукавички»

Промежуточные диагностики

Комплексная письмоенная работа Основная часть Дополнительная часть Результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется

Итоговая комплексная работа

Диагностика метапредметных и личностных результатов

Регулятивные результаты

Познавательные УУД

Личностные результаты

Итоговые диагностики

Задания из итоговой аттестации выпускника Выполни задания, опираясь на текст 1. Выпиши из текста встречающиеся названия жуков-усачей 1)2) 3)4) 5) Как еще называют жуков-усачей? Запиши, каких насекомых, обитающих в Ставропольском крае, ты знаешь. 1)2)3) 4. Сколько жуков-усачей проживает на территории нашей Родины? Увеличь это число в 17 раз Затем уменьши полученное число в 75 раз Найди сумму полученных чисел Для последнего числа запиши последующее и предыдущее:

10. Разбери по составу слово: длинные 11. Из третьего абзаца выпиши указанные в таблице части речи. Для имени существительного и имени прилагательного запиши род, число, падеж. Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Глагол 12. Запиши любое слово (можно не из текста), в котором: а)букв больше, чем звуков б)звуков больше, чем букв

Итоговая диагностика метапредметных и личностных результатов Познавательные умения Задание 2. Ты хочешь найти рецепт приготовления блинов. Укажи в списке книг, в каких из них ты можешь найти нуж­ные сведения, а в каких - нет. Запиши буквы (А, Б, В), соответствующие твоим представлениям, в квадратиках рядом с номерами книг. A.Книги, в которых я скорее всего найду ответ. Б. Книги, которые мне нужно просмотреть, чтобы понять, есть ли в них ответ. B.Книги, в которых я не найду ответа. Список книг Толстой А. Золотой ключик. Блюда русской кухни. Хозяйке на заметку. Блюда средиземноморской кухни. Поваренная книга. История России.

Коммуникативные умения На основе прочитанного текста Задание 4. Как ты понимаешь выражение «любишь целый мир»? Выбери среди предложенных ответов верный и обведи соответствующую ему букву. A.Любишь все игрушки на свете. Б. Любишь и природу, и людей, и животных, и книги, и свои занятия. B.Знаешь много стран мира и животных. Задание 5. Найди в тексте и внимательно перечитай, что любит Дениска. Напиши про Дениску: о его любимых иг­ рушках, книгах, увлечениях.

Регулятивные умения Задание 1. Представь себе ситуацию. Девочка посадила на клумбе цветы. Она ухаживала за цветами: поливала их, выпалывала сорняки, рыхлила землю. Цветы выросли и распустились. Проходившие люди радовались цветам и хвалили девочку. Но однажды девочка вышла из дома и увидела клумбу с увядшими цветами. Какое решение ты бы принял на месте этой девочки? Выбери среди предложенных ответов свой и обведи соответствующую ему букву. A. Убежать, чтобы не видеть увядшие цветы. Б. Полить цветы, чтобы они ожили. B. Поплакать, чтобы её пожалели. Г. Порадоваться, что теперь не надо ухаживать за цветами.

Задание 2. Тебя попросили научить второклассника узнавать сложные слова. Составь план своих действий. Для этого выбери только необходимые действия и расставь их по порядку. В квадратиках рядом с выбранными пунктами плана проставь их номера в правильном порядке. Попрошу поставить ударение. Попрошу найти корень в словах. Попрошу его вспомнить, что такое корень слова. Покажу слово, где есть два корня (сложное слово). Попрошу предположить, что такое сложные слова. Попрошу подчеркнуть все гласные в словах

Личностные результаты Задание 1. Оцени данные в списке поступки. A.Так нужно делать всегда. Б. Чаще всего так нельзя делать. B.Так можно делать иногда. Г. Так делать нельзя ни в коем случае. Запиши буквы (А, Б, В, Г), соответствующие твоим оценкам, в квадратиках рядом с номерами поступков. Список поступков Подсказывать на уроке своему товарищу. Опаздывать на встречу с товарищем. Вступать в разговор двух взрослых людей. Обращаться на «ты» к незнакомому взрослому че­ловеку. Прерывать беседу, если звонит сотовый телефон. Читать чужие SMS-сообщения и письмоа. После еды говорить: «Спасибо». Есть мороженое в переполненном автобусе.

Задание 4. Ты нашёл в школе сотовый телефон последней модели, о котором давно мечтаешь. Исходя из общеприня­тых правил поведения, выбери поступки, которые, на твой взгляд, допустимы в данной ситуации. В квадратиках рядом с номерами поступков запиши буквы (А, Б), соответству­ющие твоим представлениям. А. Допустимый поступок.Б. Недопустимый поступок. Никому не скажу, что нашёл телефон. Оставлю его себе. Спрячу телефон, пока его не перестанут искать. Отдам телефон учителю. Найду владельца и верну телефон. Расскажу родителям о своей находке. Напишу объявление об утере телефона. Скажу родителям, что нашёл телефон на улице, а это затрудняет поиски владельца. Буду ждать, когда владелец телефона позвонит.

