ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК» на 2013 – 2017 год. Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа «ЗДОРОВЬЕ». Задачи программы: охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития; формировать у всех участников образовательного.
Advertisements

М ИНИСТЕРСТВО ЗДОРОВЬЕ И СПОРТ. Программа министерства «Здоровье и спорт» – это комплексная система воспитания школьника (здорового физически, всесторонне.
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму,
Руководитель центра здоровья: С.А.Ульянова, инструктор по физической культуре.
Здоровье сберегающие педагогические технологии в воспитательно - образовательном процессе с дошкольниками Опыт работы Комоликовой Елены Николаевны, воспитателя.
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ 101 Санкт-Петербург 2012год.
Методическое сопровождение работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни.
Формирование представлений о здоровом образе жизни; Внедрение в программу работы здоровьесберегающих технологий; Совершенствование двигательных навыков;
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад 32 Петродворцового района Санкт-Петербурга Проект: «Создание оптимальной модели здоровьесозидающего.
...Физическое воспитание - это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость. Крэттен.
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ГРУППАХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ» Приоритетное направление МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 126» -
Творческая презентация: « Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
МДОУ «Детский сад 17» Система работы ДОУ в образовательной области Воспитатель: Кугакова Н.И.
Государственное бюджетное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная.
Использование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в педагогическом процессе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.
Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна их главных стратегических задач страны. В нашем районе созданы все условия для занятий с детьми.
Анализ образовательной ситуации выявил следующие противоречия: -между декларируемой на общественном уровне необходимостью активизации двигательной активности.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании.
Зеленчукский муниципальный район. «Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни дошкольников»
Транксрипт:

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК» на 2013 – 2017 год

Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи программы «Здоровый ребёнок»: Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний. Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.

Объекты программы: Родители детей, посещающих ДОУ Педагогический коллектив Дети ДОУ

Укрепление материально – технической базы ДОУ. Работа с детьми. Работа с педагогами. Работа с родителями Программа реализуется через следующие разделы:

В перспективе: кабинет ФИЗИО процедур кабинет развивающего обучения педагога- психолога Карточки подвижных игр Атрибуты к подвижным играм картотека физкультминуток и пальчиковых игр

Работа с детьми. Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов. Лечебно - профилактическая работа. Создание представлений о здоровом образе жизни. Диагностика Полноценное питание. Коррекционно - педагогическая работа с детьми. Система эффективного закаливания. Организация рациональной двигательной активности. Летне-оздоровительные мероприятия. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.

выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями медицинские работники диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой, наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни воспитатели группы обследует звукопроизношение ребёнка, состояние его фонематического слуха, слоговую структуру слова, связную речь; учитель – логопед выявляет индивидуальные особенности развития психических процессов, особенно поведения и эмоционально – волевой сферы педагог – психолог обследует состояние уровня музыкального развития. музыкальный руководитель Диагностика.

Принципы организации питания: выполнение режима питания правильность расстановки мебели гигиена приёма пищи ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания эстетика организации питания (сервировка) индивидуальный подход к детям во время питания Полноценное питание.

Основные факторы закаливания: закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей Система эффективного закаливания.

соблюдение температурного режима в течение дня правильная организация прогулки и её длительности облегченная одежда для детей в детском саду сон без маечек; (если позволяет температура) дыхательная гимнастика после сна мытьё прохладной водой рук по локоть полоскание рта прохладной кипяченой водой Комплекс закаливающих мероприятий:

Организация рациональной двигательной активности. Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями. Основные принципы организации физического воспитания в детском саду: 1. физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья; 2. сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами; 3. обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости 4. медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья; 5. включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

физические занятия в зале и на спортивной площадке с элементами психогимнастики туризм (прогулки – походы) дозированная ходьба оздоровительный бег физкультминутки физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья» индивидуальная работа с детьми Формы организации физического воспитания:

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач: Традиционные. Игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности. Сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, «Путешествие в весенний лес» и др. Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла»; они могут быть с одним предметом, например, «Поиграй со мной, дружок» (мяч). Занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр. Занятия – зачёты для проведения диагностики по основным видам движения и развития и физических качеств (1 раз в квартал). Занятия, основная часть которых носит ярко выраженный нетрадиционный характер (ритмика, логоритмика). Музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам. Занятия на «экологической тропе». Занятия с учётом полоролевой социализации отдельно для девочек и мальчиков. Важным условием является проведение всех занятий в музыкальном сопровождении. Важным в занятиях является моторная плотность, которая обеспечивает тренирующий эффект. Так, моторная плотность прогулок составляет до 60%, моторная плотность занятий – до 80%.

В перспективе: Проводить специальные коррекционные занятия для детей с нарушением осанки и плоскостопия Углублённые врачебные осмотры с комплексной оценкой здоровья. Организация платных тренировочных секций (ритмика). Организация занятий по группам здоровья, с учётом индивидуального подхода отдельно для девочек и мальчик ов.

