Тайны души Андрея Болконского и Пьера Безухова. Во все времена великие умы человечества пытались постичь тайны человеческой души «…Толстой умеет проникнуть.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В романе Л. Н. Толстого Война и мир показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности.
Advertisements

Выполнила - ученица 10 «А» класса Лебедева Марина Проверила- Кравченко Алла Евгеньевна Школа 683 Приморского района Итоговая работа по литературе Тема:
Особенности пути героев Самовозвеличивание Самоотрицание Высшая правда по Толстому- самоотождествление с народом.
Первая встречаЖенитьба на Элен Дуэль с Долоховым Вступление в масонство Любовь к Наташе Бородинское поле Встреча с Платоном КаратаевымСчастливая семейная.
« Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного и важнейшего!» Путь князя Болконского.
Поиск плодотворной общественной жизни П.Безухова и А. Болконского (т. 2 ч.1-3) Природа в жизни людей с точки зрения Л.Толстого.
«Чтобы жить честно…». Жизненные искания героев романа «Война и мир» - Андрея Болконского и Пьера Безухова. Урок эстетического освоения текста (10 класс)
Портретный очерк. Князь Андрей Болконский Лосевой Эвелины, 10-1.
Работу в ыполнила ученица 10 к ласса Маркова О ксана 2011 г од.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Путь Пьера Безухова. Ранний нелепый брак Увлечение Наполеоном Измена любимой Вторая любовь истинная, одухотворенная Моменты самовозвеличения и самоуничтожения.
Ученицы 10 «а» класса Артеевой Оксаны Учитель : Артеева Т. К.
Образ Андрея Болконского.. Счастье Болконского Андрей всю жизнь искал счастье, но не земное, а «гордое, совершенное»; Андрей всю жизнь искал счастье,
( Внеклассное мероприятие ) А знаешь, есть в мире хорошие люди : Есть люди - улыбки и люди - сердца, А значит, наверное, все еще будет. Нам надо лишь жить.
Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого Исполнитель: Князев Александр, 10-А кл. ГБОУ СОШ 353 им. А. С. Пушкина г. Москвы.
Урок русской литературы в 10 классе Уроки нравственности по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого.
Портрет Л. Н. Толстого [1887]. Роман – эпопея « Война и мир » проникнута общенациональным чувством. Читая « Войну и мир », невозможно не испытать гордости.
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
Всероссийский фестиваль творческих работ учащихся НПО, СПО и общеобразовательных школ, посвященный 68-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг.
Семейная жизнь - хорошо это или плохо? Перед тем, как создать семью многие люди задаются вопросом - надо ли им это, что они потеряют и приобретут в семейной.
Транксрипт:

Тайны души Андрея Болконского и Пьера Безухова

Во все времена великие умы человечества пытались постичь тайны человеческой души «…Толстой умеет проникнуть в глубь характеров… Он очерчивает с несравненной силой их достоинства и недостатки, колебания и противоречия. Это страшный и неумолимый психолог, от наблюдательности которого ничего не скроется и для которого человеческая натура, столь изменчивая и разнообразная, не имеет тайны». Альфред Баден (французский критик)

«Люди, как реки…» Л. Н. Толстой Г ерои романа «Война и мир» не пророки и не миссии. Они просто люди, сомневающиеся и страдающие. Но они всю жизнь искали истину…

Они едины, несмотря на существующие различия между ними… Князь Андрей: «Ты мне дорог особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света» «Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял Те качества, которые ближе всего можно выразить понятием силы воли»

«В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был князь Андрей Болконский…» Князь Андрей был безупречен и моден, «со вселенской скукой в глазах». Он был дистанцирован от посетителей салона. Все и вся надоело ему и наскучило…

Духовное развитие князя Андрея начинается в романе с глубокой неудовлетворенности тем образом жизни, который ему приходится вести. Ему тесно в бессмысленном и узком пространстве света, ограничивающем и отягощающем его. В своем стремлении он не видит, что наносит непоправимые обиды людям, любящим его. Он эгоистичен и скуп на ответную любовь.

«Эта жизнь, которую я веду здесь… эта жизнь не по мне» Андрей Болконский испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. Их возможность, по убеждению Андрея, открывает для него армия и участие в военных походах.