Итоговые диагностики Личностные УУД Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» Рефлексивная самооценка учебной деятельности Шкала выраженности учебно-познавательного интереса Опросник мотивации Методика выявления характера атрибуции письмо. опрос

Задание на выявление уровня моральной децентрации Моральная дилемма Анкета «Оцени поступок» Регулятивные УУД Педагогические наблюдения Проба на внимание Познавательные УУД Диагностика универсального действия общего приема решения задач

Коммуникативные УУД Методика «Кто прав?» Задание «Дорога к дому»

Этапы отслеживания УУД 1. Стартовая диагностика (при поступлении ребенка в школу) сентябрь- октябрь Цель: выявление стартовых возможностей и индивидуальных способностей ребенка 2. Промежуточные этапы 1 класс - апрель-май 2 класс - апрель-май 3 класс - апрель-май Цель: отслеживание динамики развития, коррекция образовательного процесса 3. Итоговый этап (4 класс - апрель-май) Цель: мониторинг уровня сформированности учебно - познавательной компетенции -прогноз успешности адаптации каждого школьника в основной школе -выявление возможных путей решения проблем и оказания помощи учащимся

ТАБЛИЦЫ универсальных учебных действий учащихся Познавательные УДД Регулятивные УДД Коммуникативные УУД Личностные результаты

Требования к методическому комплексу, направленному на оценку развития УУД адекватность методик целям и задачам исследования; теоретическая обоснованность диагностической направленности методик; адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся; валидность и надежность применяемых методик; профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование, обработку и интерпретацию результатов; этические стандарты деятельности психологов.

Контрольная работа по математике Тема (раздел): «Числа и цифры». Планируемый результат: ориентация на содержательные моменты школьной действительности и адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; принимать и сохранять учебную задачу; понимание и принятие цели, сформулированной педагогом формулировать собственное мнение; Умения: сравнивать, упорядочивать, группировать предметы и числа по заданному признаку; соотносить цифру и число предметов;

Задание 1 Подари средней белке 5 грибочков. Белке слева подари на 2 грибочка меньше, а белке справа - на 3 больше, чем средней. Задание 2 Сколько? Запиши цифрой

Задание 3 Запиши пропущенные числа в том порядке, как они идут при счёте. 1,, 3, 4,, 6,, 8,, 10 Задание 4 Раздели шары на группы, соедини линиями. Задание повышенного уровня Поставь знаки сравнения:

«Лист индивидуальных достижений школьника» - динамика навыка чтения (с классификацией ошибок - навыки написания диктантов и умения списывать (с классификацией ошибок) - умения выполнять грамматические разборы и т.д -сформированность вычислительных навыков -умения решать текстовые задачи - работа с величинами и т.д. РУССКИЙ ЯЗЫК ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ -оценивать жизненные ситуаций -организовывать свое рабочее место -ориентироваться в учебнике и т.д. УУД МАТЕМАТИКА

Оценочные таблицы для учителя (с планируемыми результатами) ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Навыков чтения Работа с текстом Учебно - информационные умения РУССКИЙ ЯЗЫК МАТЕМАТИКА Классификация ошибок в письмоенных работах Диагностика сформированности ЗУНов по классу

Линии развития Осмысленно читать и получать удовольствие от литературы как искусства слова Определять и объяснять свое отношение к прочитанному Узнавать новое о литературе, книгах, писателях, чтобы выбирать интересное для себя Создавать устные и письмоенные тексты, чтобы передавать другим свои мысли и чувства Итог (например %) Умения \ Ученики осмысленное, правильное чтение целыми словами; (темп чтения вслух от 30–40 слов в минуту) заучивани е наизусть небольши х стихотвор ений ответы на вопросы учителя по содержани ю прочитанн ого высказы вание своего отношен ия к героям прочитан ных произвед ений соотношение авторов, названий и героев прочитан ных произвед ений различать рассказы и стихотвор ения подро бный пересказ текста составл ение устного рассказа по картинк е Таблица требований. По предметам. 1 класс. Темы: __________________________________________________________________________ (при успешном выполнении задания в графу соответствующего умения ставиться «+», если задание выполнено не удачно – не ставиться ничего)

«По каким критериям различать оценки?» Оценка ученика определяется по универсальной шкале четырёх уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки: I - Превосходный уровень(необязательный «сверхзадача») % II - Успешный уровень(нестандартная задача – «отлично»); 75-94% III – Достаточный уровень (типовая задача – «хорошо») 45-74% IV – Критический уровень (материал не усвоен) 0-44%

Разнообразные методы оценивания наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении, оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ, тестирование, оценка открытых и закрытых ответов обучающихся, оценка результатов рефлексии обучающихся ( разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)

«Как выводить итоговые оценки и отметки?» Итоговые оценки и отметки рекомендуется выводить за учебный модуль (блок тем), который изучался за определённый отрезок учебного времени (четверть, год). Итоговая оценка – характеристика уровня продемонстрированных умений. Итоговая отметка – среднее арифметическое текущих отметок (выставленных с согласия ученика) и обязатель- ных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их пересдачи.

Риски: искажение результатов оценки за счёт неразработанности объективных критериев и процедур; увеличение времени на оценку за счёт активного времени обучения; натаскивание на содержание проверки; перегруженность учителей и учащихся снижение познавательной мотивации