Создание условий организации оздоровительных режимов для детей. Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (трехразовое), укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические. Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений. Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей. Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями. Санитарно – просветительная работа с сотрудниками и родителями.

. Создание представлений о здоровом образе жизни. Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

Привитие стойких культурно – гигиенических навыков. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. Формирование элементарных представлений об окружающей среде. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения. Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах. Вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов. Принципы: · выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей; · индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребёнком и родителями, применение подвижных, сюжетно – ролевых и особенно режиссерских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей, отдельные приёмы рациональной психотерапии; · обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребенка; · создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом; · обучение детей приёмам мышечного расслабления – базового условия для аутогенной тренировки; · организация уголка психологической разгрузки («уединения») в группе; · использование психоаналитических и личностно ориентированных бесед с детьми с аффективными невротическими проявлениями; · рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции; · использование на физкультурных занятиях элементов психогимнастики.

Необходимые условия для осуществления вышеназванных принципов В детском саду работает психолог, который выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию дострессовых невротических состояний у детей; помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффективных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку. Отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе. Развивающая среда организована с учётом интересов детей. Эстетично оформлен интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Наличие в группах «уголков уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике. Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка. Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник – актёр. Большая роль в псикоррекционной работе отводится музыкотерапии, прежде всего, классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребёнка (успокаивает).

В перспективе: Учить детей приёмам релаксации, выполняя упражнения не менее трёх раз в день (через 1,5 – 2 часа) индивидуально. Во всех группах оформить уголки уединени

Коррекционно - педагогическая работа с детьми. Цель: Устранение речевого дефекта у детей, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

В перспективе: Организация платных услуг логопеда для неорганизованных детей. Подбор комплексов упражнений по логоритмике.

Физкультурные занятия. Подвижные игры и физические упражнения на улице. Утреннюю зарядку на улице с обязательным бегом на выносливость и дыхательными упражнениями. Дыхательную гимнастику после сна. Спортивные игры и соревнования. Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья. Общекорректирующие упражнения. Элементы психогимнастики, релаксации. Лечебно-профилактическая работа включает в себя:

Летне-оздоровительные мероприятия. Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон без маечек, ходьба босиком; Физкультурные занятия в природных условиях (в лесной зоне, в парках, спортивной площадке);. Физкультурные занятия в природных условиях (в лесной зоне, в парках, спортивной площадке);. Физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе; Закаливание стоп; Витаминизация: соки, фрукты, ягоды.

Работа с педагогами. Организационные методические мероприятия: Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста. Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии, а также системы их социального сопровождения после выпуска из дошкольного учреждения. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп. Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания. Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений. Пропаганда здорового образа жизни. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.

Методические рекомендации по оздоровлению: · Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. · Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов психогимнастики, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях. · Необходимо широкое использование игровых приёмов создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию. · Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье. · Обучение дошкольников здоровому образу жизни. · Обучение дошкольников приёмам личной самодиагностики, саморегуляции. · Беседы, валеологические занятия. · Психологические тренинги.

Работа с родителями задачи работы с родителями: Повышение педагогической культуры родителей. Пропаганда общественного дошкольного воспитания. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.

Проведение родительских собраний, семинаров, родительских клубов – практикумов, консультаций. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам. Дни открытых дверей. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших). Совместные занятия для детей и родителей. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, психолога, медицинской сестры, врача). Родительский всеобуч: клуб «Здоровый ребёнок». формы работы с родителями :

Методы, используемые педагогами в работе: Анкета для родителей. Беседы с родителями. Беседы с ребёнком. Наблюдение за ребёнком. Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми. Посещение семьи ребёнка. С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед по теме «Здоровье»

методы Анкета для родителей Беседы с родителями. Посещение семьи ребёнка. Наблюдение за ребёнком. Беседы с ребёнком. Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.

План на ближайшие 3 – 4 года. Продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», туристических походов, праздников, субботников. Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов. Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей» (в вечернее время). Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни. Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, родительские клубы и т.д.

Продолжить проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», туристических походов, праздников, субботников Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов. Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей» (в вечернее время). Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни. Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, родительские клубы и т.д. План на ближайшие 3 – 4 года.

Ожидаемые результаты реализации программы. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья. Обеспечение статистического учёта, контроля и анализ на всех уровнях. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников. Повышение квалификации работников дошкольных учреждений. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности. Шеф-повар Младший обслуживающий персонал

Кадровое обеспечение. Заведующий ДОУ Методист Педагог-психолог Медицинская сестра Инструктор по физической культуре Заместитель заведующего по ХР Шеф-повар Логопед Воспитатели Заместитель заведующего по УР Младший обслуживающий персонал Музыкальный руководитель

Автор: методист МБДОУ «Лесная поляна» Колесниченко Лидия Васильевна.