Учитель МОУ «Лицей 11 им. Т.И. Александровой» Чиркова Галина Алексеевна. Педагогический стаж 32 года. Победитель республиканского конкурса «Учитель-новатор» в 2008 году «Интегрированный урок как форма вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность»
Ценностные ориентиры Я считаю, что наряду с решением глобальных экологических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, на первый план в XXI веке выйдут проблемы экологии души. Главная задача педагога: Помощь в становлении духовного мира ребенка Развитие творческих способностей Привитие любви к отечественной и мировой культуре Новые подходы к преподаванию в соответствии с потребностями времени
Веление времени Необходимость активного включения учащихся в самостоятельную исследовательскую работу с целью приобретения знаний, выработки у них навыков исследовательской работы, оформления результатов исследований в виде проектов и компьютерных презентаций. Использовании образовательных, коммуникационной-информационных технологий Принципиально новый тип интегрированного урока: урок- исследование с привлечением учащихся как соавторов учителя в собирании новой информации, в обработке и подготовке ее для подачи на уроке в форме отдельных сообщений, докладов, презентаций, а также в создании общей презентации по теме урока или проекта, связанного с представлением области исследования. Учащиеся должны обладать навыками работы с Интернет- ресурсами, с программами Power Point, Word. Учитель, как координатор их творческих усилий, также должен быть ИКТ-компетентным
Подготовка и проведение урока - исследования требует особого алгоритма. Учащимся предлагается проблемная тема, которая выходит за рамки школьной программы и не отражена в учебных пособиях, мало или односторонне исследована. В произведениях литературы, живописи, музыки учащиеся должны найти соответствия, точки соприкосновения с данной проблемой, попытаться найти общую идею, объединяющее начало. Учащиеся получают задания, требующие кропотливой индивидуальной исследовательской работы. Работа ведется в разных направлениях, а сами задания имею «ролевой» характер. Распределение «ролей» происходит в соответствии с интересами и желанием самих учащихся. «Литературовед» работает над поиском материала, связанного с изучаемым произведением, над анализом эпизодов или интерпретацией поэтического текста. «Философ» дает пояснения философско-мировоззренческого характера. «Богослов» ищет объяснения встретившихся в тексте понятий, терминов из области христианства или других религий. «Историк» исследует особенности эпохи, исторические события, лежащие в основе произведений литературы, живописи, музыки. «Чтецы», «актеры», «драматурги», «искусствоведы», «музыканты» готовят выразительное чтение, разыгрывают сцены, « дописывают» недописанную главу или действие пьесы, готовят музыкальные фрагменты в записи или живом исполнении. Таким образом, каждый из ребят, готовящих свою часть урока, становится «соавтором учителя». При подготовке ребята задействуют все виды информационных ресурсов.
Методика подготовки и проведения урока- исследования имеет ряд достоинств: работа над уроком является плодом усилий всего класса и учителя, опирается на педагогику сотрудничества; урок основан на методе проблемного обучения и тем самым способствует развитию мыслительной деятельности; новая методика формирования учебной мотивации ведет к высоким результатам; она создает ситуацию успеха, ощущение радости открытия, повышает интерес к литературе, к отечественной и мировой культуре, способствует эстетическому и нравственному развитию детей; методика «ролевой игры» позволяет каждому ребенку попробовать себя в роли актера, ученого, искусствоведа и т.д.; система поисковых заданий вырабатывает умение самостоятельно добывать знания, осуществлять исследовательскую работу с использованием различных видов ЦОР, Интернета, применять проектный метод; позволяет учащимся составить представление о структуре урока, методике его проведения, что ориентирует их на выбор педагогической профессии.
В чем главная особенность урока-исследования? Привлечение практически всего класса к «ролевой» работе по собиранию информации; в процессе ее обработки каждый из «соавторов учителя» («литературовед», «философ», «богослов», «биограф», «искусствовед», «чтецы-актеры», «маски», «музыканты») вносит свой вклад в создание общей концепции видения исследуемой темы, в рассмотрение различных аспектов изучаемого материала (философского, богословского, литературного, искусствоведческого и др. в соответствии с задачами урока). Такая работа, безусловно, трудоемка, требует особой «режиссуры» со стороны учителя, выполняющего роль координатора
Что достигается на уроке и в процессе подготовки к нему? 1. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность. 2. Урок перестает быть чисто информативным, становится уроком- исследованием, уроком-открытием. 3. Интерес к самостоятельной исследовательской работе ведет к тому, что многие ребята продолжают исследование и за рамками урока, создают рефераты, презентации, выступают с ними на ученических научных конференциях.
Результат: Результатом исследовательской работы должно стать сообщение, сопровождаемое несколькими слайдами презентации. Накануне урока все «соавторы» собираются, чтобы составить план урока и общую презентацию. Учитель координирует эту работу, помогая отобрать из обилия материала наиболее существенное и вырабатывая общую линию ведения урока, способ подачи материала, помогая сформулировать вопросы, выводы, задания. В работу включается «компьютерная группа», составляющая общую презентацию, которая содержит как иллюстративный материал, так и вопросы, задания, необходимые цитаты (это по существу мини-проект с незавершенной последней страничкой, оставленной для вывода; она «доделывается» прямо на уроке, в процессе обсуждения, когда будут сформулированы окончательные выводы). «Диалог о человеке и вере». Интегрированн ый урок по творчеству Н.В.Гоголя и А.А.Иванова в 11 классе
Преимущества данного типа урока: Старшеклассники, принимающие участие в создании урока, исследуют каждый свою тему глубоко и всесторонне, на уроке происходит «открытие», а исследовательский интерес часто не ограничивается рамками урока и перерастает в научную работу, реферат, проект (многие рефераты, с которыми ребята выступают на Александровских чтениях, берут свое начало именно с урока-исследования, а ребята становятся активными членами Научного общества лицеистов).
Семиклассники исследуют творчество Н.В.Гоголя: Историк разбирается в причинах казацко- польских войн; Биограф исследует родословную Гоголя; Богослов объясняет различия между православием и католичеством; Искусствовед анализирует картину И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; Социолог изучает причины этно-национальных конфликтов и пути их разрешения.
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте Урок МХК «Красота, преобразующая мир» по творчеству Н.К.Рериха в книге «Дорога к Рериху, дорога к себе».Йошкар-Ола, МИО и Рериховское общество г. Урок русского языка «Сочинение-сказка на тему «Последний бал снежинок» (с использованием музыки) в книге Т.А.Христолюбовой «Уроки русского языка: типы, структура, планирование». Йошкар-Ола, МГПИ им. Крупской, 2005 год. Урок русского языка «Буквы е – и в корнях с чередованием». Запись на DVD для видеотеки МГПИ им. Крупской в качестве методического пособия для студентов- филологов. Книга «Под сенью дружных муз» (сборник уроков МХК учителей г. Йошкар- Олы и Республики Марий Эл), где опубликован урок «Судьба России в творчестве М.Волошина и К.Петрова-Водкина». Йошкар-Ола,ГОУ ДПО(ПК)С «Марийский институт образования» 2008 год. Публикация урока на сайте «1 сентября» в мае 2008 г. (урок «Судьба России в творчестве М.Волошина и К. Петрова-водкина»). Публикация программы элективного курса «В мире искусства» в брошюре «Образовательная область «Искусство» в профильной школе. Методические рекомендации». Йошкар-Ола год, ГОУ ДПО(ПК) С «Марийский институт образования». Публикация материала об уроке-исследовании и конспекта урока «Диалог о человеке и вере в творчестве Н.В.Гоголя и А.А.Иванова» в 6 журнала «Русская словесность» за 2008 год.