Центр инновационного опыта МАОУ «Лицей 4» г. Перми «Модель индивидуализации образовательного процесса в основной школе (в условиях реализации и введения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Центр инновационного опыта МАОУ «Лицей 4» г. Перми «Модель индивидуализации образовательного процесса в основной школе (в условиях реализации и введения.
Advertisements

Массовая система образования строится и функционирует как институт реализации общественно-государственного заказа. Общественно-государственный заказ включает.
Муниципальная модель основной школы «Основная школа- пространство выбора»
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Методология построения образовательного процесса старшей школы на основе ИОТ.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Школа для старшеклассников как инновационная образовательная технология Новикова Ольга Николаевна, и.о. начальника отдела развития образовательных систем.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания на уроках физики Методист-физик ИЦ «Вентана-Граф» Елькина.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Роль психологической службы в реализации стандартов нового поколения Связь универсальных учебных действий с учебными предметами 9 февраля 2011 г.
Разработка и апробация институциональных моделей пространства выбора Рефлексивно - проектный семинар. 2 часть. Губайдуллин Радик Азгамович
Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара.
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
МОУ Юго- Камская средняя общеобразовательная школа Пермского района Проект модернизации основной школы «Школа развития и становления личности» 2011 год.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Проект муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрина « Внедрение.
Транксрипт:

центр инновационного опыта МАОУ «Лицей 4» г. Перми «Модель индивидуализации образовательного процесса в основной школе (в условиях реализации и введения ФГОС )»

Лицей 4 - опорное ОУ в системе образования Пермского края: С 2004 года - областная опорная школа по методической работе при ПОИПКРО год - городская лаборатория и опорная школа по школьному экономическому образованию г.г. – городской Центр инновационного опыта «Управление развитием персонала» (инновационная управленческая модель) С 2009 года – краевой Центр инновационного опыта «Проектирование инновационных моделей организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся как условие модернизации образовательного процесса в основной школе» С 2012 г.- Краевой ЦИО НОВЫЙ ЭТАП С 2013 г. - ФСП

Цели и задачи проекта Цель проекта: Создание условий для индивидуализации образовательного процесса в основной школе, как стратегического направления повышения качества образования в рамках освоения и внедрения ФГОС нового поколения.

Индивидуализация образования как тренд развития лицея

1. Наличие широкого спектра образовательных ресурсов, ориентированных на разные категории учащихся; 2. Открытость школы, как контекст возникновения образовательных целей и как механизм обновления содержания образования; 3. Возможность неоднократного выбора 4. Педагогическое сопровождение выбора.

Современный образовательный процесс должен характеризоваться наличием у учащихся реальной возможности выбора с ее планомерным возрастанием на каждой последующей ступени образования. Условия для свободы выбора должны быть созданы во всех значимых сферах жизни учащихся (личностное и профессиональное самоопределение, гражданская позиция, образ жизни). Выбор должен носить осознанный и ответственный характер. Осознанность выбора может быть обеспечена только при формировании точного понимания со стороны учащегося, что именно он выбирает, почему, как и к каким последствиям это может привести. Ответственность выбора должна обеспечиваться точным соблюдением принятых в процессе выбора условий и обязательств как со стороны ОУ, так и со стороны учащихся и их законных представителей.

Наличие широкого спектра индивидуальных образовательных траекторий учащихся на основе ИУП. Наличие разных содержательных направлений. Поточная организация образовательного процесса. Широкое применение проектных, исследовательских способов деятельности, информационно-коммуникационных технологий. Тьюторское обеспечение образовательного процесса. Включение в образовательный процесс разных форм самостоятельной образовательной деятельности учащихся – дополнительного образования, очно-заочного обучения, дистанционного обучения и т.д. Наличие широкого культурного пространства - клубов по интересам, общественных движений и объединений, спортивных обществ.

В ходе реализации проекта предполагается поэтапная модернизация классно-урочной системы и внедрение в образовательный процесс инновационных видов образовательной деятельности: краткосрочных метапредметных курсов по выбору, образовательных практик, тьюториалов и т.д. Результатом проекта станет инновационная организационно-содержательная модель образовательного процесса в основной школе, отвечающая требованиям ФГОС.