«Ведь что же слава? Та же любовь к другим…» Тайные желания, побуждающие князя ехать в армию, другие: он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. Эта потребность поддерживается в нем присущим ему честолюбием. Князь Андрей: «…одного этого я хочу, для одного этого я живу… что мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую…»

Однако идея славы оказалась весьма низкой пробы… Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом высокого понимания жизни: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Андрей Болконский понимает, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона.

«Жить для себя…» Князь Андрей: «Я жил для славы. Так я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал жить спокойнее, как я живу для одного себя.»

К новой, счастливой жизни, полной тревог волнения и радости возродила князя Андрея любовь к Наташе Ростовой… … Именно для нее он стремился быть лучше, все самое прекрасное в своей душе посвящал ей…

Измена Наташи пробуждает в князе глубочайшее горе и ненависть. Высочайшей целью его жизни становится защита родины от врага….

«Жить, помогая и сочувствуя людям» Все силы Андрей отдает служению отечеству. Именно в дни суровых для родины испытаний, Болконский понимает предназначение человека на земле. Он осознает, что надо «жить помогая и сочувствуя людям»,приносить им максимальную пользу… …но смерть перечеркивает его планы…

Смертельно раненый, князь Андрей ощущает в своей душе «силы необъятные». И эти силы – во всепрощающей, «божеской» любви к врагам, к друзьям, к Наташе. Это истина, которую он искал всю жизнь и которую засвидетельствовал смертью…

…Он мог бы выжить, но не хотел этого. Он не хотел «жить во лжи», он «слишком хорош для этой жизни». Прав ли Андрей Болконский? Трудно сказать. Ведь существует другой путь…

Пьер – толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Он выделяется в великосветском салоне своей естественностью, искренностью и простотой. Пьер отдает все сам, он не испытывает желания принести жертву. Ему чужды красивые жесты, он просто отдает все: богатство, деньги, сердце…

Да, в образе Пьера Безухова мы находим черты безвольного и даже бессознательного подчинения. Наивность и доверчивость Пьера, неумение разбираться в людях заставляют его совершить ряд жизненных ошибок, которые особенно проявляются в эпизодах женитьбы на Элен и отношений с ней. Пьеру свойственно в порыве страсти поддаваться подобным мгновенным увлечениям. А когда проявляется истинная суть вещей, когда рушатся надежды, Пьер впадает в отчаяние и безверие…

«Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» Пьер Безухов – сомневающаяся натура. Его душа необъятна и непостижима. Ему свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Пьер Безухов: «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?»

Идеи «равенства, братства и любви» Пьер пытается найти смысл жизни в религиозной истине. Он уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения. Масонство дало герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, и высшее счастье человека стремиться к их достижению. Пьер Безухов: «И только теперь, когда я…стараюсь…жить для других, только теперь я понял все счастье жизни».

Пьер Безухов бесконечно добр. Его доброта – нравственная константа его души. Он любит Наташу Ростову. Он единственный, кто по-настоящему способен понять ее. Он добр и потому заслуживает быть счастливым

Самоотверженная доброта… Пьер способен к непредсказуемым поступкам. Отечественная война 1812 года приоткрывает завесы тайн перед героем: он не может оставаться пассивным свидетелем многочисленных человеческих драм. Он понимает, что истина - в единении с народом. Это подтверждается после встречи с Платоном Каратаевым, когда Пьер убеждается в верности своего пути поиска истины, духовного совершенства, «сопрягая» свою жизнь с жизнью народа. Именно в плену Безухов приходит к убеждению, что «Человек сотворен для счастья».

Среди своих сомнений, метаний, неудач, богатства и бестолковой суеты Пьер обрел главное. Душу. Свою бессмертную душу. Ее нельзя запереть или убить. Он обретает истинное лицо и призвание, четко знает, что ему необходимо от жизни. Он достигает духовной гармонии с миром и собой. Он проходит до конца трудный путь поисков смысла жизни и находит его, становясь передовым, прогрессивным человеком своей эпохи.

Разница между Андреем Болконским и Пьером Безуховым заключается в том, что они идут к своему духовному совершенству разными путями. Пьер идет к этому «путем сердца», все его действия стихийны и порой неожиданны, но приводят к верному результату. Князь Андрей, двигаясь по «пути ума», обдумывает каждый свой шаг, приходит к новому этапу, лишь пройдя предыдущий. Оба эти героя являются как бы двумя сторонами нравственного образа, идеала самого автора, они едины, несмотря на существенные различия между ними.