Нетрадиционные формы работы на уроках истории Евстифеева Наталья Сергеевна, учитель истории и обществознания ГБОУ лицея г.Сызрани Сызрань 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационно- коммуникативные технологии в обучении истории и обществознания.
Advertisements

Реутова Т.В., СОШ 11 г. Лысьва 1. Игра – мощный стимул обучения. Через игру быстрее происходит формирование познавательного интереса к предмету. 2. Во.
Из опыта работы учителя математики ГБОУ СОШ с.Курумоч Хохловой Г.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН 1.
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ на УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ СЛШ 1 Пялькиной.
ТЕМА : Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся.
Тема выступления : «Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в преподавании русского языка и литературы» Презентацию подготовила учитель.
Методы обучения в коррекционной школе. (по Е.Д. Худенко) М.А. Расулова ГОУ СО «Берёзовская СКШИ»
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методы обучения в коррекционной школе. (по Е.Д. Худенко) М.А. Расулова ГОУ СО «Берёзовская СКШИ»
Презентация учебного проекта по теме « Свойства функций » Предмет : алгебра Авторы : учащиеся 9 А класса ; учитель математики Дубенкина О. В. Г.Ковров.
Синяткина Татьяна Владимировна учитель истории и обществознания МОУ СОШ 6 г. Приволжска Ивановской области В 2002 г. закончила ИвГУ, исторический факультет,
Дидактические игры в обучении истории Выступление на районных педагогических чтениях. Выполнила : учитель истории Сергеевской МСОШ Сиянова Елена Анатольевна.
Федорова Юлия Анатольевна учитель истории МОУ СОШ 287 им. А.И. Петелина ЗАТО г. Заозерска.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
Содержательные и методические особенности урока в условиях подготовки к ЕГЭ Сообщение с курсов Подготовила Н.Д. Райхель.
Выполнила: уч. биологии Андреева Ю.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 29.
Метод « Цветочная поляна» Цель - определить образовательные цели, выяснить ожидания и опасения, чтобы точнее разработать предметную направленность урока.
Транксрипт:

Нетрадиционные формы работы на уроках истории Евстифеева Наталья Сергеевна, учитель истории и обществознания ГБОУ лицея г.Сызрани Сызрань 2012

Главный принцип работы – демократичность урока Развивать мышление, логику, умение сравнивать и анализировать, сопоставлять факты, прогнозировать развитие событий, - всё это успешно отрабатывается на уроке истории. Учителю стоит отойти от лекционной подачи материала и взять в союзники природное любопытство ребёнка, его желание самому докопаться до сути вопроса, сделать открытие, угадать. Идя на урок, учитель уже может видеть его картину, он заранее настраивается на то, что историками-исследователями будут сами ребята, а уж роль вольных слушателей нужно исключить. Если самые яркие, ключевые моменты вы преподнесёте ребёнку в необычной форме, он сам дома захочет ознакомиться со всей темой.

Проверив домашнее задание, учитель представляет ребятам картину, или фотографию, которая связана с темой урока. Проанализировав один визуальный источник, можно проникнуть в изучаемую эпоху, можно ответить на многие вопросы о сути события, о личности исторического персонажа, о контексте события. Произошло погружение ученика в тему урока, и он уже готов исследовать дальше. Использование визуального источника

Что необходимо учитывать, готовя игровой урок: 1. Подготовленная игра должна вызывать интерес у всех участвующих в ней детей. 2. Игра должна быть основана на самодеятельном творчестве ребят. 3. Процесс игры должен вызывать только положительные эмоции. 4. В игре должен присутствовать состязательный элемент.

Игра при устном изложении учебного материала и при работе с текстом: «Живая картина» «Экскурсия» «Китайские иероглифы» «Чистая доска» «Три предложения» «Переводчик» «Новый материал преподает класс…» «Реставрация»

«Новый материал преподаёт… класс». Например такой урок был проведён в 8 классе к юбилейной дате 200-летия Отечественной войне 1812 года «Отечественная война 1812 г.». Класс делится на несколько групп. Предложены группам темы: начало войны, планы и силы сторон, Смоленское сражение, Бородинское сражение, Тарутинский манёвр, партизанское движение. Каждая группа подробно изучает материал. Объяснение нового материала строится из логически построенных вопросов учителя и ответов учеников.

Игра«Реставрация», в которой сочетается методический прием конспективного изложения с подготовкой учащихся к умению создавать конспект и работать с ним. Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями (возможно, без точек и с пропусками для общеупотребительных слов). Школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его. Учитель предваряет игру примерно следующим образом: «Представьте себе, что вы работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо восстановить текст».

Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала. К ним относятся как игры с правилами, так и ролевые и комплексные игры. В свою очередь игры с правилами делятся на словесно-логические и игры - головоломки. Словесно - логические - это игры, в которых на основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов, вопросов, фраз, небольших отрывков текста. Примерами словесно-логических игр могут быть игры: «Аукцион» «Исторический снежный ком» «Вассал-сеньор» «Исторические пятнашки» «Историческая азбука» «Отгадай героя» «Отгадай термин» «Продолжи рассказ» «Ассоциации» и т. д.

Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала. К ним относятся как игры с правилами, так и ролевые и комплексные игры. В свою очередь игры с правилами делятся на словесно-логические и игры - головоломки. Словесно - логические - это игры, в которых на основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов, вопросов, фраз, небольших отрывков текста. Примерами словесно-логических игр могут быть игры: «Аукцион» «Исторический снежный ком» «Вассал-сеньор» «Исторические пятнашки» «Историческая азбука» «Отгадай героя» «Отгадай термин» «Продолжи рассказ» «Ассоциации» и т. д.

Игра «Исторические пятнашки». Эта игра проведена на уроке обобщающего повторения в 6 классе. На доске рисуется квадрат, делится на 16 клеток, в которых записаны даты. Ученикам предлагается восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату, необходимо назвать событие, о котором идёт речь:

« Интервью с историческими героями » Когда в основе изучаемого материала находится историческая личность, например: Иван Грозный, Пётр I, Александр Суворов, Степан Разин и другие, можно предложить инсценировать интервью с историческим героем. Это могут сделать два человека, один из которых герой, а другой - журналист, а также весь класс, если речь пойдёт о пресс-конференции. Если участвует весь класс, то « исторический герой » заранее готовится: собирает максимум информации о том человеке, которого ему придётся играть, а « корреспонденты » должны заранее подготовить интересные вопросы. Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, даёт возможность отдельным учащимся глубоко изучить исторический материал и проявить свои знания в форме, отличной от традиционного ответа (доклад, реферат и пр.).

Подводя итог необходимо отметить, что игры при изучении нового материала и варианты дидактических игр на повторение, закрепление и обобщение исторического материала на уроках истории позволяют заинтересовать учащихся материалом изучаемого курса, активизировать познавательную деятельность и их работу, развивать память, внимание, смекалку.

Это тоже своего рода игра: весь класс разделён на подгруппы, каждая из которых трудится над решением загадки истории. Чтобы ответить на ключевой вопрос, необходимо сделать ряд заданий. Это могут быть и тесты, и логические цепочки, и узнавание исторических персонажей по картинке, и блицы и многое другое. Но в конце работы дети должны ответить на главный вопрос. В нем не обязательно должен крыться какой-то исторический факт. Даты, события ребята повторят в процессе решения заданий. Ключевой вопрос должен развивать их аналитическое мышление, образное мышление, должен иметь воспитательное значение.

1. Мультимедийные презентации

2. Фильмы, видеоролики, флеш-фильмы

3. Мультимедийные карты

4. Мультимедийные (электронные) учебные пособия, энциклопедии, атласы, электронные учебники, репетиторы, задачники. Всеобщая история 5-8 класс. Издательство: Кордис История 5 класс. Учебное электронное пособие. Просвещение «История России » «История России XX век» «Атлас Древнего мира»

5. Интернет-ресурсы Работа с Интернет-ресурсами позволяет получать навыки самостоятельного поиска, анализа и систематизации исторической информации, содержащейся в различных источниках. Задача учителя правильно организовать процесс получения этой информации, распределять знания по темам, оформлять их в виде таблиц, слайдов (презентаций), схем. Важно не потерять свою индивидуальность, полностью заменив мыслительный процесс работой Интернета.

(htt://som.fsij.ru) Сайт «Сетевого объединения методистов» (htt://lesson-history.narod.ru) Уроки презентации (htt://art- rus.narod.ru/galleri.htmt) Сайт «Картинная галерея» (htt:// Сайт творческих учителей (htt://his.1 september.ru) Газета «История и сайт для учителя «Я иду на урок» (htt:// Сайт «Родина» (htt:// Сайт «Я помню» (о ВОВ) (htt://russia.rir.ru) Сайт «Россия великая» (htt:// Сайт «Русь изначальная» (htt:// Журнал Преподавание Истории в школе (htt://soyuzssr.narod.ru) Сайт «Советский Союз» (htt:// Библиотека электронных ресурсов

Результативность использования ИКТна уроках истории: расширение образовательный и воспитательный потенциал изучения истории сделать историческую информацию более открытой и привлекательной для широкого сообщества. вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены повысить профессионализм педагога, стимулировать желание совершенствовать работу.

Всероссийский заочный конкурс-олимпиада «Познание и творчество» Международная дистанционная олимпиада«Эрудит» по истории «Молодежной исторический чемпионат» (г.Пермь)