Задачи проекта:

Ожидаемые результаты реализации модели индивидуализации образовательного процесса в основной школе Организационно-структурные: качественные и количественные критерии достижения цели (показатели) Реализация новых форм организации образовательного процесса, основанных на выборе учащихся и их родителей; Поточно-групповой метод обучения реализован во всех параллелях с 5 по 9 класс не менее чем по 2 предметам, в 8-9 классе – по 5 предметам Включение в учебный план лицея современных видов образовательной деятельности – краткосрочных курсов, проектной, исследовательской работы, других; В вариативную часть УП лицея включены краткосрочные курсы по выбору, ИД, социальные практики и профессиональные пробы – не менее 2,0 недельных часов на каждого учащегося Формирование системы социального партнерства при реализации части образовательного процесса – системы социальных практик, профессиональных проб; Не менее чем 10 договоров социального партнерства при организации практик учащихся Формирование системы взаимодействия с родителями при организации и реализации образовательного процесса Активное участие родителей в образовательном процессе. Наличие договоров общественного участия с 90% родителей Формирование практики тьюторского сопровождения подростков. Институт тьюторов – не менее 5 человек к 2014 году

Социально-образовательные: Формирование у подростков личностных универсальных учебных действий – способности и готовности к осознанному выбору образовательной деятельности, устойчивой установки на самостоятельную образовательную деятельность. Наличие в ОП лицея ситуаций выбора – не менее 5 раз за учебный год для каждого учащегося. Доля самостоятельного освоения образовательных программ – 20% Наличие у подростков обширного опыта выбора, принятия решения и его реализации в сфере собственного образования; Наличие индивидуальных образовательных программ (ИОП) у 75% учащихся основной школы к 2014 году Формирование метапредметных универсальных учебных действий в выбранном направлении продолжения образования. Реализованные профессиональные пробы у 75% учащихся 8-9 классов Наличие у подростков первичного опыта социальной и профессиональной деятельности. 100% учащихся охвачены социальными и профессиональными практиками Осознанный выбор траектории продолжения образования после окончания 9-го класса. Уменьшение количества 10- классников, меняющих в течение года профили обучения на 50% Повышение академических результатов сдачи ГИА по выбранным предметам. Повышение среднего балла на 5-10%

риски и механизмы их преодоления Неготовность учителей к деятельности в инновационной среде / целенаправленная работа по культурно-ценностному самоопределению педагогов, формирование группы педагогов- инноваторов Частичная замена классно-урочной на поточную систему обучения приведет к дезорганизации привычного образовательного процесса / четкое нормативное регулирование поточной системы обучения, внедрение в образовательный процесс новых норм и традиций. Отсутствие тьюторской позиции у педагогов / Культурно- ценностное самоопределение, гуманитарное проектирование тьюторской деятельности, переподготовка по специальности тьютор ряда педагогов, склонных к данной деятельности.

Проблемы, которые решает модель ключевая проблема современного образования: Основная ступень является наиболее проблемной ступенью общего среднего образования. Именно в этот период нарастает разрыв между предметными знаниями и личным опытом подростков, образовательная деятельность теряет для них личностный смысл, подростки не связывают получаемое ими образование и реальную жизнедеятельность. Как следствие, у подростков не формируются стойкие образовательные интересы и потребности, неуклонно снижается уровень их предметных результатов, реальные интересы подростков все больше отдаляются от их школьной жизни.

Некоторые пути преодоления этой проблемы включены в новые стандарты образования реализация компетентностного подхода, появление метапредметного содержания образования, система работы по формированию личностных результатов образования.

В предлагаемой модели предлагается реализовать три ключевых механизма установления такой взаимосвязи: Предоставление подросткам возможности делать выбор в рамках имеющейся в школе образовательной деятельности, принимать самостоятельные решения и реализовывать их; Формирование новой для основной ступени образования части образовательного процесса – системы новых видов образовательной деятельности, таких как краткосрочные курсы, социальные практики, профессиональные пробы и другие. Включение в образовательный процесс субъектности подростков – формирование универсальных учебных действий смыслополагания, самоопределения, личной рефлексии.

Предлагаемая организационно- содержательная модель основной ступени образования включает в себя комплекс организационно-содержательных элементов, позволяющих установить взаимосвязь между школьным образованием и субъектностью подростков. Ключевым элементом модели является создание пространства выбора, как пространства проб и ошибок, подкрепленное становлением способности к целеполаганию и личной рефлексии подростков

Содержание модели индивидуализации образовательного процесса в основной школе Деление параллели на учебные группы по предметам федерального компонента учебного плана лицея ( В данной модели основанием для деления на группы может служить мотивация и/или образовательные потребности подростка, зачисление в группу должно происходить по решению подростка (и его родителей)). Система краткосрочных курсов в учебном плане школы Система социальных практик и профессиональных проб в образовательной программе школы (в учебном плане лицея и/или во внеурочной деятельности учащихся) Тьюторская позиция при реализации каждого инновационного вида образовательной деятельности учащихся в рамках модели Участие родителей в каждом инновационном виде образовательной деятельности учащихся в рамках модели. Участие в образовательном процессе социальных партнеров

Предлагаемая модель может включать в себя дополнительные элементы, такие как: Проектная деятельность учащихся в образовательной программе школы (в учебном плане школы и/или во внеурочной деятельности учащихся); Исследовательская деятельность учащихся в образовательной программе школы (в учебном плане школы и/или во внеурочной деятельности учащихся); Модульное обучение; Другие.

План-реализации проекта на период с 2012 по 2014 годы (три года в статусе ЦИО) гг. – Отработка поточно-группового обучения во всех параллелях ОШ, создание системы КК гг. - Формирование системы социального партнерства при реализации части образовательного процесса – системы социальных практик, профессиональных проб; гг. - Формирование системы взаимодействия с родителями при организации и реализации образовательного процесса Формирование практики тьюторского сопровождения подростков. Подведение итогов деятельности ЦИО за 3 года, распространение инновационного опыта

Управление процессом реализации модели основной школы Создана нормативно-правовая база: - Положение об индивидуальном учебном плане; - Положение об индивидуальной образовательной программе; - Положение об организации обучения в образов. потоках (основания для выбора предметов, деления на группы, механизмы перехода); - Положение о краткосрочных курсах; - Положение о Портфолио ученика - приказы директора, регулирующие организацию поточно- группового метода обучения в 5-7 классах.

Управление процессом реализации модели основной школы Создание условий: - обучение педагогов (семинары, практикумы, курсы повышения квалификации), - учебно - методическое обеспечение, - материально-техническая база - психолого-педагогическое сопровождение учащихся и родителей. Мониторинг деятельности по реализации модели основной школы (информ., аппаратные совещания, НМС ШМО). Мониторинг эффективности образовательного процесса.

1. Поточно-групповое обучение (на основе интересов, склонностей, желания обучающихся ) 5 классы – природоведение, математика 6 классы –обществознание, литература 7 классы – математика, обществознание

Примеры: математика - теоретическая математика - пропедевтика геометрии - математика для гуманитариев - практическая математика (математика в жизни человека) - теоретико-информационная математика

обществознание - «Я и мои права» - «Социальные роли подростка» - «Подросток и общество» - «Социальное исследование» - «Я и сверстники»

8-9 классы – лицейские классы выбор уровня изучения предмета – базовый, повышенный, углубленный: - математика - физика - обществознание - экономика - право

2. Система краткосрочных курсов по выбору учащихся Цели: Повышение познавательной мотивации учащихся Расширение возможностей для пробы сил Создание условий для достижения новых образовательных результатов, в том числе личностных, метапредметных Формирование у учащихся способности к осознанному выбору образовательной траектории

Особенности краткосрочных курсов Избыточность программ ( параллель 20-25) Деятельно стный подход Презентация готового продукта Содержание – 5-7 кл. неакадемическое, метапредметное, практико- ориентированное 7-9 кл. предметные, обеспечивающие предпофильность Организация рефлексивной деятельности Краткосрочность ( от 6 до 16 часов) Чередование (1 раз в четверть)

Оценивание краткосрочных курсов Оценка по критериям в баллах Портфолио (сертификат, диплом) Рекомендация для профильного обучения

Краткосрочные курсы по выбору учащихся на основе интересов, склонностей, желания обучающихся - Город, в котором я живу – 5 кл. - Моя фирма – 5-7 класс - Математический калейдоскоп – 5 кл. - Плетение из бисера – 5 кл. - Учись исследовать (введение в химию) – 5 кл. - Процентные расчеты на каждый день-6 кл. - План и карта – 6 класс - Я-хранитель истории – 6 кл. - Игрушка своими руками (валяние из шерсти)– 6 кл. - Оригами -7 кл. - Юный журналист-7-9 кл. - Матем. моделирование экономических процессов – 9 кл. и др.

Основные проблемы: - выбор предмета и определение его специфики в условиях поточно-группового метода обучения - необходимо выстроить единую систему оценивания базового и специфического компонента - определение критериев и механизмов оценивания специфических, метапредметных результатов - необходима целостная система социальных практик, профессиональных проб, реализуются только отдельные элементы - переход к системе тьютерского сопровождения процесса выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий

Распространение инновационного опыта Проведен модуль КПК «Модернизация классно-урочной системы в основной школе» - 25 слушателей (ПК) с ДО Проведена краевая очно-заочная конференция учащихся и педагогов ««Лицейское образование как фактор развития человеческого капитала» - 23 из ПК

Организован и проведен краевой семинар для работников образования по теме «Модернизация классно-урочной системы в основной школе» Проведен семинар для педагогов Удмуртской республики (Ижевск, Сарапул) в рамках ФСП «Индивидуализация на основной ступени образования» - 75 слушателей

Перспективы Завершение построения и апробации модели индивидуализации Участие в конференции по индивидуализации основной школы (апрель 2012) как базовая площадка Распространение опыта по ИОП в рамках ФСП, модулей КПК (2), участии в конференции по индивидуализации на старшей и основной ступени в октябре 2012 г. Выход на проблемы метапредметного содержания и метапредметной деятельности

Лекци онный зал Приветственное слово директора лицея Народного Учителя РФ Галины Федоровны Иконниковой Лекци онный зал «Метапредметный подход в образовании. Опыт. Проблемы. Перспективы». Черепанов М.С., заместитель директора – Лекци онный зал «Метапредметный урок. Миф или реальность? Бондаревская М.М., заместитель директора «Механизмы формирования регулятивных УУД» Чепкасова Е.Г. психолог Метапредметность в литературе. Обзор периодических изданий и монографий. Нежигай С.М., зав.библиотекой Секция 1 каб. 15 Проблемы и механизмы формирования смыслового чтения Экспертымодераторы: Бондаревская М.М. Федотова С.А. Лунегова И.В. Развитие умений работать с текстом как средство формирования информационной компетентности Варламова Т.А. Как правильно построить текст Нестеркина Н.А. Возможности краткосрочного курса "Речевой портрет" как средства формирования смыслового чтения Красникова В.Е. Интерпретация текста-миниатюры на уроках русского языка и литературы как способ формирования смыслового чтения Хромцова И.О. Формирование представления о математике как о части человеческой культуры Герасимова А.Н. формирование смыслового чтения при работе с картографическими источниками в 6 классе Полуянова Е.В. формирование смыслового чтения при работе с картографическими источниками в 9 классе Мазалова В.Е. Формирование смыслового чтения при работе с учебными текстами в 5 классе Шаяхметова В.Р. Формирование смыслового чтения при работе с историческими источниками в 6 классах Крохалева М.А. Способы и приемы формирования смыслового чтения на уроках немецкого языка Черемных Т.Г. Из опыта разработки системы диагностики сформированности УУД Двинянинова Т.Ю. Формирование УУД средствами урока русского языка Секция 2 каб.10 Средства формирования познавательных УУД в учебной и внеурочной деятельности Экспертымодераторы: Уварова Т.И. Буторина Н.В. Корягина Л.И. Петухова О.А. Формирование познавательных УУД на уроках химии в 8 классе Шилова И.Г. Искусство мыслить: развитие вербального интеллекта на уроках русского языка Меньшикова М.Ф. приемы РТВ как средство формирования умения строить логическое рассуждение Вахнина Л.В. Развитие умения работать с текстом на уроках математики Зубрицкая Н.Г. Геометрическое моделирование в развитии познавательной деятельности на уроках математики Тронина О.А. формирование познавательных УУД средствами ИКТ Хабибуллина Л.Ф. Исследовательская деятельность как средство формирования познавательных УУД учащихся начальной школы Мальцева Н.Г. Умение работать с информацией как планируемый метапредметный результат обучения младшего школьника Ефимова Л.Р. формирование у младших школьников навыков работы с информацией Семушина Л.Б. Аналогия как метапредметная деятельность в процессе обучения математике Покровская С.В. Специфика преподавания теоретической математики в условиях ПГО Голдобина И.П. Аналих языковых явлений на уроках русского языка Кузнецова Н.В. Формирование у младших школьников УУД на уроках окружающего мира