Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности. Шардакова Татьяна Михайловна Учитель физики МОУ ОСОШ 1 Очёр 2010...

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником» С.Л.Рубинштейн.
Advertisements

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.
«Современные подходы к организации учебно- исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения» МОУ СОШ с УИОП 16 учитель нач.классов.
Выполнила: Горбунова В. А., учитель русского языка и литературы.
Цель: Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Задачи: Создание системы внеурочной работы, дополнительного.
«Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Б. Паскаль.
Развитие активности, самостоятельности, инициатив- ности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление,
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Шарандина В.В. учитель истории МОУ «СОШ 53» г. Кургана.
ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА 1.Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктив­ностью, способной к самостоятельному.
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Методический семинар Исследовательская деятельность как средство формирования ИКТ компетенции Алапаевск 2010г..
Отчет по самообразованию за учебный год учителя русского языка и литературы Лексиной Л.В.
МОУ «Шумерлинская СОШ» Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
«Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Б. Паскаль.
Научное общество учащихся Целью работы НОУ на данном этапе явилась популяризация научно-поисковой работы в 6 и 7 классах для усовершенствования процесса.
Организация самостоятельной деятельности школьников.
Творческий отчёт по теме самообразования «Научно-исследовательская деятельность в начальной школе» учителя начальных классов Творческий отчёт по теме самообразования.
Учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 6» г. Бузулука Оренбургской области Обобщение опыта по теме: «Организация исследовательской деятельности.
Цель использования информационных технологий: Создание совокупных психолого-педагогических и методических условий для активизации творческого потенциала.
Транксрипт:

Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности. Шардакова Татьяна Михайловна Учитель физики МОУ ОСОШ 1 Очёр Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать Р.Декарт

Содержание Что такое исследовательская деятельность, нужна ли она в школе Задачи исследовательской деятельности Активизация индивидуального познавательного потенциала школьников Какие решает проблемы Пространство исследовательской деятельности Мое кредо Исследовательская работа вне уроков Литература

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. От исследовательской деятельности школьники получают творческий импульс или желание расширять собственные горизонты познания, возрастает интерес к предмету

развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов; развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать; развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках; формирование чувства ответственности за порученное дело; воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации; Основные задачи научно-исследовательской работы:

применяет различные формы и приёмы организации учебно-исследовательской деятельности школьников осуществляет индивидуальный подход, выступая помощником и проводником ученика, избегая прямых указаний, подавляющих поисковую инициативу ребёнка использует возможности организации внеурочной деятельности учащихся по предмету, в том числе кружковую работу исследовательской направленности, элективные курсы Учебно-исследовательская деятельность на уроках и внеклассных занятиях активизирует индивидуальный познавательный потенциал школьников в том случае, если учитель

Решаем проблемы 1.недостаточным количеством учебного времени и большим объемом программного материала; 2. низким качеством окружающей социальной среды и необходимостью достижения высокого уровня научности получаемых знаний; 3. ориентацией нового содержания образования на развитие творческого потенциала и традиционной методикой обучения.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся в образовательном пространстве Урок Олимпиады Конкурс исследовательских работ учащихся Кружок Интеллектуальные конкурсы: «Енот» Элективные курсы Факультатив

Ведущей педагогической идеей моей работы: взаимного доверия и уважения; обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности; учения без принуждения; свобода выбора и максимальная помощь учителя в подготовке работы ученика; принципа коллективного труда; осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся; использования личностно-ориентированного обучения, в основу которого положена личность человека, его опыт как источник индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании.

Тема 1. Физика и физические методы изучения природы. Дата:___________ Урок 1. PHYSIS (греч.) – _____________________________________________________________ Физика – это_______________________________________________________________ __ Объект – это ________________________________________________________________ Предмет изучения физики – Задание 1.1 Перечислите науки о природе.

Задание 1.2. Запишите примеры объектов. Задание 1.3. Запишите признаки, по которым мы можем различать объекты. Физическое тело – это_ ______________________________________________________ Предмет изучения физики в нашем курсе – это________________________________ Физическое поле – это _______________________________________________________ Задание 1.4. Назови физическим терминов предметы на рисунках.

Задание 1.5. Перечислите свойства стакана, стоящего у вас на столе. Свойства стакана:__________________________________________________________ Фраза «объект находится в определенном состоянии» означает, что ______________ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К УРОКУ 1. Задача – упражнение 1.1 Назовите (запишите) физическим термином предметы, представленные в таблице: Карандаш – это … Мама – это … Роза – это … Принтер – это … Озеро – это … Атмосфера – это … Учитель – это … Земля – это … Облако – это … Дом – это … Звезда – это … Дерево – это …

Почему мы с вами выбираем эти объекты? НУ КОНЕЧНО! Мы их с вами можем увидеть, потрогать, услышать, то есть обнаружить с помощью наших органов

Примером исследований является урок «Способы уменьшения и увеличения давления» в 7 классе. На уроке у учеников формируется умение находить и сравнивать давление в разных практических ситуациях. На столах располагается оборудование (деревянные бруски, динамометры и карточки с заданием). Выполняют экспериментальное задание, согласно указаниям и результаты записывают в таблицу на доске: ГраньПлощадь, кв.м.Вес, НДавление, Па Широкая0,004 Широкая0,004 ГраньПлощадь, кв.м.Вес, НДавление, Па Широкая3 Узкая3 Наименьшая3

Проверка закона Ома для участка цепи Задачи урока: совершенствовать умения планировать и проводить физический эксперимент, обрабатывать результаты эксперимента, делать выводы, обрабатывать результаты с помощью табличного процессора (MS Excel) на компьютерах, А А V реостат сопротивление Оборудование: источник тока, сопротивления в колодке, амперметр, вольтметр, ключ, реостат, соединительные провода.

Занятия по исследовательской работе учащихся во внеурочное время провожу по следующему плану: 1. Введение (виды исследовательских работ, научно-практические конференции, конкурсы школьников). 2. Методология научного творчества (основные понятия научно- исследовательской работы, общая схема хода научного исследования, поиск информации). 3. Этапы работы в рамках научного исследования (выбор темы, составление плана научно-исследовательской работы, работа с литературой, понятийным аппаратом). 4. Оформление исследовательской работы (структура содержания исследовательской работы, общие правила оформления текста научно- исследовательской работы). 5. Представление результатов научно-исследовательской работы (психологический аспект готовности к выступлению, требования к докладу, культура выступления и ведения дискуссии)

Л.Б.Ительсон «Возрастная и педагогическая психология». Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно- исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, С Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, 7, 2000, с Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. –М.,1981. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. –М., 1974 Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно- исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, С Литература: